Что такое Человек

Валентин Левин
(Главы 2.8.1, 2.8.2 Книги: http://www.proza.ru/2013/08/26/1526 )

   
  2.8.1.1. Возвращение к человеку, как истиной мере всех вещей, требует формулировки сути человека.

     Провозглашая человека целью общественного производства, надо иметь в виду, что разные исторические эпохи дают разный смысл понятию «человек».

     При матриархате целью общественного производства была женщина-мать.

     При патриархате целью стал мужчина-герой, мужчина-рабовладелец и мужчина-феодал.

     При развитии рынка и денежного хозяйства ценности человеческой жизни приняли отчужденную форму – форму стоимостей, которые подменили собой человека как цель производства.

     Целью стали деньги. Деньги стали отчужденной формой человека.

     Погоня за деньгами есть погоня человека за собственной сущностью, перенесенной на внешние предметы путем приписывания им стоимости.

     Капитализм абсолютизировал эту погоню, подчинив человека строительству и обслуживанию множества денежных пирамид – такими пирамидами являются все предприятия, корпорации и учреждения, делающие прибыль, а также все взимающие налоги государства.

В России финансово-денежная пирамида государства, как коллективное предприятие бюрократии, воспроизводит чиновника как свою объективную цель.

     2.8.1.2. Идеальное общество должно давать людям максимальные возможности самореализации в приближении к идеалу «гармонически развитой личности».

     Ключевой задачей является изобретение общественного механизма, оптимально дающего каждому человеку пространство реализации его уникальных способностей и интересов, то есть, реализующего формулу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Общее определение личности, как совокупности всех общественных отношений, должно быть обеспечено адекватными правовыми инструментами этих отношений, на деле превращающих «гармонически развитую личность» в главную цель экономики.

     Эти правовые инструменты будут выстроены на основе нового типа денег, предложенного в следующем разделе.

     2.8.1.3. Очевидно, что правовому инструментарию должна предшествовать система координат, позволяющая идентифицировать все типы личностей и отношений и сравнивать их на предмет соответствия идеалу, именуемому «гармонически развитая личность».

     Объективной системой таких координат выступает развивающееся множество самодействующих общностей и институтов, дающих разные измерения пространства реализации человека: семья; предприятие; учреждения образования и здравоохранения; службы обеспечения безопасности и защиты жизни, порядка и других прав человека; компания друзей; клубы по интересам; общественные движения и партии; нация; религия; государство и т.д.

Понятие государства выше было рассмотрено. Сформулирована задача его национализации. В следующем разделе будет раскрыто новое понимание предприятия, а также учреждений и служб, призванных всесторонне воспроизводить человека. А сейчас рассмотрим понятия нации и личности.

 

    2.8.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕНТАЛИТЕТ

 
    2.8.2.1. Казалось бы, логично идти к понятию нации через последовательное наращивание ряда понятий: семья, род, племя, этнос (народ) и ввести далее понятие нации, как члена данного ряда, означающего особую историческую общность людей.

     Но этот ряд искажает содержание понятий, включенных в него, потому что не соответствует ходу истории.

     Так, семья возникла гораздо позже, чем род или племя, более того, семья знаменует собой развал и перерождение рода-племени, выступает их объективным отрицанием. Нелепо, поэтому, ставить семью в начало ряда.

     Понятие рода и племени, в свою очередь, радикально менялось по ходу истории. Матриархальный род-племя и патриархальный род-племя – это совершенно разные исторические эпохи, между которыми пролегает пропасть величайших социальных потрясений и, возможно, самых истребительных войн.

     Народ, как рассыпанная по территории историческая общность людей, связанных лишь единым языком, культурой и общностью этнического происхождения, сформировался как раз в период этих потрясений, то есть, раньше, чем дошедший до наших времен патриархальный род-племя и, тем более, раньше, чем государство.

     Нация, как категория, возникла позже всех этих рассматриваемых понятий.

     Как гипотезу, принимаю такой исторический ряд типов общности и институтов: матриархат – народ – семья – патриархат – государство - нация.

     2.8.2.2. Многие явления современного общества можно понять, логически реконструируя историю его развития, начиная с гипотез о первых примитивных общностях людей и заканчивая объяснением современных феноменов семьи, народа, собственности, личности, государства и нации.

     Построение логического объяснения включает формулировку гипотез о начальных и последующих состояниях общества, которые могут и не соответствовать реальному ходу событий.

     Тем не менее, эти гипотезы, если из них логически выводятся все сегодняшние феномены, следует включать в состав знания об обществе. Ибо они, во-первых, свидетельствуют об устойчивости и предопределенности истории, приходящей к одним и тем же результатам, несмотря на отличие исходных и промежуточных состояний от тех, что выражены в гипотезах, и, во-вторых, они являют собой обоснованный инструмент предсказания дальнейшего хода событий.

