Итальянское каприччио I РИМ

Зиновий Бекман
Итальянское  каприччиоI


           Автором знаменитой фразы, ставшей крылатой,
"УВИДЕТЬ ПАРИЖ И УМЕРЕТЬ" был не менее знаменитый в свое время  советский писатель  ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ, вложивший её в уста одного из героев своей книги "Мой Париж". Однако, не многие знают о том, что Илья Григорьевич, просто-напросто,  перефразировал  известную ещё в античные времена фразу о вечном городе "УВИДЕТЬ РИМ И УМЕРЕТЬ".
.
     Откровенно говоря, я сам об этом недавно прочел в Интернете, за несколько дней до своего полета в РИМ.
     А вот фраза о Париже, мне была известна ещё в далекой юности, но в  то  время она представлялась  несбыточной мечтой. Однако, времена изменились, и свое 65- летие мне посчастливилось  отмечать именно в Париже.

.  "УВИДЕТЬ ПАРИЖ И УМЕРЕТЬ" – я тогда воочию осознал и проникся смыслом этой фразы, потому, что это была эйфория, это был пик впечатлений, после которых, казалось, больше не будет такого праздника души, удивления и восхищения.

     Но мир необъятен и прекрасное не имеет границ. Я убедился в этом, побывав за прошедшие годы, в столицах и городах многих европейских стран. Они  по-прежнему влекут меня, невзирая на почтенный возраст, в новые путешествия.

      Вот и сегодня, накануне своего 80-летия, я снова на борту комфортабельного БОИНГА, причем, мне повезло – я сижу на своем излюбленном месте, возле иллюминатора.

     Как всегда монотонно гудят моторы и, если нет облаков, то кажется, что самолет недвижимо повис над бездной. Но это только кажется. Каждое мгновение  приближает меня к заветной цели – вместе с туристической группой нас ждет девятидневное турне по городам Италии.

    Это не первое моё посещение Италии. Несколько лет тому назад  во время пребывания в Словении, представилась возможность посетить Триест и Венецию.         
     Сейчас мне предстоит  знакомство с РИМОМ, ВАТИКАНОМ,  НЕАПОЛЕМ, СИЕНОЙ, ПИЗОЙ, ФЛОРЕНЦИЕЙ, ВЕНЕЦИЕЙ(повторно), МИЛАНОМ ,ВЕРОНОЙ и курортными городками, расположенными в прибрежной полосе озера ГАРДА, на севере Италии.

   . С волнением, как всегда, стараюсь представить себе   встречу  с очередной страной.  С какими событиями  и именами она ассоциируются в моем сознании?

     Притом, что моё знакомство с Италией начиналось не с белого листа, мои познания о ней ограничивались всего лишь хрестоматийными сведениями и носили, прежде всего, виртуальный характер.

     Теперь я смогу осуществить свою мечту и  увидеть  шедевры великих мастеров эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ:   ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ, МИКЛЬАНДЖЕЛЛО,  РАФАЭЛЯ и воочию ощутить гармонию и величие их творений.

      В моей памяти СОНМ имен. Каждое имя – это ЯВЛЕНИЕ, это ЭПОХА, это ОЛИМП!

        Удобно, пристроившись в кресле, прикрыв глаза, легко вспоминая десятки , близких моим предпочтениям, великих итальянских имен, я так увлекся , что, даже на время забыл о затянувшемся приступе радикулита, из-за которого едва не отменил полёт…

      На стыке СЕМНАДЦАТОГО  и ВОСЕМНАДЦАТОГО  веков зажглась звезда знаменитого скрипичного мастера НИКОЛО АМАТИ и его гениальных, непревзойденных учеников, великого АНТОНИО СТРАДИВАРИ  и АНДРЕА ГВАРНЕРИ.

               ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ  век Италия украсила именами НИКОЛО ПАГАНИНИ,  ДЖУЗЕППЕ   ВЕРДИ, ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ, РУДЖЕРО ЛЕОНКАВАЛЛО,
ПЬЕТРО МАСКАНЬИ, ДЖАКОМО ПУЧИНИ, ДЖОАККИНО АНТОНИО  РОССИНИ. Каждое имя о многом  говорит само за себя, особенно для профессионалов и любителей музыки.

