5. 038 Изобретатели и меценаты Нобели

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.038 Изобретатели и меценаты Нобели


Не многие семьи отмечены печатью меценатства — не та это стезя, чтобы в течение десятилетий стяжать себе лавры жертвователя, отдающегося обществу «не ради славы, ради жизни на земле». Одно из таких семейств — семья Нобелей. Три поколения шведских «варягов», посвятивших России свои труды и капиталы, являют нам не только алгоритм успеха бизнесмена, но и пример щедрой благотворительности.

Главу семейства Эммануила (1801—1872) и двух его сыновей Роберта Яльмара (1829—1896) и Альфреда Бернхарда (1833—1896) вполне можно назвать гражданами мира, поскольку они жили в разных странах. А вот еще одного его сына — Людвига Эммануиловича (1831—1888) и внука — Эммануила Людвиговича (1859—1932) стоит признать россиянами. (Недаром они остались в истории с отчествами).

В рамках очерка о биографии каждого из Нобелей не расскажешь, посему остановимся лишь на главных делах семьи, в т.ч. и на поприще меценатства.

Все Нобели были изобретателями Божьей милостью. Старший Нобель, например, создал пороховые мины и многослойную фанеру. Альфред получил 355 патентов на свои изобретения, самыми известными из которых стали динамит и бездымный порох (баллистит). Людвиг сконструировал прибор, определяющий взрывную силу пороха, и первым предложил устройство скорострельного автоматического оружия — «мультипликатор». И т.д.

Нобели были образованные люди (Людвиг и Альфред, например, знали по 5 европейских языков), обладавшие многими талантами (дипломаты, технологи, исследователи, писатели — Альфред писал пьесы и романы), трудоголики, ставившие дело превыше всего, честные и ответственные наниматели, заботившиеся о своих рабочих и служащих.

Нобель-старший, обосновавшись в конце 1840-х гг. в России, предложил военному ведомству пороховые мины, востребованные в Крымской войне. Изобретатель с сыном Робертом установили свыше 1000 морских мин, изготовленных на его заводах, в районе Кронштадта, Ревеля и Свеаборга.

Объединенная англо-французская эскадра дважды пыталась войти в Финский залив, но понеся потери, вынуждена была убраться восвояси. Такие же минные заграждения установили в Усть-Двинске, в водах Дуная, Южного Буга и Керченского пролива. Инженер Эммануэль Нобель первым из иностранцев был отмечен «Золотой медалью за усердие в развитии русской промышленности».

Старший сын его Людвиг, кавалер нескольких российских орденов, по Высочайшему распоряжению получивший почетное звание «Инженер-Технолог», основал в 1862 г. в Санкт-Петербурге машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель»). Л. Нобель стал одним из инициаторов введения метрической системы в России.

Братья основали российскую нефтяную промышленность. В 1875 г. Роберт построил в Баку нефтеперегонную фабрику, а через 2 года вместе с Альфредом и Людвигом организовал «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель», Broderna NOBEL). Руководство «Товариществом» взял на себя Людвиг.

Построив по собственным чертежам первый в мире танкер «Зороастр», Людвиг вскоре обзавелся собственным флотом речных и морских танкеров, парком цистерн и сетью складов по всей России. Эти нововведения, разные приспособления для обработки нефти, а также построенный инженером В.Г. Шуховым нефтепровод позволили вытеснить с российского и европейского рынков американский керосин.

После смерти Людвига (1888) дело отца продолжил его сын, также получивший звание «Инженера-Технолога» — Эммануил Людвигович. В 1915 г. флот Нобелей (315 танкеров и барж) был самым большим танкерным флотом в мире, а «Товарищество» добывало больше нефти, чем США.

Детищем Альфреда было исследование, изготовление и торговля взрывчатыми веществами. Динамит широко использовался при прокладке Альпийского туннеля, при удалении подводных скал в Ист-Ривере (Нью-Йорк), при расчистке русла Дуная, при прокладке Коринфского канала в Греции, при бурении нефтяных скважин в Баку и т.д.

Когда в годы франко-прусской войны начались исследования взрывчатых веществ в военных целях, Альфред употребил все свое влияние, чтобы противодействовать этим изысканиям. Увы, мавр свое дело сделал. Разрушительная сила динамита создала империю Нобеля. Он стал одним из богатейших европейцев.

