Карат

Вера Редькина
     Позвонил племянник. Тёплых слов наговорил столько, что на два раза хватило бы. И что соскучился, и что давно уже собираются погостить, но обстоятельства так складываются, что некогда и некогда. Поделился радостью, что скоро папой станет. (Можно подумать, это тайна за семью печатями. Все родственники давно уже имя выбирают.) Вот только одно осложнение возникло. Ларисе врач сказал, что присутствие животного в доме в период беременности нежелательно.

      Я сразу смекнула, куда разговор клонится.  Стала «менять пластинку». Мол, а у нас соседи ремонт затеяли. С утра до ночи сверлят, стучат, гремят чем-то. Но что делать? Приходится входить в положение.

     Зря я про соседский ремонт сказала. Егор проявил ко мне внимание и сочувствие. Сказал, что не допустит, чтобы его любимую тетю так беспокоили даже во внеурочное время. Уж теперь он точно навестит меня и поговорит с соседями. Быстренько свернул разговор и мы поцеловались. По телефону.

     На следующий день - дзынь-дзынь! Показалось, что звонок в дверь или правда услышала, несмотря на шум дрели? Подхожу на всякий случай к входной двери, заглядываю в глазок: Егорушка! Да! Приехал, как обещал.

     Распахиваю дверь, пропускаю в квартиру племянника. А он изогнулся в странной позе, словно живот прихватило, и придерживает как яблоки за пазухой из чужого сада.

     Улыбается:

- Сюрприз!

Извлекает чёрный лохматый комочек красоты от кончика носа до кончика хвоста. Суёт мне в руки, я на автомате принимаю. И вот это крохотное существо, похожее на медвежонка, тут же уютно расположилось у меня на руках. Мохнатое умиление, которое я невольно стала поглаживать.

- Какая прелесть! Это его вы так долго ждали?

- Ещё как ждали! Ждали, когда будет организована встреча его благородных родителей. Ждали, пока появятся вот эти красавцы! Мы выбрали именно нашего Карата!

Егор нежно прикасается к подбородку щеночка.

- Так досадно! Ведь всего-то пару недель каких-то забрали мы это чудо. Но врач говорит, что Ларисочке нельзя на время беременности ни кошек, ни собак в доме держать. Ну вот, выручай, роднуль!

Ответить бы мне, мол нет и нет. Так ведь слабину дала. Держу на руках тёплый пушистый комочек и согласно киваю головой. Никогда собак не заводила. Именно потому, что надо рано вставать, выгуливать, мыть лапы, кормить, терпеть разные выходки. О, нет! Собак надо любить на расстоянии. Увидеть на улице, как кто-то выгуливает питомца, подумать: «Ух ты, какой хорошенький пёсик!» И всё! Самой не заводить! Чтобы не собирать шерсть по всей квартире во время линьки, не переживать из-за погрызенной обуви.

Гипноз какой-то! Нарушаю собственные правила! Да ещё не взрослую собаку беру, а щенка. За ним уход нужен! Забот не меньше, чем за грудным ребёнком!

Егор обрадовался.

- Роднуль, как только будет можно, мы сразу же заберём. Сама знаешь, как он нам дорог! Это такая редкая порода! Ну разве он не прелесть? Да отпусти ты его уже! Пусть привыкает, осматривается.

- Прямо вот так отпустить?

- Ну да! Только в комнаты пока не пускай. Я сейчас ему домик принесу!

Племянник вылетел из квартиры. Через некоторое время вернулся, нагруженный пакетами, свёртками, и с переносным боксом.

- Здесь – еда. Егор протянул мне пакет с мелкими круглыми сухариками. - Их первое время нужно размачивать водичкой. А потом так будет есть, когда зубки окрепнут. Это – игрушки.

Заметив мой удивлённый взгляд, Егор улыбнулся.

- Игрушки! Он же ребёнок! Да, Карат? У него и пелёночки есть. И мисочки для еды и воды.

Я ужаснулась. Такой мороки не ожидала.  Взмолилась:

- Пощади, Егорушка! Кому-нибудь другому подкинь это сокровище! Я не справлюсь!

