Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок4

Николай Сологубовский
Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок4

Публикую четвертый  отрывок из своей книги  «Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая»

За россиянами вылетел «спецборт»

18 января2011 года.
. Из дневника. Из московского аэропорта Домодедово в 11:20 в Тунис вылетел рейсом UN622 спецборт авиакомпании «Трансаэро». В 16 часов он будет тунисском аэропорту Монастир и через час вылетит назад на родину, сообщил начальник департамента по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал.
По его словам, вместо Boeing 737, рассчитанного на 140 кресел, полетит Boeing 767 на 250 кресел. На нем смогут улететь не только те, кто уже имеет билеты «Трансаэро» на этот рейс, но и те, кто купит их в аэропорту, передает «Интерфакс».
Всего в Москву сегодня отправятся 192 туриста, имеющие ваучеры с билетами «Трансаэро». Кроме того, 27 индивидуальных туристов уже приобрели билеты на этот рейс и зарегистрировались на него.
При этом, как сообщил в прямом эфире РСН сообщил гид местной туристической компании Аладдин, с российскими туристами возникают конфликты. По его словам, большинство туристов уже покинули свои отели и вернулись на родину, однако россияне, которым предлагается переехать в другие гостиницы, отказываются.
«У нас примерно 20 человек, из них 6 русских туристов. Они разбросаны по всей туристической зоне. Для безопасности удобнее собрать их в одном отеле. К сожалению, начинается такой разговор: „Я оплачивал этот отель, я остаюсь здесь, и если меня забирают в другой отель, я никуда не поеду“,— сообщил Аладдин.

Европейские туроператоры эвакуируют своих клиентов

Тем временем крупнейшие туристические компании Европы Thomas Cook, а также TUI Travel всю субботу вплоть до утра воскресенья проводили эвакуацию своих туристов из Туниса. По данным Thomas Cook, компания вернула из Туниса на родину 2 тыс. граждан ФРГ, а также 300 туристов из Британии и Ирландии, которых не смогли вывезти в минувшую пятницу, а также 540 туристов из Бельгии.
Крупнейший туроператор Европы Tui Travel семью авиарейсами вывез из Туниса 1,5 тыс. туристов из Великобритании.
«Безопасность наших клиентов является приоритетной задачей», – объяснил решение председатель правления Thomas Cook AG Питер Фанкхаузер. Он добавил, что это скорее мера предосторожности, а не результат прямой угрозы туристам.
Пока европейские туроператоры в массовом порядке эвакуируют туристов из охваченного беспорядками Туниса, их российские коллеги сохраняют полное спокойствие. В Тунисе сейчас находится около двух сотен российских туристов. Половина из них— пенсионеры, отдыхающие по социальной программе. Прерывать их отдых туроператоры не планируют, все отдыхающие предупреждены об опасности и избегают покидать курортные зоны, утверждают они.

