Надо ли крестить младенцев?

Галина Николаевна Николаева
        Господь сотворил Адаму Еву и благословил их стать своими сотворцами. Родители, деды, прадеды тоже являются сотворцами Бога, ведь они дают свое тело детям. Господь заботится о своих детях, то есть о нас. Даже Сына Своего Единородного пожертвовал, чтобы спасти род человеческий. Спасение это происходит в Таинстве Святого Крещения, когда благодать Святого Духа, воздействуя на человека, меняет его физическое и духовное существо: человек как бы заново рождается в  новом качестве. Вот почему крещение называют вторым рождением.
         
        Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5), и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом.
        Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».       
        Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам. Ребенок же не крещеный к таинствам приступать не может.

        Почему-то у некоторых крещенных возникает достаточно часто вопрос: «Надо ли крестить младенцев?» И выдвигают чаще всего следующие аргументы против крещения детей:

        АРГУМЕНТ №1: «СДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА ВЫБОР В ПОЛЬЗУ КРЕЩЕНИЯ – ЭТО
                НАСИЛИЕ; ВЫРАСТЕТ – САМ РАЗБЕРЕТСЯ»

        Тут у родителей всего два решения:
        - крестить нужно, чтобы он рос по законам Божиим и тем самым оберегать его, или
        - оставить все, как есть, надеясь, что, когда ребенок вырастет, он самостоятельно решит, необходимо ли ему это.
        У верующего человека такая дилемма не возникает.
        Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания - это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем.   

        Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?
        Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители?
        Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным?
        В любом случае родители стремятся воспитать детей в своей системе ценностей.
        Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, ходить в храм  на литургию по воскресениям, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

        Воспитание детей неизбежно связано с тем, что родителям приходится делать за них выбор.  Родители с момента рождения ребёнка решают за него ВСЁ: что ему есть, где ему жить, какую одежду носить, в какой детский сад ходить, в какой школе учиться, выбирают своим детям книги и игрушки, кружки и спортивные секции, внушают ребенку, что такое хорошо и что такое плохо – причем именно в том виде, в котором сами это понимают.
        А когда же речь заходит о самом главном, вдруг появляется какая-то надуманная демократия: вот подрастёт и сам решит. Тогда малыш может сам решить: есть ему суп или одни сладости, смотреть мультик не во время еды или перед сном с родителями смотреть фильм ужасов, а когда подрастет до школьного возраста может сам решить - ходить ему в школу или учиться за компьютером, решить быть ему мальчиком или девочкой, как учат за границей.
 
        «Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? – спрашивает архимандрит Савва. - Говорят, у нее протестантские корни, Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура. Для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека». 
        Да, маленькие детки еще не совершили осознанных грехов, но они уже осквернены первородным грехом. Во время их Крещения омывается, уничтожается именно этот грех, который получает каждый человек во время своего рождения, и который препятствует ему нравственно развиваться и совершенствоваться в добре. 
        Поэтому После Крещения нужно прилагать все усилия к тому, чтобы не запятнались белоснежные крестильные одежды души маленького христианина, чтобы он стал верным чадом Православной Церкви.

        И этот спор о свободе выбора детей безсмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога.
        Если для них Бог - это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара.   Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.
        А если же для родителей Бог - это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и прочее, то, конечно, они могут отложить крещение младенца холодной формулировкой: "Подрастет - сам выберет".
        Только что он выберет? Выбор широкий, на любой вкус: сект, наркопритонов и прочих заведений не пересчитать. А беззащитного, без Божией благодати ребенка легко завлечь в бесовские лабиринты.


         АРГУМЕНТ № 2: «КРЕСТИТЬ РЕБЕНКА НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО ДО СЕМИ ЛЕТ ОН   
                И ТАК БЕЗГРЕШНЫЙ».

         С первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения.

        Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца?

