Аоум. глава 21-12-1996 г

Георгий Губин
-21 декабря 96 года, 12.41.

Свободное сознание. Воспоминание из детства.

-…пусть стоит. Выбрасывать - вроде как жалко. А получилось так, что, где-то через неделю  с Волгограда приехали тётки, и, прослышав  эту историю, посмеялись, и как бы в шутку: - "У нас - говорят,- старый есть ещё? Привози. А этот – говорят,- разбирай".  Ну, и когда мы приехали к ним, то я умудрился даже… пока они разговаривали там, за столом с чаепитием,- я, значит, нашёл этот приёмник и тут же его раскидал. Но, похоже, я попался "невезучий" и раскидал не тот приемник. Не тот, который хотели мне отдать, а вообще совершенно хороший, рабочий. Конечно, я тут же вторично опять всё и “получил”. Теперь получилось у меня два разобранных приёмника. Ну и… урок - через задницу,- что, мол, сперва надо спросить, потом разбирать. Ну, достался мне и третий, конечно же,  но его я разбирать не стал. Я уже понял, что человечков там нет конечно же. Ну, и что, значит…Отец говорит: “Вырастешь – отремонтируешь”. И вот тогда я впервые понял, что, в принципе, родители иногда бывают провидцами. Понимаете? Вот, посмотрите,- приходят к вам знакомые посмотреть на ребёнка. Ребёнок маленький, несмышленый - схватился за стакан, - и кто-то из гостей говорит: “  Алкашём будет”,- в шутку. А потом, смотришь, - действительно,  тот человек стал алкашём. Вот, поэтому и говорят, что слова-то пустыми не бывают. Понимаете? Или… Ну, сами встречали, что когда вот чё-нибудь шутят, а в итоге получается, что, вроде бы как “предвидение…”

*(Ольга и Татьяна )Один, два, три… (Идёт счёт)

Обрыв.

(Состояние сознания).

-Слышу

*(О)Давай, поговорим?

-Говори, чего уж теперь.

*(О)Слушай, Ты нам… Сейчас помнишь, что рассказывал? Нет?

-Такой длинный монолог о приемнике? Конечно, помню.

*(О) Тебе, просто, видно…У меня такое ощущение, что нравится тебе настолько радиотехника. Да? Ты постоянно….

-Да, вообще-то,-  нет, если говорить честно-то.

*Нет? А почему ты так об этом?

-Не знаю…Раньше – да, нравилась. Нравилась-то, в принципе, знаете из-за чего? Не из-за того, что, конечно, урок был, действительно, довольно-то жестокий, а… я почему-то всегда боялся быть один. У меня ассоциация была всё время связана с тем, чтоб всё время не быть одному,- значит надо что-то больше уметь или больше знать. Это, знаете, -  когда я впервые увидел по старому ” Рекорду”  Гагарина… и, вот, его проезд по Москве. И я подумал, что вот он-то здесь не одинок. А мне было тогда, действительно, одиноко и… (сбой)

*(О и Т) Один… Два, три, четыре…(счёт)

(Выход на не рожденного )


-Вы меня, наверно, не помните?

*(О) Может и не помним… А давайте, напомните нам, когда мы встречались. Мальчик…

-Да.

*(О)…который не рожденный?

-Ну, вот, представьте… Когда вы знаете, что должно с вами случиться, но ничего не можете сделать. Есть дети, которые могут…

*(О и Т) Ну-ну… Мы слушаем тебя. Говори. Говори.

(сбой, дают счёт)

Обрыв.

*(О)…мальчик… Помнишь не рожденного мальчика? Да?

-По контакту?

*(О)Да. Помнишь?

-Да.

*(О) Как его звали?

-Глеб.

*(О)Да. Он сейчас опять с нами разговаривал. Он только начал и прервался. Вот, можно его снова пригласить? Ему хочется, мне кажется, с нами поговорить.

-Ну, этого я не знаю. Это вы, скорее всего, как-то умудрились его позвать. Но как – я не могу сказать.

*(О) Да я – тоже. Мы, как-то, не думали…
*(Т) Я не думала об этом.
*(О) Ну, хорошо. Скажи нам…Сейчас можно тебя по имени называть?

-Да, наверно.

*(О) Ты говорил, вот, ты смотрел фильм… Ну, не фильм… Документальный, о Гагарине, когда он ехал по улице, после полёта, и вот он не был одиноким, а ты…Ты об одиночестве заговорил. Наверно, такая тема для нас, для каждого из нас…в принципе, такая - довольно…
*(Т) Ну, смысл – чтоб не быть одиноким, надо чем-то …
*(О) Да.

-Ну, это было мной так воспринято. Просто мне приходилось обращать на себя внимание. Ну, а как это сделать? Вплоть до того, что “нахулиганить”. Хотя бы так.

*(О) Понятно. Ну, в  общем-то,- если я правильно поняла,- что особенно сейчас, люди, у которых дети - заняты на работе,- их дети предоставлены сами себе. И вот, они, наверно, и хулиганят и сейчас чем только ни занимаются,- чтобы хотя бы так привлечь к себе внимание. Это так? Нет?

-Вы знаете, одиночество - вообще очень страшно, особенно в детстве. И для того, чтобы не быть одиноким, если до родителей не достучишься, то, конечно же, ищешь, как говориться, “на улице”. На улице легче, с одной стороны, а с другой стороны, чтоб не быть “серой мышью”, надо как-то там же выделяться. Понимаете? Ну, а как сейчас можно выделиться? Сейчас, знаете, не в почёте что ты очень начитан, допустим. Сейчас в почёте – если побольше собрешешь, или, как говориться, обладаешь какой-то повышенной наглостью, или бесстрашием. Этим нашим детским  понятием “бесстрашный”, понимаете,- когда “всё можно”. Раньше… Раньше.. (сбой)

*(О) Один, два.. (счёт)

Обрыв.

-Вслушайтесь внимательно в диалог -   “Черная?”  “Нет, красная.”  “А почему белая?”  “Потому, что зелёная”.  Как вы думаете, абсурд? Абсурд, да?

*(О) Ну, да, если так... чисто  внешне.

-Чисто внешне, то - абсурд. Итак, этот диалог ни к чему не приводит, просто набор слов. Правильно?

*(О) Ну, да.

-А если это загадка, о красной смородине?

*(О) Ну, здесь уже есть какой-то смысл, наверное.

-Какой-то смысл… Загадка известная довольно-то…Всем.  Когда-то и вы её слышали.

*(О) Да? Чёт не помню её. А вы можете напомнить?

-“Черная? – Нет, красная. - А почему белая? - Потому что зелёная”.

*(О)А-а…что-то как-то припоминается. Но было достаточно давно.

-Но, вы согласны, что с начало было воспринято, как набор слов, а теперь – нормально?

*(О) Да, точно.

Обрыв.

-Они не злопамятны в том смысле, что они не будут вам мстить, но, к сожалению, помнят-то они хорошо. И вот, благодаря этой памяти, рождается-то… Понимаете… Как бы вам объяснить это…  отношение к человеку. Ну, представьте, пришёл совершено посторонний человек, наобещал целую вам целую “гору”, а вы - маленький ребёнок – естественно, ему поверили. Вы ещё не понимаете, что взрослые могут обманывать.

*(О) Ну, да.

