Звягинцев - подросток на костях Левиафана

Владимир Рысинов
Сегодня довелось посмотреть фильм Андрея Звягинцева "Левиафан", раньше читал несколько отзывов на этот фильм.
Выскажу своё мнение.

Фильм, как всегда у Андрея, хорошая душевная встрёпка, сердечное потрясение.
Есть люди, всегда готовящиеся к худшей из возможных перспектив, своеобразные перестраховщики, мир их мыслей - царство тревожное, представление родителей о возможных опасностях для загулявшихся допоздна, детей, ответственность за будущее.
Звягинцев из таких. Мы с ним тревожно одинаковы, не случайно я вскинулся, узнав в фильме схожесть с мотивами своей нетленки - "Мамка".
Отсюда и антураж фильма - полярная полуночь-полудень, гранитные сопки, небольшое поселение Сталинской постройки, с убитыми перспективами.

Угадывается Россия израненная перестройкой. Подстреляная подчинением её чуждым банкам и валютам, законам, планам и кормлениям.
Весь клубок, схватившихся за землю под ногами, лиц, символически представляет собой расстановку внутренних течений страны. Бюрократия с алкоголизмом властной вседозволенности, работяги в алкоголизме сопротивления чиновнику, "умницы и умники" - младые генетические адвокаты, для которых нет святого, есть лишь запой открывающихся возможностей любых преступлений. Лицемеры духовные, фарисеи с алкоголизмом ветхих времён, деятельные последователи тех, кто преследовал и загнал Христа в давнее время, продолжая это делать и по сей день.

И ещё жена, мать.
Это она переносит перепетия схватки, это она терпит, жалеет, любит каждого, не вставая ни на чью сторону. Так и мать не встаёт на сторону одного из враждующих сыновей. Все дети - её, все дороги одинаково.

Но терпеть мало...
Когда ни с того ни с сего подросток Рома говорит ей - Ты мне не мать... вот тут прорезается зачаток, наверное - основной трагической мысли, фильма - отношение молодого поколения к Родине, неприятие будущим временем времени настоящего в его, безразличном к будущему, качестве.

Всякий родитель знает, что невыбегавшийся ребёнок к вечеру взорвётся неповиновением.  Новенький автомобиль не может стоять в загоне, жеребёнок не в силах не прыгать.
Молодёжь ждёт дел.
Но есть и безработица, явление губительное для всего мира, для России же - неестественное, нарочитое злокачественное образование в теле. Есть послешкольное вышвыривание подростков на улицу. Так нынешняя Россия не походит на СССР в этом плане, на то отрочество советских времён, когда каждый выпускник школы мог выбрать, где учиться и платы по семейному не спрашивали, когда каждый выпускник училишь, фазанок, институтов подхватывался производствами, получал распределение и мог тратить свою энергию и способности в меру сил.
Состояние неопределённости - самое страшное для начинающего жить. И не имея способов полезной реализации себя для блага всех, увидев нематеринское отношение к себе от Родины, он вполне может сказануть именно такое - Родина, ты мне не мать, - в тон Ромке.
Очень символичен кадр, где подростки в какой то башне, в останках церкви,  общаются своим кругом, обсуждают свои, чуждые миру внешнему, проблемы на фоне тревожно-закатно-холодно-неприветливого неба.

Переломный возраст, - объяснили его грубость взрослые. Да, но такие вот переломленные восстали в  Киеве на Майдане, они отказались от неньки-матери, они бросились от неё за границу, они ввергли её в погибель... с максималистским неприятием неродственности, воцарившейся в народной жизни. Уходи, - сказали они Родине.

Бросилась и мать в фильме. Родина сгинула в водах осуждений, в шторме сыновнего неприятия, в прибое проклятий и всесторонних претензий, в пене междоусобных свар.
Не устоит царство, разделившееся в себе.
Победила удовлетворённая власть, прикончили протестовавшего работника, благословилось и дальнейшее действо - в том же духе, колокольными звонами...
осталось младое поколение безпризорником.

И вот он светлый момент, намёк на путь спасения. Пришла подруга героини и предложила Роме жить в их семье. Продолжить жизнь совместно, не ради денег, а лишь потому, что "мы же с твоей мамой учились в одной школе, росли вместе, вас маленьких сообща няньчили". Вот он истинный Северный полюс, румб  человеческих отношений, который обязан назреть по над схватками в стране, раздираемой противоречиями, учениями и всякой прочей идейной шелухой-дрянью, наваждениями и поветриями, абсолютно несовместимыми со здоровой жизнью, с жизнью ясной, трезвой, с любовью к брату и сестре, к отцу-матери, всех к детям, словно к "самому себе". Ибо не в споре успех, но в согласии.