     Малыш тем временем прошелся вдоль стен коридора, настороженно принюхиваясь к запахам. Забрался в бокс, вышел, прошёлся.

- Вот! Ему сейчас пелёночка понадобится! Писать хочет! Он первое время будет все дела делать дома на пелёночку, а потом уже на улице привыкнет, когда повзрослеет. Ну вы тут привыкайте друг к другу, а мне пора, пора, пора.

     Чмокнул меня племяш в щёку и за дверь быстренько так! Вот уж действительно и чаю даже не успела предложить.

     Батюшки! На полу в прихожей лужица. На полу! Этого мне только не хватало! Только хотела отругать щенка, но увидела, в какой он позе растянулся в кухне, вспомнила, что это ребёнок, хоть и собачий, молча взяла тряпку, стала вытирать. Потом ещё раз протёрла влажной тряпкой, добавив в воду немного выжатого лимона.

    Продумала наиболее удобное местечко для домика, постелила в нём старенькое полотенце. Не на голом же полу контейнера спать малышу. Подготовила уголок под пелёнки, чтобы щенок мог пользоваться при необходимости. И даже отдельное место под игрушки освободила. Потом сделала небольшую перестановку на кухне, поставила чистую мисочку под еду, а в другую налила водички. Вроде бы всё учтено.

     Теперь можно и самой кофейку выпить. Готовлю бутерброд с сыром, а вот это маленькое пушистое существо, уже освоившись, прыгает мне на ноги, скачет на задних лапках. Явно его привлёк запах сыра. Отрезаю крохотный квадратик, даю Карату. С каким удовольствием он проглотил кусочек. Понравился сыр? Ох, ты! Он снова выпрашивает! Нет уж! Теперь я должна перекусить.

     Не получается. Карат прыгает, царапает передними лапками. Как с ним договориться, чтобы не мешал? Снова отрезаю малюсенький кусочек сыра, вижу, что Карат заметил в моей руке сыр, медленно иду к контейнеру, малыш за мной. Засовываю руку в открытый бокс, щенок заходит. Отдаю ему угощение и защёлкиваю дверцу.

     Щенок сначала недовольно скребётся, повизгивает, потом, немного повозившись, затихает. Уснул! 

     Теперь я полностью поглощена заботами о маленьком существе. Кормлю не менее пяти раз в день. Меняю воду. Вытираю лужицы в коридоре. Огорчённо сетую:

- Кто это писает на мой любимый пол? Надо же на пелёночку! А этот маленький  собачонок делает все дела прямо на пол! (Ворчу так, если сама не успела «запеленговать» предстоящее «пи-пи» или «а-а». При этом тут же ставлю малыша на бумажную пелёнку, чтобы он уяснил себе, куда надо «ходить».)

     Щенок, такой хитрец, наблюдает за мной. Но смекнул по-своему. Самообслуживание! Должно быть самообслуживание! Вырывает тряпку у меня. Не получается. Вытаскивает свою подстилочку и забавно трясёт головой, словно моет пол.
В следующий раз выполнил на пелёночку свои дела. Удивлённо слушал мои восторги: «Ай, умница! Всё правильно делает! Чистюлька наш!» На мордашке написано: «Что особенного? Подумаешь, невидаль – попасть на бумажку. Делов-то! А за это хвалят, хвалят! Мне это – тьфу! Буду так, коль вам приятно!»

Так, по этим вопросам достигли договорённости, кажется.

     Однажды раздаётся грохот. И громкий визг! Бегу на кухню. Со стола криво-косо свисает стянутая скатерть. Сахарница валяется на полу. Карат под столом, повизгивает. Плевать мне на сахарницу. Что со щенком? Стараюсь как можно спокойнее говорить:

- Маленький, ты не ушибся? Беру на руки. Щенок испуган. Часто-часто бьётся сердечко. Успокоительно поглаживаю. Трогаю лапки. Вроде бы не сломаны и не ушиблены. Быстро успокаивается. Тянется мохнатой мордулькой, целует. Ну, вернее, примирительно лизнул мне щёку.
 
     Больше скатерть не трогал. Видно, уяснил себе, что в спокойном состоянии она не создаёт грохота. Скатерть лучше не трогать!