-И вот, он наговорил вам, что-то понаобещал и ушёл. Для него это было просто, чтоб, как говориться, поддержать разговор с ребёнком.  “Подружиться”, как говорят. А ребёнок ждёт.  Ждёт обещанного. А потом, приходит время, и это, простите за выражение, “существо” недоумевает – “Почему это ваш сын или дочь ко мне так относится?” Потому, что для него это было простое времяпрепровождение. Понимаете?  А ребёнок… Он забыл, он забыл, что сам факт существовал, но рожденные чувства,- эти “зёрна” -  дали свои корни. А как часто, как часто мы так делаем? Понимаете? Смотрите, какая ещё закономерность,- у человека “хорошее настроение”, и он всем всё обещает. Настроение его прошло, и он уже не обещает ничего и даже отказывается от своих слов.

*(О) Да, это бывает, и часто бывает.

- И как мы относимся к этому человеку?  И тогда, давайте, вспомним - “ Как мы можем доверить большее….”  Помните?

*(О) Ну, да. Правильно.

-Так вот, по мелочам, именно по “мелочам жизни”, как вы говорите, и состоит из этих “мелочей” вся жизнь. Из каждого мгновения. Мы говорим - что?  – “ Мгновение прошло зря, весь день был убит напрасно”,- допустим, где-то ждали, простояли в очереди…  В общем, знаний никаких не набрали. Да?  А заметьте, вы стоите с ребёнком в той же очереди - вы никаких знаний не набираете, а ребёнок, в это время, обширно учится.

*(О) Да.

-А почему, почему мы теряем способность к обучению?

*(О) Везде, да?

-Нет, ну, почему…

*(О) Эх-х…Это, наверно, наша житейская логика нас как-то “затирает” немножко, что…
*(Т). Мы и так думаем, что всё знаем, что ещё-то?

-Вам становиться скучно. Если сотни раз учить одно и то же, то уже - это уже не урок. А вот, смотрите - дети,- сколько вам надо заниматься с ним, чтоб он действительно думал?  Вы делаете с ребёнком уроки,  и всего лишь 10-15 минут,- не больше,- ребёнок действительно думает, а остальное время - он просто “проводит с вами время” и ждёт, когда это занятие, наконец, закончится. Понимаете? И вот, через эти 15 минут ребёнок становится “бестолковым”, в вашем понятии. Ничего до него “не доходит”, даже самые простые вещи до него “не доходят”. Вы начинаете злиться. “Такой-сякой..! Да я в твои года..!”. Вспомните себя.

*(О) Ну, да, да…

-А что делает ребёнок? - Он тут же ставит границы. И тогда, уже… Вы уже, не смотря на рассказанные все прожитые свои годы… Он сам уже этот урок уже не выучит. Он его выучит - вы сам намучаетесь и его замучаете. И, вот, глядите, пока ребёнок маленький, пока ему 5 лет,- 10-15 минут… Когда старше, дальше, дальше – и  тогда, вы уже можете и 2 часа заниматься одним “делом” и действительно думать. Но, вы забыли, каковы вы были ребёнками, и вы рассуждаете,- что, если вы можете сидеть за уроками 2 часа, значит это может и ребёнок.

*(О) Ну, да, мы обычно “под себя” всех начинаем…

-И что в итоге?  В итоге - ребёнок перестаёт… А потом, вы удивляетесь – “ В кого он пошёл? Почему он не хочет учиться?” – Потому, что вы сами “настучали ему по рукам”.

*(О) Да. К сожалению, это так. И тем более  ещё и школы наши, тоже как-то настраивают на такое… То есть, требуют слишком много от детей и…

- А вот, смотрите…(обрыв)

Обрыв.

-Ну, здесь, я так понял, что это мне, да? Ну, да, у меня было такое понятие, о звёздах - как что-то маленькие такие искорки, угольки, что можно в руках подержать. И вот я мечтал стать космонавтом, чтоб добраться до этих звездочек и набрать их целую охапку, - понимаете?- и во дворе мальчишкам-то и по-раздать. Вот такое было восприятие. Ну, конечно, я потом подрос, стал понимать, что “звёзды” – это, вот, очень  больши-ие и на них можно даже жить… А вот, когда я пришёл в школу , то мне объяснили , что “звёзды” - это просто “огонь”. И вот, когда мне только объяснили, что это "просто огонь" , но пока ещё не вдавались в подробности,-  я тоже рассуждал, как об огне, возле которого можно посидеть, погреться.  Да, это большой огонь, но я его не боялся. Даже мечтал, как говориться, сесть и… взять картошечку… и вот, на этой звёздочке-то… понимаете, и запечь всё это дело. Но наступил 5 класс, и там стали довольно-то подробно объяснять, что такое звёзды, и, знаете…и мне не понравилось.

*(Т) Разочарование?

- Я разочаровался в том, что звёзды - это просто звёзды. Понимаете? Это было довольно-то очень-то,  знаете, обидно. И тогда,  я стал искать выход. Вы понимаете ,-  не я сам искать, а вот где-то внутри что-то искало выход. Нашёл. Нашёл довольно-то  интересно - я стал увлекаться фантастикой.

*(О) Фантастикой? Угу…Мы тебя слушаем.  Слушаем, слушаем.

-И вот, смотрите, мы часто говорим, что дети должны учиться в играх, так им будет интересней,  но, давайте, сядем, поиграем с ребёнком. Сколько теперь вас хватит на игру? Десять минут?

*(Т) Ой, меньше.
*(О) И даже меньше, наверно. Точно.

-Почему? Потому, что вам не интересно, как он играет. Он играет “примитивно” - вашими суждениями. Тогда, давайте, посмотрим, когда у вас ребёнок ещё очень маленький, и вы с ним играете целый час. Почему? Тоже примитивная игра, даже примитивней. Почему? Потому что – “ Ой, какой у меня умненький ребёночек! Он уже улыбается! Он уже игрушечку держит!” (сбой)

*(О) Да-да.

-Опять, выходит, мне?

*(О) А?

-Опять мне?

*(О) Тебе.

-Да, я помню, висела…была натянута резиночка, и там, значит, были шарики, а посередине - что-то, типа какого-то крокодильчика что ли. И вот, я всё пытался до этого крокодильчика дотянуться.  Меня шарики не интересовали. Почему? – Потому, что они не были так ярко выражены, они были все одинаковы. Какой выбирать? Какой тут выбирать? Чтоб голову не ломать я лучше выберу то, что необычно., да. И я , вот, всё время тянулся к этому крокодильчику. Ну, родители, конечно, умилялись, это безусловно, и они, значит, иногда эту резиночку ослабляли, чтоб я мог до этого крокодильчика дотянуться. Ну, я дотянусь - и сразу, конечно,  попробовать на зуб, что это такое-то. И очень скоро, я этому крокодильчику отгрыз краску, потом, принялся за хвостик. А потом, родители где-то умудрились прочитали, что краски вредны для здоровья, и они этого крокодильчика срочно убрали. Остались только вот эти шарики. И они потом долго недоумевали, что это ребёнок такой беспокойный. Водили к бабке. Та брала хлебные крошки, стала наяривать расчёсывать меня, - “Это волосики растут”. Понимаете, дошло даже до того, что пришлось посетить даже врача.

*(Т) А всего лишь - убрали “крокодильчика”.

-И вот, смотрите,  что получается,- ребёнок может играть целый час с игрушками, но не может 10 минут учить уроки. Почему? – Потому, что речь идёт только об одном предмете. Правильно?

*(О и Т) Да.

-А в игре...?

*А в игре, там вообще “поле деятельности” широкое.

-А почему же тогда вы 2 часа можете думать об одной проблеме, а “в широком поле” вас не хватает и на 10 минут?

