От автора

Роза Салах
               
Жизнь так быстротечна, что в её круговороте часто не замечаешь происходящего, не следишь за своими  действиями, допускаешь легкомыслие, необдуманные поступки. Всё куда-то спешишь, тебе некогда, не хватает времени, даже на семью. Совсем недавно я была свидетелем некорректной беседы завуча школы с учительницей начальных классов ( это для заместителя директора она рядовая), у которой за плечами несколько выпусков младших школьников. Эта учительница провела все уроки по расписанию, проводила своих второклассников домой, поставила на место классный журнал, но забыла о внеочередном совещании. Вспомнив о нём, вернулась и опоздала минут на десять. За это завуч школы женщину, мать двоих детей, тоже школьников, отчитывает:
- Людмила Григорьевна, Вы что себе позволяете? Вы почему на совещание опоздали? Вы забыли, что работа должна быть на первом месте, а потом - семья? Вы домой успели сбегать?  Та не стала перед ней, чиновником, оправдываться. Чуть покраснев, извинившись, поздоровавшись, прошла вперёд, села на своё обычное место на совещаниях, педсоветах.
Быстро летят годы - прошлого не вернёшь, жалеешь, что надо бы так, почему упустила, не уделила своего времени, не сказала  ему, самому близкому человеку в жизни, слова любви, ласки, внимания! Жалеем, когда теряем, теряем навсегда. Да, мудрее становимся постарше, с годами. Помню изречение: "Твоё время - величайший дар, который ты можешь преподнести кому-либо."
Скажете: "Надо было думать, смотреть вокруг, видеть, как живут другие." Да, надо было! Поздно! Да, ошибались, ошибалась я. Много раз1 Находила выход из трудных ситуаций и не раз. Обижала других, и мне отвечали тем же. Всё было! Подсказки, действитльно, со стороны кого-то, взрослого, мудрого человека, не было. Никто в мою жизнь и в жизнь моей семьи не вмешивался. Жили как могли. Конечно, не было опыта, совершенно не были подготовлены к самостоятельной жизни мы, дети войны, бывшие детдомовцы, люди без родителей, без крыши над головой. Пробивались, выбивали, достигали чего-то сами.
 "Радуйся жизни! Замечай рядом с собой близкого человека, соседа, знакомого, прохожего. Так что на первом месте - семья, любовь. Простая истина: твоя семья - твоя крепость". "Каждое мгновение жизни таит в себе семена счастья. Всё строится на любви"- вот ещё другая истина. Это я поняла уже потом, в зрелом возрасте. Да, поздно! Ещё говорят: "Лучше поздно, чем никогда." Кто-то должен учиться на ошибках других.
 Я, автор многих рассказов, очерков и повестей, всё-таки считаю себя счастливым человеком: любила и была любима; на работу шла как на праздник, хотя бывали моменты отчаяния, недовольства, обиды - такое в редких случаях. В жизни всегда находятся люди-завистники, не довольные твоими успехами, хорошими результатами: твои ученики прекрасно отвечают на экзаменах, знания подтверждаются при поступлении в высшие учебные заведения; тебя похвалили, поощрили, наградили чем-то. Да, я - отличник народного образования, горжусь Почётными грамотами Советского комитета ветеранов войны с подписями Героя Советского Союза Алексея Маресьева, автора романа "Доктор Вера" и "Повести о настоящем человеке", и генерала Батова. Имею Почётную Грамоту и Знак Центрального комитета комсомола. Мне, заместителю директора по воспитательной работе, 19 мая, в День Пионерии, во Дворце под звуки горна и боя барабана торжественно вручили удостоверение и пионерский значок Центрального Совета пионерской организации имени Ленина. Ко мне, жителю в провинции, обращались за материалами для кандидатских и даже докторских диссертаций преподаватели московских и ленинградских вузов; приглашали на работу в выше стоящие инстанции - я оставалась на своём месте. Нравились мне своя, любимая, работа и дети вокруг. Куда   только мы ни еэдили: в Краснодон, Меморильный комплекс в Хатыни, Новороссийск, Крымск, село Русское и Молдаванское, где похоронены "ночные ведьмы", лётчицы, штурманы 46-го женского авиационного полка: Евдокия Носаль, Женя Крутова, Елена Саликова и другие. Приезжали к нам, в Чувашию, а затем и в Нижневартовск, школу, Музей боевой славы следопыты из Башкирии, Молдавии, Украины. Это - прекрасно! Это и есть патриотическое и интернациональное воспитание! Воспитание гражданина своей страны. Мы с мужем создали дружную интернациональную семью. Я - марийка; Мергасим, мой муж, - татарин. Муж моей сестры Риммы - русский, сватья - немец и русская; зять - австриец. Жена Сабана, моего деверя-татарина, - русская, жена племянника - чувашка. Я всех их люблю, дружу со всеми. Мои друзья - в Белоруссии, Украине, Молодове,  Австрии, Чувашии, Татарии, Марии Эл, ... 
  Расставания и встречи, радости и печали, слёзы и смех! Всё смешалось в круговерти. Так устроена Жизнь!