     Дала яблоко. Бегает, забавляется. Толкнёт лапкой, тявкнет, опередит прыжком, поймает. Погрызёт. Удовольствие! А хвостик выражает восторг!

- Карат, дай яблоко!

     Щенок уже откликается на кличку. Поднял голову, внимательно смотрит. На всякий случай крепко держит яблоко обеими передними лапками.

- Дай яблоко! – Настойчиво прошу я и забираю. Нюхаю и возвращаю.

     Через несколько дней он уже сам подносил в зубах мне яблоко. Отдавал не сразу. Но потом усвоил, что эта вкусная игрушка нравится не только ему. «Дай!» Принесёт, подержит в зубах, положит на пол. Возьму, поиграю, отброшу. «Дай!» Понял! В игру включается мгновенно! Но теперь уже играем и настоящими игрушками. Очень любит хрюкающего поросёнка. Несёт, сдавливает челюстями. Игрушка повизгивает. Щенок доволен!

     Команду «сидеть» он как будто знал с рождения. Особенно и не обучали. Просто во время обеда Карат пытался найти «слабое звено», чтобы выпросить что-то с общего стола. Это пресекалось строго-настрого. «Сидеть!» Слегка надавливали на заднюю часть туловища щенка. Он понимал. Садился. Некоторое время наблюдал, как мы обедаем. Забывал, что нужно вести себя прилично. Снова повизгиванием напоминал о себе и делал попытку встать на задние лапки, чтобы заглянуть на стол. «Место!» Карату указывали уголок и перемещали его туда. «Сидеть!» Настойчиво придавливали ладонью.  Понял! Он вскоре понял, что когда за столом едят люди, лучше не соваться. Равно как и члены семьи не лезут к его миске, когда он ест. Хотя нет! Я могла поднять выпавшие «сухарики» и положить в миску, или же предложить с ладони. Съедал. Не кусался.

     А вот проблема с покусыванием была. Он так играл. Порой пытался довольно больно куснуть руку. Куснёт и покосится, какова реакция. Ещё больнее прикусит. Я визжу. «Ай, больно!» Прекращаю общение со щенком, всем своим видом показываю, что обижена и ухожу. В следующий раз щенок снова попытается проверить мою реакцию на укус. И снова я дам понять, что мне неприятно. Решительно отворачиваю его мордочку, потираю укушенную руку.
     Щенок понял, что кусать членов семьи не надо. Боль терпеть не умеют, сразу хнычут и делают недовольные физиономии. Ну и ладно! В доме всегда найдётся, что погрызть забавы ради.

     Выхожу в прихожую. О, ужас! Мои обои! Клочьями на полу. И маленький бандит нагло продолжает рвать на ленты. Неслыханная дерзость!

- Нель-зя! Нельзя! Фу! – Отрывисто, строго произношу я. Хочется надавать тумаков этому хулигану.

     Его словно ветром сдуло. Метнулся в свой домик и подсматривает за мной оттуда. Да, я не стану извлекать его из бокса и наказывать. Да, я застала его на месте преступления. Но он успел удрать в своё безопасное «политическое убежище». Всё! Там он как в крепости. Ни при каких обстоятельствах нам нельзя пользоваться своим силовым преимуществом, если щенок в своём домике.
     Ах, хитрая мордулька! Ах, собачий сын!
Пришлось подклеивать оборванные обои. Плинтуса чуть-чуть смазала горчицей. Щенок лизнул. Взглянул с обидой, мол, какой гадостью травишь меня. Но к обоям больше не проявлял интереса.  Или делал вид.

     Карат приехал к нам в ошейнике. Кожаный ошейник утопал в густой шерсти. Шею не сдавливал. Правда, порой щенок пытался сбросить лапкой ненужную ему повязку. Но его было легко переключить на игру. И про ошейник он напрочь забывал. О, как любил играть! Сначала изучает новый предмет. Наскакивает, угрожающе урчит и боком отпрыгивает. Например, его внимание привлекла пластиковая бутылка с горохом. Стал задираться. Подкрадётся и стукнет лапкой. Бутылка с шумом падает. Отпрыгнет и Карат: вдруг там опасность затаилась. Потом внезапно налетает на бутылку, катит погремушку по полу, и шум, издаваемый горохом, ему очень нравится.

