Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок3

Николай Сологубовский
Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок3

Публикую третий  отрывок из своей книги  «Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая»

Армия, комитеты и Советы наводят порядок

17 января 2011 года.
Москва. «МК». «Наш корреспондент передает из Туниса…
«Мои соседи покидают страну. В аэропортах столпотворение»
Многие туристы, раньше посещавшие Тунис, видели — издалека — президентский дворец в Карфагене. Гиды всегда говорили, что в сторону дворца не надо направлять фотоаппараты и видеокамеры, что это категорически запрещено…
Этого дворца больше нет. Вчера вечером армейские подразделения, которые перешли на сторону новой власти, взяли президентский дворец штурмом.
А мои французские и тунисские соседи уезжают... Кто из-за детей, которым надо учиться, а учебные заведения в стране закрыты. Кто из-за невозможности продолжать работать: какой смысл сидеть дома?! Кто-то боится, что за ним придут однажды ночью. «Как же, наступила «эра демократии»! Теперь каждый может быть и судьей, и исполнителем приговора, который сам тебе и вынесет!» — это слова моего соседа, с которым я распрощался сегодня утром, когда он закончил грузить свою машину...
Столица Туниса охвачена страхом. Ночью опять были многочисленные стычки, продолжались грабежи и звучала стрельба. Граждане продолжают создавать комитеты защиты и пытаются защитить свои дома и имущество от вооруженных банд. Создали и мы. Грабежу подвергаются одиноко стоящие дома, оставленные владельцами. Именно на них обращают «внимание» воры.
Утром я поговорил с соседями-тунисцами и со свои сторожем. Мы теперь каждое утро обмениваемся информацией. Но вот кто создает банды, разъезжающие по столице, мы понять еще не можем. Одни говорят, что это «сторонники Бен Али», другие – что это доморощенные грабители, которые захватили оружие в разгромленных полицейских участках.
Западное телевидение – Еuronews – распространило кадры, на которых толпа, вооруженная ножами для разделки туш, линчевала тунисского полицейского. Страшные кадры беснующейся, озверевшей от крови толпы!
Я иду по притихшим улочкам своего городка, тунисцы собираются кучками, я вижу озабоченные лица. Мы вместе стоим в лавочках, которые уцелели, покупаем то, что еще есть, обмениваемся незначительными фразами, которые очень много значат. Мы же все знаем друг друга! И в каждом взгляде знакомых тунисцев я читаю: «Вот иностранец, он – русский, он не уезжает, он с нами...»
Я никогда, все эти долгие годы, что живу здесь, в порядочности и толерантности тунисцев не сомневался. Вот что я передаю им и во взгляде, и в своем рукопожатии...
А наедине с самим собой я спрашиваю: господи, откуда же по ночам появляются упыри и оборотни?
Снова включаю телевизор. Вернее, я его никогда не выключаю, даже когда засыпаю за компьютером. Радостные лица провозглашают, что они теперь «свободны» и что «новая эра загорелась над Тунисом после свержения кровавого режима». Отблески этого «загорания» над Тунисом видны в из моего окна в Карфагене. Следы пожарищ от этого «загорания» я видел вчера: сожженный четырехэтажный жилой дом, разграбленный и сожженный супермаркет...
К Храму Воскресения Христова в столице подъехать невозможно — все перегорожено. Звоню настоятелю, батюшке Дмитрию. Он вчера вернулся с Мальты. Батюшка рассказывает: «Храм никто не тронул!» Проспект Мухаммеда Пятого «перекрыт танками и броневиками», «ночью была стрельба», «арестовали главного мародера», «мне звонят прихожане, я им звоню...», «тунисцы объединяются, вооружаются чем могут и сами отстаивают свои дома и свои кварталы»...
И главное – батюшка созвонился со всеми прихожанами. Никто не пострадал.
А вот что сообщают наши врачи, которые работают в Сиди Бузид, откуда все и началось – там покончил жизнь самосожжением безработный учитель: «Да, были большие демонстрации, были грабежи, а потом люди создали дружины и теперь в Сиди Бузид все спокойно»…
В аэропортах Туниса столпотворение. Многие пытаются покинуть страну: в первую очередь иностранцы, напуганные непрекращающимися беспорядками и перестрелками, а также тунисские граждане, боящиеся за свое будущее. Телевидение сообщает об убитых и арестованных членах семьи бывшего президента.
Французские секретные силы сделали утечку информации: якобы Лейла, жена Бен Али, покинула страну за несколько дней до отъезда мужа... с полутора тоннами золота на сумму 45 млн долларов.
Еще одна деталь: французские власти, которые все эти годы заявляли о своих «самых дружеских отношениях» к Бен Али, намекнули, что «не хотели бы» его видеть во Франции, как и членов его семьи. На их счета наложен арест. А в это время кровавый диктатор Дювалье, печально знаменитый зверствами своей «гвардейцев», так называемых «тонтон-макутов», долгие годы жил припеваючи во Франции и сегодня возвращается ... на Гаити, чтобы участвовать «в установлении порядка».
Британские же СМИ начали обсуждать телеграммы, которые американские дипломаты отправляли в Вашингтон из Туниса. В них они сообщали, что режим «погряз в коррупции» и «впал в маразм». Об этих телеграммах стало известно еще полгода назад, когда они были обнародованы порталом WikiLeaks. И тогда госдеп принес извинения тунисским властям и даже намекнул, что их посол может покинуть страну. Но потом американцы передумали и выбрали другой вариант...
Корреспондентам и фотографам работать сейчас в Тунисе очень опасно. На фотоаппараты и видеокамеры все реагируют крайне болезненно, в том числе и военные. Один из западных фоторепортеров находится при смерти в тунисском госпитале.
Мне позвонил тунисский друг Амир, он хорошо говорит по-русски, мы с ним работали на съемках российских телесериалов «Офицеры» и «Апостол». «Демосранцы» схватили меня, разбили камеру и чуть не переломали руки», — смеясь, говорит он.
Амир никогда не унывал и ничего не боялся, даже когда во время съемок была жара выше 50 градусов и по его одежде полз скорпион. Я тоже рассмеялся: какое точное слово нашел мой друг! И неужели эти «демосранцы» обеспечат «свободу» в Тунисе?
Позвонил друг из Бизерты, где обострилась обстановка. «Мы тут арестовываем погромщиков», сказал он и добавил: «Наводим порядок, но они сопротивляются. Но люди все лучше понимают, ху из ху!»
– А как наш  храм?
– Не волнуйся! Рядом с храмом  стоит бронемашина!
Сегодня в столице должны объявить о формировании нового правительства из представителей оппозиционных партий и независимых деятелей. Заявлено, что исламисты не войдут в это правительство. Пока они просто возвращаются из европейских стран, куда были высланы при президентах Бургибе и Бен Али. Возвращаются, чтобы приготовиться и участвовать в будущих «свободных» выборах». 