К концу жизни Альфред основал в разных странах 93 предприятия и пришел к горькому выводу, что «люди, заботящиеся лишь о получении максимальной выгоды, едва ли заслуживают уважения, а осознание истинных побудительных мотивов их деятельности способно омрачить радость человеческого общения».

Сравнивая каждого члена семьи как благотворителя, на первое место стоит поставить Людвига и Альфреда. Но и другие Нобели, даже не упомянутые в очерке, были верны семейной традиции — жертвовать свои капиталы на благое дело. Скажем, дочь Людвига — Марта Нобель-Олейникова (1881—1973), будучи врачом, в годы Первой мировой войны (1914—1918) содержала лазарет на 180 коек для раненых солдат, построила и оснастила глазную клинику, факультетскую хирургическую клинику, создала лабораторию, приобрела модели для клиники горловых и ушных болезней, основала стипендии для малообеспеченных слушательниц…

Но перейдем к «нефтяному королю». Людвиг Нобель учредил и спонсировал деятельность Русского технического общества (РТО), Комиссии по техническому образованию. Назначал стипендии. Финансировал научные исследования Петербургской АН. Регулярно отчислял сотни тысяч руб. в специальный образовательный фонд детей служащих «Товарищества» — «для внесения платы за обучение в средних и низших школах». Открывал инженерные классы, добровольные технические и научные общества…

Отдельной строкой нужно выделить — 40 % прибылей распределял рабочим и служащим.

Людвиг Эммануилович, а затем и его сын Эммануил стали пионерами системы социального обеспечения: основали школы, построили столовые, общежития, больницы, аптеки, Народные дома (культуры), первые дачные поселки и санаториумы на Черноморском и Каспийском побережье, учредили первые в России профсоюзы. При нефтяных производствах в Баку, Астрахани, Царицыне, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Ярославле создали новый тип рабочих поселений с развитой инфраструктурой — «Нобелевские городки», утопавшие в специально насажденных садах и парках, в которых проживало в благоустроенных квартирах (одинокие — в общежитиях) свыше 100 000 человек. До сих пор живы воспоминания о «райской жизни» в этих поселениях, многие постройки и сегодня стоят как новенькие.

В память о Л.Э. Нобеле РТО в 1889 г. устроило торжественное собрание, на котором правление «Товарищества» учредило золотую медаль и премию имени «Людвига Эммануиловича Нобеля» (эта премия возобновлена в наши дни) — чем сделало первый шаг к появлению авторитетнейшей Нобелевской премии, основанной Альфредом.

«Король динамита» также много благотворительствовал, но предпочитал это делать тайно. Щедро помогал А. Нобель изобретателям и ученым, своим служащим и знакомым, жертвовал деньги на деятельность парижского отделения шведской церкви во Франции, спонсировал экспедицию шведского инженера С. Эндрэ к Северному полюсу… «Как наниматель сотен рабочих он проявлял буквально отеческую заботу об их здоровье и благополучии» (http://n-t.ru/).

В 1895 г. Альфред составил завещание, согласно которому, все его движимое и недвижимое имущество следовало обратить в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал поместить в надежный банк. «Эти средства должны принадлежать фонду, который ежегодно будет вручать доходы от них в виде премий тем, кто за прошедший год внес наиболее существенный вклад в науку, литературу или дело мира и чья деятельность принесла наибольшую пользу человечеству».

После продажи предприятий при участии Эммануила Людвиговича Нобеля был выработан устав Нобелевского фонда и правила присуждения ежегодной премии. 29 июня 1900 г король Швеции и Норвегии Оскар II своим указом одобрил их.

В 1968 г. к пяти традиционным Нобелевским премиям — по физике, химии, физиологии и медицине, литературе, мира, присуждаемым с 1901 г., добавилась ежегодная Премия по экономике.

Первыми лауреатами Нобелевской премии стали французский поэт Сюлли-Прюдом, немецкий микробиолог и иммунолог Э. фон Беринг, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста А. Дюнан, французский политэконом и защитник мира Ф. Пасси, голландский химик Я. Вант-Гофф и немецкий физик В. Рентген.

По началу премии составляли 150 000 шведских крон. Сегодня капитал фонда превышает 3 млрд шведских крон (450 млн $ США), а размер премии составляет 10 млн крон (3,6 млн. $ США).

За прошедшие 110 лет лауреатами этой самой престижной премии мира стали сотни ученых, литераторов и борцов за мир.