Фильм очень своевремен для России. Накатывают на нас внешние девятые валы. Но самое главное - шторм может назреть и внутри. Ориентир государства на деньги в качестве мерила, ориентир на гонку за успехом, за прибылью, за возобладанием... расслоение народа на уровни достатка, порча духовная, несовместимость таких полюсов с идеалами молодёжи... Взрыв возможен - неприятие денег вместо иконы, рынка вместо самодостаточной, уравновешенной совестливой жизни - неприятие сумрачного мира полярной ночи, как основы бытия. Взрыв молодой чести против воцарившегося безчестия. Если взорвёмся, вокруг враждебные воды. Доброхоты подхватят и продолжат. Левиафан нашего государства останется белеть костями на берегу, как горбятся корабельные скелеты последствиями предыдущей перестройки. Не случаен побег Ромки к скелету выбросившегося на берег кита. Тревожный символ и здесь.

Фильм - предупреждение, скорее воззвание, вернее - крик о помощи... нашей к себе.
Фильм долго снимается. Жизнь меняется, она прихорашивается, страсти не так ярки, не гротескны... они замаскированы, но они тлеют. Не решено главное, чтобы вспомнить о нём, нужно почитать заповеди или даже моральный кодекс строителя коммунизма.

Вот его заповеди, и если не засмеёмся по прочтении, то ещё не всё потеряно, ещё не переродились.
"1.Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2.Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3.Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4.Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5.Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6.Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7.Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8.Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9.Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10.Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11.Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12.Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами".
Вот он - Полярный день с незатухающим солнцем.


Андрей Звягинцев - серьёзный режиссёр. Его фильм "Возвращение" - о духе отца, вернувшегося к жизни, что помочь в становлении душам сынов.
Его фильм "Изгнание" - о трудности приятия отцом плотским плода духовного.
Его фильм "Елена" - о безперспективности человека бездуховного даже при материальном счастье-успехе.
Его фильм "Левиафан" - о государстве, потерявшем соборную душу.
Все его фильмы о самом необходимом и самом простом. О Любви, Надежде. В которые необходимо поверить, верить делами, чтобы спастись.
Посмотрите обязательно.

Интервью, назревшее по обсуждению темы.

- Андрей, для чего вы какой то американский случай прилепили к России?
- Этот частный, казалось бы, случай - бунт человека против всевластья над собой со стороны капиталиста, бездушной системы. Я считаю случай протеста посредством бульдозера достойным истории. Русский человек едва ли поступил бы так, скорее он отчаявшись, бросился бы вниз головой с крыши. Но народ... известно ведь - Свят народ, состоящий из грешников... народ поступает иначе. Россия всегда восставала против тирана, Гитлер и Наполеон, под которых с готовностью легли многие страны, были опрокинуты русской коллективной силой... то есть Россия поступала с тиранами именно так, по бульдозерному.

А если смущает фантазийность сюжета, эпизодов, деталей.... Документы перевирать нельзя, интерпретировать историческую ситуацию следует осторожно, не оскорбив зрителя с его собственным мнением. Шарлизм не допустим.
Автор фильма художественного, в целях усиления воздействия на зрителя, читателя, имеет право на вымысел, на гротеск, на гиперболу, ибо они - легальные средства искусства.

- Но, для нас святое, это мы?  Почему изобразили русский мир, утопающим в пьянстве, матерящимся? Разве это так, оглянитесь.
- Но где вы увидели в фильме Пьянство?
- Как же, как же???
- Разве мог запойный мужик выстроить дом, завести семью, организовать трудный бизнес, пользоваться уважением клиентов? Разве не разрешилась бы вся катавасия сюжета, с участием пьянчужки, очень просто - мэр поставил бы ему пару ящиков пойла? Сколько пьяниц в России лишилось квартир на соблазнах от риэлторов, без рёва бульдозеров и без привлечения юристов.
А этот и выстроил, и организовал, и, самое главное - упёрся за справедливость.
Здесь шок от несправедливости. В бою, в смертельной схватке человек может выругаться. Заглушая неимоверность душевной боли человек может пить так, словно костёр заливая в груди.
Если глядеть фильм сердцем, здесь неприглядность конвульсий тела после катастрофы его физической жизни, после уничтожения в нём души.

Теперь я спрошу - Почему герою впаяли именно 15 лет?
- Ну, наверное по уголовному кодексу?