«Вернитесь добровольно в тюрьмы!»

18 января. Из дневника. В столице продолжают митинговать нескольких тысяч человек, требующих отставки и премьер-министра, и других министров за то, что они работали во времена Бен Али. «Долой функционеров преступного режима!» Эти люди появились в столице организованно – их доставили на автобусной колонне. Цель митингующих – блокировать центр столицы Касбу, где расположены правительственные учреждения, резиденция премьер-министра, и не позволить переходному правительству начать спокойно работать. Кто их звал, и кто привез?
Сфакс, второй по величине город страны, охвачен всеобщей забастовкой по призыву ЮЖТТ – главного профсоюза страны. Эта забастовка вызвала возмущение и протесты со стороны людей самых разных профессий. Профсоюз ЮЖТТ запретил преподавателям... преподавать, пока переходное правительство Ганнуши не будет свергнуто! Люди задают вопрос: «Отчего же этот, такой «грозный» ныне, профсоюз ни одной забастовки при старом режиме не организовал? А как только возмущенный народ заставил Бен Али уйти, тут же ЮЖТТ осмелел».
В Набеле и Громбалии я был свидетелем демонстраций и митингов учащихся, которые требовали, чтобы учителя приступили к занятиям.
В столице снова демонстрации. Самая крупная закончилась митингом на главной авеню столицы. Собравшиеся требовали смещения руководства ЮЖТТ и немедленного возобновления нормальной работы предприятий и учебных заведений. Учителя шли с лозунгами: «Мы имеем право учить детей!» Я увидел плакат «Работа + работа + работа!»
Лазарь Каруи, министр юстиции, заявил, что во время беспорядков в Тунисе из тюрем убежало одиннадцать тысяч заключенных – насильников, воров, убийц. Это произошло во время революционного братания толпы и полицейских, которые в тот момент просто «забыли», что надо тюрьмы охранять. Вот так одиннадцать тысяч уголовников оказались на свободе! Тунисцы слушают обращение министра к преступникам: «Вернитесь добровольно в тюрьмы!».

18 января 2011 года.
Из дневника. В Тунисе снова кризис, теперь "правительственный". Четыре министра хлопнули дверями в знак протеста, что в правительство включены старые министры  из правительства Бен Али.   В страну вернулся тот, кого западные масс медиа называют - ничтоже сумняше! - «лидером оппозиции». Он прямо в аэропорту заявил, что надо «покончить» с правящей партией Бен Али... А в ней больше двух миллионов членов!
Его сторонники, их было немного, опять протестовали в  центре города, их разгоняли водометами и слезоточивым газом. Главные  стычки были... на авеню Бургиба, недалеко от православного Храма Воскресения Христова! Он охраняется тунисской армией. Вместе со штаб-квартирой правящей партией, здание которой как раз напротив нашего Храма.
А оставшиеся в  новом правительстве члены принялись за работу. Взяв пример с простых тунисцев, которые уже устали от беспорядков и начинают сами налаживать жизнь.
Порядок  в столице поддерживается совместными патрулями армии, национальной гвардии и полиции.

