Слышать и Слушать

Сергей Ксенофонтов 0
      Жизнь небольшого провинциального городка протекает, как неспешная речка, тихо и спокойно, наполняя каждый день незатейливыми событиями. Эта река не угрожает сильным паводком, но и воды для нужд рядом живущих вполне хватает, вот такая гармония. Монастырь, стоявший на крутом берегу этой речки, вполне вписывался в эту картину. Сегодня воскресение, размеренная жизнь городка нарушена, приехал с концертом областной симфонический оркестр, хоть и не в полном составе, но это событие. Билеты все проданы. Люди стекаются мелкими ручейками к дому культуры. Городок хоть и маленький, но дворец культуры достойный, на пятьсот мест, так что вполне может вместить всех желающих приобщиться к высокому искусству, да к тому же и оркестр даёт целых три концерта. Не осталась в стороне и монастырская братия, многие изъявили желание послушать классическую музыку.
   И вот, оркестр занимает свои места, в зале гаснет свет, взмах дирижерской палочки, полноводная река прекрасных звуков полностью заполнила зал, поглотив всех сидящих. Моцарт, Бетховен, Вивальди, гром аплодисментов, казалось, прошло всего мгновение, но трёх часовой концерт окончен. Люди не торопясь вставали со своих мест, нехотя покидая пропитанный великолепными звуками зал. Отец Сергий, держась ближе к «берегу» этого людского потока, медленно продвигался к выходу. По имени его окликнул мужчина в концертном фраке.
     - отец Сергий, вам понравился концерт?
Настоятель приветливо откликнулся,
     - да очень!
Не дожидаясь вопроса старца, музыкант, рассказал, что поговорить с ним посоветовал знакомый, с которым настоятель когда то общался, и что это общение изменило его жизнь.
    - вы ему тогда дали совет слушать своё сердце. Этот совет и мне очень помог, вот только…
Мужчина умолк, пытаясь подобрать нужные слова, чтобы сформулировать свой вопрос.
    - своё сердце я слышу, оно зовёт меня к красоте и гармонии, но с окружающими меня людьми зачастую возникает диссонанс, который не даёт покоя и более того ранит душу. Я всё понимаю, что не могут быть все совершенными, да и сам, если честно, не так давно звучал достаточно фальшиво. Что же делать, я отстраиваю своё внутреннее звучание всё тоньше и тоньше, я слышу, куда зовёт меня сердце. Но ведь и пропасть с окружающими всё больше и больше.
Монолог закончен, вокруг тишина, людской поток иссяк, в фойе остались только старец и музыкант.
   - да я припоминаю тот разговор, откликнулся Сергий, виртуозный он исполнитель.
Настоятель умолк, как будто ушел в прошлое. И вдруг неожиданно спросил,
   - скажи мне, какое качество является самым главным для оркестрового музыканта?
Мужчина, почти не задумываясь, ответил,
      - владение инструментом это само собой, но в отличие от сольного музыканта, оркестровый должен уметь слышать всех музыкантов в оркестре иначе он будет постоянно вываливаться из общей гармонии и сам не получит удовлетворения и звучание всего оркестра поломает.
      - вот ты и ответил на свой вопрос, продолжил старец, как музыкант ты во многом преуспел, научился слышать своё сердце и это помогает тебе совершенствовать свою душу. Оркестр научил тебя слушать и не вываливаться из общего звучания.  Осталось только научиться слушать окружающую тебя жизнь, этот оркестр посложнее будет. Так ведь и дирижер Великий.
   Настоятель умолк, на лице мужчины во фраке засветилась загадочная улыбка, вот ведь как бывает, думал он, ответ лежал буквально под носом. А монах, тем временем, словно растворился в вечерних сумерках, оставив наедине с собой и своим открытием озарённого музыканта.