Что знали первые космонавты о своем полете?

Василий Лесников
                ЧТО ЗНАЛИ ПЕРВЫЕ КОСМОНАВТЫ О СВОЕМ ПОЛЕТЕ?
               
    Многие космонавты первого отряда упоминают в своих воспоминаниях, что ничего не знали о том, что их ждет в космосе, как повлияет космическое пространство на человеческий организм и так далее.  Особенно  актуален этот вопрос был перед  полетом Юрия Гагарина.
           Но это, мягко говоря, лукавство.
  Еще в 1953 году   была создана группа из 50 солдат срочников,  для исследования влияния космических факторов на организм человека. 
     Многие из них потеряли здоровье, а некоторые и жизнь,  в этих экспериментах .  Но они шли на них так как понимали, что и они  помогают в свершении  будущих космических полетов.
  Однако, попробуем рассмотреть этот вопрос более подробно.
       Первым  Начальником Центра подготовки космонавтов был назначен полковник медицинской службы Карпов  Евгений Анатольевич. Он же был  и Секретарем межведомственной комиссии, которая в период со второй половины 1959года и до середины 1960 года отобрала в воинских частях летчиков – кандидатов для предстоящих космических полетов. До этого он  уже несколько лет занимался проблемой отбора будущих космонавтов, что впрочем, послужило и одной из причин его будущего назначения.
   Разработка методики отбора  шла по наитию, по внезапному озарению. Во время старта и посадки космонавт будет переносить большие перегрузки. Значить надо тренировать его на центрифуге. На орбите космонавт будет ощущать влияние невесомости. Попробуем найти возможность и такой тренировки. Главной задаче космонавта во время первых полетов будет просто выжить и вернуться на землю. Так давайте фактор здоровья и поставим во главе отбора и подготовки к полету. Так и поступили.
    Главная концепция отбора в первый отряд космонавтов, на основе проведенных экспериментов,  была принята к лету 1959 года. Кандидаты должны быть летчиками и иметь отменное здоровье.
   Медики предъявили тогда чрезвычайно  строгие требования к здоровью первых кандидатов. Малейшее подозрение на отклонение в здоровье  было причиной немедленного отчисления. Даже в том случае, когда проверяемый летчик много лет и успешно летал на самолетах истребителях. Некоторых кандидатов в космонавты по результатам проверок даже отстраняли от летной работы. И именно этим объясняется тот факт,  что некоторые отличные летчики с особой осторожностью подходили к решению вопроса – быть или не быть космонавтом.
  Собственно медицинский отбор кандидаты на космический полет начинался в амбулаториях на местах, продолжался в центральных медицинских учреждениях, а затем, уже в отряде, контроль за состоянием здоровья космонавтов осуществлялся вплоть до ухода их из числа действующих.
   На первом этапе отбора выявлялись явные и скрытые заболевания и такие качества кандидатов, которые делают невозможным их участие в полетах.
   На втором этапе уже в центральном военном госпитале ВВС определялись особенности реакции организма на различные нагрузки, проводились испытания на центрифуге и в барокамере. Проводились также специальные вестибулярные пробы, которые позволяют более точно оценить работу сердечно – сосудистой системы, вестибулярного аппарата и других физиологических систем кандидата.
   Важны были также исследования нервно – психологической сферы. Они давали  возможность предопределить, как космонавт поведет себя при необычных ситуациях. Будет ли он собран, решителен и уверен в себе. Именно по этому показателю было отсеяно много кандидатов.
   Важно также было предварительно оценить,  как поведет себя будущий космонавт в процессе совместной деятельности с другими членами экипажа.
   Наверное,  справедливым нужно признать тот факт, что ни один из существующих видов деятельности не связан с одновременным воздействием на человека столь большого числа неблагоприятных факторов, с которыми сталкиваются космонавты в космическом пространстве.
  Вот только некоторые из этих неблагоприятных факторов:
-перегрузки при выводе на орбиту и спуске,
 -невесомость,
-шумы и вибрации во время всего полета, вынужденное снижение двигательной активности,
-искусственная атмосфера,
-изменение биологических ритмов жизнедеятельности человека из–за частой смены привычного, земного режима работы,
-высокая степень разреженности атмосферы,
-электромагнитное и ионизирующее излучения,
   Нужно сказать, что на эти факторы медики обратили внимание уже давно, и задолго до космического полета человека выполнили большое количество медицинских экспериментов. Экспериментов над людьми.
    В 1945 году СССР вместе с другими странами подписал в Женеве конвенцию, запрещавщую любые эксперименты над людьми. Только на добровольных началах и открыто для общества.
     Именно «добровольность» и послужила тем методом, который позволил проводить эксперименты во многих странах. Особенно не афишируя их, но стараясь соблюсти по возможности принцип добровольности.
   Особенно актуальными такие эксперименты стали в период расцвета реактивной авиации и начала практических работ по обеспечению будущих космических полетов.
   В США раньше нас поняли проблему, провели необходимые эксперименты на добровольцах,  и уже в период войны в Корее американские летчики пользовались противоперегрузочными костюмами. Это спасло жизнь многим американским летчикам  при резких маневрах с перегрузками, в то время как у наших летчиков неоднократно наблюдались случаи потери сознания во время воздушного боя. Из-за этого были и прямые потери.
    Военный институт авиационной медицины и конструкторы провели большую работу. Были созданы высотные и противоперегрузочные костюмы.
   На очереди стояли уже и вопросы будущего освоения космического пространства. И медики начали заниматься  этими вопросами.
