Лицо псковской гребли

Василий Овчинников
Личные впечатления об общем деле
 

   
   Кубок трёх рек. Сегодня на Великой. Накануне даже снилось. Вспомнились былые соперники Новгородцы. Вспомнился и мой последний напарник Юрий Капитонов из Калинина. Последняя гонка за сборную России. Казалось, завтра я их увижу. Даже поездку в лес отложил.

   Подхожу по набережной к водной базе. Флаг уже поднят. На открытие опоздал. Не так и важно. На плотике рядом с Владимиром Николаевичем Лудилиным – тренером по каноэ знакомая, сразу узнаваемая фигура Николая Федулова. Приехал. Как будто и тридцать лет не прошло. Федулов для меня живая легенда. Спускаюсь к воде. Я на три года младше. Но Коля меня тоже сразу узнаёт. Больше из стариков никого. Хотя, нет.  Какой-то Новгородец с улыбкой протягивает мне руку. Здороваюсь, но я его не узнаю. Ветеран каноист лет на пять младше меня. Из поколения гребцов - ровесников моего младшего брата.

    Проходят заезды. Сегодня «длинная дистанция» - пятьсот метров. Академичка, байдарка, каноэ. Наших среди лидеров что-то не видно. Тверские выигрывают почти все заезды,  в одни ворота. Наблюдая за заездами, беседую с Колей Федуловым. В смутные времена он успешно тренировал гребцов на Украине. «Жовтноблакитные» под руководством русского тренера достойно выступали и на Европе и на Мире, соперничая на равных с Россией. Но, не поладил Коля с чиновниками «незалежной». Задвинули «живую легенду» развивать и заведовать украинским сельским спортом. Вернулся в Тверь. Ставки тренера для него не нашлось. Работает частным охранником. Зарабатывает на пенсию.

   Подходит Каталымов – один из ветеранов гребли на каноэ и первый тренер и учитель Коли:
-    Коля! Ты нисколько не изменился. Когда говоришь, что думаешь, думай, что говоришь. Чиновник – это такой зверь – мелочный, обидчивый и злобный. Немудрено, что двенадцатикратному чемпиону России, восьмикратному чемпиону Союза с таким языком не нашлось места ни в Украинском ни в Российском спорте.
 -    Если не я, то кто же им скажет, - вроде бы простодушно отвечает Федулов.
В его словах если и обида, то какая-то не мелкая, скорее Верещагинская: «За державу обидно». Да и у Калининской тренерской «кормушки» занимают место не менее достойные. И Коля Ковалёв и Саня Жаров – бывший напарник Федулова, – это в каноэ имена.

      Поговорили "о жизни, такой непростой". Рассказываю Коле, невесёлую, а точнее позорную историю о том, как команда школьников Северо-Запада России оказалась без каноистов на первенстве России в Челябинске. Поистине, страшнее нет своих дураков. В разговор вступает Новгородец.
-    Питер, Новгород, теперь очередь Пскова настала. Дураки при власти, душители при должности. Немудрено. – Сказано жёстко, но, по сути, справедливо.

    Вспоминаю определение из словаря системотехника: «Информационный шум – грязь в системе; грязь – то, что не на своём месте; дурак – человек не на своём месте, следовательно – грязь в человеческой системе». С людьми, конечно, сложнее. Каждый, кто не может быть, старается хотя бы выглядеть, казаться.
    Постоянно тестирую себя. Пятьдесят шесть лет, а какое снижение показателей. До тридцати лет я мог по три дня не спать и фон ошибок держать на приличном уровне. Сейчас далеко не так. Дочка врач успокаивает: «Папа! У тебя для твоего возраста, несмотря на жизнь и травмы, очень хорошие показатели. Самое главное, что ты всё учитываешь и осознаёшь. Беда в том, что настоящий больной, чаще всего, даже самому себе никогда не признается в своей неадекватности. Лезет и портит жизнь другим». - Грязь в системе… Слишком много грязи, однако, вокруг нас.

