Бессмысленные вопросы о добре и зле

Ю.Новиков
В многочисленных спорах о добре и зле часто ставятся вопросы, которые не проясняют истину, а наоборот уводят от неё. Ведь если вопрос не имеет смысла, если он некорректен, то любой ответ на него может оказаться ложным, может завести нас в такие дебри, из которых мы вообще никогда не выберемся. А вот если вопрос правильный, то он может служить истине даже больше, чем любые ответы на него. Но сейчас мы поговорим именно о бессмысленных вопросах.

Рассмотрим всего несколько примеров таких вопросов.

1. «Для чего миру нужно зло?»

То есть здесь сразу же предполагается, что зло необходимо и для чего-то нужно миру. Любой ответ на этот вопрос будет означать согласие с этим глубоко ложным предположением. Кто-то ответит, что зло — неотъемлемая часть гармонии мира. Кто-то скажет, что только наличие зла обеспечивает развитие мира, его полноценную жизнь. Кто-то заявит, что зло нужно, чтобы человек понимал, что такое добро. Будут и другие столь же «глубокомысленные» и столь же ложные ответы.

А есть ли ответ правильный? Конечно: «Зло не нужно ни миру в целом, ни его частям. Оно всем чуждо, враждебно. И смысл его существования — только паразитирование, разрушение мира». Но это, на самом деле, не ответ, а полное отрицание вопроса. Только таким отрицанием и можно приблизиться к истине в данном случае. Это всё равно, что спрашивать: «Для чего человеку нужен грипп?». А ни для чего не нужен, без него гораздо лучше.

2. «Зачем Бог создал дьявола?»

Этот вопрос очень похож на предыдущий. Но у него есть своя особенность. Он подразумевает, что всё в мире создано Богом, значит, и дьявол тоже. Ответы предлагаются такие: «Для выполнения необходимой, но грязной работы», «Для наказания нерадивых людей», «Для того, чтобы люди боялись ослушаться Бога». И опять же любой ответ будет ложным, так как лжива сама постановка вопроса.

Правильный ответ: «Бог дьявола не создавал, так как просто не может творить зло». Как и в первом случае, это отрицание самого вопроса. Дьявол появился в мире не по воле Бога, но вследствие того, что людям была Богом дарована свобода выбора между добром и злом. Конечно, Бог совсем не хотел, чтобы люди выбирали зло, помогали дьяволу и усиливали его. Но свобода выбора подразумевает, что люди могут ошибиться или сознательно выбрать зло. А без свободы у людей не было бы возможности развиваться и приближаться к Богу. Так что дьявол и зло — плата за нашу свободу и её неправильное использование. А в конце времён дьявол будет повержен и нейтрализован. Вот это уже будет по воле Бога.

3. «А вот этот человек — добро или зло?»

Опять же, любой ответ будет лживым. Конечно, человек по сути своей — добро, так как создан Богом. Но в каждом человеке обязательно есть внутреннее зло — грехи, пороки, болезни. Каждый человек ошибается и поддаётся искушениям сил зла. Поэтому назвать чистым добром ни одного человека нельзя. Тем более, нельзя назвать человека законченным злом. Даже если он полностью порабощён силами зла, активно разрушает мир, в нём всё равно есть светлое начало. Конечно, люди отличаются друг от друга количеством добра и зла в них, но это не значит, что людей надо делить на добро и зло.

Правильный ответ: «В каждом человеке есть и добро и зло». И этот ответ отрицает сам вопрос.

4. «А вот этот предмет — добро или зло?»

Данный вопрос обычно задаётся не для того, чтобы разобраться в истине, а для того, чтобы убедить оппонентов в относительности добра и зла. Например, кухонный нож может использоваться для нарезания хлеба (добро), а может — для убийства (зло). Интернет может служить распространению полезной информации, светлых учений, а может — пропаганде пороков, лжи, насилия. И предполагается, что такая двойственность доказывает относительность понятий добра и зла. На самом же деле, добро — это гармония мира и его гармоничное развитие, а зло — разрушение гармонии мира. Всё остальное никак не может считаться безусловным добром или злом. Именно таков и будет правильный ответ, опять же отрицающий бессмысленный вопрос.

5.  «А с какой целью Бог помогает негодяям и посылает хорошим людям беды, напасти и болезни?»

В этом вопросе содержится сразу две ложные идеи.

Во-первых, предполагается, что Бог жёстко контролирует всё происходящее в мире. То есть он некий кукловод, который сам для себя разыгрывает пьесу с известным сюжетом и расписанными заранее ролями персонажей. Смысла в этом никакого, и даже никакой доли истины здесь нет. Бог уважает дарованную им людям полную свободу выбора между добром и злом, поэтому вмешивается в нашу жизнь очень редко. Он хочет, чтобы мы свободно выбрали путь добра и развития, а не зла и деградации.

Во-вторых, предполагается, что Бог сам нарушает установленные им моральные заповеди. То есть помогает негодяям и вредит хорошим людям. На самом же деле Бог в принципе не может совершать никакого зла, потому что он совершенен и мудр. Поэтому приписывать Богу грехи и пороки просто глупо. А все людские несчастья и помощь в разрушении мира — не от Бога, а от дьявола, единственная цель которого — как раз разрушить и осквернить всё созданное Богом. И именно дьявол помогает своим служителям и вредит тем, кто ему мешает.

Правильный ответ: «Бог этого не делает, потому что не способен на зло». И это снова отрицание вопроса, а не ответ на него.

Таким образом, не стоит торопиться отвечать на любой вопрос. Сначала его стоит обдумать. Ведь вопросы, как, впрочем, и ответы, бывают бессмысленными, ошибочными, а то и попросту лживыми.  И, пытаясь прямо, в лоб ответить на них, можно не приблизиться к истине, а уйти от неё.