- В детективе такая деталь значима. Поверхностно смотрите.
Вспомните обстановку пятнадцатилетней давности в России.
Перестройка, бомбой которой была приватизация народного хозяйства. Перестройка закончилась полным отбором этого хозяйства у народа, у поколений, что строили и защищали этот мощный огромный механизм. Заводы были скуплены за безценок и проданы в металлолом, поля сконцентрировались в руках банкиров и латифундистов, редких предпринимателей и большей частью заросли бурьяном.  Всё, бывшее народным, имущество активно продавалось иностранцам. Почитайте книгу А. Коха - "Как мы приватизировали Россию".
Прошла и переприватизация награбленного.  Полегли бандиты, разорились перепродавщики, сели в камеры не поделившиеся. Определилась и возобладала одна сила, слилась с госаппаратом. О твердились результаты перестройки, перемены закрепились законами.  Победители расселись в креслах поудобнее, закусили, огляделись.

Сменился дух жизни страны. Их дух победил,
Народ, ошарашенный произошедшим, захлебнулся реками импортного "Рояля" - люди годами не видели заработной платы, дети потоком излились на улицы, родители бросались с крыш. 
Возникло понятие - "Русский крест", показатели  смертности превысила цифру рождаемости, убыль населения достигала миллиона человек в год, уровня военных потерь. 
Шок. Весь народ напоминал героя фильма, матерился, пил и вымирал, это он так протестовал, по простому, по сермяжному...  ибо невозможно считать путним протестом сидения шахтёров на рельсах и стучание касками у барских подъездов, организованные администраторами для выпуска пара в свисток. Народ оказался не у дел, был послан подальше, где он сейчас, где он теперь, найдите крестьянские или рабочие газеты и телеканалы и спросите себя, всяк открывающий по утрам рот на хлеб - Почему так?

Окончание перестройки - копия ситуации, изображённой в финале фильма. Произошедшее в фильме - символ хода перестройки.
Прошло ровно 15 лет.

- Ну а зачем вы задели веру, оскорбили воцерковленную душу?
- Послушайте благословение митрополита Алексия при инаугурации Б.Н. Ельцина на второй срок.
А ведь он, духовным то оком, видел, что делает Ельцин с Россией, урон, наносимый стране перестройкой. Он видел. Он знал и совет Христа - "По делам их узнаете их". Он знал достойный для таких времён, пример Патриарха Никона. И тем не менее, торжественно и на всю страну - Делай, что делаешь, благословляю.
Не напоминают о соучастии служители в фильме?

- А эта героиня, что вступает в связь с кем ни попадя?
- Мать, мачеха, Родина. Женщина, одним словом. Для ребёнка, она мамка, а для взрослого гражданина, она супруга, они вместе творят бытие, строят жизнь. Гражданин вступает в акт самостоятельной деятельности совместно с Родиной. Кто-то для обоюдного блага, а кто-то и для насилия. Люди разные, Родина никого не откинула. Все её дети, её супруги.

Подросток возмутился и отказался от такой матери. Сказал ей - Уйди.
Младое поколение бескомпромиссно, оно брошено, обучение на любую специальность платное, царствует безработица, разгул наркоторговцев, реклама пива, магазины переполнены. Такое ли было при Советской власти? Разве Мать не сделалась ему после перестройки мачехой?
Вот только мачеха пасынка бы выгнала, а Мать сама ушла и бросилась в воду, сгинула в осуждениях, в проклятиях, в ревности и непонимании. Героиня фильма - символ именно Родины, терпеливой, любящей, жертвенной.

- А правда, что к финансированию фильма подключена Украина?
- На Украине была киностудия Довженко, Одесская киностудия - прекрасные фильмы, на Украине писал стихи Негатуров, сожжённый в Одесском Доме профсоюзов. И факт близости Украины, славянской души, не должен послужить обвинением. В ней наши люди. Они желают разобраться в произошедшем. С Майданом и последствиями.
Четыре подряд президента и страна в долгах. Кто не возмутился бы? Молодёжь возмутилась. Беркут отхлестал молодёжь дубинками. Вышли взрослые. В то время ещё не было на слуху никаких бандеровцев, они мобилизовались, подключились после и быстро выстроили толпу в строй, и погнали на убой... и олигархов, против которых вышел народ, этим защитили от народа. Практически, повторилась Российская  перестройка в Украинском варианте, в форме горячей, по южному - резкой и жаркой.
В России протест гасился и уводился в сторону Чеченской войной, здесь - оккупацией Донбасса.
Была устроена кровавая купель восставшим против Мамоны - в девяностые у нас, сегодня там.