18 января 2011 года.
.  Дорогая Е.Д.!
Глава Движения обновления /“Ат-Тадждид”/ Ахмед Ибрахим  стал министром высшего образования Туниса в правительстве Национального Единства, о котором объявил  17 января Ганнуши, премьер-министр Туниса.
Я лично знаю Ахмеда Ибрахима по работе в качестве корреспондента АПН  в Тунисе в конце восьмидесятых годов. Он тогда тоже был журналистом.
Есть возможность прямо из Москвы взять у него  ПО ТЕЛЕФОНУ интервью на французском или арабском языке. К сожалению, я лично крайне ограничен в передвижениях.
Второе – для взятия мной интервью ( как этого, так и будущих)  мне нужно оформить аккредитацию у НОВЫХ ВЛАСТЕЙ как корреспондент...
Получив соответствующую бумагу от какого-либо органа прессы или радио или телевидения России, и передав его НОВЫМ ВЛАСТЯМ, я смогу работать ЛЕГАЛЬНО!
С уважением
Николай

Письмо из Москвы от Е.Д.:
«Все получила. Насчет бумаги, если Вам это подойдет, то можно попробовать сделать Вам документ от "МК" как для внештатного корреспондента. Думаю, что это легко! По поводу интервью точно скажу завтра.
Не ешьте сразу много макарон с тушенкой, не тратьте запасы!»

Ответ из  Хаммамета:
«Понял!
Ем только макароны и закупил на последние динары  барана.
Оказывается, баран – хороший сторож: как кто  ночью лезет через забор, он начинает блеять. Пытаюсь научить его кусать воров...
Обстановка опять обострилась. Посылаю еще одну зарисовку...
Как ваш корреспондент пришел в Музей Бардо. В разгар столкновений...
Насчет бумаги... конечно, любую, как для внештатного, нештатного, заштатного... Лишь бы иметь возможность мотаться по стране, делать фото и снимать видео... Ведь и камера тоже со мной...
Но тунисцы меня предупредили:  без наших официальных бумаг - ни-ни...Так что... опять эти спагетти!»

18 января 2011 года.
Письмо Е.Л. из Карфагена в Рим.
«Аннушка, добрый вечер!
В Хаммамете день прошел спокойно,  здесь, как мне сказал один из тунисских друзей, все позади,  "толпа дала волю своим чувствам" против семьи бывшего президента: что попало под руку разграбили, сломали, растащили... И полиция не смогла  остановить погромщиков, их было много...Будто какое-то помешательство вдруг на многих нашло…
А в столице снова кризис, теперь "правительственный". Четыре  министра хлопнули четырьмя  дверями в знак протеста, что в правительство включены старые министры  из правительства Бен Али. В Тунис вернулся тот, кого западные масс медиа называют - ничтоже сумняше! - «лидером оппозиции». Он прямо в аэропорту  заявил, что надо «покончить» с правящей партией Бен Али... А в ней больше двух миллионов членов!
 Его сторонники, их было немного, опять протестовали в  центре города, их разгоняли водометами и слезоточивым газом.  И то хорошо! Погуляли, накричались, попили водички, подышали "свежим" воздухом и... по домам!
Главные  стычки были...  на авеню Бургиба, недалеко от правослвного Храма Воскресения Христова! Он охраняется тунисской армией.
А оставшиеся  в  новом правительстве члены   принялись за работу. Взяв пример с простых тунисцев!
Как ты?
С Праздником Крещения, Аннушка!
Е.
Утром будет служба в Храме, батюшка в курсе, что около нашего храма завтра утром может быть  демонстрация "непримиримых". Военные обещали усилить охрану...»

Письмо от Анны из Рима:
«С Праздником, Женя!»

18 января 2011 года.
. Письмо от Н.С. Сергею Филатову из Хаммамета
(копия – для А.П.)
«Глава Движения обновления /“Ат-Тадждид”/ Ахмед Ибрахим  стал министром высшего образования Туниса в правительстве Национального Единства, о котором объявил  17 января Ганнуши, премьер-министр Туниса.
Я лично знаю Ахмеда Ибрахима по работе в качестве корреспондента АПН  в Тунисе в конце восьмидесятых годов. Он тогда тоже был журналистом. И главным редактором журнала «Тарик Аль-Джадид».
Наверное, и ты его лично знаешь. И может, даже встречался.
Есть возможность прямо из Москвы взять у него  ПО ТЕЛЕФОНУ интервью на французском или арабском языке. У тебя огромные связи. Думаю, что это интервью можешь из Москвы взять ты.
Для какой-то серьезной газеты. Например,  для «Коммерсанта». Который освещает события в Тунисе... но однобоко.
Или для ДИСКАВЕРИ. Еще вариант: поговори с Алексеем Борисовичем Подцеробом. (копию письма я посылаю ему). 
Хорошо бы взять интервью у министра для какого-то серьезного издания. Например, для «Азия и Африка сегодня».
ТЕБЕ ВИДНЕЕ!
Твое мнение и мнение Алексея Борисовича: к кому  нашему СМИ я могу обратиться?
Обнимаю
Мыкола
P.S.Разговаривал по телефону с Хармелем, поздравил его с входом его партии в Правительство».
Сологубовский Н. С. Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая/1. М., 2013.