Новая логика инвестиционной деятельности

Валентин Левин
(Глава 3.2.4. из Книги: http://www.proza.ru/2013/08/26/1526, декабрь 2011 г.)

     3.2.4.1. Новый смысл денег, вытекающий из предлагаемого изменения логики денежной эмиссии, расширения прав граждан, повышения общественного статуса предпринимательства, национализации государства и полной отмены налогов влечет соответствующее изменение смысла и логики инвестиционной деятельности.

      Сделки купли-продажи в идеальном рынке - акты двухсторонне добровольного отчуждения. При  этом каждый приобретает то, что ценит выше отдаваемого. Каждая такая сделка, следовательно, наращивает сумму ценностей в обществе.

      Инвестиция – частный случай купли-продажи, когда некто добровольно передает имущество в обмен на ценные бумаги или права участия в каком-то бизнесе, полагая, что получатель эффективнее использует отдаваемое им имущество, и, за счет этого, сможет выплатить ему доход выше того исходного дохода, который этот некто способен получать, собственноручно управляя отдаваемым имуществом.

      В идеальном рынке (рынок с честными и хорошо информированными партнерами) каждая купля-продажа и каждый акт инвестиции обогащает общество, поскольку перемещает имущество и бизнес в руки тех, кто эффективнее им пользуется и (или) эффективнее им управляет.

     В обществе, пораженном чертовскими укладами (см. п. 5.8.8), массовы случаи недобровольного отчуждения. Купля-продажа здесь часто  таит обман, выступает формой неправедного отчуждения. Черти, как мухи на мед, летят на эффективный бизнес. Чем эффективнее предприятие, тем чаще его проверяют всевозможные инспекции, мешая работать. Но это полбеды. Откуда ни возьмись, вдруг возникают «лжеинвесторы». И присваивают предприятие, используя неэквивалентные сделки или силовые методы, вплоть до отрядов ОМОНа.

     Вакханалия рейдерства, прокатившаяся по России и СНГ в годы после старта «либерализации», является не российским извращением феномена рынка, на который уповали реформаторы как на судью последней инстанции, а внутренней генетической сутью западного либерализма. Эта суть на Западе придавлена массивом законодательства, столетиями накапливавшего в себе инструменты защиты общества от вируса частной собственности, а в России, лишенной иммунитета против этого вируса,  раскрылась в своей полной отвратительности.

     Сегодняшняя борьба за улучшение инвестиционного климата в России дезориентирована неверным целеуказанием. Якобы, главным злодеем является государство, чрезмерно вмешивающееся в дела бизнеса. 

     Государство, при всех его недостатках, выступает лишь одним из инструментов, которыми пользуются те реальные злодеи, кому мы обязаны плохим инвестиционным климатом.
И этими злодеями выступают вовсе не чиновники-бюрократы (которые, впрочем, в этом участвуют).  А те реальные частные собственники, которые, пользуясь порочностью существующего законодательства и слабостью государства,  творят криминальный частно-собственнический беспредел, нанимая, при необходимости, команды юристов и отряды ОМОНа.

     Причина плохого инвестиционного климата, таким образом, не во вмешательстве, а в  слабости государства, его неспособности противостоять беспределу, в его капитуляции перед частными силами, заполняющими вакуум власти, возникающий из-за слабости государства.

     Принципиальный момент: кардинальное улучшение инвестиционного климата необходимо не ради иностранных инвестиций.

      И дело даже вовсе не в инвестициях.

      Кардинальное улучшение инвестиционного климата необходимо, чтобы запустить в России всеми вожделенный, но бескровный механизм эффективного перераспределения ресурсов,  который сделает истинными героями не тех, кто вовремя нахапал, а тех, кто эффективно хозяйствует.

      Этот механизм призван восстановить историческую справедливость и бескровно снять все напряжения и психозы, вызванные приватизационными перекосами, сделать рейдерство невыгодным и позволить России сосредоточиться на созидательном поприще.

     3.2.4.2. Инвестиционный климат страны имеет три аспекта.

     Первый – множество эффективных проектов.

     Второй – культура эффективного менеджмента.

     Третий -  общественность рыночных отношений.

     Проблематика первых двух аспектов сводится к развитию пространств реализации человека и предпринимательства, им посвящены пп. 3.2.2, 3.2.3.

     Проблематика третьего аспекта сводится к снятию отчуждений в обществе,  порождаемых:

1) пирамидальностью денежного хозяйства,

2) криминальной частной собственностью (рейдерством),

3) бюрократическим государством,

4) рыночными монополиями.

      3.2.4.3. Самая массовая форма отчуждений, снижающая общественную эффективность инвестиционной деятельности, как в России, так и на Западе,  диктуется пирамидальностью современного денежного хозяйства.

       Внешняя часть этой пирамиды выстроена над всеми предприятиями капиталистического мира и увенчана сияющими пиками государственных и национальных долгов  развитых стран Запада, в первую очередь США. Логика этой пирамиды раскрыта в п.2.7.

       Внутренними частями этой многопиковой пирамиды являются внутрипроизводственные пирамиды капиталистически организованных предприятий, выстроенные под цели вычленения локальной прибыли. Логика этих пирамид раскрыта в статье «Антирыночная суть прибыли» (см. п.5.8.1). Там же показано, что административный хозяйственный строй СССР, по сути, явился предельной формой пирамид этого рода.