- Но ведь для России перестройка уже не актуальна, снимали бы кино в Киеве?
- Ой, как говорится, ли.
Апостол Павел - Когда все станут говорить мир и благоденствие, тогда и придёт пагуба... регулярность, периодические повторы.
Экономическая жизнь циклична, Россия послесоветская включена в дойку иностранной финансовой системой, со времён перестроечного подключения циклы сдаивания излишков - дефолты  повторяются регулярно, они тикают как часы под управлением "Российского" Центробанка, по факту - отдела ФРС США.
Оглянитесь. Перестройка вновь, она вокруг и рядом. Уполовинились вклады, погребён рубль, галоп цен на продукты. Обещают безработицу. Триллион выданный банкам уже удваивается в карманах банкиров на директивных колебаниях Центробанком валютного курса, по опыту 2008 года. Наши финансы, кровь нашей экономики - за рубежи рекой.
И самое показательное - вновь на экранах герой, флаг перестройки тех времён. И вновь с тоской о пропадающих просто так средствах пенсионного фонда, в то время как у него, рыжеволосого, есть очень интересные планы, как эти деньги потратить с пользой.
Смотрите на прозападников через телевизор. Они прячут глаза, их глазки бегают. Вот она, деловая суматоха гайдаро-ельцино-хакамадо-порошенко-яйценюковской крысьей стаи.
Не напоминает ли сегодня-происходящее - то перестроечное время?

- Была ли уверенность, что фильм выпустят на экраны?
- Да. Во первых - международный аншлаг.
А во вторых... Произошедшее в перестройку - криминальное преступление.
Удовольствие преступника удваивается, если присутствует эффект глумления. Он грабит не скрываясь, говорит о творимом открытым текстом. А безпомощностью, муками, согласной слабостью жертвы...  любуется. Наслаждается. Обволакивает соками похоти. - Смотри, говорит он, я тебя заглатываю, я вхожу в тебя, умри для моего наслаждения и прими смиренно мою волю, прояви мне твоё безвольное согласие.
Для этой похотливой приятности, фильм непременно выпустят. И поглядят на общую  реакцию. И насладятся нашей немощью, а если не поймём, то посмеются над слепотой людей, казалось  бы разумных и грамотных.

- Трудно?
- Пророком быть легко. Зло всегда, везде, оно в людях, результаты их поведения их же и губят, или поощряют. Откройте Ветхий Завет и почитайте. Фильм - простая иллюстрация большинства из ветхозаветных пророческих гневных обличений и мрачных прогнозов.
Всё уже сказано. Всяк читающий упреждён. 

- Но пророки забиты камнями. Фильм одобрили за рубежом, на ура приняли недруги России, известные своими фобиями, как наши то встретят?
- Каждый увидит своё. Кому то понравится, а кто-то задумается. Вторые важнее, фильм для них.

- Зачем ваш фильм? Он предупреждает об опасности повторения перестройки или доводит до сведения о её втором пришествии?
- События зависят от поведения народа.  Не бульдозер, не коктейли Молотова на Майданах, они до-разрушат Россию.
Куда склонится большинство душ, вот что самое важное? Бог или Мамона, что народ выберет? Благодаря духовному исправлению и поведение изменится.

Решение проблем в нас. Если мы не считаем перестройку преступлением, если мы душой реабилитируем преступников... если даже события на Украине не возвращают нас в своё прошлое, к своей совести для обдумывания,  если мы не вернёмся обратно, с новым, трудным, нажитым и полезным опытом... если  не закипает в груди боль... мы превратились в корову с печальными влажными глазами, выдаиваемую чуждыми руками.
А они, нашим прощением, приятием их духа, они осмелеют, они воцарятся, они займут наши поля и реки они используют страну в расширенном масштабе, их хлебом станут наши дети, почвой для них - мы сами.

Прошло 15 лет - достаточное время для раздумий, для закрепления иммунитета. Изменились ли мы - народ, включая правителей, сделались ли иными?
Фильм спрашивает.
Зрители отвечают. Случайно ли атмосфера фильма отторгается? Перестроечный шок закрепился, он не принимается на генетическом уровне, на подкорке, рука однажды обжёгшегося сама от горячего отдёргивается. Реакция отрицательная, это хорошо.


P.S.
- Интервью, конечно же, вымышленное.
- Фотография Кемеровского тележурналиста Ю. Светлакова. Вот как нужно бы жить... солнечным контрастом, запойному всеми видами алкоголизма, обществу. Стыдно после фильма должно бы сделаться  всем.