Тунис, который волнует всех

18 января 2011 года.
 Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости, опубликовал статью, из которой приведу отрывок.
«Итак, обещанного нового правительства в Тунисе в этот понедельник не будет. Оппозиция решила, что три предложенных ей министерских портфеля – этого мало, и будет торговаться. Но в итоге правительство, старое или новое, там заработает. Здесь та самая точка, которую рано или поздно приходится ставить в любых переворотах или революциях. Не будут тысячи людей неделю за неделей ходить на демонстрации (или погромы), как на работу. Повторный выход народа на улицу случается – но чаще нет, потому что устройство человеческой психики загоняет участника даже успешных выступлений в долгую после них депрессию.
Можно ожидать от старого-нового кабинета нескольких демонстративных шагов, которые показали бы заботу об обездоленных. В целом же у любого правительства маневр всегда ограничен (бюджетом, валютными резервами и так далее), даже если к власти приходят люди от оппозиционных партий.
Итак, полтора месяца хаоса (да-да, с 70-80 погибшими, с поджогами ресторанов, обстрелами окон домов из проносящихся по улице автомобилей) – и дальше, скорее всего, бизнес как обычно, пусть при ином президенте и правительстве. А вот за пределами Туниса события в этой стране начали обсуждать буквально с яростью.
Есть страны, где может происходить что угодно – заинтересуются лишь ближайшие соседи, и то неизвестно. Маленький Тунис неожиданно оказался таким государством, судьба которого волнует всех. И, понятно, его арабских соседей, и находящихся по ту сторону Средиземного моря европейцев, и американцев. Потому что у каждого Тунис задел какой-то очень важный нервный узел, лежащий и во внешней, и во внутренней политике.
Бен Али – герой или злодей?
Зин аль-Абидин бен Али, сбежавший в Саудовскую Аравию экс-президент Туниса, стремительно занимает в мировой истории место типичного, если не сказать – опереточного диктатора и коррупционера. Евросоюз даже размышляет, не ввести ли санкции против этого человека и членов его семьи.
Но он (единогласно) злодей, если вы участвуете в дебатах англосаксонского общества. А вот если вы предпочитаете французский язык и идете в русле французских политических дебатов… Тем более что Тунис – бывшая колония Франции, с немалыми связями, и фактически французский сосед через море… Там лучше знают ситуацию.
Так вот, не все французы склонны превращать бен Али в героя дешевого голливудского боевика о диктаторах, с которыми надо бороться. В парижских СМИ вы скорее прочитаете иное: а чем плох бывший президент Туниса? При нем страна на целую голову поднялась над арабскими соседями, там защищались права женщин, не было никакого исламского экстремизма. По сути, бен Али создал новое общество, дав сотням тысяч юношей и девушек образование. На этом и погорел, потому что получил целое поколение образованной городской молодежи без работы. Эта молодежь стала главной силой уличного бунта, который сейчас называют «демографической революцией».
Но это – одна ключевая ошибка экс-президента на фоне множества достижений. А что касается коррупции, то изгнанного лидера обвиняют в ней всегда.
«Французский» подход к вопросу вообще-то очень серьезен. Какой мусульманский Восток нужен Франции и Европе, как общаться с его лидерами, в чем помогать им? Ведь в любом случае эмигранты из Туниса и Алжира едут в первую очередь во Францию, где им знаком язык. Тунисцы были не худшим материалом для гастарбайтерства.
В США сейчас правят бал те спорщики, кто напоминает республиканцам о сделанном администрацией Буша выборе: поддерживать тех арабских лидеров – диктаторов или нет - которые «стабилизируют» общество и не дают хода мусульманским экстремистам и террористам. Пример же Туниса вдохновляет всех, кто полагает: надо было поддерживать на Востоке тех, кто выступает за либеральные ценности и демократию, сколько бы таковых ни было.
Сделать США уже в открытую союзником любых оппозиционеров в деле свержения арабских правительств? Сильный вывод. Но Тунис наводит именно на такие мысли.
Вообще, надо сказать, что спор этот действительно важен, касается далеко не только арабских обществ, и кончится не завтра. Конечно, глупо записывать в злодеи всех свергнутых лидеров, которые вывели свои страны на новый уровень: индонезийца Сухарто, филиппинца Маркоса, тунисца Бен Али… Но все-таки же их свергли, и это тоже не пустяк».   

Придут ли на смену Бен Али исламисты?