   30 июня 1953 года Главком ВВС СССР Жихарев П.Ф. подписал приказ о создании группы испытателей на базе института авиационной медицины.  Эта группа должна была помочь медикам определить границы переносимости человеком факторов космического полета.
   В том же 1953 году  Карпов Евгений Анатольевич, будущий начальник Центра подготовки космонавтов,   стал начальником 8 отдела института, который  курировал работу этой группы испытателей.
   В группу  из двадцати  тысяч солдат было отобрано  50 человек, которые и прибыли в Москву.
  Это они начали первыми испытывать на себе перегрузки, невесомость в гидросреде, воздействие на организм человека изотопов, радиации и других факторов космического полета.
   Перед каждым экспериментом солдаты подписывали бумагу о добровольном желании идти на испытание. Никто не хотел брать на себя ответственность. А солдаты…Они были молоды. У них был сокращенный срок службы. Их кормили по летной норме и регулярно отпускали в увольнительную…
   Каждые два года состав группы полностью обновлялся, а эксперименты усложнялись.
  С 1959 года этот институт стал именоваться институтом авиационной и космической медицины. В том же году участником экспериментов стал Нефедов Сергей Павлович  1939 год рождения. Это он в 1961 году провел 10-ти суточный «полет» по программе Гагарина. Взлет-полет- посадка с перегрузкой на всех этапах до 12 единиц. Вот только невесомости не было.
      В 1963 году был создан отдельный научно-исследовательский институт медикобиологических проблем, основным направлением деятельности были вопросы космических исследований. Соответственно и вся группа испытателей вместе с медиками перешла в новый институт.
   Тогда же стали использовать в экспериментах добровольцев-внештатников для выполнения особо сложных и трудных экспериментов.  За каждый эксперимент им платили хорошие по тем временам деньги.
   Но все же, основную работу выполняли штатные участники экспериментатов.
   Только в 1997 году четверым испытателям космической техники и участникам медицинских экспериментов было присвоено звание Героя Российской Федерации. Ими стали:
       -Нефедов Сергей Иванович   1947 года рождения. Это он испытал на себе  56 суток сухой инверсии. В эксперименте человека заворачивают в плащ из  болоньи и  кладут на воду. Питание через трубочку. Прошел через центрифугу и барокамеру.
        -Кирюшин  Евгений Александрович. На его счету более 200 подъемов в барокамере на высоту 40 километров, более 150-ти вращений на центрифуге с перегрузкой до 12 единиц. Несколько раз по месяцу провел в камере с повышенным содержанием СО2 \ до 5,2 процента\.
        -Костин Виктор Константинович. 1934 года рождения.
        -Цветов Владимир Евгеньевич-испытатель космической техники. Испытывал на себе средства спасения летчиков и космонавтов.
   Указ о награждении был подписан благодаря усилиям Нефедова Сергея Ивановича, который к тому времени стал депутатом Госдумы и сумел  протолкнуть документ через все этапы согласований.
             Никто из тех, кто участвовал в испытаниях до полета Юрия Гагарина, Героем не стал.
   Естественно нужно признать тот факт, что этот указ о награждении  во многом субъективен. Поэтому хотя бы немного нужно сказать и о других участниках экспериментов.
 Жаль только что о тех, самых первых участниках экспериментов много сказать нельзя. Да, они были первыми. Да, по важности своей работы они стоят вровень с Гагариным. НО! Иных уж нет. Другим за 90 лет. Найти и опросить кого-то просто нереально.
   Осталась лишь информация о некоторых испытателях 60-70 годов.
  Нефедов Сергей Павлович.  Это он провел десятидневную имитацию полета
Первого космонавта в макете космического корабля «Восток». Прошел путь от солдата срочной службы группы испытателей до подполковника. Был осужден за использование служебного положения при распределении электронной техники. И все заслуги пошли прахом.
    Монер  Жофарович Ходжаков –доброволец-внештатник. В 1969-1970 году провел  цикл испытаний с перегрузкой 5 единиц и последующим забором костного мозга  из тазобедренной и грудной областей. До и после вращения.
   А чего стоил для участников  эксперимент, когда до и после него проводилась  биопсия большой икроножной мышцы.   Без НАРКОЗА!
   До 1982 года участвовал в экспериментах  Гридунов Джон Иванович. Зав клубом НИИАКМ 1961-1971 годы. 1926 года рождения.  В высотном компенсирующем  костюме,   после взрывной декомпрессии,  пробыл в нем 2 часа на высоте 30 километров. Рекорд не побит.  Он же выдержал ударную перегрузку в  50 единиц. Рекорд до сих пор не побит.
    Он же в 1964 году  с  Селезневым сидели в «шарике» Терешковой  16 суток, дыша только регенерируемым воздухом.
   Он же в скафандре «Беркут»  на высоте 30 км продержался 7 суток, дыша чистым кислородом.
   В 1962 году ефрейтор Сидоренко Леонид Викторович начал участвовать в экспериментах. На его счету  12 суток в гидроневесомости,  Под трибунами стадиона Лужники.
   И так далее, и так далее…
   Никто из космонавтов подобным экспериментам не подвергался.
   И все таки.  Именно результаты экспериментов с участием  первых участников экспериментов шестидесятых годов, помогли медикам составить требования и к первым космонавтам.
     Первый отряд космонавтов почти  год учили, используя наработанную медиками и конструкторами информацию. И  после этого говорить, что они ничего не знали, и шли в неизвестность, просто несерьезно.
    А полет Юрия Гагарина состоялся только через 8 лет после начала этих исследований.
    И еще. Положение о присвоении звания «Летчик-космонавт СССР» было разработано в мае 1960 года при активном участии будущих космонавтов. Там было четко указано, что за каждый космический полет, его участнику будет присвоено звание Герой Советского Союза. Было з что бороться.
  Знали они. Все знали. Но если говорить об этом, то и образ космонавта становится несколько иным.

                ЛЕСНИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.