Мама

Тамара Ивановна Киселева
     Хочу написать о своей маме,уже десять лет,как её нет с нами,а память о ней

     живёт во мне,вызывая порой слёзы, а порой улыбку.Мне всё время кажется, что

    я что-то не додала, не сделала для своей любимой мамочки.

     Почему ей было так одиноко в конце своей жизни? Ведь нас у неё было четверо

     дочерей и много внуков.Возможно каждый человек к концу своей жизни начинает

     ощущать одиночество своей души,которая стремится соединиться в мировом

     пространстве с тем сонмом душ,откуда она появилась.


     У мамы,Натальи Григорьевны Киселёвой, была нелёгкая судьба. Она родилась

     в селе Казинка Воронежской области на Дону в бедной крестьянской семье.

     Детей было четверо,обувку носили зимой по очереди, не доедали,весной шли

     на луг собирать корешки и травы.Вскоре семья переехала в Россош, там наш

     дед пристроился  буфетчиком в столовой и нашёл себе молодую, на двадцать

     лет моложе. А свою неграмотную жену бросил с четырьмя детьми и без профессии.

     Старших сыновей забрали в армию,а вот маме было четырнадцать лет,а сестре

     Дусе одиннадцать.Куда было деваться? Маме приписали два года в метрику и

     выдали паспорт,а её мать, Надежда Георгиевна, вместе с младшей Дусей уехала

     в Киргизию к своим братьям.Маму пристроили убирать посуду в столовой,а жить

     стала в бараке у брата Ильи,который только женился.Отец ничем не помогал.


     К маме стал присматриваться товарищ брата и предложил ей выйти замуж за него.

     От безысходности, что никому не нужна,она в шестнадцать лет вышла замуж за

     Ивана,который был на двенадцать лет её старше.А в семнадцать уже родила

     первую дочку.Иван,мой отец,оказался добрым человеком, он жалел мою маму и

     всему её учил:стирать,готовить,шить,он всё умел.С семью классами образования

     он выучился на моториста и работал на авиационном заводе в Воронеже.Вскоре

     через год мама родила вторую дочку,но тут грянула война.Завод эвакуировали

     в Куйбышев, отец уехал,а мама осталась с детьми и не знала,что делать.

     Воронеж бомбили,с последним эшелоном удалось уехать в Куйбышев.


     Жили в бараке,комнате десять метров,топили печку.Отец работал в цехе ЛИС,

     лётно- испытательная станция, выпускали ИЛ-2,ковали победу в тылу.За свой

     доблестный труд он получил орден Красного Знамени и две медали.После войны

     отец взял ссуду и построил дом в пригороде. В 1947 году родилась моя сестра

     Галя,а в 1950 году и я.Отец всё хотел сына,но рождались одни дочки.Чтобы

     прокормить семью,держали коз,разводили сад и огород и всё это умел делать мой

     папа.

.
     Отец продолжал работать бортмехаником и испытывал новые самолёты. В 1951 году

     18августа проводили испытание бомбардировщика Ту-4,отстрелявшись в районе

      Саратова,он не вернулся. Экипаж погиб.


      Мама осталась одна,на руках четверо девчонок от двенадцати до одного года.

      Трагедия была тяжёлая, родственники отца приехали на похороны и стали      
      
      просить вещи отца,одежду,обувь.Не дав маме ни копейки, жили на маминой

      шее две недели,а она не знала чем их кормить. Администрация завода помогла,

      продала наш дом,погасила ссуду и дала нашей семье однокомнатную квартиру

      на пять человек и это было счастье для того времени. Семьям погибших сам

      Сталин назначил пенсию,детям,родителям, жёнам, если они не работали.

       Некоторые завидовали этой пенсии и говорили,что мама из ресторана ест, там

      продавали обеды на вынос и жили мы рядом с рестораном. А каково было моей

      маме остаться одной в 29 лет с четырьмя детьми?  Я росла и всё время

      держалась за подол маминого платья,всё боялась,что её не станет.


      Погибло тогда пятнадцать человек-экипаж, все называли их- "летчики".Нам

      детям погибших это было почётно,но жить было тяжело, нас называли сироты,

      а иногда безотцовщина, когда дрались во дворе.Мама,когда мы её огорчали,

      говорила,что пойдёт бросится под поезд.А я плакала,мне было страшно.


      Мама была красивая,голубоглазая хохлушка, с прямым носом,чёрными волосами,

      высокая и стройная.К ней сватались,но она понимала, что отца детям не

      найдёт. Жизнь шла,мы поступили в институты,выучились и вышли замуж,пошли

      внуки.Всех внуков мама любила и нянчила.Особенно много она помогала мне,

      потому что у меня родился сын с ДЦП.Мы ездили всюду, лечили его.Мама всегда

      помогала и мне казалось,любила его больше других или жалела.Когда сын

      начал писать,она стала его секретарём и писала за ним под диктовку.


      Когда мама заболела,я не сразу поверила, в свои 82года она была ещё сильная

      женщина.А когда стала говорить про своё одиночество,я ей отвечала:ты ведь

      у нас живёшь,у тебя есть я и внуки.А она мне:ты не понимаешь. Да,я этого

      не понимала.Я и сёстры ухаживали за ней,она пролежала только месяц,о смерти

      говорить не хотела и тихо умерла.


       Только со временем я стала понимать, как мне её не хватает, что я теперь

       старшая в своей семье и вся ответственность за мой род на мне.

       Светлая память тебе, мамочка! Я верю,что тебе там хорошо.А сыну моему

       ты часто снишься.Я верю,что ты ему помогаешь и оберегаешь его.