МИНИАТЮРА
М.Н. - с любовью
Блажь, баловство, безделушка?
Небольшое по формату, изящное произведение искусства, филигранно отточенное, с тщательно выписанными деталями, предполагает внимательное разглядывание, раздумье, создаёт определённое настроение и пробуждает эстетическое чувство прекрасного, изначально присущее человеку.
Миниатюра известна со времён Древнего Египта. Её возникновение связано с появлением первых книг. Рукописных. Слух обманывается, делая упор на «мини» - маленький. Слово миниатюра произошло от латинского minium. Так назывались красные краски, сурик и киноварь, что использовались при оформлении рукописи.
Большая буква, с которой начинается всякое письмо, украшалась затейливыми завитушками, орнаментом, причудливым узором в соответствии с содержанием. Она возглавляла текст, притягивая внимание цветом и оформлением.
Древняя миниатюра предшествовала современному искусству книжной иллюстрации.
Немного отступив от края, как глубокий вдох перед началом чтения (ведь каждое начало — событие, оно должно быть особо обозначено), с заглавной, красиво начертанной красной буквы, ведётся повествование. Отсюда пошло выражение «красная строка».
Красный цвет — особенный, значение его — широкое. Глаз человека реагирует на него в первую очередь. Кровь наша, сок нашей жизни, - красная, тёплая, живая. Она передаётся от предков к потомкам, в ней хранится информация о сокровенном прошлом, она сильнее разума, в ней неосознанные инстинкты поколений, наследственность и преемственность запечатлённого знания. Зов крови...
В русском языке слова красный, красивый, краса, краски, красота восходят к одному праславянскому корню. Красный — это не всегда характеристика цвета: красно солнышко, красна девица, красноречие.
Античные философы связывали категорию красоты с совершенством мироздания. Гармония и пропорциональность частей, их совокупность и целесообразность, симметричность черт, общность всего со всем представляют мир единой системой: совершенной в своей красоте. Мы различаем физическую и духовную красоту. Прекрасное несёт в себе нравственное начало. Искусство воплощает красоту, которая по Иммануилу Канту есть символ морального добра.
Старинный жанр изобразительного искусства — миниатюра пришла в литературу из живописи. Сверхмалый объём, детализация, умение владеть словом — показатель мастерства писателя. Чем меньше форма, тем сложнее вместить в неё без потерь общность частности с целым.
Размер, как и многое другое, понятие относительное. Он по-своему влияет на восприятие, он может подавлять, восхищать, удивлять. Размер соотносится с человеком, несёт в себе определённые эмоции. Короткие произведения — литературные миниатюры звучат камерно, требуют пристального внимания, любовного рассматривания, они более интимны, если можно так сказать.
Миниатюрность формы привлекает уплотнением, концентрацией и сгущением содержания. Мы любуемся и ловим мелодию слова, что умеет красочно и достоверно звуком своим выразить самые сложные чувства и порывы души человеческой, природу и её явления. Язык миниатюры часто напоминает стихотворение в прозе.
В малом творении те же черты, тот же порядок мироздания, та же красота, те же закономерности и та же любовь, чем живёт и дышит всё сущее в нас и вовне.
… Бесцветное небо затянула тяжёлая тёмная туча. Из неё пошёл снег. Белый-белый. Самая первая снежинка незаметна, её не разглядеть в общем кружении мириадов других. Но каждая имеет свой неповторимый узор, а вместе они — снег. Никогда не узнать, каким станет снег, будь все они одинаковы.
В момент всё вокруг побелело, посветлело, пришло в движение, и пейзаж, обрамлённый окном, изменился, образовав цельную картину красоты и взаимосвязи всех частей единого замысла. Прекрасного в своей сущности.
Мы все — миниатюры незримого нами Творца.
Светлана Лось
Торонто, 2015г.