Мышонок или бесплатный сыр

Анатолий Комаристов
Наше учреждение, в котором я служил, находилось на территории Главного военного клинического госпиталя им.Н.Н.Бурденко  в старом двухэтажном флигеле. Построен он был очень давно. Никто не помнил, когда был капитальный ремонт здания. Когда-то это была обычная "комуналка", в маленьких комнатках которой жили врачи и медсестры. Затем много лет там размещались вещевая и продовольственная службы госпиталя.

Почти круглый год  шел так называемый косметический ремонт отдельных комнат. Строители переходили из кабинета в кабинет, и через некоторое время возвращались обратно.

Пока все офицеры отдела во главе со мной были в командировке в Сибири, в моем кабинете сделали ремонт. Побелили стены, потолок. Покрасили  тёмно-вишневой краской (на складе не было белил) старое, давно и наглухо закрытое  окно.

Стены всех кабинетов (2/3 высоты от  пола) были облицованы  древесно-стружечными плитами, покрытыми лаком. Несколько лет назад строители закрыли ими стены, пораженные грибком. Когда-то полы во всём флигеле были паркетными. Но время и плохой уход  за ним сделали своё дело.

Он весь, как говорят, «гулял», скрипел, местами вздулся, вылезли отдельные дощечки. Во время ремонта строители, якобы, перебрали, отциклевали, покрыли  лаком паркет и заменили несколько плиток.

Когда мы вернулись из командировки и хотели ставить на место мебель, я, осматривая кабинет, обратил внимание, что в дальнем углу комнаты две плитки паркета плохо подогнаны  к плинтусу и имеется небольшая дыра.

Хотел пригласить паркетчиков для устранения дефекта, но в суматохе забыл, и дыра  в углу кабинета так и осталась. Дело шло к зиме и мыши с улицы стали активно возвращаться на зимовку в здание.

Рядом стояли ещё два таких же старых флигеля, но грызуны почему-то шли именно в наш. Возможно потому, что у нас во всех кабинетах и в архиве хранилось несколько сотен томов с подшитыми (приклеенными) документами. Так что голодная зима, именно у нас, мышам не грозила.

Известно,что рядом с человеком мыши довольствуются практически любыми доступными кормами, вплоть до мыла, свечей, клея и т.п. Они одинаково охотно питаются зерном, мясом, шоколадом, молочными продуктами. В природе при избытке корма делают запасы. Едят рис и овёс. Очень любят сыр.

Сотрудники учреждения (кроме женщин) никакого внимания на них не обращали. Привыкли друг к другу. Мыши обнаглели, бегали даже днем по комнатам и коридору.

Активной борьбы с грызунами никто не вел. Иногда появлялся санитар-дератизатор, раскладывал у нор и по комнатам приманку, но мыши никогда её не трогали и обходили стороной. Откуда  они знали, что внутри отрава?

Рядом с кабинетом начальника комиссии была комната, где с документами работали три женщины. Две из них на грызунов не реагировали. А молодая Ирина боялась мышей, как огня. Однажды наглая мышь взобралась по шторе к Ирине на стол и стала копаться в лежавших там документах (оказывается, мыши,как заправские альпинисты,отлично лазят по шелковым шторам). Ирина в это время, отвернувшись от своего стола, работала с картотекой.

Увидев у себя на столе мышь, Ира вскочила на стул и закричала так, что перепуганный генерал и другие офицеры, прибежали в комнату к женщинам разбираться, что  случилось.

После этого инцидента генерал собрал всех сотрудников комиссии у себя в кабинете и дал команду срочно начать борьбу с мышами самостоятельно, не надеясь на эпидемиологическую службу и дератизатора.

Были предложения для борьбы с мышами завести кота. Бездомных котов и кошек в подвалах госпиталя было много. Но поскольку наше учреждение вечером закрывалось на ключ, опечатывалось и сдавалось под охрану, оставлять кота в здании на ночь не рискнули. Никто не хотел возиться с его лотком, кормить, поить.

Решили, что надо купить мышеловки. Установку и заправку их приманкой генерал поручил мне, сказав при этом:

- Мне доложили, что Вы «специалист» по отлову грызунов. Возлагаю борьбу с мышами на Вас. До мая месяца надо от мышей избавиться, пока они не съели половину нашего архива. Мышеловки купим. Строителей я попрошу заделать все дыры в полах. Вопросы есть?

- Никак нет. Все понятно - ответил я.

Это задание от генерала я получил потому,что однажды имел неосторожность рассказать в коллективе, как ликвидировал мышей у себя в квартире на 15 этаже.

В конце каждого рабочего дня я заправлял мышеловки (сотрудники приносили кусочки сала, мяса, сыра, колбасы), а утром выбрасывал пойманных мышей на улицу воронам, чему они были весьма рады и быстро усвоили, где можно позавтракать. По утрам  вороны ждали меня с очередной добычей.

