Бином Ньютона в духовной грамоте Вл. Андреевича

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Бином Ньютона в духовной грамоте Вл. Андреевича


Cерпуховской и боровский князь Владимир Андреевич, украсивший мир добрыми делами во второй половине XIV – начале XV веков, очень удивился бы, если бы узнал, что его дьяку, писавшему духовную грамоту князя, было видение еще не родившегося Исаака Ньютона, которого дьяк и изобразил в завещании своего благодетеля вместе с биномом.

Необычное завещание хранится в Российском государственном архиве древних актов: Ф. 135. Отд. I. Рубр. I. № 12. Лл. 1-3. В описательной статье архива сказано: «Третий список вт. пол. XV в. Полуустав. Список ветхий, подклеенный в XVIII в. плотной бумагой; значительная часть текста, особенно по краям и на сгибах, утрачена. На обороте списка помета XVII в.: "Список з духовной князя Володимера Андреевича". Из московского великокняжеского архива» [1].


Историк Грязнов о фиксации дьяком своего видения, недавно высказанное мнение: «Духовная грамота кн. Владимира Андреевича Серпуховского. После имени писца грамоты Мещерина стоят три значка, похожих на буквы <…>*. Поскольку сохранился не оригинал, а только копии духовной грамоты, то пока не ясно, передают ли эти значки реально существовавшую монограмму дьяка Мещерина или это позднейшая вставка» [2]. 


Предположение о вставке следует решительно отклонить. Здесь совсем другая история.


Расположенные в последней строке завещания друг за другом три «значка, похожие на буквы» напоминают читателям «грамоты» о великом английском ученом Исааке Ньютоне, жившем полтора-два столетия спустя после написания первого списка завещания [3]. Они похожи не только на буквы, точнее, это буквы, стилизованные под практическую символику алхимиков. Одна из букв, левая, при этом является шаржем на сэра Исаака Ньютона. Для того, чтобы это увидеть, следует развернуть лист таким образом, чтобы его правый край оказался наверху. На профиле лица ученого видны его рот, нос (длинный нос ученого здесь утрирован, что отвечает специфике шаржа) и глаз (также в утрированной подаче). Буквенное значение рисунка – латинская буква «N». Стилистическая алхимическая составляющая графемы напоминает, что великий физик был и выдающимся химиком (алхимиком). Вторая буква объединяет в себе рисунок знаменитого яблока и латинскую же букву «B». Чтобы увидеть яблоко, нужно линию его правого бока, которая образует спинку буквы «B», поставить «на место», то есть симметрично левому боку плода. Буква «B» актуализирует лексему «binom» (англичане известное открытие Ньютона называют «the binomial theorem»). Через яблоко проходит линия, изображающая веточку, она же одна из осей координат, которая должна сомкнуться с другой осью, как и должно, под углом в 90 градусов**. Другая ось принадлежит третьему знаку. К ней, то есть к второй оси, примыкает латинская буква «N» в той форме, в какой Ньютон ее прописывал в своем автографе (смотреть нужно с внешней стороны оси, автограф ученого есть в сети) [4]. Координатный прямоугольник напоминает о математических достижениях ученого в совокупности. Предложение, которое предшествует трем графемам, начинается со слов «а грамоту писал». В слове «грамоту» видна лигатура «гр», которая прочитывается как «PS» и которая отсылает читателя к области в конце предложения. Предшествующая «PS» буква «а» написана неординарно крупно и жирно, в форме близкой к современной заглавной «А». Похоже, что эта буква напоминает о первой фонеме имени Isaac в его английском звучании. За глаголом «писал» следует прозвище дьяка «Мещеринъ», где первая буква также написана очень крупно (будь грамота действительной, за такую нескромность князь отправил бы дьяка на тот свет перед собой с вероятным большим опережением [5]). Но эта буква понадобилась не дьяку Мещерину, а подлинным авторам текста для напоминания о трех законах Механики, открытых английским ученым и, возможно, о монетах, которые стал чеканить по ньютоновскому образцу император Петр I после знакомства с управляющим английского Монетного двора [6].

«Хмурое солнце в тот день словно соглашалось с мрачной непреклонностью князя. Толпа глухо гудела. Князь кивнул. Последние слова дьяка были: «Гардемарины, вперед!»»



Cноски и примечания.


*Здесь упоминаются учетные данные «документа» в архиве.
** Описываемый знак можно прочитать и как лигатуру "СФ" (инициалы одного мещерина).
1. Адрес в сети: http://rgada.info/index4.php?T1=&Sk=10&page=4
2. ru.wikipedia.org/wiki/Ньютон,_Исаак
3. Грязнов, А.Л. Дьяческие монограммы на духовных и договорных грамотах московских князей XVв. В сб. Вспомогательные и специальные науки истории в ХХ начале XXI вв.: призвание, творчество, научное служение историка. М., 2014 (есть в сети).
4. Cочетание осевой линии и скорописной буквы «N», которая на нее опирается, очень похоже на букву «я» русского алфавита нового времени.
5. Первая буква «А» предложения, которым дьяк обозначает себя, и буква «М» прозвища Мещерин – наиболее крупные во всем тексте завещания после первой его буквы «В», c которой начинается формула «Во имя Отца и Сына и Святого духа».
6. То есть с Ньютоном. См.  об упоминаниях других ученых Нового времени в скрытом тексте Буслаевской Псалтири: Сагит Фаизов Скрытая математическая запись в Буслаевской Псалтири // http://www.proza.ru/2013/07/18/1201; Он же Дрожжи Левенгука в Буслаевской Псалтири // www.proza.ru/2013/12/11/81; см. также в ЖЖ sagitfaizov

Иллюстрация-заставка: профиль Ньютона и его яблоко в завещании.
Источник копирования указан в первой сноске.
Право копирования определено законом "Об архивном деле в Российской Федерации".

Опубликована 21 января 2015 г. Илл.-заставка опубликована 12.01.2017