5. 091 Барон Эдуард Фальц-Фейн

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.091 Барон Эдуард Фальц-Фейн


Карликовое княжество Лихтенштейн насчитывает 35 тыс. жителей. Среди 20 тыс. полноправных граждан этого государства один только русский (с примесью немецкой и украинской крови). Этот 100-летний старец и поныне успешный бизнесмен, известный общественный деятель и щедрый меценат, знаменитый не только в княжестве, но и в России и Украине. Имя его Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн. Он — барон, получивший этот титул в 1936 г. от князя Франца I после того, как построил на свои последние деньги поилку для коров и на референдуме в городке Руггеле обрел право стать «своим».

Будущий лихтенштейнец родился 14 сентября 1912 г. в селе Гавриловка Херсонской губ. в семье агронома Александра Эдуардовича Фальц-Фейна и Веры Николаевны, урожденной Епанчиной. Оба родителя происходили из знаменитых дворянских родов России.

Фальц-Фейны были самыми крупными помещиками на юге России, за заслуги перед Отечеством были удостоены личной благодарности Александра II и Николая II. Семья строила школы, больницы, платила пенсии, создала знаменитый Биосферный заповедник Аскания-Нова, причисляемый ныне к 7 природным чудесам Украины.

В роду же Епанчиных, происходящих от боярина Федора Кошки (общего предка с Романовыми), были три адмирала русского флота. Дед Эдуарда, генерал от инфантерии, директор Пажеского корпуса Николай Алексеевич Епанчин был главным воспитателем мальчика. Генерал привил внуку не только любовь к России, к ее культуре и языку, но еще и научил заботиться о своем Отечестве всеми доступными средствами.

После Октябрьской революции 1917 г. Фальц-Фейны, потеряв свое состояние, эмигрировали в Германию, а затем во Францию, где у них в Ницце была вилла. Во Франции Эдуард окончил Колониальный институт, стал чемпионом Парижа по велоспорту, «лучшим репортером» газеты «L`Auto».

Уже в Лихтенштейне он создал и возглавил Олимпийский комитет, олимпийскую команду страны (в которой какое-то время был тренером), занимавшую на Зимних олимпиадах 18-е и 6-е места.

Не имея средств к существованию, молодой человек смог выбиться «из грязи в князи». Эдуарду помогла его собственная идея — превратить захолустную столицу Лихтенштейна — Вадуц в туристическую Мекку Европы.

Взяв кредит 50 тыс. долл., Фальц-Фейн придумал сувениры, открыл два сувенирных магазина; в сопредельных странах провел рекламную компанию по привлечению туристов и договорился об автобусных маршрутах в княжество; наладил ресторанный бизнес. Вскоре в Вадуце начался туристический бум, в стране была ликвидирована безработица, а барон стал весьма состоятельным «королем сувениров».

«Сувенирный» доход Эдуард Александрович торовато расходовал на благие дела. Половину денег он оставлял «для России, вторую — для себя и дочери» ( http://www.stoletie.ru/). Такая щедрость сразу же сделала барона заметной фигурой среди европейских филантропов.

Фальц-Фейн прославился возвращением хозяевам (странам, музеям, галереям) утраченных ими в войнах и революциях исторических, художественных и литературных ценностей, которые он сам разыскивал по всему миру.

Более всего Эдуард Александрович порадел своему Отечеству, в которое впервые попал в 1980 г., когда склонил членов Международного олимпийского комитета отдать голоса проведению Летней олимпиады в Москве, а не в Лос-Анджелесе. Та олимпиада стоила барону немалых душевных и материальных затрат.

С тех пор Фальц-Фейн передал сначала СССР (в Советский фонд культуры), а потом России и Украине множество сокровищ и шедевров из собраний Русского Императорского дома, дворянских имений, музеев. Он приобретал их в частных коллекциях и на аукционах. Картины, скульптуры, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства; письма, дневники, архивы знаменитых политиков и деятелей искусства; редкие библиотеки (первым стало 100-томное собрание книг Дягилева-Лифаря).