        После Крещения ребенок участвует в Таинстве Причащения, его поминают на церковном богослужении, подаются записки на проскомидию, на молебен о здравии. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше.
        Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки. Поэтому к Таинству Исповеди дети подходят с семилетнего возраста, так как считается, что именно с этого возраста ребенок может осознать свои проступки и покаяться в них.
        Если ребенок тяжело болеет, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает.

        И еще одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, и он шел на поправку.
        И к великому сожалению, имеются случаи, когда младенец находится при смерти, и родители лишают его Крещения - Божественного Дара. 
        Итак, мы знаем, что до крещения дети не свободны от первородного греха. И до крещения лишены многих возможностей – им нельзя причащаться, ни праздновать День Ангела, которого у них попросту нет, в Церкви за них нельзя подавать записки на проскомидию о здравии, молиться о них – только дома. Зачем же лишать их Божией защиты и благодати?
          
        Что говорят Церковь, святые отцы о некрещенных детях?
 
        Схиигумен Савва пишет: «Некрещеные дети должны быть рассматриваемы наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и поминать их на церковном богослужении также не следует: судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наказаны, так как не сотворили еще по младенчеству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены как не очищенные от первородного греха. Велик грех родителей, если по их вине, особенно по небрежности, дети умирают некрещеными».
        Святые Афанасий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Иерусалимский говорят о том, что некрещеные младенцы не будут ни в мучении, ни в благодати, ни в черном геенском огне, ни в райском блаженстве. Они избавлены от отчаяния грешников, осужденных за свои грехи, но лишены вечной радости – они лишены Бога.

        Преподобный Паисий Святогорец в книге «Семейная жизнь» приводит такой пример. Один монах с Афона был родом из деревни, которая находилась на территории Болгарии. Там жило много некрещеных людей. Он тоже был некрещеным, и однажды во сне увидел своего маленького, недавно умершего, племянника. Малыш стоял за оградой прекрасного сада и плакал. А в саду резвились, играли и веселились дети. «Почему ты не идешь в сад?» - спросил человек, видевший сон. «Как я могу пойти туда? - ответил ребенок. - Ведь я же не крещен». Проснувшись, этот человек незамедлительно пошел и окрестился, а затем все рассказал священнику. Так устроил Бог для того, чтобы другие поняли, какое достоинство имеет Святое Крещение. После этого жители деревни стали крестить своих детей.

        Все младенцы, умершие после святого Крещения получают спасение, так как очищаются от первородного греха, а своего греха они еще не приобрели. По учению Церкви степень блаженства умерших крещенных младенцев прекраснее девственников и святых.
        Поэтому стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины.

                О КРЕСТНЫХ

        Но сегодня существует и другая парадоксальная ситуация, когда детей приносят ко Крещению крещеные, считающие себя христианами, но неверующие родители и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был, так положено. Но Крещение - это Таинство, а не обряд.
        К сожалению, статус крестных утратил своё прежнее значение. Очень редко можно встретить пример, когда крестные действительно участвовали в воспитании своих крестников. А ведь крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Эта забота включает в себя целый комплекс мероприятий – от домашнего воспитания, до совместных церковных служб и финансирования соответствующих нужд – например, приобретения духовной литературы, икон, крестильного крестика.

        Во время самого Крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что крестные перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада и вместе с его родителями будут отвечать за его воспитание на Страшном Суде.   
        Следовательно, крестных подбирать нужно соответственно.
        И наконец, если крещеный ребенок остается без родителей, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой.
        Надо знать, что крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например, муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили.
Сегодня в храмах в рамках подготовки к Таинству Крещения проводятся огласительные беседы с желающими стать крестными, которые способствуют более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.      
       
