Соболья шапка для женщины роскошь, но не на севере

Анна Вершкова
      Какая женщина не мечтает о красивой шляпке? Ведь известно, что ничто так не украшает даму, как удачный головной убор. К сожалению, с эпохой, когда восхитительные шляпки занимали солидное место в женском гардеробе, мы разминулись. Но мечта осталась…Правда, легкомысленные и бесполезные шляпки уступили место  практичным меховым шапкам.
      В этом вопросе нашим северянкам очень повезло! Кругом тайга, полная живой пушнины, и при желании можно было купить шкурку какого-нибудь красивого зверька и заказать себе шикарный головной убор. Это сейчас меха постепенно выходят из моды. А в наше время – меховая шапочка была мечтой каждой женщины. Мало того, что красиво, но еще и тепло!
      В семидесятые годы зимы в Тюменском крае были очень холодные, и без мехового головного убора можно было легко простудиться. Если мороз градусов тридцать–сорок, да с ветерком, то никакие платки или вязаные шапки не спасут.
Каких только зверей женщины ни носили на своих головах! И зайца, и норку, и всяких лисичек, и куницу, и песцов. Но самой дорогой и роскошной, конечно, считалась шапочка из соболя. Сибирские соболя очень редкие и красивые – рыжеватые, похожие на норку, но с более пушистым мехом и темной полосой по спинке. И когда такая красота обрамляла лицо женщины, она сама становилась просто необыкновенной и даже немного загадочной.
      Мехами у нас в поселке занималась очень приятная женщина Лиля. Мастером она была замечательным - могла из чего угодно сделать аккуратную, хорошенькую шапочку. Ей несли и новые шкурки, и старые воротники, и обрезки от шуб. В то время в моду вошло «мини»,  и женщины, несмотря на сильные морозы, укорачивали свои шубки, а из отрезанных подолов заказывали у Лили шапки.
      Сначала, когда мы только приехали на север, зимой я ходила в шапке из черно-бурой лисы. Мама  сама ее смастерила из воротника  моего пальто. Сложила воротник пополам и сшила. Получилось просто и красиво, но лоб был открыт, и я, конечно, часто простужалась. Поэтому был повод мне тоже заказать шапочку, которая бы закрывала лоб и спасала от простуды. Да и вообще, мне уже хотелось иметь красивый «взрослый» головной убор. Ведь когда тебе двадцать пять – самое время носить красивые вещи. И вот моя «всемогущая» мамочка приложила максимум усилий и купила у охотников для меня соболью шкурку. Правда, только одну - светленькую, красивую, не очень большую. Мех мне очень нравился, но на шапку одной шкурки было маловато.
      И все же я пошла к шляпнице за советом, что мне делать с этим мехом. Та долго вертела его, примеряла, раздумывала. Между делом мы с ней болтали. Нам было легко и приятно общаться, а тут еще оказалось, что наши мужья вместе работают. Одним словом, с Лилей мы быстро подружились, и она согласилась попробовать сшить мне шапочку из одной шкурки, правда, предупредила, что  это будет не просто.
Через четыре дня, как мне было велено, я пришла и обомлела - на болванку была надета аккуратненькая, хорошенькая соболья шапочка. Моим восторгам не было предела. Как она мне понравилась! Лиля аккуратно сняла ее с болванки, встряхнула, отчего мех сразу распушился, и осторожно надела мне на голову. Было очень красиво. Я была счастлива!
      Моей новой подружке пришлось немало повозиться и пофантазировать, чтобы сшить мне такой чудесный головной убор. Настоящий мастер может, что угодно сделать! Ту часть, что обрамляла лицо, Лиля сделала из самого красивого меха, а ту, что сзади - из всего остального. Даже лапки пригодились. Все не очень красивые места мастер прикрыла разрезанным хвостиком, как будто перьями. Получилось замечательно, я была довольна, и сама Лиля тоже.
      Мы с ней подружились. Я стала часто заходить в  мастерскую - поболтать, посмотреть новые ее творения, померить уже готовые. Она опробовала на мне  новые модели, а я с восторгом их примеряла и вертелась в мехах перед зеркалом. Видя, с какой радостью я общаюсь с мехом, Лиля учила меня, как надо правильно с ним обращаться, чистить, расчесывать, хранить, чтобы он не только грел, а еще и украшал. Она мне подарила специальную щеточку, которой надо было расчесывать мех. Научила, как надо правильно надевать головной убор. Это был целый ритуал - двумя пальцами с двух сторон надо взять шапочку, встряхнуть ее хорошо, чтобы мех распушился, и аккуратно надеть на голову. Только тогда и шапка сядет, как надо, и мех будет выглядеть идеально.
      Женщины из нашего управления тоже заказали у Лили такие же шапки, как у меня, а потом обижались, что мех как-то не так лежит. Ну, во-первых, я старалась обращаться с ней, как меня учили, а потом, оказалось, что и у мастера есть свои секреты.
