5. 081 Музыкальная академия Киджи

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.081 Музыкальная академия Киджи


В Сиене, красивейшем городе провинции Тоскана (Италия), некогда столице могущественной Сиенской республики, находится музыкальная академия Киджи (Киджиана), не имеющая, по мнению музыкантов и искусствоведов, аналогов в мире. Основанная в 1932 г. меценатом графом Гвидо Киджи Сарачини (Guido Chigi Saracini), академия славится своими мастер-классами, преподавателями и выпускниками, а также концертами, привлекающими внимание музыкальной общественности.

Гвидо Киджи — представитель влиятельного и богатого рода, прославившегося своими меценатами. Например, банкир А. Киджи (соперник Фуггеров, он кредитовал пап Юлия II и Льва X, Чезаре Борджиа и семейство Медичи) покровительствовал Рафаэлю, который выстроил для него дворец, позже получивший название Фарнезина. Кардинал Ф. Киджи, избранный в 1655 г. папой Александром VII, широко известен строительством в Риме архитектурных шедевров барокко — знаменитой колоннады на площади Собора Св. Петра, летней резиденции в замке Леонина и др.

Гвидо Киджи родился 8 марта 1880 г. в Сиене. Окончив консерваторию Луиджи Керубини во Флоренции, Киджи унаследовал в 1906 г. семейное состояние и занялся организацией музыкальной жизни в Сиене, посвятив все свое время, средства и силы родному городу.

В 1907 г. меценат учредил Сиенский квинтет, выступавший с благотворительными концертами. В 1913 г. Киджи организовал в сиенской церкви Сан-Франческо панихиду по скончавшемуся Д. Верди. Квинтет исполнил «Реквием», написанный Верди в 1874 г. в память о почитаемом композитором писателе А. Мандзони, авторе романа «Обрученные». Это исполнение, ставшее событием мирового масштаба, привлекло внимание многих музыкантов. В частности, композитор А. Бойто также оказал значительную поддержку филантропической деятельности графа Киджи.

После Первой мировой войны, в которой граф участвовал в качестве волонтера, Киджи вернулся в Сиену и перестроил свой дворец — палаццо Киджи-Сарачини.

Заменив огромное помещение для игры в мяч на концертный зал, 22 ноября 1923 г. граф провел в нем первый концерт в цикле «Micat in Vertice». Эта дата стала днем рождения Киджианы.

С тех пор концерты данного цикла проводились ежегодно, невзирая на политические перипетии эпохи. Академия очень быстро превратилась в один из самых значительных в мире учебных музыкальных центров. Помимо своего дворца граф подарил академии и все ценные художественные произведения, которые были у него.

В академии ныне хранится богатейшая коллекция полотен итальянских художников, сиенских и флорентийских мастеров — С. Сассетты, Д. Содомы, Д. Беккафуми, П. Перуджино, С. Боттичелли, Ф. ди Джорджо и др.; скульптура, ювелирные изделия, керамика, предметы декоративно-прикладного искусства XVI—XVII вв., собрание музыкальных инструментов. Библиотека академии насчитывает более 70 тыс. томов, в т.ч. с автографами, редких старинных изданий и рукописей различных эпох. (http://www.cult-turist.ru/).

В 1928 г. в Сиене был проведен Шестой фестиваль Международного общества современной музыки, среди участников которого были, в частности, знаменитый испанский композитор, пианист, музыковед М. де Фалья и один из наиболее влиятельных представителей итальянской музыки первой половины XX в. итальянский композитор, пианист и дирижер А. Казелла. На фестивале состоялись также премьеры произведений С. Прокофьева, М. Равеля, А. Веберна и др. композиторов.

С 1932 г. во дворце Киджи стали проводить ежегодные мастер-классы мировые знаменитости — А. Серато, А. Джанфранческо, Д. Энеску, Х. Ачукарро, А. Сеговия, И. Менухин, А. Корто, А. Наварра, П. Казальс, Ф. Донатони, С. Челибидаке, Ю. Башмет, Б. Белкин, Г. Агости, А. Корто, Ж. Тибо, Н. Мильштейн, Г. Шерхен, А. Менезес и др.

Граф крайне редко покидал Сиену. Он не любил заграницы, как не любил и зарубежных композиторов (Баха, Бетховена и др.).

Киджи был в полном смысле патриотом Италии, любил ее историю, искусство и почитал старинную итальянскую музыку. Учредив в 1939 г. фестиваль «Сиенские музыкальные недели» под руководством Казеллы, Гвидо Киджи возродил интерес к творчеству А. Вивальди, Д. Скарлатти, Д. Перголези, Б. Галуппи, А. Кальдара, А. Сальери и др.

В 1939 г. в академии был создан квинтет Киджи (позднее секстет), в 1942 г. — итальянский квартет.

В 1961 г. Киджи полностью передал дворец в распоряжение музыкантов, благодаря чему регулярные мастер-классы были преобразованы в постоянно действующую Музыкальную академию Киджи. Благотворитель еще 4 года фактически единолично руководил своим детищем.

Скончался Киджи 18 ноября 1965 г. в Сиене.

Знавший графа итальянский писатель и публицист Г. Пьовене писал о Киджи, как о рачительном хозяине своей частной академии, пекущемся о ее развитии и преуспеянии. Меценат не допускал к своей «собственности» муниципальных чиновников, что однажды едва не привело академию на грань закрытия.

«Во время моего посещения одного из концертов старинной итальянской музыки в дворцовом зале я (Г. Пьовене. — В.Л.) заметил, что исполнители со сцены кланялись в одну точку зала, где никого не было, будто выражали свое почтение призраку, которого не могли видеть зрители. Наконец, я увидел, что на концерте присутствовал сам граф Киджи, в небольшом зале, из которого он видел сцену, но не мог быть замеченным зрителями… В этом зале выступали известнейшие в мире исполнители, которых… привлекла и необычайная возможность выступить, словно при небольшом дворе аристократа, в частном дворце с трехарочными окнами четырнадцатого века».

Из внеучебных проектов академии можно отметить вручаемую с 1982 г. молодым, но уже завоевавшим международное признание музыкантам (как правило, скрипачам и пианистам) ежегодную премию академии Киджи в области академической музыки. К денежному вознаграждению прилагается серебряная статуэтка работы скульптора Ф. Кенига. Среди лауреатов есть несколько российских музыкантов — Г. Кремер (1982), В. Муллова (1988), А. Гаврилов (1989), Е. Кисин (1991), М. Венгеров (1995), А. Володось (2003).

С 1983 г. раз в два года академия Киджи проводит конкурс оркестровых сочинений длительностью 15—18 мин., названный в честь А. Казеллы.

Академия прославилась не только преподавателями, но и многими учениками, вышедшими из ее классов — К.М. Джулини, З. Мета, Д. Орен, Р. Влад, Н. Рота, К. Аббадо, С. Aккардо, Д. Баренбойм, Д. Алирио и т.д.

В настоящее время Киджиана ежегодно организует семинары и специальные курсы пения, музыкальных инструментов, оркестрового дирижирования, композиции, проводит фестивали, организует концерты, выпускает журнал «Киджи» и «Доклады академии Киджианы».