*(О и Т) Один, два, три, четыре… (счёт)

(Обрыв. Вышел Мабу)

-Пошёл я, взял…

*(О) Ну…Куда?

-…камушек.

*(О) Ага…

-А потом монахи приходят, спрашивают:”Ты брал?” Хе-е… Дурачки! “Нет. Не брал!”

*(О, смеясь) Обманывал!

-Не зря я спрятал камушек. Они говорят: ”Нет, он должен быть здесь.” Я не дурак! Я взял, не у себя спрятал, а у соседа!

*(О) Эх, ты, Мабу-у-у…

-Хе-е! А у соседа-то они не ищут! Вот они у меня обыскали всю эту пещеру и не нашли… Извинились, ушли… Я подождал, когда они уйдут, подождал, когда сосед уйдёт, взял камушек и стал его рассматривать…

*(О) А где ты его взял-то?

-У монахов.

*(О) А-а! Украл, короче.

-Не “украл”, а “взял”!

*(О) На время.

-Чего?

*(О) На время взял. Ну, немножко чтоб.
*(Т) Потом отдашь?
*(О) Потом отдашь назад, да?

-Не-ет. Не отдам назад.

*(О) Значит, украл.

-Нет, не украл!

*(Т) Ну, они ж тебе не разрешали брать.
*(О) Да.

-Они ничё не разрешают. Что ж мне теперь - ничё не делать что ли? Ну и ладно.

*(О) Ну и ладно. Рассказывай дальше.

-Ну и вот, взял я этот камушек, стал рассматривать…Опять монахи идут! Чё делать? Не знаю! Тут  - сосед идёт… Я говорю: “Сосед! Тебе камушек нужен?” – “Нужен”. – я ему и отдал. Монахи пришли, а у меня и опять ничё нету!

*(О) О-ой, Мабу-у…

-А сосед-то не знал, что прятать надо. Они его – “Где взял?!”

*(Т) А он сказал.

-А он говорит – у меня. А я говорю: Не брал он у меня. Они нас повели обоих в пещеру.Вот. Там есть камень, который, когда заходишь – обманывать нельзя-я… Я хитренький, не как вы, - взял на камушке-то и землёй-то и намазал! Залез на этот камушек, теперь могу врать, сколько хочу, камушек всё равно ничё не скажет. А сосед ничё не мазал! Зато я ему намазал…

*(О) Мабу, разве можно так? Хитренький! Хитренький!

-Можно, когда нужно. Сосед – наврал! Вот так вот.

*(О) Ну, да. Ты, предатель оказался.

-Чё это я предатель оказался?

*(О) Ну, как? Ну, ты…

-А пусть он с моей женой не гуляет! Скотина!

*(Т) А-а! Это ты ему отомстил…
*(О) А чё ты, прям – “гуляет”? Откуда ты знаешь, что он гуляет с твоей женой?

-Знаю.

*(О) Знаешь? А жена чё ж такая у тебя – гуляет с другим, с соседом?

-Я пошёл к монахам и говорю: “Забирайте, она мне не нужна”. Они говорят: ” Ты её сам выбирал? Сам выбирал. Вот сам что с ней и хочешь, то с ней и делай!” Ну, я и пошёл в пещеру, где я выбирал её.

*(О) Ну?

-Привёл её на то место, где я её нашёл, оставил и пошёл. Она за мной бежит, кричит…

*(Т) Ну?

-В общем, я её обратно забрал.

*(О) Ну, тебе жалко её стало…

-Нет, просто я хочу с соседом поменяться.

*(Т) С соседом – хорошей женой?
*(О) Как?

-Да.

*(О) Как?
*(Т) Тебе жена соседа понравилась, и ты хочешь поменять свою жену на жену соседа, да?

-Ну, почему… Я ещё не знаю, какие у него жёны. Но всё равно поменяюсь.

*(Т) А может, там ещё хуже жёны, чем твои?

-Хуже?....

*(О) Да. Ты же сам выбирал себе.
*(Т) Ты же выбирал лучше…
*(О) А он себе сам выбирал. Значит, у вас должны быть как-то разные. Твои жёны – к тебе подходят больше, а его жёны – к нему  больше подходят. А если ты поменяешь, то - как они… Может быть они…

-И чё теперь мне с ней делать?

*(О) Воспитывать.

-Чего?

*(О) Воспитывать. Объяснить ей…

-У меня столько палок не хватит, чтоб её воспитывать.

*(О) А ты поговори с ней. Поговори – чего она наделала, чего ей не хватает…Чего она хочет, спроси. Мож правда, внимание ей… Ну, чтоб…Может, с ней тебе надо подольше поговорить?

-И сколько можно ей внимания уделять? Была бы она у меня последняя… - другое дело!

*(О) А-а!
*(Т) Это не первая жена у тебя?
*(О) А она какая? По счёту-то – какая? Ты какую… Какую ты её взял?

-Один... Два!

*(О) Вторую?

-Чего?

*(О) Вот видишь, она тебе дороже, да? Она уже давно у тебя живёт.
*(Т) Она что, плохо работает?
*(О) Она тебе не нравится, наверно. Да?

-Старая.

*(О) Старая… Вот, видишь… А разве старой не нужно внимание? А? Вот ты бы один жил, никого не было, и никто бы к тебе не приходил…

-Хорошо было бы! Что хочу, то и делаю.

*(О) А-а… А то жёны тебе надоели, да?

-Не-е…

*(О) А как?

-Не все надоели.

*(О) А-а…
*(Т) Молодые – не надоели.

(обрыв диалога с Мабу, выход на другое время. Тема та же)

-Жён выбирали очень хитро. Разжигался огонь. Полосой. А до этого, будущие, как говориться “претендентки в жёны” не должны были причёсываться, мыться, и, даже наоборот – они приходили на реку - и волосы, и лицо мазали глиной, чтоб быть, как можно [более] некрасивой.

*(Т) Типа Золушки.
*(О) Ага.

 -И вот, смотрите, вот в этот день,- потом когда-то назвали это “день купала”,- зажигался огонь, и невесты стояли по одну сторону огня, а женихи стояли по другую сторону. И надо было этот огонь перепрыгивать, причём одновременно. И вот, если с кем ты встретился из них над огнём, значит, это может быть твоя будущая жена. Понимаете? Потом, в дальнейшем, уже это как-то стало забываться, и очень многие обычаи, как говориться,  изменились. Но я говорю, о тех временах, когда не было ещё “купала”. Итак, вот,-  первый экзамен, это значит - “вместе”. Второй экзамен,- это - надо было друг друга поймать за руку. Представляете, сколько было и смеха и слёз? Летят навстречу друг другу, схватились за руки и тут же падали в огонь. И вот, кто первый закричит… (сбой)

*(О и Т ) Один…Два…Три…Четыре…Пять.. (счёт)

 - И вот, кто первый закричит, тому самому первому достаётся жена. Почему? Потому, что он самый слабый, понимаете…и ему, чтоб стать мужчиной, ему надо…


*(О) Поддержка.

-Да.

(Обрыв Выход на тему о рождении детей).

-Это маленькое, сверхчувствительное существо, которому требуется защита, потому что он потерял лоно матери. И вот, самый первое его обучение в жизни - это “шлепок по попе”. Чтобы закричал, чтобы расправились легкие. Согласитесь, через боль! Самый первый опыт в жизни  его – это боль.

*(Гера) Да.

-Вот и почему вы приходите невольно - к родам в воде.

*(Г) Угу. То есть, там более адаптировано, так сказать, к прошлой жизни…

-Понимаете, те же самые гравитационные поля - они просто напросто работают  “прессом”.