         ДВАДЦАТЫЙ век – расцвет итальянского бельканто в творчестве выдающихся итальянских  теноров: ЭНРИКО КАРУЗО, БЕНЬЯМИНО ДЖИЛЬИ, МАРИО ЛАНЦА, МАРИО ДЕЛЬ МОНАКО, ДЖУЗЕППЕ ДИ СТЕФАНО, ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ…

       Неизгладимый след  в памяти моего поколения  оставило творчество
итальянских кинематографистов ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, ЛУКИНО ВИСКОНТИ, РОБЕРТО РОССЕЛИНИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ,
ДЖИНЫ ЛОЛЛОБРИДЖИДЫ, ДЖУЛЬЕТТЫ МАЗИНЫ, СОФИ ЛОРЕН, МАРЧЕЛЛО МАСТРОЯНИ, ТОТО…

    Ловлю себя на мысли, что  я не могу назвать  больше ни одной европейской страны, в которой  вот так спонтанно в один присест можно  вспомнить столько выдающихся имен.
     В чем причина столь благотворного генетического фона?..

     По радио прозвучала команда пристегнуть ремни. Самолет готовится совершить посадку в Римском Международном аэропорту имени ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.  Я думал, что  ослышался. Оказывается, все правильно- аэропорт Леонардо да Винчи. Никогда этого не знал. Приятная неожиданность. Вот она Италия. А ведь могли назвать аэропорт именем ГАРИБАЛЬДИ…

      Легкий толчок  шасси о взлетно-посадочную полосу и под традиционные  аплодисменты израильских пассажиров,  "Боинг" медленно катит к месту стоянки. Ну, здравствуй, ВЕЧНЫЙ ГОРОД, РИМ!
    И тут же всплывает в памяти: "УВИДЕТЬ РИМ и УМЕРЕТЬ"

      Паспортный контроль проходим в  длинной, утомительной очереди. Напоминает о себе радикулит. В поле зрения попадают мигающие неоновые таблички на английском и итальянском языках. Я не знаю ни того, ни другого, но машинально прочитываю латиницу: на английском –PASPORT CONTROL- звучит, как  команда: "ПАСПОРТ НА СТОЛ!"  Невольно съеживаюсь. 
 Другое дело, на итальянском – CONTROLLO PASSAPORTI-   созвучно ЛУЧАНО ПАВАРОТТИ. Тут же возникает образ, улыбающегося бородача, с  чистыми детскими глазами и неповторимым голосом. На душе сразу становится тепло и, даже радикулит отпускает.

        Наконец, прошли паспортный контроль, получили багаж и в сопровождении нашего гида занимаем места в комфортабельном автобусе.
В предстоящие  9 дней он станет нашим основным пристанищем, в котором нам предстоит провести десятки часов и проколесить  не одну сотню километров по  городам и весям Италии с ЮГА до самого Севера страны.
       Водитель автобуса Марио, средних лет, коренастый, среднего роста, с серебром на висках и доброй улыбкой. Играючи, как тяжелоатлет с гирями, легко расправляется с нашими тяжелыми чемоданами, укладывая их в багажное отделение. В этом путешествии наша жизнь в его руках.

    Но  кого он мне напоминает? Такое же широкоскулое лицо и пышная  шевелюра, только без очков. Ну, конечно, АЛЬ БАНО. И тут же всплыли в памяти ТОТО КУТУНЬО и АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО, все трое символы современной Италии последней четверти ХХ века, во всяком случае, для нас, русскоговорящих слушателей.    

      Аэропорт  расположен в 5 км. от небольшого городка Фьюмичино и потому для большинства авиапассажиров он известен, как главный  аэропорт Рима Леонардо да Винчи – Фьюмичинно. От столицы его отделяет 30 км.

     После непродолжительной остановки на обед в придорожном кафе, въезжаем в Рим с юго-западной  стороны. Нет ничего примечательного. Обычный для большинства  европейских стран городской пейзаж: не очень широкие улицы, по сторонам традиционные  дома в 4-5 этажей с элементами   готики, позднего модерна и более современных архитектурных стилей.

    Первые 30 минут кружения по улицам ещё не создают впечатления, что ты едешь  по одному из самых великих городов мира, насчитывающему почти трёхтысячелетнею историю…
 

     Но вот в окне показалась огромная  полусфера  старинного здания, напоминающего гигантский стадион или цирк. Сердце учащенно забилось –КОЛИЗЕЙ, самый великий амфитеатр древнеримской эпохи и один из её символов. 
      Его строительство началось при императоре Веспасиане Флавии в 72 г.н.э. закончилось уже при правлении его сына Тита Флавия в 80 г.
Поражает, что такое грандиозное сооружение смогли воздвигнуть за такой короткий срок – 8 лет.

