Музыка и танец в Древней Греции

Константин Рыжов
                1. Стиль и гармония

 Источники, основанные на архаичном материале, подразделяли греческую музыку на три основные «гармонии» («стиля»): дорийскую, ионийскую и эолийскую.

 Так Афиней (XIV 624 с—626 а)   пишет: «Существуют три гармонии, подобно трем греческим племенам (http://www.proza.ru/2013/12/20/964) — дорийская, эолийская и ионийская. Имеется немалая разница в характерах  этих племен. Спартанцы, более чем другие дорийцы, следуют дорогой своих предков... Дорийской гармонией они [то есть, архаичные греки] называли движение мелодии, которую использовали дорийцы, а ту, что пели эолийцы, называли  эолийской гармонией, и для третьей гармонии у них было название — ионийская, которую... пели ионийцы. Дорийскую гармонию отличает мужественность и достоинство. Она не скучна, не радостна, а сурова и напряжена и [кроме того, она] не сложная и не пестрая по стилю. Характер  эолийцев сочетает в себе высокомерие и важность, даже хвастливость... Однако их характер не склонен к злобности, но горделив и дерзок. Вот почему их любовь к выпивке, их эротические склонности и общая изнеженность образа жизни так хорошо согласуются между собой. По этой же самой причине они обладают характером того... что древние  обычно называли эолийской гармонией ...«Эолийская гармония — та песня, которая подходит любому, кто неистов»... Затем давайте исследуем характер жителей Милета, несколько проявляющийся в ионийцах. Имея изящные сильные тела, они держатся хвастливо и полны жизни: их трудно успокоить, они драчливы и в них нет ничего от доброты или доброго веселья. Они также проявляют враждебность и суровость характера. Следовательно, ионийский тип гармонии не является ни бодрящим и ни радостным, а суровым, грубым и благородно важным. ...Итак, существуют эти три гармонии, как мы сказали вначале, подобно тому как [существуют] три племени».

В дальнейшем терминология несколько изменилась. Деление на три «гармонии» («стиля») сохранилось, но место ионийской и эолийской гармоний заняли фригийская и лидийская.  Музыка фригийцев (http://www.proza.ru/2013/10/24/394) ассоциировалась у греков с неистовостью и исступленностью. Разгульная и оргиастическая музыка дионисийского культа, пришедшего к грекам из Малой Азии, являлась наиболее ярким воплощением «фригийской гармонии». В общегреческом представлении играть и петь по-фригийски означало создавать и исполнять стремительно-вихревую музыку с высочайшим эмоциональным накалом. Распространенные любовные и эротические элегии лидийцев (http://www.proza.ru/2013/10/24/460) создавали характерные черты «лидийской гармонии».

 Своеобразие этой терминологии заключалось в том что  устоявшиеся обозначения  подразумевали не столько тематику, сколько высотную область звукового пространства. Птолемей («Гармоники» II; 6) дважды повторяет одно и то же утверждение о том, что «древние ... пели только в дорийской, фригийской и лидийской [тональностях], отличающихся между собой на один тон». И далее (там же) он пишет: «Вообще, у трех самых древних [тональностей], называемых дорийская, фригийская и лидийская ... установлены отличия друг от друга на тон».  Произведения «лидийской гармонии» исполнялись преимущественно  в  высоком регистре, «фригийской» – в среднем, «дорийской» – низком. Нижний регистр воспринимался как олицетворение спокойного, величественного состояния, а высокий – наоборот, как воплощение напряженности и динамики. Такие жанры, как трены, линодии, плачи, погребальные песни звучали в высоком регистре, так как должны были восприниматься напряженно и динамично. Гимны и песнопения на религиозных церемониях, напротив,  исполнялись в низком регистре.

                2. Разновидности музыкальных инструментов

Инструменты, какими пользовались греки, резко отличались от современных. Основных их видов насчитывалось два: струнные, типа кифары, и духовые, типа флейты. Как с точки зрения тембра, так и силы звука они были необычайно просты и бесцветны.