        У святителя Николая Сербского есть замечательные слова о вере: «Христос призвал людей: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1,15).
        Вера христианская не похожа на другие веры и верования мира. Ибо другие веры исходят "от людей земных и от земли" – от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разумению, или по обману от злых духов. Никто из основателей других вероучений не сказал о себе, что он сошел с Неба, что послан Отцом, что свидетельствует о Небе то, что видел и слышал, а тем более, что опять возвращается на Небо.
        Поэтому не может быть и речи о сравнении или уравнении свидетельств Христовых с остальными вероучениями и верованиями, распространенными по всей земле».         

        О крещении детей святитель пишет: "... не слушайте тех, кто утверждает, что не нужно крестить детей, крестите, как раньше крестили, как крестили прадеды ваши. Апостол Петр крестил сотника Корнилия и его семью (Деян.;10). Апостол Павел пишет, что крестил дом Стефанов (1Кор.1,16). А что значит «дом», если не всех домочадцев, старых и малых? Прочитайте, что сделал тюремщик, который охранял Павла и Силу в темнице, когда увидел чудо: крестился от апостолов /сам и все домашние его (Деян.;6,19–33). Крестился и Крисп со всем домом своим (Деян.18,8). На что нам еретические измышления, когда апостольская практика ясно свидетельствует, что детей крестить необходимо?
        Действительно, в раннехристианские времена некоторые откладывали крещение и намеренно долго оставались оглашенными, чтобы изгладить прошлые грехи. Во времена эпидемий, войн, стихийных бедствий крестились без промедления, чтобы не умереть некрещеными.
        Кесарий, брат святителя Григория Богослова, долго откладывал крещение. Но однажды в Никее произошло страшное землетрясение, которое унесло множество человеческих жизней. На Кесария рухнул дом, и он был погребен под развалинами, но чудом остался жив. Святой Григорий сказал, что только милость Божия спасла его от гибели – от смерти некрещеным, и посоветовал ему немедленно креститься. Зачем искушать судьбу?
        Вот почему люди разумные считают крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех. Для прощения наших грехов нового крещения не нужно, для этого необходимо покаяние. По слову Христа: если не покаетесь, все погибнете! (Лк.13,5).
        Итак, детям – крещение, взрослым – покаяние.
               
                «ЕСЛИ БОГА НЕТ, ТО ВСЕ ДОЗВОЛЕНО»

        В каком мире мы живём, что окружает наших детей? Сколько греховного открыто для каждого из них! Только протяни руку и бери. Искушение присуще всем и в особенности маленьким несмышленым деткам. Дети, не воспитанные в христианской вере закрыты для осознания того, что тот или иной поступок греховен.
        Вседозволенность расхристианизированного Запада одурманивает и насаждает весь мир и нашу страну ювенальными и содомскими конвенциями, декларациями с их инструкциями по воспитанию и уничтожению детей, родителей, семьи, любви и всего государства. Сегодня с особой жестокостью темные силы ополчились против России, идет война против добра, против Божиих законов, пытаются уничтожить Православие, и это происходит на наших глазах в Украине. То есть мир ведут к расчеловечеванию. 
       
        Поэтому единственная возможность защитить наших детей от потока грязи, современной вседозволенности - это начать воспитывать и самих себя, и наших детей православными христианами по заповедям Божиим, потому что без Христа, без устремления к Нему в человеке скудеет и исчезает всё человеческое. Лишённый Христовой благодати человек мало-помалу превращается в двуногое существо, чуждое «и Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви», которое можно без особого труда зомбировать через информационные сети и управлять им как игрушкой.
         
        Итак, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение. А дальше вы сами уже хозяева того Дара, который только что получили. И нужно серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь.
        Крещение – это рождение в себе нового человека. И каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить. Поэтому будущее наших детей зависит от нас самих. Что посеем, то и пожнем.
        Давайте будем спасать своих детей, семью, наше Отечество с Богом и помнить, что Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители.





Источник:
http://azbyka.ru/parkhomenko/
nuzhno-li-krestit-mladencev.html
http://kreshchenie.ru/voprosy-o-
kreshenii/zachem-krestit-rebenka/
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_
Serbskij/missionerskie-pisma/260