     Последнее особенно важно, если мы собираемся сознательно влиять на развитие общества.

  2.8.2.3. Наблюдая за людьми и животными, мы обнаруживаем циклическую повторяемость одних и тех же, по смыслу, поступков, из которых складывается их обычная повседневная деятельность. Это значит, что живые существа ведут себя в соответствии с некоторым планом, которому подчиняется их сознание и которым предопределено, что в схожих ситуациях должны предприниматься схожие действия, направленные на получение желаемого  результата.

     Например, придя домой, собираясь спать, человек, как правило, раздевается, выключает свет и ложится в постель. Такие стандарты поведения в схожих ситуациях называются стереотипами поведения.

     Читатель может без труда назвать множество ситуаций, как в производстве, так и в быту, где люди проявляют стереотипы поведения.

     В отличие от австрийской школы и основанного на ней западного либерализма, воспевающего «свободу выбора» и сводящего человеческую деятельность к актам целесообразного выбора, я предлагаю воспеть указанную стереотипность основной массы наших поступков, из которых складывается успешная деятельность людей, их систематическое продвижение к намеченным целям.

     Общий план, определяющий обычные повседневные поступки и действия живого существа, включающий в себя полное множество стереотипов его поведения, будем ниже называть менталитетом.

     Люди с разными менталитетами разительно отличаются друг от друга. Например, если вы, собираясь спать, раздеваетесь, выключаете свет и ложитесь в постель, то человек с иным менталитетом может лечь спать, не раздеваясь, в сапогах, и не в постель, а на пол.

     Все живые существа, включая человека, ведут себя как естественные информационно-математические машины, функционирующие под управлением менталитетов. Менталитеты складываются из природных программ, заложенных в генах, и из приобретенных привычек, целевых установок и идеалов, навыков и знаний, задающих способ жизни в условиях той среды, в которой обитает живое существо.

     Менталитет человека определяется его полом, его происхождением, его образованием, его трудовым опытом и профессией, а также теми общинами, группами и сословиями людей, в которые он входил прежде, его текущим социальным положением и теми общностями людей, к которым он принадлежит теперь.

     2.8.2.4. Люди объединяются в общины и общественные движения в силу природной, бытовой, социальной или производственной целесообразности, а также в силу схожести менталитетов.

     При этом особенность каждой общины, компании, общественного движения, партии или социальной группы определяется господствующим в ней менталитетом.

     Общество есть множество сосуществующих параллельных миров, различающихся менталитетом.

     Человек, участвующий в разных параллельных мирах, вынужден вести себя по-разному в каждом из них и, по сути, является совершенно разным человеком, в зависимости от того, где вы его застали – на работе, в компании друзей, в кругу семьи, либо в одиночестве.

Сколько разных менталитетов – столько и разных типов людей.

Относительность понятия «человек» есть одна из причин общественных конфликтов и социальной дискриминации.

  В качестве признаков «неполноценности» дискриминируемых может выступить что угодно – от увлечений человека до его происхождения и социального положения.

Исторические общества отличаются друг от друга субординацией менталитетов.

Во всех эпохах сосуществуют все типы менталитетов – и матриархата, и патриархата, и рабовладения, и феодализма, и кочевые, и оседлые, и капиталистические и прочие, - времена различаются не их составом, а тем, какие из них господствуют.

     Исторические эпохи сосуществуют рядом. Между ними идет непрестанная борьба, причем столкновения этносов и государств, а также акты терроризма - исчезающе малая часть этой борьбы, - главной ее ареной являются внутрисемейные и внутрипроизводственные отношения.

Распад семей, как правило, - следствие несовпадения менталитетов, конфликта логически несовместимых параллельных миров, имеющих разную идею того, что такое человек и представляющих, в этом смысле, разные общества или исторические эпохи.

     Ниже, говоря о матриархате и патриархате, как формах общественного строя, я ни в коем случае не претендую на утверждение исторических фактов всеобъемлющей реализации этих форм как последовательных фаз истории человечества.

     Я претендую лишь на реальность менталитетов матриархата и патриархата, на реальность их столкновений во все времена и, следовательно, правомерность логических гипотез о матриархате и патриархате, как возможных последовательных фазах развития общества.

     Утвердительность последующих суждений прошу считать лишь формой изложения гипотез.

     Для адекватного понимания нижеследующего, читателю полезно ознакомиться с замечательной работой Т. Веблена «Теория праздного класса» (5.2).

(Продолжение: Матриархат и патриархат - http://www.proza.ru/2012/06/17/1413 )