Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок2

Николай Сологубовский
Что произошло в Тунисе четыре года назад? Отрывок2

Публикую второй отрывок из своей книги  «Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая»

15 января 2011 года

Беспокойная ночь с 14 на 15 января

15 января 2011 года.
По всей стране введен режим чрзвычайного положения "в интересах безопасности граждан страны и для обеспечения сохранности их собственности". В Тунисе также действует комендантский час. С пятницы и до особого распоряжения с 17.00 и до 7.00 по местному времени запрещено нахождение на улице людей и передвижение в автотранспорте, запрещены собрания людей больше трех человек на улицах и площадях. Армии и полиции разрешено применение огнестрельного оружия в отношении лиц, нарушивших режим ЧП и не реагирующих на приказы или попытавшихся бежать.
Ночью, несмотря на комендантский час, как мне сообщили друзья, в столице опять слышались выстрелы. Банды погромщиков в масках, к которым, по некоторым данным, присоединились выпущенные полицией на свободу (?) уголовники,  продолжали  поджигать автомобили и грабить магазины. Полностью разграблены супермаркеты «КАРРЕФУР» и «ЖЕАН», принадлежащие клану Трабелси. Ни одного полицейского не было видно.
Очевидцы событий  рассказывают о группах людей в штатском, вооруженных металлическими прутьями,  цепями и дубинками,  которые разъезжали по столице в машинах без номерных знаков. Они  останавливались у частных домов, взламывали двери, избивали находящих внутри и увозили их в неизвестном направлении. Моктар Трифи, председатель Тунисской Лиги защиты прав человека , заявил журналистам, что банды грабителей и насильников были «хорошо организованы» и их целью была «дискредитация манифестантов».
Армейские патрули  были вынуждены  снова открыть огонь. Десятки воров и грабителей были арестованы. Есть снова убитые и раненые.

Третий президент Туниса за 24 часа

15 января утром возобновились демонстрации в разных городах страны. Теперь манифестанты требовали отставки Ганнуши с поста временного президента страны. Часть тунисских юристов, а также оппозиционеры увидели в этом назначении желание Бен Али снова вернуться к власти.
В это время Конституционный Совет  Туниса объявил, что временным президентом страны становится Фуэд Мебазаа, председатель парламента Туниса. В короткой речи  после приведения к присяге новый президент Туниса заявил, что в политическом процессе будут участвовать «все тунисцы без исключения».
Ночью Ганнуши объявил по радио, что все тунисские оппозиционеры, которые живут за границей, могут вернуться на родину.
Новость о назначении Мебазаа и настойчивые призывы военных к спокойствию возымели действие: манифестации прекратились.
А в это время утром в столице  полиция перекрыла улицы, ведущие в центр города, металлическими решетками. Армия рассредоточила по главным точкам города танки и бронемашины. В редких открытых магазинах люди выстраивались в очереди, чтобы  купить необходимые продукты. 
Полиция и телефонная компания ТЮНИЗИ ТЕЛЕКОМ опубликовали  номера телефонов,  по которым граждане могут обращаться в случае опасности, а также сообщать о подозрительных личностях и нежелательных акциях.
Во второй половине дня в Париже было передано первое коммюнике, в котором президент  Франции Саркози  призвал положить конец насилию и организовать в кратчайшие сроки «свободные выборы». Со стороны арабских лидеров – молчание.
Тунисское телевидение передавало интервью с жителями города, которые жаловались на грубежи и насилия. «Раньше я никогда не боялся за свою безопасность, семьи и детей. Теперь я всегда вооружен», сказал один из них, попросив снимающих не показывать его лица. Другие интервьюируемые говорили о том, что пришел «крах диктатуре», что надо бороться  с «бедностью, безработицей, непотизмом и коррупцией». И одна женщина несколько раз повторила в телеобъектив: «Не бойтесь диктатуры!»
Диктор резюмировал: «Кто бы мог подумать, что отчаянный поступок безработного приведет к падению диктатуры?»
Что ж, со временем узнаем и корни причин, обрушивших власть Бен Али, и тех, кто стоял за спиной погромщиков.
Самое печальное – это то, что сегодня не видно тех людей, которые могут вывести страну из кризиса, предложив тунисцам программу, подобную той, которую они одобрили 23 года назад. Когда  к власти пришел генерал Бен Али...
И снова тунисцы возлагают  все надежды на патриотически настроенных генералов и офицеров...
Первые манифестации под исламскими лозунгами. «Аль-Каида» призвала тунисцев к вооруженной борьбе до установления в Тунисе власти исламистов, чью деятельность жестко подавлял президент Бен Али. Замечу, что на первых январских манифестациях ни одного флага исламистов замечено не было.