Питались мы в столовой военторга, находившейся в другом корпусе. Однажды я, зная, что завтра времени идти в столовую, стоять там в очереди у меня не будет, я принес бутерброды из дому, рассчитывая выпить чаю и перекусить на рабочем месте.

Не помню почему, но накопилось много документов, с которыми следовало разобраться до конца дня. Все сотрудники, кроме женщин, которые обедали на рабочем месте, ушли в столовую. В учреждении было тихо и спокойно. Я, не торопясь пил чай, думая как работать с горой бумаг дальше.

Случайно бросил взгляд в угол комнаты, где в полу была дырка. Из неё на меня смотрели два маленьких, как бусинки, глаза и шевелились усы. Я сидел тихо, не двигаясь, наблюдая, что будет дальше.

Бусинки посмотрели во все стороны, как бы убеждаясь в безопасности своего пребывания в этом кабинете. Через несколько секунд серый мышонок уже был в кабинете, но от дыры далеко не уходил, оставив путь к отступлению.

Кто-то вернулся с обеда и громко хлопнул входной дверью.  «Серый» (так я назвал своего гостя) мгновенно исчез в свой лаз. До конца рабочего дня он больше не появлялся. И мне стало жалко, что произойдет, если эта кроха доберется до мышеловки.

Перед уходом домой я положил у норки маленький кусочек сыра. Утром сыра не увидел. Значит Серый утащил. Взрослая мышь достать сыр не могла. В небольшую дырку пролазил только мышонок.

Днем гость не приходил. Приманка осталась нетронутой. Я не знаю можно ли дрессировать домовую мышь, но у меня такая мысль появилась. Уж очень понравился мне мышонок.Когда-то, еще студентом, я видел в Харьковском цирке, как кот возил по арене вагончики, в которых было много белых мышей.

Методику дрессировки я придумал сам. Каждое утро  брал кусочек сыра «Пошехонский» (других сортов не помню), резал мелкими кубиками и укладывал кусочки цепочкой  с небольшими интервалами от дырки в полу в сторону своего письменного стола, постепенно увеличивая расстояние между кусочками.

Мышонок «сырную трассу» освоил мгновенно и без боязни постепенно подходил  к моему столу. Важно было только чтобы в помещении была тишина.

Мы подружились. Он совсем перестал бояться меня. Смело шел по направлению к столу. С первого дня я стал приучать его к кличке, и через некоторое время стоило мне негромко позвать:
- Серый, Серый! Скорее ко мне, сыр засохнет!- и в дырке появлялись его красивые глаза-бусинки. Не думаю, что он знал свою кличку, но на мой голос реагировал.

Я как-то открыл нижний ящик письменного стола, чтобы достать нужную бумагу, и он мгновенно оказался в ящике. Тщательно ознакомился с его содержимым, ничего съедобного не нашел. Попробовал зубами на крепость стенку ящика, но быстро эту затею оставил и ушел.

Мне очень хотелось научить его брать приманку с руки. Он подходил к ладони, где лежал сыр, шевелил усами и ноздрями, но на руку не шел. Признавал он только меня. Обязательно тщательно обнюхивал пальцы руки.

Стоило скрипнуть открывающейся двери или появиться в кабинете другому человеку, и Серый  молниеносно убегал. Все сотрудники знали, что у меня «чуть не за пазухой» живет мышонок. Высказывали опасение, что он случайно попадет в мышеловку. Остатки пищи, которые раньше выбрасывали, несли в мой кабинет - Серому.

Приближалась весна. Интенсивно таял снег. Оставшиеся в живых мыши готовились к выходу на свободу. И тут, как по закону подлости, случилась беда. Офицер моего отдела около столовой военторга приметил бездомного кота. Неизвестно какой породы был кот, но в столовой его хорошо раскормили.

Он был грязный, шерсть свалялась на нем клоками. Но все равно он был красивый и очень ласковый. Поскольку дочь офицера, якобы, все время просила родителей купить котенка, отец решил забрать кота домой.

Некоторое время приучал его к себе, подкармливал. Приносил кота в наш флигель, где он успешно ловил потерявших бдительность мышей. Однажды, когда мой Серый гулял по кабинету, а дверь была приоткрыта, кот молниеносно поймал его.

Серый запищал и …всё кончилось. Через некоторое время офицер решил, что кота пора везти домой. Жил он в Орехово-Борисово. Для транспортировки кота привез большую, крепкую сумку, с замком «молния».

На второй день он подробно рассказал, что кот выделывал в метро, пытаясь уйти на свободу и показывал нам свои оцарапанные руки. Дома его долго отмывали, сушили феном, причесывали, но, якобы, первое время он был очень агрессивным, всех царапал, кусал, а потом постепенно привык.

А Серого мне было жалко. Погиб мышонок по моей вине. Я всегда просил сотрудников не оставлять дверь в кабинет открытой, особенно когда в помещении гуляет кот, а на этот раз отвлёкся и просто не заметил, что дверь была приоткрыта.

Фото из интернета