                3. Лира

Основой лиры и ее резонатором служил панцирь черепахи (дека). Два рога козы или антилопы вставлялись в два  передних естественных отверстия панциря, образуя дужки лиры (анконес). Сверху они соединялись поперечной перекладиной – струнником (ксигон). К последнему  прямо или при помощи колышков (коллопес) прикреплялись струны из кишок или жил. Внизу струны привязывались к ровной и плоской кобылке (иполирион), не касаясь при этом плоской части панциря (http://www.proza.ru/2015/01/11/757).

При игре  на лире исполнитель (лирист) обычно сидел и держал инструмент на коленях несколько наискось от себя. Настраивали лиру при помощи особого ключа (хордотона). При игре использовали не только пальцы, но и плектр из дерева, слоновой кости или металла. Играли одновременно пальцами и плектром, то попеременно (плектр представлял собой плоскую, заостренную с обоих концов небольшую палочку; иногда это была ложечка с отверстием, в которое удобно вставлялся палец правой руки).

Как отдельный вид лиры упоминается барбитон. Он был больше лиры и обладал более низким звучанием. Другие разновидности лир – пектида, эпигонион и магада. Последняя имела 20 струн, эпигонион – 40.

                4. Кифара

Кифара отличалась от лиры тем, что не только дека, но и ее дужки были полыми. Они состояли из тонких деревянных или металлических пластин, различались величиной и изяществом отделки. Обычно кифара имела семь струн. Это был излюбленный инструмент, незаменимый во время музыкальных состязаний, при жертвоприношениях и торжественных процессиях. Если лира была проста в обращении, и на ней нетрудно было научиться играть, то кифара требовала профессиональной подготовки. Она была значительно больше лиры, намного длиннее и тяжелее (http://www.proza.ru/2015/01/11/792). Во время игры кифару перебрасывали на ремне через плечо, левой рукой зажимали струны, а правой перебирали их. При исполнении кифарист стоял.

Кифара была одним из наиболее бедных и наименее выразительных инструментов, какие только можно вообразить, но она отличалась  строгой чистотой звука и мужественной ясностью. А именно это греки и ценили в ней! Они ведь не требовали от своих инструментов ни блестящего и страстного воспроизведения наслаждений, борьбы, страданий, наполняющих жизнь, ни изменчивого  отражения тех мечтаний, в которые нас погружают иногда наши радости и печали. Они желали ясных и простых впечатлений, являющихся как бы эхом того Олимпа, где царствовало вечное блаженство.

 Более крупная кифара, которая имела струнник, соединявший дужки, колышки и резонансный ящик, называлась формингой.

                5. Другие струнные инструменты

Греческая разновидность арфы называлась тригоном (http://www.proza.ru/2015/01/11/809). Тригон имел треугольную форму, которую образовывали или дека со струнником и третьей струной, или просто обе дужки без струнника. Упоминается также мегадис – многострунный инструмент, на котором играли обеими руками без плетра.

                6. Флейта

Духовые инструменты, в отличие от струнных, издавали страстные и воодушевляющие звуки. Самым простым духовым инструментом была флейта.  Ее изготовляли из специального тростника; такой тростник появлялся, когда после проливных дождей в озере не менее двух лет стояла высокая вода. Выросший при высокой воде тростник был толще и мясистее обычного. Все флейты были снизу шире, сверху – уже и имели несколько боковых отверстий (от 1 до 7). Мундштук мог быть металлическим и имел различную форму: был то уже, то шире; то прямой, то загнутый.

Флейта обладала большим разнообразием и гибкостью звучания. Ею пользовались как необходимой принадлежностью блестящих празднеств; обыкновенно она служила аккомпанементом любовным и страстным песням. Впрочем, возможности этого инструмента также были весьма ограничены.

                7. Свирель

Свирель – состояла из 7 или 9 полых тростниковых трубочек (сиринг) разной длины, соединенных друг с другом воском (http://www.proza.ru/2015/01/11/896). Ее звук был светлый, приятный, немного свистящий (иногда говорят о «визгливых» звуках пастушьей свирели).  Диапазон свирели ограничивался высоким регистром.