       Инвестиции в ценные бумаги капиталистически организованных предприятий, согласно п.3.2.3.2,  нарушают субординацию производственных факторов, чем подрываются общественные позиции истинного предпринимательства и снижается общественная эффективность предприятий. Как следствие, страдают и экономические интересы самих инвесторов.

       Снятие этой формы отчуждений возможно путем законодательного упразднения прибыли, как уставной цели коммерческих предприятий и замены показателя прибыли маржинальным доходом, объединяющим экономические интересы инвесторов и трудовых коллективов.

       Упразднение необходимости вычленения прибыли позволит реорганизовать внутрипроизводственные отношения, ликвидировать административную надстройку, культивирующую отношения наемного труда и перевести сотрудников в ранг партнеров либо подрядчиков, внедряя договорные отношения с ними и культивируя «формулы счастья», подобные примеру новосибирского эксперимента (сп. п. 3.1.1).

        При этом дивидендная политика модифицируется и основывается не на прибыли, а на маржинальном доходе.

        Состав обладателей голосующих акций должен быть адекватен идеологии конкретного бизнеса и, с одной стороны, включать тех сотрудников, которые переведены в состав партнеров, с другой – лишь тех инвесторов, чьи мнения существенны  для эффективной реализации предпринимательского проекта.

        Предоставление голосующих акций может быть обусловлено заключением отдельных договоров между идеологом бизнеса (главным идеологом-конструктором предпринимательского проекта) и инвесторами.

        Особые права идеологов бизнеса должны защищаться, например, «золотыми акциями» (см. п.3.2.3.2).

       В сочетании с передачей прав денежной эмиссии на уровень граждан и ликвидацией налогов, это поставит инвесторов в более адекватные отношения с истинным предпринимательством.

       Все прорывные достижения советского ВПК случились там, где во главе производственной системы стояли истинные предприниматели, ее идеологи, главные конструкторы – Королев, Туполев, Курчатов, Сухой и т.д.

      Эти «исключения» станут нормой российской экономики, если реализовать предлагаемый в настоящей Книге механизм.

       3.2.4.4. Рейдерство имеет множество форм – от примитивного растаскивания имущества бывших государственных предприятий или грубого заказного рэкета коммерческих структур до тонкой работы команд наемных юристов, пользующихся порочностью действующего законодательства для захвата имущества или бизнеса акционерных обществ.  Особой формой рейдерства являются происки иностранных конкурентов, захватывающих влияние над российскими предприятиями исключительно с целями их разрушения.

        Главной причиной рейдерства является амбиция объективной частной собственности, принимающей криминальные формы в условиях слабости и отчужденности государства.

       За годы «либерализации» экономики России, сотни работоспособных предприятий, имеющих основательные конкурентные заделы, подвергнуты акционерно-рейдерскому и иному захвату и разрушению, их творческие коллективы разогнаны, оборудование распродано, конструкторская и техническая документация вывезена на свалку, помещения переоборудованы для сдачи в аренду примитивным формам бизнеса.

       Прямыми соучастниками вакханалии разрушительного рейдерства 90-х годов была и  команда недальновидных реформаторов, пришедшая к власти в России, - разрушив систему государственного заказа без заботы о сохранении промышленного потенциала, она сознательно обрекла тысячи общественно-значимых и конкурентных производств на развал и растаскивание.
В результате, общий уровень российской экономики резко понижен. Россия лишилась существенных позиций в станкостроении (пример: новосибирский Сибтекстильмаш), приборостроении (пример: Бердское ПО «Вега»), самолетостроении (пример: Саратовский авиационный завод) и т.д.

        Устранение причин этой разрухи, пресечение и изживание рейдерства и его последствий должно быть в центре внимания национализированного государства.

       Ключевым фактором изменения ситуации должна стать национализация государства и замена всех налогов страховыми платежами. Поскольку это обременит, в первую очередь, владельцев общественно-значимого имущества, постольку это экономически направит процесс его перемещения в руки тех, кто способен организовать его эффективное использование.

       3.2.4.5. Недостатки инвестиционного климата, обусловленные бюрократичностью государства, будут устранены национализацией государственных отраслей, производимой согласно положений и идей пп. 2.5.5,  3.1.2, 3.2.8.  При этом взятки и коррупция станут  невыгодными чиновничеству, ибо, фактически, будут производиться в ущерб их доходам и за их счет.

       3.2.4.6. Недостатки инвестиционного климата, обусловленные монополистическими отношениями на рынке, должны изживаться разработкой и продвижением национальных технических и экономических стандартов, реализующих отношения общественной собственности, подобные тем, что развиваются на высокотехнологичных рынках электроэнергии, услуг связи и т.п. стран Запада.

       Кроме того, должны развиваться общественные системы балансирования и регулирования развития общественных способностей (производственных мощностей) и общественных потребностей, как агрегированных выражений способностей и потребностей людей.

       Эти системы балансирования и регулирования должны стать главным предметом преобразованной отрасли бывших налоговых, природоохранных и иных инспекций.

        Рынок должен стать сферой господства общественного разума  над частно-собственнической стихией.

  Невидимая «рука» рынка должна быть заменена прозрачным общественным механизмом всесторонней реализации способностей и потребностей человека.