5. 035 Святитель Иннокентий

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.035 Святитель Иннокентий


23 сентября (6 октября) 1977 г. Священный Синод Русской Православной Церкви причислил к лику святых митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири Иннокентия (в миру Ивана Евсеевича Попова-Вениаминова; 1797—1879).

В истории РПЦ митрополит «прославлен за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски».

Спрашивается, как попал в список филантропов миссионер? Капиталов у святителя Иннокентия не было, жертвовать ему было нечего. Разве что свою любовь и силы — алеутам, якутам и другим народам российских окраин. Вряд ли кто станет оспаривать то, что милосердие «можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то — и слезами и вздохом». (Блж. Фиофилакт Болгарский). Благотворительность, отлитая в милосердные слова, часто весит больше мешка денег, и нередко только духовная пища насыщает алчущих.

Не сводимое лишь к обращению в христианство неверующих или представителей иных религий, миссионерство призвано также повышать образовательный уровень туземного населения, открывать школы, больницы, ясли, опекать сирот и пр., т.е. быть ничем иным как благотворительностью.

Миссии, появившиеся в странах Запада в Средние века, а в США и Африке в XIX в. образованием местного населения занимались выборочно, разве что для подготовки служащих колониальной администрации.

В России же миссионерство, тесно связанное с христианизацией нерусских народностей, в частности, окраин России и Аляски, благодаря святителю Иннокентию принесло в эти края письменность, школьное обучение и врачебную помощь.

Почерпнув основные сведения о митрополите Иннокентии в Православном календаре (http://days.pravoslavie.ru/), на сайте РПЦ http://www.patriarchia.ru/) и т.п., оставим за скобками его святительские труды на московской кафедре и остановимся на его просветительской деятельности.

Будущий Московский первоиерарх родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Верхоленского уезда Иркутской губ. в семье пономаря (дьячка) Евсевия Попова. Нареченный в крещение Иоанном, мальчик в 5 лет освоил грамоту, а в 7 читал в храме за богослужением «Апостол». В 9 лет Иван был определен в Иркутскую духовную семинарию. Помимо изучения Священного писания, семинарист увлекался механикой.

Поскольку Поповых в семинарии было много, Иван получил в 1814 г. фамилию Вениаминов в честь почившего епископа Иркутского Вениамина. В 1817 г. Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви, а через 4 года рукоположен в пресвитера той же церкви. В этом чину он впервые обратился к воскресному обучению детей Закону Божьему.

В 1823 г. отец Иоанн изъявил желание поехать на Алеутские острова (о. Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, чем весьма выручил епархию, не имевшую охотников перебираться в те края. «Решение священника было воспринято владыкой Михаилом как жертва за всю Иркутскую епархию, и он счел справедливым наградить отца Иоанна набедренником».

Больше года ушло, чтобы пресвитеру с семьей преодолеть несколько тысяч верст на барже, верхом на лошадях и на корабле.

Изучив язык алеутов, о. Иоанн разработал для них азбуку, перевел «Катехизис» и «Евангелие от Матфея», стал «своим» среди туземной паствы не только на Уналашку, но и на других островах, а также в селении Нушегак на материке Америки, куда он добирался на лодке. О. Иоанн открыл на Уналашке несколько воскресных и церковно-приходских школ, создал духовное училище для мальчиков-алеутов, составил учебные программы и учебники для слушателей училища; сам обучал ребятишек. Взрослые тоже весьма охотно посещали школы.

За 10 лет о. Иоанн обратил в христианство всех жителей острова и обучил их грамоте. Алеуты, глубоко почитавшие священника, во многом благодаря его проповедям резко уменьшили или совсем прекратили междоусобицы, драки, ссоры, многоженство, ритуальное жертвоприношение.

В 1838 г. в качестве судового священника о. Иоанн совершил кругосветное плавание на военном корабле «Николай».

В 1839 г. о. Иоанн за свои «долголетние апостольские подвиги» был возведен в сан протоиерея.

В связи с кончиной супруги священник постригся в 1840 г. в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иркутского и был возведен в сан архимандрита. В этом же году Николай I назначил священнику аудиенцию, после которой Святейший Синод по желанию императора поставил архимандрита Иннокентия архиереем вновь образованной епархии.

Местопребывание епископа Камчатского, Курильского и Алеутского было определено на о. Ситху, в Ново-Архангельске (Северная Америка). Здесь он просвещал другой народ — колошей, относившихся к русским с подозрением.