     Однажды случайно наступил на пластмассовую крышку ведёрка.  Крышка «поплыла».  Щенок очень удивился. Повторил маневр. Как понравилось! Стал вскакивать передними лапками, отталкиваясь от пола задними. Как сноубордист. Есть выражение «щенячий восторг». Вот это испытывал Карат!

     Так вот. Вернёмся к ошейнику. С ним проблем не было. Но когда я попыталась пристегнуть к ошейнику поводок, щенок стал яростно сопротивляться. Карабин всё-таки защелкнулся. И мы тренировочно стали прогуливаться по коридору. Со стороны, если бы кто увидел, выглядело как картинка из дурдома. На поводке – по квартире. Но мне нужно было приучить малыша к поводку, чтобы он почувствовал, что свобода определяется длиной поводка. Не так просто давался этот урок. Щенок пытался меня выгуливать и навязывать мне свои условия. Но я упрямая. Маленький понял, что «рядом» - не пустой звук. Это команда, непослушание которой сопровождалось не очень приятными ощущениями натянутого поводка,  позволяющего действительно идти только рядом.

     Настал день, когда Карат должен был впервые выйти на прогулку на улицу. Я спокойно произносила слово «поводок» и чуть более восторженно «гулять».

     Предположить невозможно было, что испытал малыш на улице. Новые незнакомые шумы, обилие запахов, необыкновенные картины. Очень заворожили Карата ветви деревьев. Оторваться не мог – любовался! Потом его внимание привлекла крупная ворона. Она тоже заприметила щенка. Слетела на сугроб, под предлогом почистить клюв. А сама наблюдала!

     Мой храбрый охранник предположил, что вот это летающее чудовище предоставляет опасность. Кто защитит, если не он? Сделал стойку, насторожился. Оглянулся на меня, мол, держись подальше. Я ослабила поводок, предоставив свободу.

     О, это был лев! Лев на охоте! Осторожно приближался к вороне. А та каркнула и взлетела на ближайший сук. Такого коварства щенок не ждал. Он затявкал. Да! Он облаял ворону!

     Постепенно Карат понял, что «поводок» - процедура, предваряющая «гулять». Перестал сопротивляться, стал позволять пристегнуть к ошейнику поводок. А потом – такое удовольствие ходить по снегу, дышать холодным воздухом, любоваться облаками, нюхать, нюхать разные запахи, смотреть на стайки воробьев и испытывать неприязнь к воронам. Какая прелесть – «гулять»!

     Правда, после прогулок дома всегда ожидала неприятная процедура, к которой на удивление очень быстро привык – мытьё лапок. Зато после мытья – вкуснейший обед и расслабленный отдых. В этом мире – столько удовольствий!

     Однажды неожиданно приехал Егор с женой. У Ларисы уже хорошо был виден животик. Удивительно меняется беременная женщина. Из порывистой девчонки становится такой округлой, с мягкими кошачьими движениями.

     Пообедали, поговорили. Я рассказала о том, как замечательно развивается наш Карат. Какие команды усвоил, как любит играть и приносить по команде игрушки. А ещё он совсем недавно научился «делать дела» на улице. «По-маленькому» - как взрослый. Уже не по-девчачьи, а по-мальчишески. Мои гости от души хохотали, слушая рассказы. Оказывается, они приехали не просто нас навестить, а забрать Карата.  Мол, пора делать очередные прививки и надо до рождения ребёнка привыкнуть друг к другу.

     Карат почувствовал какую-то тревогу. Тихо лежал под столом, положив голову мне на ноги. Если я вставала, малыш беспокоился. Но стоило присесть, щенок снова прижимался головой к моим ногам. Даже подрёмывал.

     Потом они уехали.

     Я не «собачница». Никогда собак не заводила. Хотя собак люблю. Так много постигаешь, когда рядом такое сметливое, красивое животное. Маленькое существо, готовое за тебя жизнь отдать. Собака, понимающая человеческий язык. Удивительно!