      Как-то в очередной раз я зашла к Лиле, а она только что закончила  работу – расчесывала и любовалась своим изделием. Действительно, шапка получилась просто исключительная - из рыжего лисьего меха, ровненькая, без единого изъяна. Конечно же, я попросила дать мне ее примерить. Как же она мне была к лицу! Но, увы - чужая!
       Оказывается, Лиля сшила, вернее, сотворила ее из старого воротника.
Она рассказала, как две ночи колдовала - подбирала мех, сшивала клочки, и все хорошо получилось - и красиво, и вовремя. В скором времени должна была подойти заказчица, и Лиля попросила меня  задержаться. Я понимала, что ей очень хочется, чтобы я стала свидетельницей ее  триумфа.
        Минут через десять подошла заказчица. Оказывается, я ее хорошо знала – это была заведующая поселковой библиотекой. На улице было холодно, и она пришла в пуховом платке. Лиля, гордая, аккуратно, по всем правилам своей науки, сняла шапочку с болванки, встряхнула и подала заказчице. Но ожидаемой реакции не последовало. Клиентка свернула заказ и уже хотела положить в сумку. Перепуганная Лиля забрала шапку, опять встряхнула и настойчиво предложила примерить. Уж очень ей хотелось увидеть результат своей работы.
Наша библиотекарша взяла протянутую ей пушистую красоту, быстро напялила ее прямо на пуховый платок, да  еще и пришлепнула сверху рукой, чтобы она, как следует, налезла на голову, и не глядя в зеркало сказала:
 – Нормально! - Потом быстро сняла ее, сунула в сумку и вышла. Спешила, наверное, куда-то.
Лиля молча  смотрела ей в след. Потом она как-то съежилась, сморщилась и тихо заплакала.
- Я ведь эту шапочку собрала ей из старого воротника, сама не ожидала, что так хорошо получится. Но не оценили. Так обидно!
 Но я свою подругу успокоила, сказала, что маме обещали достать для меня две песцовые шкурки, и я обязательно закажу ей и шапку, и воротник.
Все так и получилось - мех мама достала, а Лиля сшила мне модную тогда шапку «сноп», как у героини фильма «С легким паром», и большой, прямо до талии, воротник на пальто. Но самое главное, я узнала секрет, почему не все ее шапочки получались удачно. Как мне Лиля объяснила - мездра у шкурки очень эластичная. И когда с ней работают - ее увлажняют и придают форму детали по выкройке. И Лиля мне все это показала на моем воротнике. Она наложила на выкройку воротника шкурку мехом вниз, немного смочила ее и аккуратно стала придавать ей форму выкройки, слегка «посаживая», то есть, сдвигая мех в середину. Оказывается, от этого  мех становится плотнее и пышнее.
- Ты вот, моя подружка, я тебе стараюсь «посаживать», а иной раз я и «потягиваю, - подмигнула мне Лиля. - Но когда «потягиваешь», мех становится редким и не пушистым. Вот потому-то не всегда заказчицы довольны.
Потом мне Лиля еще сшила несколько  шапок из шкурок различных зверей. Теперь даже неприлично говорить об этом, ведь зверьков кто-то убивал, а тогда мне все они очень нравились,  носила я их с большим удовольствием, и за мехом ухаживала по правилам, как подруга меня учила.
Правда, постепенно к меховым изделиям, даже собольим,  интерес у меня стал пропадать. Во-первых, сшиты все они были одним мастером и  по одним лекалам. И частенько на улице издали трудно было сразу определить, кто идет, так стали все похожи друг на друга - черная шуба и соболья шапка. Жуть!!! Ну а когда еще Алла – работница ЖКХ - сшила себе такую же, как у меня, шапочку и каждый вечер, объезжая дома собирала мусор в роскошных соболях, а если был сильный мороз, то сверху еще повязывала пуховый платок, то к благородным мехам у меня вообще пропал интерес. Носила только в сильный мороз,  чтобы не простудиться.
Правда, когда мы приехали на «большую землю», я, время от времени, демонстрировала изделия своей северной подружки, и учила приятельниц, как надо обращаться с мехом, чтобы он дольше не терял свои качества и красоту.
       Ну а теперь совсем другое время - сильных морозов в Чехии, где мы сейчас живем, практически не бывает. Чехи вообще не носят головных уборов, даже дети. Тем более меховых. А моя внучка Анечка – защитница всего живого на земле, вообще отказывается  носить  вещи из меха животных. Так что и мне приходиться ходить круглый год с непокрытой головой. И знаете – ничего страшного! Чувствую себя прекрасно – закалилась и не болею.

27 июля 2014г.
Мали Лошинь,Хорватия
Анна Вершкова