                8. Авлос

Наряду с кифарой  самым распространённым инструментом в античном мире был авлос. Он состоял из мундштука с одним или двумя язычками и из трубки (бомбикса), снабженной четырьмя (и более) дырочками и боковыми клапанами в форме подвижных колышков. Длина бомбикса варьировалась в зависимости от требуемого регистра и вида инструмента: высокие авлосы с небольшим диапазоном были короткими, а низкозвучащие, обладавшие более широким диапазоном – значительно длиннее. Изготовляли бомбикс из тростника, дерева, слоновой кости, а также очищенных коленных костей осла или оленя. В бомбиксе было определенное количество отверстий (в наиболее сложных - до 15), так что диапазон авлоса мог охватывать до двух октав. Мундштук с язычком делался из камыша и являлся важнейшей частью инструмента. По своему устройству авлос приближался к современному кларнету.
Исполнители на авлосах именовались авлетами.

Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины и общим мундштуком.   При этом одна трубка называлась мужской и издавала низкие тона, другая – женской и издавала высокие тона (http://www.proza.ru/2015/01/11/937).

                9. Инструменты для подачи сигналов

У спартанцев, наряду с кифарой и лирой, одним из самых распространенных инструментов был салпинкс – прямая длинная труба с чашеобразным патрубком и расширенным нижним концом. Она издавала хриплые отрывистые  звуки и использовалась для подачи сигналов войскам на поле боя, а также для исполнения боевых маршей. Для подачи сигналов в лагере использовался рог (керас). Трубач назывался  кератаулесом.

                10. Шумовые и ударные инструменты

Кимбалон – ударный инструмент; состоял из двух небольших полых металлических полушарий одинаковой величины. Каждое полушарие имело плоское кольцо, за которое можно было держать инструмент, когда музыкант ударял ими друг о друга. Особенно широко использовался кимбалон во время Дионисий.

Тимпан – бубен, обтянутый кожей с металлическими кружками на раме. В него били рукой или потряхивали. Тимпан задавал ритм маршам и пляскам в праздники Диониса и Деметры.

Кроталон  (погремушка) использовался во время оргий в честь Диониса, а также в качестве аккомпанемента  при исполнении веселых танцев.

Крупесион - представлял собой две соединенные под острым углом металлические или деревянные дощечки с колокольчиком между ними. Надевался на ногу и использовался начальниками хоров, задававших ритм певцам.

                11. Характер древнегреческой музыки

Переходя от музыкальных инструментов к  самой музыке, необходимо отметить  разницу между искусством древних греков и современных народов. В музыке греки любили скорее ясность, спокойствие и чистоту тона, чем богатство созвучий. Они питали инстинктивный страх к слишком богатой и слишком чувствительной мелодии. В особенности это касается спартанцев. Слова их песен были всегда просты и мужественны. Они лишь восхваляли тех, кто жил благородно и имел счастье умереть за Спарту, или же порицали людей, проявивших трусость. 

                12. Основоположники мусического искусства

Музыка играла важную роль в общественной жизни спартанцев. В VII – VI вв. до Р.Х. Спарта была своего рода законодательницей канонов классического мусического искусство.  В 676/673 г. до Р.Х.  здесь был учрежден вседорийский праздник Аполлона Карнейского. Главным деятелем этого события стал Терпандр - поэт и кифаред с эолийского Лесбоса. Ему приписывалось создание «кифародического нома» («ном», по гречески,  «закон», «устав»).

«Второе установление» произошло в 665 г. до Р.Х., когда был учрежден спартанский праздник гимнопедий. Главным деятелем этого события был  Фалет – поэт и кифаред с дорийского Крита. Ему приписывалось создание первых пеанов и гиперхем, то есть превращение нома из сольного произведения в хоровое.

Современником Терпандра и Фалета был третий знаменитый музыкант VII в. до Р.Х. – Клон, которому приписывалось создание «авлодического нома»  (словесной композиции, певшийся под аккомпанемент флейты).