«Первая леди – убийца!»

15 января. Репортаж из итальянской газеты.
"Она убийца. Первая леди не сядет в самолет"
14 января Мохаммед бен Килани отказался посадить в свой самолет, совершавший рейс Тунис-Лион, жену президента Бен Али, сообщает Ренато Каприле в материале, опубликованном в газете La Repubblica.
"В книгах по истории будет упоминаться его имя, хотя он не политический лидер и никогда не принимал участия в манифестациях против тирана. Сам он говорит, что всего лишь внес свой вклад в "восстание Джельсомино". Но на Facebook, и не только, его уже называют героем. Речь идет о пилоте, который 14 января этого года отказался взять на борт своего самолета Лейлу Трабельси, жену Бен Али, и еще четырех пассажиров: двух братьев вызывающей ненависть первой леди и их жен.
Его зовут Мохаммед Бен Килани, 37 лет, командир рейса 750 Tunisair, направлявшегося в Лион. В день бегства диктатора он имел гражданскую смелость сказать: "Нет, это оскорбление для матерей убитых парней, для всех тех, кто подвергался унижениям и насилию со стороны этой семьи, я просто не могу этого сделать", – пишет издание.
Бен Килани рассказал: "Я решил, что они не сядут в мой самолет. В обязанности летчика гражданской авиации не входит перевозка банд преступников. Я хорошо помнил слезы матерей ребят, которые были убиты. Я не мог этого сделать и не сделал это. Я проинформировал экипаж и командно-диспетчерский пункт о своем решении". Пассажиры, узнав об этом, начали аплодировать, пишет корреспондент.
Некоторое время  спустя после отказа смелого пилота военные закрыли аэропорт Туниса, воздушное пространство страны было закрыто для всех самолетов, за исключения рейса, на котором  вылетел Бен Али", – пишет автор статьи.
Бен Килани уже стал легендой. "Я выполнил свой гражданский долг, я не предал родину, но еще я поступил технически верно. Долг командира – обеспечивать безопасность пассажиров на борту самолета. В той напряженной обстановке и со столь ненавистными людьми на борту могло случиться все что угодно", – заявил  летчик .

Из Салоники от Сашули:
«Привет, дядя Коля! Что там у вас происходит? Кризис дошел и до вас?»
Из Туниса:
«Сейчас все спокойно...А вчерашнее? Может, это был страшный сон?
Сейчас тот же прекрасный пейзаж, который открывается с крыши моего дома... И нет столбов дыма, которые вчера поднимались к небу, и нет запаха гари...»

Конец туризму?

16 января 2011 года.
Утром в столице полиция перекрыла улицы, ведущие в центр города, металлическими решетками. Армия уже рассредоточила по главным точкам города танки и бронемашины. В редких открытых магазинах люди выстраивались в очереди, чтобы купить необходимые продукты. Местное телевидение показало несколько десятков арестованных молодых парней, которые были схвачены с поличным, когда разворовывали чужое добро. Один из них каялся и плакал как ребенок, причитая, что «больше не будет».

Европейские страны объявили об эвакуации своих туристов из Туниса. Напомню, что ни один турист не пострадал и никто из манифестантов не позволил себе никакого выпада в адрес иностранцев, которых очень много в Тунисе.
Г-н Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма, заявил 15 января: « Российские власти могут ввести полный запрет на посещение туристами Туниса».  Российские агентства и телеканалы передали, что все россияне в течение выходных будут вывезены из страны, где «бушуют беспорядки».
16 января последний самолет ТРАНСАЭРО  возьмет курс в заснеженную Москву, унося из залитого солнцем и цветущего Туниса последних русских туристов.
Я остаюсь...  Кто-то же должен остаться...
Но не только я. Посольство, Культурный центр, русские женщины - жены тунисцев... Русские православные храмы, батюшка Дмитрий и матушка Светлана, русская православная община...
И остаются русские могилы, разбросанные по всей стране...
Кто-то же должен за ними ухаживать!
(отрывок из книги)
Сологубовский Н. С. Thawra. Тринадцать дней, которые потрясли Тунис. Арабские хроники. Книга первая/1. М., 2013.