Сказка о старом гончаре Ниязе

Олдер Мао
Ибо сказано в Писании.... Ну может и не в писании,но где-то же наверняка об этом говорится. О сотворении мира и человека, земной тверди и уймища воды, ее покрывающей. О той субстанции,из чего этого самого хомосапиенса сделали-слепили. Может глина то была,а может пыль кометная? Кто теперь помнит и знает?
Была у меня,значится, чашка. Обычная такая: цвет коричневый,материал- глина обыкновенная.  Даже не из провинции Исин,что лежит в далеком Срединном государстве. Когда-то очень давно, а может и не столь давно по меркам того-же космоса и Творца, подарил мне ее один хороший человек. Просто так подарил - знаю,мол,чай ты зело любишь. Вот тебе кружка. Не волшебная, не дорогая-просто сосуд из части земли. И пил я из нее чай долгие годы. Со временем покрылась она патиной-налетом от бесчисленных заварок  - черный чай,зеленый,белый-всякий, по многу раз в день. Так и жили-чай пили, воду лили,бытие на двоих делили.
Помню,не задался тот год. Изначально. Много кто ушел в места вечной охоты-люди,звери. Так и кружка - обиженно хрустнула в руках моих в процессе мытья. И вместо одной целой и функциональной вещи получились два подсвечника весьма олдового виду. Посмотрел,погоревал малость по вещи ушедшей. Клею купил,значится.  Ну и склеил. Вроде все так, да как-то и не так оно все. Заварка привычная, вода-родниковая, опять же, кружка - не течет, не каплет. А чай всё равно невкусный. Вот такая кулинарная загвоздка вышла. Не разгадал я тогда этой шарады бытия или психики - тут как посмотреть. Поставил кружечку на полку и стал пить из другой посудины. Так года прошел, али полтора-не упомнишь ведь всего.
Занесло меня как-то на вернисаж в Измайлово. Шлялся я себе по рядам на торговцев глядючи. Что сердцу любо-то по ценам кусается, а что не любо-так оно и нафиг не сдалось. Углядел я на одном развале всякие глиняные  безделушки-свистульки,крынки, чашки. И так мне захотелось слепить своими руками нечто подобное-вот прям до зуда в ладонях. Подошел к торговцу и говорю:
- Скажи, мил человек, а кто все это великолепие сотворил? Неужто сам?
- Да ну,скажешь тоже! Мое дело торговое- знай себе,продавай товар. А с глиной другой человек работает. Я у него только готовые вещи беру. А тебе зачем?
- Вот не поверишь, добрый человек,увидал я этот твое великолепие и так мне приперло нечто подобное самому сотворить-прямо спасу нет!
- Ну раз вот прямо так приперло,тогда пиши адресок. На Верхней Масловке дом художников знаешь? Тебе самый левый подъезд нужен, как войдешь- по лестнице вниз и направо. А там уже не ошибешься,это я тебе гарантирую.
Знал я тот дом еще со времен,когда пацаном на стадион Динамо в футбол гонять ходил с приятелями. Доехал до Савеловского, а там пешечком прогулялся. Захожу в подъезд, слышу-поет кто-то. И песня такая заунывная - словно через степь на верблюде старый погонщик едет и поет обо всем на свете. Акын такой,только без дутара. Вместо дутара мягкие шлепки ладоней по чему-то упругому и влажному. Это я потом понял,что по глине. А тогда представилась мне огромная жаба,которая прыгает вокруг старого певца-сказителя по бетонному полу, влажно шлепаясь своим бородавчатым телом об холодный пол. Аж мурашки по коже толпой беснующихся тараканов пробежали!
- Ой, насмешил! Жаба! Держите меня семеро! Ну вот откуда у доброго человека в голове такие странные образы? Входи уже,не стой в дверях. И перестань ерунду всякую думать,а то и вправду жаба появится. Зеленая и бородавчатая. Чего тогда делать будем,а?
Всю эту жизнерадостную охинею произнес седой старичок  вполне себе узбекско-казахской наружности. Тюбетейка и фартук,весь перемазанный глиной, вполне гармонично сочетались с хитрыми карими глазами и щербатой улыбкой.
- Здравствуйте,мастер! Меня к вам направил...
- Знаю,знаю. Торговец с вернисажа,больше некому. Чего хочешь-то? Купить, заказать изделие?
- Нет,уважаемый...
- Зови меня Ниязом, меня всё так зовут.
- Так вот,досточтимый Нияз. Мне не товар ваш нужен. Позвольте поучится немного вашему ремеслу.
- Не ремеслу! Это на базаре ремесленники сидят-подметки из картона делают! Работа с глиной искусства требует! Терпения,гармонии внутри и чистоты помыслов! Чего вдруг столичному жителю захотелось в грязи возиться?
Вот тут я и рассказал досточтимому мастеру и про кружку заветную и про то,как склеить ее пытался и что из этого вышло.