      Заезд каноэ одиночек. Тверские, все трое впереди с хорошим отрывом. Впервые за несколько лет увидел на воде приличных гребцов.
-      Это наши шестые номера,  - говорит Коля Федулов. Охотно верю. Школа. В призёрах олимпиады сын Коли Ковалёва – тренера из Калинина, ровесника моего младшего брата. Приятно вспомнить последний мой, чемпионский старт в одиночке на РосСпартаке.  Коля был за мной.

       Восемь лет назад, вернувшись в Псков из ближнего зарубежья, я работал подсобным рабочим на кирпичном заводе. Для работы по специальности тогда считался стар: «Дядя. Ты ж седой. В таком возрасте или дурной, или больной, или крутой. Даже если мы и ошибаемся, стоит ли рисковать, связываясь со стариками и дураками», - старик в сорок пять? Но логика работодателей казалась даже убедительной.   
       В ремонтно-строительном цехе, где я, отягощённый двумя высшими образованиями, был подсобным рабочим, работал пильщиком на пилораме дядя Миша Чувахин. А рядом со мной талантливо и споро стучал молотком его младший сын, вчерашний школьник Михаил Михайлович. Уж очень подходил сильный и красивый парень, весь в отца, для каноэ. Посоветовал Мишке придти на водную базу и найти тренера Лудилина Владимира Николаевича. Вернулся из армии и старший брат Борис. Получилась псковская сильнейшая двойка. Ребята мечтали стать мастерами.
      На регате в Твери проиграли. Кому? – будущим призёрам первенства мира и олимпийских игр. Дома, кроме упрёков от недалёких, сказал бы, дураков, да и так всё ясно, ничего не услышали. Да и молодая жена Михаила, посмотрев, наверное, на красивых девочек на водной базе, перестала отпускать мужа на тренировки.
      Мишка не выдержал. Завязал. А за Бориса Чувахина – чемпиона области в одиночке приходит болеть его жена. Маленький сын, стоя рядом с мамой, восхищается папиными успехами. А я до сих пор жалею о несостоявшейся Псковской чемпионской двойке.

    Тверские каноисты выносят свои лодки на берег. Подхожу посмотреть. В нашем эллинге пока ни одной современной заводской лодки, ни одного весла. Всё переделано из старья руками тренера. В последнее время родители мальчишек каноистов, используя накопленный опыт Владимира Николаевича, сами делают лодки для своих сыновей. Плохо ли, хорошо? С удовлетворением отмечаю, что наши самоделки не намного хуже заводских.

    Последние заезды. Что-то мне не весело. Пора идти домой. Тихонько бреду по набережной. За двести метров до финиша на берегу, у самой воды на камушке сидит одинокий мужик. Узнаю Валерия Александровича Прокопенко, нашего заслуженного и почетного.  Сегодня явно не его день.
    Идёт очередной заезд на пятисотке, академички-четвёрки. Впереди снова Тверские. Лидируют уверенно, жёстко и качественно. Саныч привстаёт с камня, что-то кричит нашим, но, чувствуется, безнадёжно, и без особого энтузиазма. И так всё ясно.

    На следующий день заезды на двести метров. В наше время такой дистанции не существовало. На берег я не пошёл. Вечером сын рассказал, что всё было так же, как и вчера.  Скучно, позорно и безрадостно, для наших.

    Во вторник посмотрел в псковских новостях бодрый телевизионный сюжет. Для тех, кто не понимает, всё смотрелось очень даже прилично. 

   
                Владимир Васильев, мастер спорта СССР, г. Псков, 08.08.2005


Год 2015. Из интернета узнал, что Коле Федулову на семидесятилетие
присвоили звание Заслуженного Мастера Спорта России, задним числом.
Дожил мужик. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.


                На фото Максим Ополев, Россия,
                Чемпион Олимпиады в Пекине.
                Когда-то и я был ничего.


30.06.21.  Как летит время. Карантин.
В этом году пока так ни разу в лодку и не сел.
И на ориентирование ни разу не выехал.
Но форму поддерживаю. Главное,
не стареть, не опускаться.