«Своим самым значительным делом барон считает возвращение в Россию архива Соколова, расследовавшего убийство Николая II и его семьи в июле 1918 г.». (В. Серебряный).

Дворцам и музеям меценат пожертвовал бесценный персидский ковер, принадлежавший Николаю II (подарок персидского шаха), скульптуры, мебель, полотна Левицкого, Репина, Коровина, Лебедева, Бенуа, Маковского, Горбатова…

Среди известных меценатов барон Фальц-Фейн человек особенный — он инициатор идей, их проводник и воплотитель. От зарождения идеи до реализации порой проходили годы, а то и десятилетия, которые благотворитель тратил на поиски сокровищ, на уговоры чиновников и пр., но именно так в Россию был перевезен в 1984 г. прах Ф.И. Шаляпина, началось восстановление Янтарной комнаты (открыта в 2003 г.), был поддержан заповедник Аскания-Нова.

Шаляпин — отдельная песнь барона. Музею Федора Ивановича в Петербурге Фальц-Фейн передал выкупленные им фамильные реликвии Шаляпиных, а Кисловодскому музею «Дача Шаляпина» (Кавказские минеральные воды) вручил материалы для нового экспозиционного зала «Русская эмиграция», посвященные Шаляпину и его окружению — Рахманинову, Коровину, Бунину, балерине М. Ксешинской, певице Н. Кошиц и др.

На тщетные поиски Янтарной комнаты, похищенной гитлеровцами во время Великой Отечественной войны из Екатерининского дворца в Царском Селе, барон истратил за 10 лет немало средств — на историков, криминалистов, поисковиков. После этого он уговорил власти Петербурга начать ее восстановление, и сам не раз направлял на эти цели деньги, шлифовальные станки, специальные сверла, 2 тонны янтаря.

Заботами Фальц-Фейна Янтарной комнате были возвращены найденные им в Германии комод красного дерева и одна из четырех флорентийских мозаик. За настоящую Янтарную комнату барон объявил приз — 500 тыс. долл. тому, кто найдет ее или хотя бы ее фрагмент. Деньги лежат в банке и ждут своего обладателя.

Фальц-Фейн спонсировал восстановление Мальтийской капеллы и корпусной церкви, а также открытие кадетского музея в Санкт-Петербургском Суворовском военном училище (бывший Пажеский корпус). Внес свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве.

В Украине барон также профинансировал строительство несколько церквей. Там же он организовал всемирный коллоквиум зоологов по спасению лошади Пржевальского, разведением которой занимались его предки.

В других странах меценат, являясь дальним родственником Ф.И. Достоевского, «восстановил надгробия на могилах дочерей писателя — Софии, умершей в младенчестве в Женеве, и Любови Федоровне в итальянском Больцано». (Л. Черкашина).

В Швейцарии барон поставил памятник и открыл мемориальную доску и музей генералиссимуса А.В. Суворова, прославившегося своим походом 1799 г. в Альпах (1994), а в Германии — музей Екатерины II на ее родине (1995).

Создав фонд «За честное отношение к русскому искусству на Западе», Фальц-Фейн взял под свою опеку ряд выходцев из России, преимущественно представителей творческой интеллигенции.

Заслуги «народного барона», члена нескольких объединений и попечительских советов, в развитие культуры Лихтенштейна, России и Украины общепризнанны. Фальц-Фейн является обладателем двадцати орденов (в т.ч. ордена Преподобного Сергия Радонежского — высшей награды РПЦ), медалей, почетных и иных знаков, стал лауреатом нескольких международных премий.

P.S. «Вопрос: Эдуард Александрович, как Вы считаете, что такое благотворительность сегодня?

Фальц-Фейн: Дословный смысл благотворительности прозрачен — творение блага, добра, совершать дела милосердия, сострадания, сочувствия, готовности оказать безвозмездную помощь всякому, кто в ней нуждается… Крупное предпринимательство — это основа благотворительности, … но на самом деле, вовсе необязательно быть состоятельным человеком, чтобы помогать людям» (www.shkolazbizni.ru/).