                13. Терпандр

Терпандр родился в городе Антиссе на западном побережье Лесбоса. Согласно преданию, он стал наследником лиры мифического Орфея (волны прибили ее к острову) и вместе с нею получил редкостную способность к созданию музыкальных произведений. Терпандр ввел ноты, посредством которых  изображал не только  свои мелодии, но и произведения прежних композиторов, старинные народные песни и принятые богослужебные напевы. Четыре раза подряд он одерживал победу на Пифийских играх.

 Дельфийский оракул призвал Терпандра  спасти Спарту от общественного бедствия – гражданских раздоров. Из-за чего возникли эти раздоры, не известно, но они были страшными. Казалось, что город обезумел. Люди бросались друг на друга с мечами на улицах и во время застолья. Когда Терпандр явился в Спарту, в руках у него была невиданная лира – не четырехструнная, какой ее знали раньше, а семиструнная, какой она стала с тех пор. Он ударил по струнам – и, слушая его мерную игру, люди стали ровнее дышать, добрее друг на друга смотреть, побросали оружие, взялись за руки и, ступая в лад, повели хоровод в честь бога Аполлона. Терпандр играл перед советом и народным собранием – и несогласные приходили к согласию, непримиримые мирились, непонимающие находили общий язык. Он играл в застольях и домах – и в застольях воцарялась дружба, а в домах – любовь. (Таким образом, Терпандру приписывалось «изобретение» не только богослужебных номов, но и застольных сколиев).

Заслуга Терпандра заключалась в том, что он сочинял замечательную музыку, эмоциональный строй которой полностью соответствовал духу утверждающихся законов и особенностям их текста. Это должна была быть яркая и образная музыка, помогающая проникнуть в суть законоположений и приемлемая для всех возрастов и самых разнообразных вкусов.

Номы Терпандра, скорее всего, были двухчастными: первая часть (арха, т.е. «начало») – являлась призывом к какому-либо божеству. При большом стечении народа  певец с кифарой стоял, обратившись лицом к храму, либо изваянию божества и пел воззвание  или молитву. Например:

«Зевс, первооснова всех вещей, вождь всех
Зевс, к тебе я обращаю это начало прославлений…»

После завершения арха певец поворачивался лицом к народу и начинал петь сам ном. Эта часть носила название омфал («центр», «сосредоточие»). Здесь в поющихся гекзаметрах исполнялись основные спартанские законы. Терпандр собственноручно переложил на стих ретры Ликурга, чтобы молодежь могла заучивать их наизусть.
Впрочем, тематика омфала посвящалась не столько распеванию законоположений, сколько восхвалению нравственных и физических добродетелей, являющихся следствием соблюдения законов.

                14. Эволюция нома

После Терпандра ном стал трехчастным. Завершением нома служила сфрагис («печать»), в которой наиболее полно проявлялась авторская оригинальность. В дальнейшем некоторые кифареды стали вводить особый инструментальный эпизод между первыми двумя частями нома. Теперь поворот исполнителя от храма к народу не был формальным и мимолетным движением. Он делался очень медленно и сопровождался особой музыкой, а сама эта часть получила наименование кататропы («поворот»).
Впоследствии между архой и кататропой появилась еще одна часть – метарха («следующая за архой»), а между кататропой и омфалом – метакататропа («следующая за кататропой»). Сфрагис  стал заключать эпилог. Таким образом, ном сделался семичастным. Первое время ном был связан только с темой спартанского законодательства. Впоследствии юридическая часть нома становится все меньше и меньше.

                15. Фалет

Младший современник Терпандра Фалет родился в Горгине на Крите. Свои законодательные идеи он облекал не в параграфы учения, не в своды законов, а в лирические песни. Лакедемоняне уговорили Фалета переехать в их полис. По преданию, он спас Спарту от стихийного бедствия – отвратил своей игрой  от города чуму. Но еще больше сделал Фалет для поддержания гражданского мира. Песни, сочиненные им, посредством мелодий и ритмов призывали к послушанию и единомыслию.  Совместно с двумя другими музыкантами Фалет учредил в Лаконике гимнопедии – ежегодные десятидневные празднества, проводившиеся в память погибших спартанцев и посвященные Аполлону. Исполнение упражнений сопровождалось на гимнопедиях песнопениями, имевшими серьезный и торжественный характер.