*(Г) Вода - это, кажется, “замыкание” всех полей.

-Нет, ни в коем случае. Иначе вода была бы непроводящей.

*(Г) Радио-полей – в смысле.

-О, нет! Что, в вашем понятии, радио-поля? Ведь ультразвук, проходит-то прекрасно. Звук проходит прекрасно. И…

*(Г) Ну, это звук.

(Сбой.)

*(О) Ты говорил - о родах в воде.

-Что - “роды в воде”?

*(Г) Ты не помнишь уже?

-Нет, не помню.

*(Г) А про ультразвук?

-Нет, я не помню.  Не могу вспомнить, я это был или нет.

*(Г) Хорошо. А что ты помнишь? В каких отделах ты своей памяти? На каких уровнях?

-Ну, это, вообще-то,- вопросы. ( зависит от вопроса.прим.)

*(Г) Ясно. Скажи, ты сможешь повторить всё, что тебя интересовало в сознании - о контакте, когда мы, вот, значит, сидя, ты с открытыми глазами, бабушке говорил? Ты помнишь какой.

-Да.

*(Г) А ты повтори. Скажи, что тебя волновало?  Ты что-то не смог запомнить, у нас кассета плохо записалась и исчезло.

-Ну-у…Дело в том, что мы проводили его хаотично.

*(Г) Ну, да.

-Это уже был “минус”. И дело в том, что здесь была ассоциация с матерью.

*(Г) А-а…

- Милую девушку – помнишь?…

*(Г) Да.

 -И это всё - искажало картину.

*(Г) Но, ведь через тебя они говорили, а не ты.

-Да. Они говорили через меня. Понимаете? И им приходилось преодолевать… Тем более, что в те времена, если ты помнишь, ещё не было создано “обхода” моих воспоминаний.

*(Г) Ага.

- Это же было потом, позже.

*(Г) Да.

-И, поэтому, воспоминания преобладали больше, чем они.

*(Г) А-а… Ммм…Так…Скажи, вот ещё - насчёт книги, которую… “Они”, в принципе, однозначно сказали как-то, что пришли, чтобы мы написали здесь книгу. Оставили, так сказать, уж не знаю что…после себя чего-то… Или “ груз” вот этот  после себя передать другим. Это физическая книга? То есть, она должна что-то такое…переработать эту всю информацию, да? Не зря же “они” пришли уж?

-Ну, цель, конечно, не ставилась конкретно, чтоб книга была, цели здесь другие,- чтобы вы просто улучшились. И, конечно, улучшившись и увидев дорогу, вы должны показать её другим. Ну-у… в какой-то мере это можно сделать и книгой.

*(Г) Это и есть “одиннадцатая заповедь”, о которой они говорили?

-О, нет.

*(Г) Нет?
( идёт сбой. Даётся счёт. прим)

(Вышел Мабу)

*(О) Мабу!
*(Г) Привет, Мабу.
*(О) Это мы считать учимся.

-Один…Два…

*(О) Ну? Дальше.

-Э-э… Забыл.

*(О) Забыл?

-Э-э…

*(О) Ну-ну!
*(Г) Три.

-Э-э.. Три?

*(О) Три, три!

-Ну-у…

*(Г) Четыре. (шёпотом. прим)

- А дальше?

*(О и Т) Пя-ять.
*(Г) А у тебя сколько жён?

-Так..Это… Один… Два-а…

*(О) Три-и…( подсказывает. прим)

-Дурацкая эта цифра… Я её все время забываю.

*(О) Три?
*(Г) Три.

-Три. Четыре и…

*(О и Г) Пять.

-Не-е…

*(О) А как?

-И один.

*(Г) Четыре и один. У тебя четыре пальца на руке, да?

-Их считать надо!

*(О и Г) Посчитай.
*(Г) На одной руке сколько пальцев?

-Э-э… А как я буду считать, если я лежу?

*(Г) Ну, ты помнишь, сколько их у тебя? Представь перед собой.

-Чё сделать?

*(Г) Руку представь, ладонь открытую.
*(О) Вспомни, какая рука у тебя.
*(Г) Вспомни. Увидь её.

- Как я могу её представить, если я, когда сплю, я ничего не вижу. Как я её представлю?

*(Г) По памяти.
*(О) Ну, ты же помнишь её, какая она есть? Помнишь, какая у тебя рука?

-Рука у меня какая?

*(О) Да. Ты можешь её нарисовать в голове у себя?

-Рисовать???

*(О) Да. В голове у себя – можешь?

-Не-е-е… Я пока только рисую кружочек… и ещё два кружочка в кружочках. В голове я ещё не умею рисовать.

*(Г) Скажи, а ты, когда вот хочешь к нам придти, увидеть там… Ты рисуешь такое…кружочки. Много-много так… Или как?

-Ничё не рисую.

*(Г) Просто хочешь – и всё?

-Да.

*(Г) Во-от… Так сколько у тебя сейчас жён-то?

-Четыре.

*(Г) Четыре, да? Ага…
*(О) Так… Вспоминаем, что у нас было, четыре когда жены…Мабу, а знаешь, как руку можно рисовать? Научить тебя?

-Не хочу!

*(О) Не хочешь? Сам будешь учиться?

-Рисовать не хочу. Зачем мне её рисовать , если я могу взять её и посмотреть. А рисую я только то, что я хочу не забыть. Во-о. Вот я тогда рисую, а когда только начинаю забывать, я прихожу, смотрю и помню. А руку я всегда могу посмотреть.

*(О) А вдруг, вот, когда у тебя дети будут, и ещё у детей дети, они не будут же твою руку помнить, а вот ты её если нарисуешь, они посмотрят и будут видеть, что у тебя такая рука была. Они вспомнят тебя.

-Ну и зачем?

*(О) Ну, как  - зачем?

-А у них, что, другая рука что ли будет?

*(О) Ну, конечно, другая. Вот, у твоих жён, посмотри, всё равно другая рука немножко.

-Чего это она другая? Такая же.

*(О) Ну, такая же, но всё равно чем-то отличается.

-Чем она отличается?

*(О) Она поменьше, может быть.
*(Г) А может, побольше.

-Ну и чё? Так что ж теперь мне ещё рисовать и побольше, и поменьше? И какая разница, большое это или маленькое, если она такая же? Это, вот, когда огонь большой/маленький,- это ладно. Когда воды – много/мало,- это я понимаю. А если рука – большая или маленькая… Не-е, с большой, наверное, лучше, потому что туда больше поместится.

*(Г) Да.
*(О) Нет, понимаешь, вот, смотри, - у тебя рука большая, у твоей жены поменьше, а у ребёнка ещё меньше.

-Чего это у неё поменьше? У неё побольше.

*(О) У неё побольше?

-Да.

*(О) Ну, правильно. Она больше работает, чем ты. У неё должны быть руки побольше.
*(Г) А ты что, не работаешь вообще что ли? Что ты делаешь днём?

-Чё делаю?

*(Г) Днём, что делаешь? В пещере сидишь или что?

-Нет, что я делаю?

*(О и Г) Когда солнце светит.
*(Г) Когда светло.

-Не-ет. Ты сказал, что я чё-то не делаю. А чё не делаю?

*(Г) Работаешь.

- Ра-бо-та-ешь…

*(Г) Это, вот, когда жёны идут сеять там…убирать, косить… А ты что делаешь? Вот, ты им раздал зерно, они пошли…

-Рисую. Учусь.