19 января 2011 года.
Москва. В «МК» опубликована статья  Андрея Яшлавского.
«В Тунисе по-прежнему неспокойно. Грабежи продолжаются,  в столице силы безопасности вели интенсивные перестрелки с охраной экс-президента близ дворца главы государства. Что ждет Тунис дальше – в этом пытается разобраться “МК”.
Если даже все пойдет по спокойному сценарию – с выборами, то вопрос о политическом будущем Туниса остается открытым. На обещания новых властей создать коалиционное правительство одним из первых откликнулся лидер тунисских исламистов Рашид аль-Ганнуши, живущий в эмиграции в Европе. Ганнуши возглавляет запрещенную в Тунисе партию “Ан-Нахда” (“Возрождение”). По его мнению, демократия как инструмент для избрания, контроля и смещения властей может прекрасно уживаться и с исламом.
На ум приходит аналогия с шахским вестернизированным Ираном, где при смене власти воцарились муллы и аятоллы...
– В странах Ближнего Востока исламистская оппозиция включает в себя и представителей умеренного ислама, и радикального крыла, – говорит руководитель Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александр ТКАЧЕНКО. – В целом исламистское течение не участвует напрямую в политической жизни региона. В Египте “Братья-мусульмане” хотя и не допущены как политическая партия до парламентских выборов, на самом деле имеют возможность “блокироваться” с некоторыми партиями и баллотироваться на выборах. Точных замеров насчет того, какую долю голосов могут получить партии исламистского толка, нет. Но не было бы удивительным, если в той или иной стране исламисты получили бы большую долю мест на выборах — в том числе в Тунисе.
При Бен Али участие в парламентских выборах партий на религиозной основе было запрещено законом. В Тунисе при монополии карманной партии власти, игнорировании системной оппозиции со стороны режима протестные настроения вылились в массовое стихийное движение с повышенной пассионарностью. И мы видим проявления хаоса. Тут скрыта опасность, что рулить будут радикалы. Хотя есть основания для сдержанного оптимизма — страна может пройти через полосу беспорядков и ситуацию удастся удержать в цивилизованных рамках. Как-никак Тунис — самая европеизированная страна в регионе, может быть, даже больше, чем Ливан, который раньше называли “ближневосточной Швейцарией”.
– По следам событий в Тунисе в ряде арабских стран прошли протестные выступления – в Алжире и Египте были самосожжения безработных, в Иордании прошли антиправительственные выступления. Не станут ли тунисские события примером для других государств?
– Да, эффект домино может иметь место. Пример прихода к власти через хаос, через уличные беспорядки может подтолкнуть исламистов в тех или иных странах на активизацию их деятельности. Хотя в последнее время на Ближнем Востоке все-таки идет тенденция отхода радикального ислама от насильственной борьбы за власть и перехода к парламентским формам борьбы. Но, конечно, в зависимости от успеха исламистов в Тунисе – если это вообще случится – может произойти переход от этой ситуации к насильственному сценарию.
В понедельник ночью в аэропорт “Домодедово” прибыл рейс из Туниса с российскими туристами на борту. Как выяснил встречавший его корреспондент “МК”, часть россиян отказались возвращаться домой.
– Мы бы еще недельку позагорали с удовольствием! –рассказывает прилетевшая Ирина Янина. – Мы по дороге в аэропорт видели только пару разгромленных магазинов – “Адидас” и “Пума”– и еще один выгоревший дотла дом. У нас в Хаммамете никаких происшествий не было, отдых прошел замечательно: купались, загорали. После 6 вечера туристов не выпускали из отеля. С удовольствием поедем в Тунис еще раз.
Вчера “МК” писал о том, что в эпицентре событий оказалась киногруппа из России, снимавшая в Тунисе боевик на “афганскую” тему. Вчера исполнитель главной роли, актер Игорь Бочкин, сообщил “МК”, что вылететь рейсом “Трансаэро” в Москву ему удалось чудом: билеты были на другой рейс, и получить места удалось только потому, что полтора десятка туристов с “правильными” билетами не прибыли на посадку. Но в итоге часть киногруппы – 5 человек –так и не смогла улететь.
На борту воскресного самолета прибыли далеко не все россияне. Большинство из тех, у кого путевка еще не закончилась, предпочли остаться. “У нас в отеле многие остались, – продолжает Ирина. –  Они связались с российским консульством, там их заверили, что всех россиян вывезут из Туниса, когда у них закончится путевка либо в случае экстренной необходимости”.
– А мне жена рассказала, что у них в отеле все, кто захотел остаться, писали расписку, что никаких претензий к турфирме не имеют и остаются отдыхать до следующего воскресного рейса, – рассказывает встречающий жену и детей Роман. – Кроме того, всех русских из отеля в субботу перевезли в другую гостиницу, потому что было нецелесообразно держать всего несколько семей в пустой гостинице. Ведь большинство постояльцев — европейские туристы — уехали.
В отличие от россиян, которые по желанию могли остаться на курорте, европейцев вывозили в обязательном порядке.
– Англичан забрали прямо с пляжа.  Они тоже не хотели уезжать. С огромным огорчением уезжают немцы, которые обычно проводят в Тунисе зимой по 2-3 месяца. Они должны были улететь 28 февраля, а улетали с нами, – рассказывает семейная пара Шаниных».

Новое правительство Туниса

19 января 2011 года.
Из дневника. Я держу в руках список министров переходного правительства. Из них 12 министров, которые были назначены после отъезда Бен Али, и 9 новых, среди которых – министр обороны, министр внутренних дел и министр иностранных дел. По словам премьера Мухаммеда Ганнуши, это «консенсус, плод работы всех политических партий и различных сил, составляющих гражданское общество». Это правительство «временное, задача которого осуществить в стране демократический переход и создать условия для организации будущих президентских выборов». Таких выборов, которые «будут выражать волю тунисского народа». И для того, чтобы они были «прозрачными и достойными доверия», выборы будут проходить под контролем независимой комиссии и международных наблюдателей. Обращаясь к манифестантам, большинство которых молодежь, Ганнуши призвал «детей Туниса – учеников и студентов, возобновить занятия».

20 января 2011 года.
Интересное сообщение Министерства юстиции Туниса: более полутора тысяч заключенных, бежавших из тюрем, вернулись добровольно в свои камеры.
Сологубовский Н. С. Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая/1. М., 2013.