                16. Дальнейшее развитие древнегреческой лирики

Второе поколение лириков определяется именем Алкмана (жил ок. 630 г. до Р.Х.). Это был  грек из лидийских Сард, также долгое время проживавший в Спарте. Он считался основателем и лучшим мастером  жанра парфениев – «девичьих песен», исполнявшихся соревнующимися хорами в шествиях на женских праздниках.

Следующий великий музыкант Сакад из Аргоса трижды побеждал на Пифийских состязаниях среди авлетов (в 586, 584 и 582 гг. до Р.Х.). Предание приписывает ему  создание «Трехпесенных элегей», каждая из которых звучала в одной из основных тональностей – дорийской, фригийской и лидийской. Величайшим творением Сакада считался «Пифийский ном», посвященный борьбе Аполлона с Пифоном. В первой части («Испытание») Аполлон проверял, подходит избранное им  место для борьбы, или нет. В «Боевом кличе» бог вызывал чудовище на поединок. В «Ямбическом» (где происходил сам поединок) авлос имитировал трубные призывы и скрежет зубов дракона. «Спондей» звучал как гимн или клятва Аполлону. В «Котахоревисе» гремела торжественная песня-пляска Аполлона, праздновавшего свою победу.

Симонид Кеосский (556 – 468 гг. до Р.Х.) стал творцом двух новых жанров хоровой лирики: эпиникия – песни в честь победы на состязаниях и френа – плача о смерти именитого гражданина.
 
                17. Танцевальное искусство

Греков всегда приводили в восторг ритмические, стройные и выразительные движения. Поэтому танцы занимали важное место среди других искусств, и насчитывали множество разновидностей. Одни танцы исполнялись отдельными танцорами, другие – целыми хорами; одни были печальными, другие – веселыми; одни – мирными, другие – воинственными. К особому жанру следует отнести гипорхемы – песни, сопровождавшиеся танцами.

Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага с подобающей жестикуляцией и движением рук. Средствами танца представляли различные исторические события или разыгрывали сценки из жизни. Каждый танец был посвящен кому-либо из бессмертных обитателей Олимпа и отражал то, что должно быть свойственно  тому или иному божеству, тот мир, на который бог распространял свое покровительство.

Греки предъявляли ко всем танцам два основных требования: во-первых, они должны были отличаться красотой пластики, во-вторых – ясно выражать различные чувства и известные мысли. Танец очень часто носил чисто подражательный характер. Например, танцоры изображали подобие битвы и совершали в такт все движения, какие имеют место в сражении: делали вид, что мечут стрелы или уклоняются от них, бросали копье и отражали удары; они бежали вперед, отступали, нагибались, падали на землю, как бы раненные или убитые, быстро поднимались и меняли фронт. В хоровых  лирических танцах к красоте каждого отдельного танцора присоединялась прелесть  движений хора, который развертывался то в прямые, то в волнистые линии, то в параллельные и встречные, причем эти движения устраивались и разнообразились на  тысячи ладов; иногда хор состоял наполовину из юношей, наполовину из девушек; группы их переплетались, стройно и в такт исполняя простые и сложные фигуры.

                18. Некоторые древнегреческие танцы

Самым знаменитым военным танцем греков была пирриха, исполнявшаяся танцорами в полном вооружении. С оружием и в доспехах танцующие представляли различные сценки боев. По слова Платона, танец воспроизводил «движения красивых тел и мужественной души на войне или в тягостных обстоятельствах… Путем уклонений и  отступлений, прыжков в высоту и пригибаний он воспроизводил приемы, помогающие избежать ударов и стрел. Воспроизводила пирриха и движения противоположного рода, пускаемые в ход в наступательных действиях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов».

Своеобразным танцем, исполнявшимся на пирах, был кордакс. Пошатываясь и покачиваясь, танцор подражал движениям пьяного.

Красивым танцем считался «Журавль». Юноши и девушки, взявшись за руки, исполняли различные фигуры, подражая этой птице. Под руководством  заправляющего хором они делали круги и повороты, а также ходили вереницей,  сопровождая свои движения множеством эволюций.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273