*(О) А другие? Как ты.
*(Г) А жёны - не учатся что ли?

-А чё это им учиться-то?

*(Г) А что же они такие-то?

-Если они будут учиться, а кто будет сеять? И зачем это им нужно?

*(Г) Учиться?

-Да.

*(Г) А зачем тебе нужно?

-Э-э! Хитренький какой! Я учусь, рисую…

*(Г) Так…

- А когда я буду рисовать, все будут приходить, смотреть что я рисовал, и все будут знать, чего я хочу…(сбой)

-Чего?

*(О) Чего.. Считать учимся. ( был дан счёт.прим)
*(Г) Считать учимся тоже.

-Ой, какие глупые, считать не умеют.

*(О) А ты умеешь?

-Давайте, научу.

*(О) Ну, давай.

-А…Адин…

*(О) Один.

-Это, когда один.

*(О) Ага.

-Два. Это, когда один и ещё один.

*(О) Ага.

-Э-э…Три.

*(О) Угу.

-Это, когда вот – один и один, да, а потом - ещё один.

*(О) Ага-а…

-Запомнили?

*(О) Запомнили.
*(Г) Да.

-Вот. Потом, они называются…Тьфу… Дурацкая цифра… ( пытается вспомнить. Прим)

*(О) Четыре?

-Не-е.

*(Г) Три. Три.

-Три. Да.

*(О) Четыре?

-Три!

*(О) Три-и!

-А говоришь, всё знаешь! Для такой – всё повторяю, - один, это – когда один!

*(О) Угу.

-Вот.

*(О) Ну…

-Потом,- один, ещё один…

*(О) Ага…

- …будет – два!

*(О) Ну, запомнили.

-Потом… Два…это…как её… В общем – один…один…и ещё один – это будет…

*(О) Три.

-Три. Да.  (шёпотом) А монахи по-другому считают!

*(Г) Как? ( тоже шёпотом)

-Дурачки какие-то. Они че-то берут, вот… один и один, а потом – ещё один и один…

*(О) Ну…И что?

-И-и…Не знаю, у них сразу “четыре” получается.

*(Г) А! Дважды два, наверно. Да?

-Чё?

*(Г) Дважды два. Да?

-Чё “ дважды два”?

*(Г) Два раза по два.
*(О) Они так считают. Правильно. Это - таблица умножения. “Прибавить”, это когда…прибавить.
*(Г) Это – быстрей, чем ты, вот это…

-Чего это ты – быстро? Это трудно! А так – берёшь один камушек, потом - ещё один камушек, ещё один… И ещё один. Во-о!

*(О) И мы можем так, как монахи считать.

-Че-е-во-о???

*(О) Мы тоже, как монахи считать…

-Да? Ты до трёх считать не умеешь, а говоришь - ”как монахи”!

*(О) Ну, смотри, - один, два, три…

-Это и я так, тоже могу. Я тебя сейчас только что учил.

*(Г) А трижды три, будет девять.
*(О) А три и один, будет четыре. А четыре и один, будет пять. А пять и один, будет шесть… И так дальше.
*(Г) А пять и четыре, будет девять.
*(О) Вот так мы умеем считать!

-Ну и чё? Я так тоже могу тогда считать. Э-э…. Девять? Девять, да?

*(О) Ну.

-Девять и девять, будет…

*(О) Сколько?

-“Булю”.

*(О) Сколько будет?

-Булю.

*(Г) Чё это?

-Ну – девять и девять!

*(О) И сколько это будет?

-Булю… Или мулю… Точнее не помню.

*(О) Мулю?

-Да.

*(О) (тихо смеется) Ничё себе!
*(Г) Булю/мулю – и “не помню”…
*(О) Да, это ты нас обманываешь так, да?

-Чего это я обманываю? А вы, не обманываете меня?!

*(Г) Не-ет.
*(О) Нет. Мы тебя не обманываем.

-Откуда я знаю, что  - три плюс один….Не-е… Четыре плюс один, будет..семь? Откуда я знаю?

*(Г) Почему “семь”? Пять будет.
*(О) Э-э!!! А откуда ты взял, что “плюс”???
*(Г) Да!

- А вы сами сказали только что: “Плюс”!

*(О) А-а.. Ну, да… ( притом, что никто из нас этого слова до этого момента не произносил. Прим.) А у нас ещё – умножать можем. Знаешь, когда “умножать”, - это “много” становится. Умножим!
*(Г) То есть,- такое число - столько-то раз. Понимаешь?
*(О) Когда урожай – большой или маленький. Вот, если маленький, мы будем умножать его ещё.

- (шёпотом) Как – умножать??? Давай! Научи, у меня будет два урожая!

*(Г) Нет, урожая “больше” у тебя не будет. Просто – считать быстрее его будешь.
*(О) Да, считать быстрее.

-У-у-у!!! Считать я могу и долго, лишь бы было, что считать! А вот, если б его больше было… Пусть будет много, пусть я буду дольше считать, зато много!

*(Г) Ну, а когда научишься считать быстро, тогда сможешь увидеть, как сделать так, чтоб его больше было.

-Ну и как я сделаю его больше?

*(О) Это надо землю правильно обрабатывать.
*(Г) Да.

-Правильно обрабатывать…

*(О) Да. А вот, как твои жёны? Ты знаешь, как они обрабатывают?
*(Г) Поливать надо там…

-Зачем? Я же не “жена”.

*(О) Ну, вот, а ты говоришь “научи меня, чтобы много урожая было”! Это надо трудиться!

-Ой, блин! Это вы меня обманываете. Вы сказали, что урожай можно умножать.

*(О) Конечно.

-И теперь не хотите мне говорить, как его умножить.

*(О) Ну, мы и говорим, что умножать урожай можно, когда работаешь.

-Нет, ты проговорилась? Проговорилась! Не хочешь говорить – не надо!

*(Г) Ну, хорошо… Знаешь , как можно умножать урожай?

-Как?

*(Г) Надо посадить в своё время его зёрна.

-Чего сделать?

*(О) Время, оно ж специальное.
*(Г) Надо знать - когда.
*(О) Да. Знать, когда его сажать, чтоб оно хорошо росло.
*(Г) И быстро.

-Зачем?

*(Г) Если он быстрей вырастит у тебя, ты сможешь его собрать и снова посеять. То есть, ты, за одно и то же время…

-А как я могу “время” – посадить?

*(Г) Не-ет! Ты посадишь урожай! Он быстро вырастет, когда будет…ну….нужное время.
*(О) Ну, ты спроси у монахов, как сделать так, чтоб большой вырастить урожай. Они тебе расскажут, между прочим.

-Не-е. Вы чё-то тут попутали. Видно сами не знаете.

*(Г) Надо удобрения.

-Время …

*(О) Посадить нельзя.

–… нельзя посадить, да.

*(О) Ну, мы же не время сажаем!

-“Время” – это…это… река!

*(О) Да.

-Вот эта-то река…

*(О) Ну… Какая река?

-Вот, я…плыву по этой реке…

*(О) Ну-ну.

-Во-от… А ещё….время…Время, это хищник…

*(О) Почему?

-…который за тобой гонится. А когда тебя поймает, то ты… это… уйдёшь в пещеру.

*(О) Уйдёшь в пещеру?

-Да.

*(О) В какую? В которую монахи уводят?

-Из которой обратно не приходят.

*(О) А-а!  А откуда ты знаешь, что такое “хищник”?

-Мне так сказали.

*(О) Кто?
*(Г) А ты знаешь, что это такое?

-Хищник?

*(О) Да.

