5. 014 Философский камень Джорджа Рипли

Виорэль Ломов
Великие меценаты и филантропы

5.014 Философский камень Джорджа Рипли


Прежде чем благотворить, надо стать богатым. Простое, но для большинства людей невыполнимое условие. К богатству много дорог, самой загадочной из которых является алхимия. В средние века утверждали: вступивший на этот путь рано или поздно получит золото, вечную молодость, бессмертие. Или проклятие и смерть.

Алхимия стара как мир. Грешили этой «лженаукой» не только безумцы и шарлатаны, но и знаменитые ученые (Пифагор, Р. Бэкон), и даже императоры Священной Римской империи (Рудольф II, Фердинанд III). Какие таинства свершались в лабораториях, и что бурлило в ретортах ведомо только посвященным. Историки же свидетельствуют, что иные адепты неимоверно обогатились, как, например, английский алхимик Джордж Рипли (George Ripley), чьи филантропические даяния можно сравнить разве что с пожертвованиями нынешних американских миллиардеров всяческим фондам.

Биографы пишут, что Рипли безвозмездно передал Суверенному военному гостеприимному ордену Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты на о. Родос (с XVI в. орден получил еще одно имя — Мальтийский) 100 тыс. фунтов (по сегодняшнему курсу это 1 млрд долларов). (http://horrory.ru/). Английский священник и историк Т. Фуллер утверждал, что такие взносы Рипли осуществлял ежегодно (не ясно только, на протяжении какого периода).

Известно, что филантроп не был богатым наследником или ростовщиком, банкиром или грабителем, занятым умножением своего состояния. Напротив, свои средства Джордж только расходовал, в течение 20 лет усердно постигая науки в университетах Италии.

Стяжав себе славу ученого, Рипли стал фаворитом одного из самых одиозных римских пап Иннокентия VIII, утвердившего буллу о ведьмах — «Summis desiderantes» («С величайшим рвением»). Алхимика даже возвели в придворные капелланы и церемониймейстеры его святейшества. Одним словом, Рипли был, безусловно, человеком состоятельным, но не бесконечно богатым.

Возвратившись в 1477 г. в Англию, Джордж написал работу «Алхимическая смесь, или Двенадцать врат, ведущих к открытию философского камня» и посвятил ее королю Эдуарду IV. Алхимический трактат состоял из 20 многометровых свитков (16 из них хранятся ныне в Англии и 4 в США), где автор в аллегорической стихотворной форме изложил техпроцесс получения философского камня. (Философский камень — некий реактив, необходимый для успешного осуществления трансмутации металлов в золото, а также для создания эликсира жизни).

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва», — поучал алхимик. И далее расписывал алгоритм превращений, состоявший из 12 врат (операций): «прокаливания, растворения, разделения, соединения, разложения, застывания, перегонки, возгонки, брожения, усиления, размножения и поверхностного контакта».

«К которым он, возможно, добавлял беспокойство, — поясняют специалисты, — самый важный процесс из всех». Каждые врата имели свою химическую формулу. Сегодня знатоки комментируют: философская ртуть — это свинец Pb, красный лев — красный сурик (Pb+2)(Pb+4)O4. Может, и так.

Получили придворные химики Эдуарда IV по этому рецепту философский камень или нет, неведомо, но труд Рипли монарх оценил очень высоко. Тогда на алхимию был вообще большой спрос. Предшественник Эдуарда IV — Генрих VI, желая пополнить опустевшую казну, предоставил в 1455 г. ряду английских граждан несколько патентов и доверенностей на отыскание философского камня и даже назначил специальную комиссию из ученых, дабы те выяснили, можно ли это сделать в принципе.

«Алхимическая смесь…» принесла Рипли общеевропейскую известность — еще бы, в ней раскрывался секрет того, как простое железо превращать в золото. Еще нагляднее алхимик продемонстрировал это на самом себе, из рядового обеспеченного ученого превратившись в богатейшего гражданина Британских островов.

Надо отдать должное Рипли — пожертвовав свое богатство ордену госпитальеров, или иоаннитов (как он тогда чаще всего назывался), филантроп выбрал самую болевую точку эпохи в месте, где сошлись в смертельной схватке Восток и Запад.

Начало ордену положил в 1070 г. итальянский купец П. Мауро из Амальфи, основавший близ Иерусалима госпиталь, посвященный св. Иоанну, патриарху Александрийскому. Потом здесь образовалось братство, ухаживавшее за больными и ранеными паломниками, которое начало принимать в свои члены рыцарей для защиты паломников в пути. После захвата Иерусалима мусульманами (1187) орден продолжил деятельность на Родосе, где стал главным препятствием на пути мусульманской экспансии по Средиземноморью на Запад.

В 1476 г. великим магистром ордена был единодушно избран П. д’Обюссон. Он прославился беспримерной защитой острова в 1480 г. от 100-тысячной армии турецкого султана Мехмеда II, прибывшей под командованием Меши-паши на 160 кораблях.

600 монахов-рыцарей смогли не только выдержать осаду и удержать Родос, но и обратили турок, потерявших четверть воинства убитыми и ранеными, в бегство. Крепость была разрушена, но в проломах стен насмерть стояли отцы монахи во главе с 57-летним великим магистром. Они покрыли себя неувядаемой славой, сравнимой со славой трехсот спартанцев.

Удивительно как сошлись в одной точке три невероятных события: алхимические опыты Рипли, как видно, увенчавшиеся успехом, огромное, до того небывалое пожертвование простого гражданина на благое дело и победа горстки монахов над 160-кратно превосходящим противником.

Последнее событие вряд ли имело бы место, не будь у госпитальеров должных укреплений и вооружения. Для приобретения строительных материалов, оружия, провианта, медикаментов, горючих и взрывчатых веществ, которыми начиняли брандеры — суда, предназначенные для сожжения неприятельских кораблей (они сыграли заметную роль в истреблении вражеского флота) ордену требовались огромные средства. И финансовая помощь Рипли пришлась весьма кстати. Кто его знает, может, она даже отчасти спасла Европу от агрессии с Востока.

Все ли свои деньги передал Рипли ордену, неизвестно. Некоторые источники утверждают, что он до смерти оставался богатым человеком, а сам Джордж признался, что «потерял все». Говорят, каноник из Бридлингтона, получив разрешение от папы удалиться от служения, закончил свою жизнь в 1490 г. отшельником около городка Бостон (графство Йоркшир). В этом уединенном месте каноник написал 25 томов по алхимии.

«Есть основания полагать, что перед смертью он признал, что впустую потратил жизнь на тщетные изыскания, и просил всех тех, кому попадутся на глаза его книги, сжигать их или не верить тому, что в них написано, так как их содержание основано лишь на его ничем не подтвержденных домыслах, потерпевших в результате проведенных им опытов полное фиаско» (http://www.economics.kiev.ua/).

Верить этому предсмертному признанию алхимика-филантропа или нет? Слова словами, а дела делами.

Сегодня штаб-квартира Мальтийского ордена расположена в Риме. Членами ордена являются 11 тыс. человек. Орден занимается в основном благотворительной деятельностью по всему миру, объединяя филантропов, знаменитостей и потомков мальтийских рыцарей.