Бабушка Ксении

Владимир Спиртус
  - А знаете, - замечает  Ксения, - несколько дней назад пришла к бабушке знакомая. Нецерковная. Я ей стала рассказывать, как ужасны аборты. Вдруг, находящаяся в безсознательном состоянии, без вставных зубов, Елизавета четко произносит: «Правильно говоришь!». Мы обе изумились...

    Ксеньюшка приехала по вызову деда в Киев, когда старушке стало уже совсем плохо. Ох, какая у нее была бабушка! Вместе с мужем Иваном прошла войну. Орденов и медалей у  обоих оказалось столько, что некуда цеплять, -  не хватало груди. Раз в году, на день Победы, они обязательно ездили на площадь Славы на встречи ветеранов. Мы с женой видели много таких фотографий. А работали они до пенсии учителями.

   Бабушка, сущее золото, была некрещеной. С Божией помощью удалось это дело исправить. Похоронили ее на тихом сельском кладбище под Конча-Заспой. Во время отпевания рука покойной, «державшая» горевшую свечу, стала как живая. Совсем не такая, как желтая левая. Увидев,  я показал Ксении происшедшее чудо.  Она подтвердила мое наблюдение, да и жена моя видела...

    С утра лило, но при прощании вышло солнышко и осветило всю округу ровным неярким светом. Когда закопали могилу, опять  пошел сначала мелкий и нудный,  а потом уже сильный дождь, переходящий в ливень.

   На третий день, 8 июня 2001 года, я был с Ксенией в Покровском монастыре. Заказали панихиду по новопреставленной Елизавете. Ксеньюшка знает и любит нашего духовного отца. Ждем на паперти храма.

   Вот уже выводят из алтаря, держа под руки, батюшку Михаила . Кажется, это были зять  с  сыном Николаем. Он совсем слаб, как-то особенно измождено  выглядит. Тоже прошел войну, дошел до рейхстага и расписался на нем. Теперь уже служить не может, но рвется в храм. Знает, сколько народа ждет его на исповедь. Теперь аналой в левом углу придела Сергия Радонежского стал для него последним окопом.

   Шутит: «Ну что, Владимир, где твой Мерседес?».  Оказалось, что сегодня за  ним  не пришла машина.  Довели его до клиники Вишневского и уговорили одного шофера  подвезти батюшку. Отец Михаил благословил нас с Ксенией и поцеловал. Об усопшей Елизавете сказал: «Радоваться надо...». А мы за него порадовались - полная телесная немощь и радостно-просветленный благородный и ясный дух...

    Через некоторое время после похорон Елизавета приснилась мужу. Пришла к нему в виде пятилетней девочки в белом светлом платьице. И говорит: «Ваня, что ты тут делаешь? Знаешь, как там хорошо?».

-------------------
*  Митрофорный протоиерей Михаил Бойко (19.09.1924 – 29.08.2003)