-Знаю!

*(Г) Что это?

-Это, с которым борются бога.

*(О) Да?

-Да.

*(Г) А с кем они борются? Как он выглядит?

-С хищником! Это …(сбой)

( выход на сознание)

-У него довольно жесткие аргументы, с ним сложно спорить.

*(Г) С Мабу? Да, это верно. Но, он мыслит относительно, конечно,  своих познаний.

-Как, в принципе, и мы.

*(Г) Ну, да. В принципе.

-А кто-нибудь тоже также, смеется над нашими познаниями.

*(О) Да мы ж не смеемся. Мы просто его любим.

-Дело не в смехе. А, видите, дело в том, что..

*(Г) Над наивностью смеемся.

-В принципе, его  наивность-то, знаете…такая – чистая. Он и обманывает-то и то, знаете… с такими…

*(Г) Чтоб видели.

-…уверенностями, что он не обманывает.

*(О) Да мы тоже, кстати, иногда так делаем. Но и дети так делают. Ну, и взрослые некоторые так, бывает, тоже так же обманывают, - думают, что это правда.
*(Г) Слушай, а можешь сказать, о правде и лжи?  Если правда находится всё время “извне”,- то есть, все те тонкие чувства,- это “правда”, а у нас грубые  – “ложь”… Ну, - для нас. А мы, в принципе… Те, кто не чувствует вот этого “тонкого”, они, в принципе-то, и не знают, что лгут-то. Они, относительно этого, “ правду” говорят, только свою?

-Ну, говорят же - “мир иллюзий”. Да?

*(Г) Ну.

-Это же не значит, что это “мир обмана”. Просто мы воспринимаем так мир. Вот если, конечно, действительно - заблуждение, а не какая-нибудь ложь, понимаете… с какой-то выгодой.  Мы, практически… Мы, практически, - да, живём во лжи. Но в какой мере? Это нельзя назвать ложью. В нашем понятии, “ложь”, это когда мы обманываем для какой-то выгоды и знаем, что мы врём. Понимаете? С какой-то целью. И знаем, что искажаем факты. А если мы принимаем эти факты искаженно, то, для нас - это “действительность”, и нам очень трудно доказать, что мы живём во лжи. Если мы не видим каких-то миров, а нам кричат, что они есть, знаете, мы будем скорее правы, когда скажем, что они лгут. Понимаешь?

*(Г) Ну, понятно.

-И… что ещё… (сбой)

*(Г) Да, мы слушаем.
*(О) Счёт! 

(Идёт счёт)

*(Г) Всё, конец контакта.

(Обрыв.)

-Краски и карандаши,- для меня, это было…понимаете - огромнейший праздник,- а карандашей было аж сорок восемь. Сорок восемь цветов!  И я всё время приставал то к маме, то к отцу: “ Мама, папа, посчитайте, а сколько здесь карандашей?”  Ну, раз посчитали , два посчитали… Знаете, а на десятый раз-то уж надоедает считать, и просто уже отсылают: “ Да иди ты отсюда!” Вот хуже было ещё, когда они ломались. Ну, знаете, затачивать-то вроде как - сам-то не умеешь,и, соответственно, бежишь к маме, к тому же папе, - попал “не под ту руку”. Ну, что я стал делать? Мне тогда, значит, пришлось учиться точить самому. А как это сделать? Ножиком? Пробовал,- не получается. Потому, что ,действительно, это как-то…. И я тогда впервые, как говориться, для себя  сделал изобретение. Я приспособил наждак. Был старенький наждак,- ещё, наверно, остался …Не знаю, со времен войны, наверно. Вот, надо крутить ручку, да, - пока не раскручивается. Я почему-то  решил, что если можно затачивать ножи, то и можно точить карандаш. Вот, это для меня было впервые.

(Обрыв.)

-Повертевшись, я сказал, что всё. Нянька сказала: “ Что – всё? Ты ж ещё ничего не сделал”.  –“Не хочу”. Тогда, она схватила меня за руку и обратно повела в кроватку. Уложила, накрыла одеялом, пригрозила кулаком, и пошла досыпать возле тумбочки. Но мне не спалось, и я тогда стал придумывать планы, как отомстить этой няньке, ну, заодно разобраться, всё-таки, с часами. Незаметно уснул, и во сне мне приснилось – опять тот же квадрат, только он почему-то всё время вибрировал, превращался в пружинку и кричал: “Да ты!”. А вот что - я так и не успел понять или даже забыл, но, проснувшись, я понял, что пружинка - на то и пружинка, чтоб сжиматься. Понимаете? И…(сбой)

(Обрыв.)

-На заседание пришёл, говорят, знаменитый хиромант, и когда начался сеанс, когда Сергей заговорил очередным “клиентом”, хиромант, вдруг, неожиданно спросил:- “Батюшка! - а в то время вроде как “батюшка” с нами разговаривал,- Батюшка, а ты не подскажешь, в каком году было всё это? “ Батюшка не растерялся: «В 1648-м». –“ Да? Прости, батюшка, а при какой власти вы тогда жили?” И тут “батюшка” просто опростоволосился: «Ну, тогда Советов” не было». –“ Простите, “Советы”? Батюшка, а вы что - могли знать будущее?” Но “батюшка” тоже был “не промах”, и тут же: “ Зачем мне знать будущее, если я сейчас разговариваю с вами, и я знаю, что вы сейчас живёте при “Советах”, и что вы забыли…”- и тут же осёкся, потому, что Сергей Иванов так подумал – “ Если сейчас я скажу, о забывшем боге, то меня  завтра вызовут на комсомольское собрание. А хиромант, как зануда: « О чём мы забыли? Батюшка, о чём мы забыли?».- «О справедливости!». Тогда были знаменитые лозунги, что - “Буржуев бей,- как говориться,- и всё отдай крестьянам и рабочим”. И вот этот “батюшка” с 1648-го года, представьте, на паперти кричал - “ Долой буржуев!”…(сбой)

(Обрыв.)

*(О)Ты сейчас не помнишь ничё?

-Мы сейчас говорили о детях.

*(О) А-а..Нет. Ну, ладно. Да, с тобой мы говорили о детях. Может, продолжим эту тему? Это очень хорошая тема.

-Ну, наверно.

-У нас тут молодая мама сидит. Ей это будет интересно. Да и ты - молодой папа. У меня уже, правда,  нет детей, но мне есть кого воспитывать.
*(Т) Интересный такой вопрос,- если у них внимания на учёбу - минут 15/10, оставлять это время на учёбу, а потом - не требовать? Чтоб было оптимально тогда.

-Зачем? 10/15 минут и когда вы видите, что теряется интерес, то, значит, надо отвлечь чем-то.

*(Т) Другим, да? Занятием.

- Хотя бы, на те же самые 5 минут можно отвлечь ребёнка, и тогда вы сможете начать снова отсчёт от 10-15 минут, но только не отвлекайте, пожалуйста, на очень интересующую тему, иначе - ему придётся думать.

Обрыв.

-Вы как-то меня спрашивали, а я не отвечаю.

*(О) Нет, это “они” отвечали -“Наши”. Вы знаете, вот, когда мать учила со мной уроки, то – да, 10-15 минут ещё как-то интересно, а потом, начинаешь елозить на этом стуле, мать что-то говорит - уже не очень-то и слышишь, уже начинаешь представлять себя, то на улице, то за игрушками. Ну, вот б если бы была бы возможность мне бы на эти 5 минут просто оторваться,- хотя бы сбегать за пирожком,- то я бы, наверно, смог…(сбой)

*(О) Один…(даёт счёт)

Обрыв.