      Исторический факт: строительство Колизея, или, как его называли современники, амфитеатр ФЛАВИЕВ, производился на золото, вывезенное императорами, отцом и сыном, из Иерусалима.
     При этом строили его,  400 пленных еврея, как некогда их отцы, воздвигали знаменитые пирамиды Египта.
   Не скрываю, это сообщение было для меня одновременно сенсационным и неожиданным, как и то, что к разрушению древнего Колизея , приложили руку ПАПЫ РИМСКИЕ, которые для возведения ХРАМА СВ.ПЕТРА, использовали камни из стен Колизея.
 
     Полуразрушенные стены Колизея помнят, как на глазах  55 тысяч зрителей, на его арене, сражались и гибли на потеху римской публики гладиаторы и животные…
      Рядом с ним выходим из автобуса и через минуту оказываемся в сердце античного Рима. Куда ни бросишь взгляд, везде дошедшие до наших дней  руины античной цивилизации.
      Каждый, кто оказывается здесь, силой своей фантазии способен представить  себе тысячелетнюю древность и бурлящую в ней жизнь. Здесь словно оживает сама ИСТОРИЯ.

     Наша пешеходная экскурсия начинается тут же поблизости, возле арки Тита, того самого Тита Флавия, сына императора Веспасиана, который командовал  римскими легионами во время штурма Иерусалима в 70 г.н.э .Именно он  приказал войскам превратить Иерусалим в руины и разрушить ВТОРОЙ ХРАМ.
Оставшаяся западная стена храма, стала главной святыней  иудеев всего мира,
СТЕНОЙ ПЛАЧА.
      Спустя 10 лет император Домициан Флавий, младший брат Тита, в честь его
Победы в Иерусалиме (Недобрая ему память!) воздвиг эту триумфальную арку. Цинично выглядят в моих глазах изображенные на её барельефах сцены ограбления Иерусалимского Храма, на которые я смотрел с нескрываемой неприязнью.
 
       Здесь же поблизости стоит памятник императору НЕРОНУ, личность которого очень противоречива в истории, Народная молва не может ему простить организованного им грандиозного пожара в Риме. Брошенный всеми сподвижниками, даже телохранителями, он покончил жизнь самоубийством.
.
    Прямо передо мною, утопающие в  зелени, развалины Римского Форума, средоточие общественно-политической, экономической и религиозной жизни Древнего Рима. Вот РОСТРЫ, где ораторы выступали перед народом, склоняя его на свою сторону. Рядом КУРИЯ- древний Сенат, оно сохранилось. В его внутреннем зале заседало 300 сенаторов. Рядом развалины базилики Юлия Цезаря и на высоком подиуме 8 колонн- развалины древнейшего римского храма Сатурна.
    В свое время на ФОРУМЕ Цезарь установил золотую статую Клеопатры, которая раздражала римскую знать.

    И на этом же Форуме, когда  в результате заговора его  убили, он был кремирован, и на месте  кремации была установлена  вначале колонна, позднее храм Цезаря. Развалины этого храма сейчас перед нашими глазами.

     Куда не бросишь взгляд -  говорящие руины: остовы храмов, мраморные колонны.  И каждая хранит память и может о многом рассказать.
Вот развалины храма Весты и дом весталок, девушек жриц, в обязанности которых входило поддержание священного огня, символа вечного города Рима.


       На противоположной стороне, за моей спиной, на холме  башня Нерона, с которой император наблюдал, как во время пожара горел Рим.    

        Далее наш путь  по восходящей  дороге пролегает на знаменитую площадь Капитолийского холма.
      Не доходя  его, останавливаемся у колонки с питьевой водой. В Риме их с древнейших времён бесчисленное множество и это тоже одно из достопримечательностей вечного города. Поступая из подземных источников, и, проходя естественную природную очистку и фильтрацию, вода в них экологически чистая и очень вкусная. Примечательно, что во все времена римляне  почти не знают, что такое кишечные заболевания.
    Наполняем бутылочки с водой и с удовольствием утоляем жажду- день жаркий.

    А вот и сама площадь – первая встреча на земле Италии с великим зодчим
МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Именно ему в 30-е годы шестнадцатого столетья были поручены работы по реконструкции Капитолийского холма, на котором в эпоху Средневековья была тюрьма.
      В настоящее время площадь выглядит так, как её увидел и спроектировал сам МИКЕЛЬАНДЖЕЛО, обрамляющие площадь с трех сторон дворцовые здания и ведущая вниз, лестница, скульптурные композиции и конная статуя МАРКА АВРЕЛИЯ в центре. Под ногами изящный орнамент брусчатки.
Считается, что на этой площади расположена центральная точка не только РИМА, но и МИРА. В наше время в зданиях, примыкающих к площади, расположились Капитолийские музеи, в одном из которых хранится оригинал  конной статуи Марка Аврелия, а на площади установлена копия.