- Ай-яй-яй! Такой взрослый человек и такой глупый! Да пойми ты, дурья твоя башка, изначально не могло ничего путного из твое затеи выйти. Ну нельзя из осколков сделать целое-навсегда оно битым будет,треснутым! Думаешь,старики из ума выжили,раз выбрасывают битые тарелки да чашки? Из придури своей не хотят есть- пить из ущербной посуды? А вот нет! Представь себе,что есть в том смысл глубочайший, вот прям как тот кувшин,что у стены стоит. Цельный человек должен из цельной посуды кушать. Вот ты чего чашку ту склеил,а не выкинул?
- Дык жалко же! Память то о доброй душе,что подарила ее мне когда-то.
- А память твоя тоже нынче с трещиной стала,да? Когда осколки собирал с пола, о чем думал? Чашку жалел или человека того вспоминал? Вот то-то и оно,дружок. Память твоя с тобой осталась-не разбитая,целая! А чашка-просто вещь, не привязывайся к ней! Ты лучше новую слепи-садись за круг гончарный.
- Да не умею я!
- Ничего, это дело поправимое! Ходить и говорить ты тоже не умел,как и дышать. И ничего,научился же!
Вот так и стал я учеником гончара. Пропадал я в том подвале каждый вечер. Глину ногами мял, круг гончарный крутил. Умного старого человека слушал. Он много мне чего в ту зиму поведал, этот "глиняных дел мастер". Технические подробности я опущу,поскольку они на суть дальнейшего повествования мало влияют.
Худо-бедно навострился я. Чашки стали не корявее тех,что продаются в Столешниковом, а из кувшинов, выходивших из под ладоней моих, перестала вытекать вода. Тут и гордость за свой труд появилась. Пока мастер все мои творения молотком не разбил. Нельзя,говорит,это людям показывать. Я аж до потолка взвился (он там,правда,низкий-подвал все таки):
- Как нельзя,почему?! Нормальные ведь вещи получились!
- Именно,что нор-маль-ны-е! Без души они,пустые скорлупки! Как панцирь жука майского,которого лесные муравьи сожрали. Вот ты когда этот чайник лепил,ты о чем думал?
- Ну,не знаю, не помню. О,вспомнил! Курс евро опять скакнул сегодня - вот я правительство по той самой матери и вспоминал.
- А ты теперича прикининь,умник,чем ты глину напитал,если такая ерунда в душе была,а? Злобой своей ты ее до краев наполнил, жаждой богатства и обидой на сильных мира сего. Вот что этот чайник до краев впитал в себя. Кто из него пить будет-все это в себя возьмет!
- Да быть того не может,учитель! Я ж не маг-колдун какой-то, не Гарри, мир его душе книжной, Поттер.
- Ты гончар! Подобие Мастера,что обычные люди Всевышним зовут! Ты из земли-глины форму творишь! Своей душой наполняешь! Вот, что в твоей душе будет-то ты и людям отдашь. Уразумел?
- Уразумел, Нияз-ака. Так что же делать мне,неразумному и ущербному?
- Ай, зачем так говоришь,а? Не ущербный ты,просто заплутал по жизни немного,вот и все. Ничего делать не надо-глину мни,на кругу вращай. Любовь к живым в нее вкладывай, ничего для себя не хотя и не требуя.
- А вот те кружки, что барыги на развале продают...
- Э,то пустые вещи, нейтральные. Ни хорошие,ни плохие-просто чашки. Что нальешь в них-то и попьешь. Все просто.
Вот так и прошло в ученичестве год или два.  Чем спокойней и светлее становилось внутри меня, тем проще и тоньше выходили из под моих рук пиалы и блюда. Когда пришло понимание,что уже все,пора уходить, сделал я для Мастера чайник в подарок. Маленький, на одного чаевничающего. Когда глину мешал, круг вращал да в пылающую печь ставил-все о благодарности за науку думал, спасибо внутри себя говорил.
- Ай, молодец! Порадовал старого человека! Теперь будет в чем чай заваривать - светлым и чистым будет он, словно горное утро. А у меня для тебя тоже подарок припасен. Не откажи старому человеку-прими уж. С этими словами Мастер протянул мне ту самую чашку, что когда-то очень давно я пытался склеить, словно свою жизнь из кусочков собрать. Целую чашку протянул. Без единой трещины!
- Вот теперь иди. Заново начинай свой путь! Чашка новая, чай новый,гости за столом тебя заждались уже. Иди! Да будет путь твой подвластен тебе,словно глина на гончарном кругу и светел, словно пламя горна для обжига!
- Спасибо,учитель! Долгих лет тебе...
- Вэй, да зачем они мне? Человек-суть глина, даже если форма утрачена на мгновение - что с того? Через миг другая форма будет! Все мы пустые формы на гончарном кругу Вселенной! Все,иди уже, тебе пора. А мне еще три пиалы сделать надо- народу есть пить не из чего. Иди!