Миниатюра

Светлана Лось
                МИНИАТЮРА

                М.Н. - с любовью

               Блажь, баловство, безделушка?

   Небольшое по формату, изящное произведение искусства, филигранно отточенное, с тщательно выписанными деталями, предполагает внимательное разглядывание, раздумье, создаёт определённое настроение и пробуждает эстетическое чувство прекрасного, изначально  присущее человеку.

  Миниатюра  известна  со времён Древнего Египта.  Её  возникновение связано с появлением первых книг. Рукописных.  Слух обманывается, делая упор на  «мини» - маленький. Слово миниатюра произошло от латинского minium. Так назывались красные краски, сурик и киноварь,  что использовались при оформлении рукописи.
 
   Большая буква, с которой начинается всякое письмо, украшалась затейливыми завитушками, орнаментом, причудливым узором в соответствии с содержанием. Она возглавляла текст,  притягивая внимание цветом и оформлением.

   Древняя миниатюра предшествовала современному искусству книжной иллюстрации.

  Немного отступив от края,  как глубокий вдох перед началом чтения  (ведь каждое начало — событие, оно должно быть особо обозначено),  с заглавной, красиво начертанной красной буквы,  ведётся повествование. Отсюда пошло выражение «красная строка».
 
   Красный цвет — особенный, значение его — широкое. Глаз человека реагирует на него в первую очередь. Кровь наша, сок нашей жизни, - красная, тёплая, живая. Она передаётся от предков к потомкам, в ней хранится  информация о сокровенном прошлом, она сильнее разума, в ней неосознанные инстинкты поколений, наследственность и преемственность запечатлённого знания. Зов крови...

   В русском языке слова красный, красивый, краса, краски, красота восходят к одному праславянскому корню. Красный — это не всегда характеристика цвета: красно солнышко, красна девица, красноречие. 
 
   Античные философы связывали категорию красоты с совершенством мироздания.  Гармония и пропорциональность частей, их совокупность и целесообразность,  симметричность черт,  общность всего со всем  представляют мир единой системой: совершенной в своей красоте. Мы различаем физическую и духовную красоту. Прекрасное несёт в себе нравственное начало. Искусство воплощает красоту, которая по Иммануилу Канту есть символ морального добра. 

   Старинный жанр изобразительного искусства — миниатюра пришла в литературу из живописи. Сверхмалый объём, детализация, умение владеть словом — показатель мастерства писателя. Чем меньше форма, тем сложнее вместить в неё без потерь общность частности с целым.

   Размер, как и многое другое, понятие относительное. Он по-своему влияет на  восприятие, он может подавлять, восхищать, удивлять. Размер соотносится с человеком, несёт в себе определённые эмоции. Короткие произведения — литературные миниатюры  звучат камерно, требуют пристального внимания, любовного рассматривания, они более интимны, если можно так сказать.

   Миниатюрность формы привлекает уплотнением, концентрацией и сгущением содержания.  Мы любуемся и ловим мелодию слова, что умеет красочно и достоверно звуком своим выразить самые сложные чувства и порывы души человеческой, природу и её явления. Язык миниатюры часто напоминает стихотворение в прозе.

   В малом творении те же черты, тот же порядок мироздания, та же красота, те же закономерности  и та же любовь, чем живёт и дышит всё сущее в нас и вовне.

   … Бесцветное  небо затянула тяжёлая тёмная туча. Из неё пошёл снег. Белый-белый. Самая первая снежинка незаметна, её не разглядеть в общем кружении мириадов других. Но каждая имеет свой неповторимый узор, а вместе они — снег. Никогда не узнать, каким станет снег, будь все они одинаковы. 
В момент  всё вокруг побелело, посветлело, пришло в движение, и пейзаж, обрамлённый окном, изменился, образовав цельную картину красоты и взаимосвязи всех частей единого замысла. Прекрасного в своей сущности.
 
   Мы все — миниатюры незримого нами Творца.



Светлана Лось
Торонто, 2015г.