-Он берёт краски и, как говорите, “начинает малевать”. Вот он малюет 48 полосок, все разных цветов, все перемешены, и тут к вам подбегает и начинает рассказывать, что “  Вот, здесь вот - серенький волк, тут вот - козлята, там - летит космический корабль”. Но, естественно, вы всего этого ничего не видите. Да?

*(О) Ну, да.

-И хорошо, если у вас хватит терпения сказать, удивиться, - “Да, как хорошо нарисовано!”, даже ещё и спросить: “ А это что? Мышонок?” А как чаще мы делаем? - “ Ты бы лучше  нарисовал нормально!”  Понимаете?

*(О) Да, слишком резкими суждениями судим.

-И здесь, ребёнок чувствует, что вы не довольны его рисунком. И хорошо, если ребёнок упрямый, и он будет стараться, чтоб так было, как вы сказали. Пускай даже со злостью будет рисовать, чтоб доказать вам, что умеет. А чаще же - не так. Чаще, если ребёнка не оценили - он это бросает эту тему,- что вроде как  “не его”. Вы представляете, сколько, как говориться, мы зарыли талантов собственными руками?  Талант художника, потому, что любой ребёнок рисует. Талант певца, потому что любой ребёнок, как вы говорите, “воет”. Танцы,- “ Хватит вертеться!” Любопытные вопросы – “ Ты мне надоел!” Особенно, когда вы не можете понять, о чём он спрашивает. Ну, вот, представьте такую ситуацию... (сбой)

(Обрыв.)

-Ну, у меня было такое, когда  я представлял звёзды именно вот этими маленькими искорками, угольками. И, вот, я спрашиваю, значит, у родителей: “ Мы не сгорим?”  Ну, естественно, они не понимают, что – “ Не сгорим?” И их этот бестолковый вопрос сбивает, и они тут же начинают ругать. И вот, поэтому принципу, мы дружненько “закапываем” все начинания ребенка.

*(Т) Ну, вот такой вопрос,- вот, например, иногда, ребёнок не рисует, не поёт, а просто кричит. Кричит, и громко так. Даже неприятно.

-Исходит энергия. Ребёнку надо “разрядиться,- понимаете,- любым путём. Это вы понимаете о “правилах тона”, “поведения” “эстетике”, а ему-то что? Он не знает этих правил, и тогда он кричит. Бывает, кричит, чтоб привлечь ваше внимание. Бывает, такое ощущение, что он просто боится тишины, ибо, когда-то, может быть, был напуган именно в  тишине. Чаще - он просто играет. Своё понятие “игры”, свои понятия “жизни”. Что делаете вы в тех случаях?

*(Т) Пресекаем. “Перестань кричать”- говорим.

-Довольно грубо. А вы попробуйте вместе с ним покричать. Сперва у вас получится довольно дружный крик. Ребёнок будет кричать ещё громче, стараясь вас перекричать. Вы кричите дальше, а потом - резко замолчите, и не поддерживайте больше ребёнка. И вот, когда он замолчит, ожидая, когда вы закричите, а потом, попробуйте закричать вы. Потом, просто спросите - здорово это или нет?

*(О) Да, хороший совет. Дать понять со стороны,- “Здорово!”  ли это со стороны, да? – Крик.

Обрыв.

(Вышел Мабу)


-Я взял букварь,- мне там понравился один мальчик, как я помню - белорус,-  и вот я почему-то  решил, что я белорус, но - раз папа не белорус,- значит, я не его. "Папа...- подхожу к нему  и говорю: “ Ты - не мой папа”. -Почему? “Потому, что я - белорус, а ты - не белорус”. Ну, я же не знал тогда, что, действительно, это был не мой отец. А для него это был вообще-то болезненный вопрос, и поэтому я не мог понять эту его реакцию, когда он, взбешенный, схватил меня за шиворот, стал выставлять за дверь и кричать: “ Ну и иди отсюда!”  И тогда, конечно, я на него очень сильно обиделся, и если бы сейчас это произошло, я бы мог его понять и оправдал бы его, но тогда я не мог его оправдать.  Я стоял за дверью, плакал и всё больше убеждался, что это не мой папа. Понимаете?

*(Т) Да.

- И тогда, я побежал от дома. Прибежал на остановку… Дело было зимой. И вот я, представьте, босиком, в одной маечке, трусиках, сел на перила и стал ждать автобуса. Я знаю, что надо ехать на автобусе, вот я решил поехать в Волгоград к тёткам. Ну…жду автобус. Подошёл автобус. Посадили меня. Ну, народ стал обращать на меня внимание. Кто-то надел на меня носочки шерстяные, кто-то там какую-то шубейку накинул, народ, конечно, тогда всё-таки был дружнее, чем сейчас. И автобус свернул как сейчас говорят к“пожарке”. Там было отделение милиции. И вот, на руках… меня притащили в отделение. И там, в детской комнате, женщина-милиционер приютила меня. Но так, как я к тому времени успел подзамерзнуть, да и проголодался, и...  Женщина, похожая на мать… Я старался к ней прижаться, да... Как-то согреться. Ну и просто хотелось ласки. Но она меня отталкивала – “ Иди, садись вон там! Вот там сиди в углу. Не вертись!” Постоянные окрики. Ну... Где-то, примерно - через час,- приехал отец, и тогда меня шокировала фраза, которую я запомнил и помню до сих пор: ” Всыпьте ему ремня, как следует, чтоб неповадно было”. Что отец-то, конечно, и сделал. (сбой)

(Обрыв.)

-Через 2 года он умер как бы от “ложной беременности”. Конечно же, ребёнок тоже должен был бы назваться Глебом, но тогда мать очень хорошо и сильно берегла его. Она стала исполнять все пожелания старушек. И самый страшный день для неё был, когда она пришла к врачу, и врач постановил, что ребёнка там нет, что эта беременность просто ложная. Тогда, это был удар. Удар, который через 3 года...(сбой)

(Обрыв.)

*(О)Ну, давай, продолжи про детей. Ты помнишь, ты рассказал, что тебя привели? Что отец тебя забрал из милиции, из детской комнаты?

-Меня?

*(О) А-а, это уже не помнишь. Ты рассказывал нам, что из дома сбежал, потому что ты сказал отцу, что он не твой отец, потому что ты белорус, а он не белорус. Тебе так показалось. Ты убежал. Тебя в милицию привезли, и там, в детской комнате, к тебе отец пришёл и забрал. И эта женщина, которая там  милиционер, сказала отцу, что “ Всыпь ему, чтоб неповадно было”. Ну, отец тебе и “всыпал”.

-Да, это было.

*(О) А дальше, что тебе? Как? Или просто вспоминать не хочется?

-Ну-у, что дальше было… Просто разочарование. Для меня вообще это было – ассоциация -”женщина” – это, в первую очередь “мать”. Но..Не знаю… На какой вопрос я отвечал, когда говорил об этом?