Священник за 5 лет усвоил язык, обычаи аборигенов, крестил многих из них, познакомил с кузнечным и плотницким ремеслом, обучил делать прививки от оспы, что предотвратило эпидемию. Составив учебники, он преподавал по ним для 600 человек в устроенных им школах и училищах, как на местном, так и на русском языке. Их грамотность была признана выше грамотности населения коренной России. Отец Иннокентий основал также на острове больницу и сиротский дом.

В 1843—1850 гг. архиерей предпринял три поездки по епархии общей протяженностью более 10 тыс. верст на оленьих и собачьих упряжках и морем. Посетив Аляску, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Чукотку, Камчатку, Якутию, побережье Охотского моря, он всюду устраивал училища для детей.

В 1845 г. Иннокентий открыл Ситхинскую духовную семинарию на базе основанного им ранее духовного училища в Ново-Архангельске, там обучались креолы и туземцы. «Ситхинская духовная семинария — первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи» (http://skripin.narod.ru). (В 1853 г. епископ перевел семинарию в Якутск, где она стала первым средним учебным заведением края).

За плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 г. был возведен в сан архиепископа.

В одно из своих путешествий во время Крымской войны (1853—1856) архиепископ оказался в Аянском порту, основанном благодаря его усилиям, где был арестован офицерами английского военного десанта. Иннокентий смог убедить англичан в абсурдности этого пленения, после чего его отпустили, а вместе с ним и еще одного захваченного британцами ранее священника.

В 1857 г. преосвященный Иннокентий переселился в казачью станицу Усть-Зейскую, где заложил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По его настоянию станица была переименована в г. Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

Являясь сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского, епископ участвовал в переговорах с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых весь Амурский край перешел к Российской империи. Святитель поддерживал экспедицию адмирала Г.И. Невельского, заложил церковь в Николаевском-на-Амуре посту.

В 1858 г. по почину архиепископа Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской с центром в г. Якутске. Преосвященный Иннокентий переехал на новое место и здесь организовал специальную комиссию, переводившую на якутский и на тунгусский языки священные и богослужебные книги. Так, специально для детей он выписал из Москвы «Краткую священную книгу» и перевел ее на якутский язык. (http://www.sedmitza.ru).

19 июля 1859 г. архиепископ совершил в Якутском Троицком соборе богослужение на якутском языке, после чего якуты попросили сделать этот день навсегда праздничным.

Известно, что Иннокентий крайне отрицательно отнесся к продаже Аляски и Алеутский островов по российско-американскому договору от 18.03.1867 г.

В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет и на место почившего по решению императора Александра II был назначен архиепископ Иннокентий.

Последние 10 лет жизни митрополит «был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки был преисполнен сил и рвения к деятельности». В 1869 г. он учредил Православное Миссионерское общество с резиденцией в Покровском монастыре (Москва), а в 1870 г. основал Русские православные миссии в Монголии, Китае, Маньчжурии, Корее и Японии.

31 марта 1878 г. святитель Иннокентий скончался. «“Дайте знать, — говорил, умирая, преосвященный, — чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23)”». Тело почившего было предано земле в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Филарета Милостивого.

P.S.I. Святитель оставил много научных трудов по фауне островов («Записка об островах Уналашкинского отдела»); по грамматике алеутского и др. языков («Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка», «Замечания о колошенском и кадьякских языках» и т.д.); по быту и традициям народов Дальнего Востока (нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев и др.). Он известен как собиратель песен алеутов и калошей («Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки» и др.).

Прославили ученого его труды в области лингвистики и этнографии народов Севера, за что он был принят в члены-корреспонденты Российской АН. Как знаменитого географа его приняли в почетные члены Императорского русского географического общества (1870).

Одно из лучших произведений И.Е. Вениаминова — монография на алеутском языке «Указание пути в Царство Небесное» (1833) была переведена на разные языки малых народов Сибири и выдержала (на 1975 г.) свыше 40 изданий.

Зная несколько местных языков, святитель вел на них богослужения. Скажем, «в Иркутском кафедральном Богоявленском соборе на заутрени о. Иннокентий вместе с архиепископом иркутским Афанасием читали Евангелие на 11 языках, в т.ч.: на бурятском, якутском, алеутском».

P.S.II. «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь на земле, подобно животным, которые после смерти своей исчезают; но с той единственной целью, чтобы жить с Богом и жить не сто или тысячу лет, а вечно». (Святитель Иннокентий).