Арбатские зарисовки

Маргарита Фортье
Иваныч.


На Арбате , если кто помнит и кто знает , всякий люд толкался с картинами, с рисунками. Были  среди них и таланты , коих потом прославило время и труд, умелые копировальщики, и умелые коммерсы-живопИси , которых прославил умелый рассказчик.

Помнится мне  в году так ...а короче лет пятнадцать-семнадцать назад, когда я ещё молодой  и подающий надежды, как и все начинающие художники  решил подзаработать денюжек,  заодно набраться опыта  на московском Арбате.

Толкался  месяц. Местные  маститые художник уже привыкать стали...Объятия не  открыли , но как-то я втёрся к ним в доверие . Наверно из-за своего вида "заморышного" и безнадёжного что либо продать.

Смотреть на меня было жалко. Тельце - в чём душа держится, тонкая шея, голова маленькая , да и ростом бог меня обидел, раз уж и внешность не пошла , то  с ростом сам бог велел. Лоб не большой, нос на всё лицо, а лицо само с кулачок . Однако при всей моей , скажем так, не стандартной внешности, я мог покорить любую красотку... естественно, умом. Был начитан, хороший рассказчик, а  если "пиисят" для храбрости, то "держи меня семеро" - девчонка просто так не уйдёт! Как вы поняли - балабол был ещё тот!

И этим "языком без костей" я и взял местную арбатскую фемиду.
Приняли они меня. Да  и я парень со стержнем оказался, уважал  их искусство и всегда с почтением  к  любому мастеру.

Был среди них  и мэтр. Звали его Андрей Иваныч . Среди своих арбатских художников, да и  не только среди них...а  и по всей Москве пользовался большим авторитетом. Может и правда из-за моего вида, взял меня под своё крыло  и как отец опекал  . То совет даст по построению сюжета, то красками поделится, то кисти подскажет где купить подешевле...Халтурку подкидывал не раз и не два. Подкармливал .

И стоим мы как-то с ним в такую злющую стужу, что в животе казалось , иней начал нарастать. И деньги у меня  кончились, только на автобус осталось, и картины никто не покупает, и жрать хочется так, что от холода и голода моя голова -грифа на моей тонкой шее болталась, как флаг на одиноком тонущем паруснике.

Тогда Иваныч изрёк, выставляя ногу вперёд и поднимая подбородок...

- А не пойти ли нам, Альберто ( так меня зовут), в кабак .И не погреть ли кишки ?

- Да я с удовольствие , да только сегодня  я пустой, как назло...

- Ничего. Я угощаю! - гордо завил Иваныч, похлопывая карман.

И стало мне так тепло сразу, что в предвкушении    горячей еды  повеяло жаром.

Оставили мы свои  работы на пригляд соратникам.

И под хруст снега , с гордостью обнявшись пошли в "харчевню". Конечно это была местная забегаловка , по нашему бюджету годилась. Да и еда там была  вкусная  на тот момент,... так мне казалось, а может и на самом деле.

Надо сказать по национальности я грузин , и хорошую кухню "покушать"  люблю, но холод и голод  не переносил даже сытый...

До забегаловки  идти  минут пятнадцать, потом по переходу подземному ещё минут  десять...Но мы махнули всё это расстояние за пять минут.

Выбрали столик. Там они были все  стоячие...

Бабёнка- официантка быстро подошла...

У меня слюна пошла от запахов вкусных. Ну, думаю , повезло, и Иваныч - мужик настоящий!

Заказывает он каждому первые   двести грамм водки и через секунду повторить сразу ещё по сто просит .

Выпили. Я говорю ему...

-   А закуска где...не могу без закуси, Иваныч?

- А сигарета....!- Выдаёт  Иваныч с гордостью и важностью  затягивая дымок в себя.

Вообщем, ни черта мы тогда не  поели, Иваныч сам на мели был , и не продали ничего. Но весело и тепло  было весь оставшийся вечер.


********

Д.В.К.

Это сегодня его картины идут на "ура"!
Это сегодня все салоны принимают  его картины с распростёртыми объятиями. Его мазок узнают поклонницы,  и ожидают новые работы. Да же если не купят, то хотя бы посмотреть, полюбоваться.
И стоят они уже не дёшево И рамки побогаче .

А тогда ,когда первый раз   ДВ принёс свои работы на Арбат он готов их был продать по самым бросовым ценам. Хотя работы были очень достойные .Рамки только делал сам из обыкновенного плинтуса, скрепляя на скоро углы, и оставляя их в первоначальном цвете, потому как не мог тратиться на  краски.

Картины никто не покупал. А рядом стоящие мастера ухмылялись, нахваливая и продавая наглую халтуру на потребу  вкуса .

И тут вдруг японец возник. Цокал языком. Качал головой . Примерял глазом.

- Холёсий калтина . Скоко хоцесь ?

ДВ, набрал воздуха  и пальнул такую цену , что сам испугался своей наглости.

  - Дорога оцень. И ламки у тебя бедный.- Закачал головой японец.

-Да ты что? Какие бедные ? Это  же самое дорогое дерево в России  - кедр. Я его  и  красить не стал, чтоб показать структуру дерева, вот понюхай как пахнет. -И смело сунул ему под нос рамку .- Чуешь как пахнуть будет твоя квартира?!
Запах убивает все бактерии вокруг и держится  годами.

У японца глаза вдруг округлились от счастья ,  закачал головой ....и купил все работы .

*****

Слава.

ДВ стал знаменит. Профессор. Преподаёт. Картины раскупают.
А мне , знавшего его ещё совсем незнаменитым, выпадало время наблюдать его путь восхождения к славе. Хотя я и сам уже к тому времени имел и звания, и успех, но при встрече с ДВ всегда добавлял к его имени отчество.

И вот когда он получил "профессора" набрал номер , чтобы поздравить...

С неким придыханием  волнением начал говорить поздравительную речь...и тут..

- Альбер это ты что ль,- перебил меня ДВ.

-Я ...

- Так какого хрена ты тут язык ломаешь, бери вина грузинского и давай ко мне ...  а то обижусь, если не придёшь. Жду!

Но всё равно друзья мои, даже  если мы знакомы уже почти двадцать лет   , у меня при встрече ломается язык от почтения  и восхищения!

Наверно это и есть СЛАВА!