*(О) Не отвечал – ты сам начал на эту тему. Вспомнил. Ты говоришь: “Я вот, однажды…”
*(Т) Ну, смысл в том, что дети, когда поступки взрослые совершают, они их не могут понять – почему. Вот, допустим, сейчас их можно понять и оправдать, а тогда, как с ним поступили… их решения сказываются.
*(О) Да.
*(Т) Сказалось уже. След какой-то. Он, наверное, в течении всей жизни потом остаётся и…

.-Ну, конечно. Безусловно. Ребёнок, в принципе, тот же “раб”. Понимаете, он тоже находится в заключении. Шутка, но, в принципе, да. Он в любой момент ждёт окрика. Понимаете? Или какого-то запрета. Он же не всегда понимает, почему это. Почему это можно, а это нельзя. Понимаете? Ну, как объяснить ребёнку, что нельзя трогать спички, если ему интересно посмотреть на огонь? Понимаете? Он не понимает, что от одной спички может сгореть весь дом, и он говорит: “ Я всего лишь одну спичку зажёг, посмотреть, как она горит”. Понимаете? Потому, что он не понимает ещё масштаба… Что может сделать одна спичка? Да, вроде, ничего. Она такая маленькая, а дом такой огромный. Понимаете? То есть, он не соизмеряет вот эти вот масштабы... То, что мы можем, - для нас, это нормально,- он этого не понимает. Для нас, человек является “большим”, если он больше тебя, выше. Понимаете? Для нас, разница в годах заметна очень сильно. Вот, допустим, мне пять лет, да… а ему – шесть. Или четыре, - для меня, четырёхлетний - это  просто “мелюзга”,-  понимаете,- хотя только сам-то был недавно тех времён,- а с шести лет,- о, это уже “большой”. Вы знаете…(сбой)

*(О) А сколько тебе лет? Пять?

Обрыв.

-В этом возрасте дети, в принципе, все эгоисты. Понимаете? Но это эгоизм не тот, который, как говориться…

*(О) Корыстный.

-Да. Но, знаете… Как вам объяснить…Детский эгоизм. И если ребёнок будет рядом плакать, надрываться, мне будет интересно посмотреть, как он плачет, - загляну ему в рот. Понимаете? -Что ж там такого интересного? Что он кричит, шумит, какие у него зубки? В это время я могу воспользоваться его игрушкой. Все равно она ему пока не нужна, он вроде как занятый. Ну, вот это эгоизм, который ещё можно сказать ещё “чистый эгоизм”. И вот из него-то потом, при благоприятных условиях,- а они довольно-то благоприятны чаще всего,- вырастает обычный эгоизм. (сбой)

*(О) Один…Два….(счёт)
*(Т) В корыстных целях…

Обрыв.

*(О) Ты помнишь нашу тему разговора? Может напомнить?

-Да.

 *(О) Напомнить? Мы о детях говорили.  Как ты думаешь, ну, ты говорил о… Ну, пять, шеть лет ребёнок..,  А, вот, школу ты помнишь? Ты помнишь, как ты в первый класс пошёл?

-Да, помню.

*(О) Ты можешь нам рассказать, какие у тебя ощущения, впечатления,  и вообще, как тебе учёба давалась, и как родители к этому относились?  И как бы тебе хотелось вот…?

-Ну, проснулся я в четыре утра. Родители спят. Я думаю – “ Что же вы делаете, ведь надо же в школу идти! Опоздаю!” Подошёл, стал будить мать. Говорит,-“ Рано”. Подошёл к отцу,- тоже – “Рано”. Ну – рано, так рано, Лёг. Не прошло и пяти минут, как я снова проснулся с таким огорчением,- “ Ну, вот, всё проспали!“  Быстро собрался и бегом! Прибежал в школу. Конечно же, она была пуста,- ещё было темно. Вот я бродил вокруг этой школы, ждал, когда же начнутся занятия. Потому, что я уже с четырех лет я уже ждал с нетерпением, когда же пойду в школу. Ну, потом, пришли родители. На удивление не стали ругаться, а даже как-то смеялись,- “ Ух, какой торопыга!”  И вот, что интересно, я бежал в школу - ничего не боялся, у меня даже мысли не было, что могу заблудиться, хотя школу видел , в принципе-то, один раз, когда мать взяла с собой, чтоб оформлять документы. И где-то, через месяц, мне пришлось идти одному,  и я до неё не дошёл. Потому, что заблудился. Ну, какое впечатление? – В первый раз и ощущения были, конечно же, необычные...(сбой).

*(О и Т) Один, два..Три…(счёт)

(Обрыв.)

-Учителей я боготворил. Я даже и не мог представить, что они будут плохими. Хотя, конечно, я понимал, что учительница или учитель – это те же самые люди, но для меня они были не “те”. Всё, что бы они ни сказали, я внимательно слушал. Ну и, конечно же, и обиды было больше, если они ругали. Они были для меня особыми людьми. И вот это вот впечатление, это ” боготворение”, осталось. И когда я начал заниматься “радиом” и пришёл в кружок,- для меня, уже взрослого шестнадцатилетнего пацана,- я так же боготворил руководителя. Я даже не мог представить, что он может оказаться плохим человеком.

*(О)Понятно. Ну, а вообще, вот ты сам занимался в первом классе, или тебе мать, отец помогали, сидели с тобой? Или нет?

-Мать.

*(О) Мать помогала. И тебе - как…Ну, ты с удовольствием учился или нет? Ты слышишь?

-Да.

*(О) Ну, ты с удовольствием учился?

 -Да. В первом классе у меня были все пятёрки.

*(Т) А потом?

-Потом, у меня была проблема с “поведением”.

*(О) Ты плохо себя вёл?

 -А потом, появились “тройки”.

*(О) Ген… Ген, ты слышишь?

-Слышу.

*(О) Чёт… У тебя что-нибудь случилось? Нет? Чё-то ты как-то странно немножко… Ничё не случилось?.

-Нет.

*(О) Нет? Слушай, ты нам можешь в этом состоянии сказать… Кошка у меня пропала. Ты помнишь?

-Да.

 *(О) Ты можешь сказать, жива она или нет? Как ты чувствуешь?

-Я пробовал даже искать, но я её не почувствую.

*(О) А ты пробовал даже искать? Не нашёл?

-Нет, я даже не чувствую.

*(О) И даже не чувствуешь…
*(Т) Ну, ладно…
*(О) А ты не знаешь, почему она ушла? Ты можешь сказать?

-Я же говорил,- я не чувствую.

*(О) Ты не чувствуешь? Не чувствуешь?

-Не чувствую.

*(О) Её? Да? Ясно. Слушай, давай ещё  я спрошу. Наши же,  которые “первые”,- ты их чувствуешь? Ну, в смысле – они где-то есть?

-Нет.

*(О) Не чувствуешь? И раньше не чувствовал? Когда они сказали…попрощались с нами и всё,- больше не чувствовал ты их?

-Да, с тех пор я больше не чувствовал.

*(О) И “они” больше с нами не разговаривали?

-Не знаю.

*(О) А то, иногда, мне кажется, что они иногда… Или это не “они”, я не знаю…Но, иногда, вроде как “они” “выходят”.

-Нет, я этого не могу сказать, потому что даже в те моменты, когда “они” говорят, я их теряю, а чаще – чаще я даже не замечаю этих пробелов. Я просто чувствую, что потерял тему. Потерял, забыл, о чём была речь и почему прошло.(сбой)

*(О и Т) Один..Два…Три…(счёт)

Обрыв.

-Что-то не так.

*(О) Что-то не так?
*(Т) Что не так?
*(О) Скажи, ты слышишь нас? ( шёпотом Татьяне) Дай, я одна посчитаю. ( счёт с 9-ти до 2-х и обратно до 7-ми и снова с 1-го до 6-ти)

- Вы не закончили обратный счёт. Значит, повторится.

*(О) Сейчас – можно? (даёт обратный счёт до 1 и снова до 9-ти)

(Обрыв).

-Остановитесь, пожалуйста.

*В чём?

(Конец стороны кассеты)