     С площади Капитолийского холма спускаемся по знаменитой лестнице Микельанджело, которая вместе с самой площадью воспринимается, как единый архитектурный ансамбль.

     Направляемся в один из немногих готических храмов Рима, ХРАМ ДЕВЫ МАРИИ. Наша цель – познакомиться ещё с одним шедевром МИКЕЛЬАНДЖЕЛО. Слева от алтаря находится его знаменитая работа
"ХРИСТОС ОКОЛО КРЕСТА". Невольно любуешься совершенством и красотой обнаженного человеческого тела, воплощенным в божественном образе.
 Однако, церковники посчитали неприличным присутствие в храме статуи откровенно обнаженного  Христа, и потому забавно выглядит на нем набедренная повязка.

     Я услышал интересную историческую подробность, связанную с Храмом Девы Марии. Когда-то этот храм принадлежал ордену доминиканцев(псов господних). В глубине его двора состоялся известный суд над ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЕМ, знаменитом итальянском  физике, астрономе и философе. Ему грозила смерть на костре инквизиции, но великий ученый очень любил свою дочь Вирджинию,  и ему так хотелось  хотя бы ещё раз увидеть  и обнять её.
На суде он отрекается от учения Коперника,  а после суда произносит свою знаменитую фразу о Земле: "И все-таки она вертится!"
   
     Возле Храма Девы Марии мы увидели гранитный  обелиск, поддерживаемый очень славным слоником. Экскурсовод подчеркнула, что Рим богат, как никакой другой город мира, обелисками, многие из которых были высечены из монолитного гранита
в древнем Египте ещё до н.э. и после побед над египтянами, привезены в Рим, став композиционными центрами римских площадей.

      А вот и следующий экскурсионный объект  Древнего Рима – величественный Пантеон.
  Перед его фасадом мы обратили внимание ещё на один обелиск, который несколько выше обелиска со слоником. Римляне  называют его МАРКУТЕО.Он тоже привезен из Египта и относится к эпохе фараона  РамсесаII(XIIIвек до н.э.)

    ПАНТЕОН - единственное античное сооружение Рима, дошедшее до наших дней не в руинах, самый древний в мире Храм, построенный на рубеже Старой и Новой Эры. И потому неудивительно, оказавшись внутри, у тебя перехватывает дух от ощущения высоты, ажурности и легкости поистине  гигантского купола с отверстием вверху, через который в Храм поступает дневной свет. Глядя на выдержанные пропорции, поражаешься
инженерным познаниям, полету фантазии и интуиции древнеримских  архитекторов и строителей.

      Первоначально Пантеон использовался, как "Храм всех богов". В нем  проводились богослужения в честь семи самых почитаемых богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна.

     В VII в.н.э. папа Бонифаций IV переосвятил Пантеон из языческого в Христианский Храм Санта Мария од Мартирос в честь Богородицы и всех мучеников.
       С о временем Пантеон стал местом захоронения выдающихся людей, в т.ч. художников .Среди них и великий РАФАЭЛЬ, который с трепетным благоговением относился к нему, завещая похоронить себя в нем. Незадолго до своей смерти он лично по просьбе ПАПЫ руководил его реставрацией.

     В наше время его гробница одно из самых почитаемых и посещаемых мест.         
Трудно описать чувства, которые испытываешь, оказавшись рядом.
Но они очень сродни тем, которые я испытал  во Франции в долине реки Луары в маленькой церквушке у могилы ЛЕОНАРОДО ДО ВИНЧИ и в Англии в Стратфорде, в такой же церквушке, рядом с усыпальницей ШЕКСПИРА.

       Прежде ,чем я смог подойти  ближе к самой гробнице, я увидел установленную над ней статую Мadona delSasso(Мадонна на скале), заказанную ещё при жизни самим Рафаэлем.

     РАФАЭЛЬ умер в возрасте 37 лет в день своего рождения. Его современники говорили, что ему так много было отпущено, что его 37 лет хватило бы на сто жизней.
   Друг и покровитель великого художника ПЬЕТРО БЕМБО на саркофаге написал слова эпитафии:

          "ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ РАФАЭЛЬ, ПРИ ЖИЗНИ КОТОРОГО МАТЬ ВСЕГО СУЩЕГО – ПРИРОДА, БОЯЛАСЬ БЫТЬ ПОБЕЖДЁННОЙ, А ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ УМЕРЕТЬ"