Спорт в Древней Греции

Константин Рыжов
                1. Гимнасий и палестра

Спорт играл огромную роль  в жизни древних греков. Дети занимались гимнастикой под руководством учителя – гимнаста и его помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами медицинской науки. С 16 лет юноши-эфебы начинали посещать взрослый гимнасий, где тренировались самостоятельно, но под надзором особых смотрителей.

Гимнасий представлял собой открытую  спортивную площадку, окруженную со всех сторон портиками, и включал в себя следующие основные помещения:  эфбейон (комнату для упражнения юношей); баню; аподитерион (гардеробную); элеотесион (комнату для натирания маслом); конистерион (комнату, где осыпались мелким песком); сферистерион (зал для игры в мяч); корикейон (место, где проходили упражнения с мешком); крытые и открытые коридоры (дроме), предназначенные для прогулок и бега.

Занятия гимнастикой дополнялись палестрикой. Так называлась особая категория физических упражнений, объединяющая в себе военно-прикладные виды спорта и различные виды единоборств. Занятия проходили в палестре – здании с обширным внутренним двором, окруженном колоннадой.  В центре двора располагалась площадка для борьбы. Землю на этой площадке вскапывали киркой, выравнивали и посыпали  просеянным чистым песком.

 Подобно гимнасию, палестра включала в себя много помещений: эскедры (комнаты отдыха с лавками и стульями); эфебейон, корикей (здесь тренировались кулачные бойцы); конистерион; баню; элеотесион. Обязательной принадлежностью палестры был крытый портик – ксист, где атлеты занимались в зимние месяцы. Впрочем, в хорошую погоду все тренировки проводились под открытым небом.

Атлетам прислуживали мальчики-рабы, которые подметали палестру после занятий.

                2. Натирание маслом и омовение

Прежде, чем приступить к тренировке юноши снимали всю одежду в аподитерионе и проходили в элеотесион, где  обильно натирались оливковым маслом. Цель этой процедуры состояла в том, чтобы сделать все мускулы тела эластичными и гибкими.
О том, как это происходило, мы можем судить по изображениям на древнегреческих сосудах (http://www.proza.ru/2015/01/05/1895). В конистерионе они обсыпались мелким песком, добывавшимся в особых песчаных ямах или даже специально размельчавшимся для этих целей. Вся палестра также была посыпана мягким песком.

Окончив тренировку, юноши возвращались в комнаты палестры, где счищали с себя пот и грязь скребками-стригилями, а потом мылись в бане. Впрочем, название это условное, поскольку в палестре того времени не было горячей воды. Юноши вновь намазывали тело маслом, посыпали его порошком из древесной золы и растирали до тех пор, пока не появлялась пена, напоминающая мыльную. Пену снимали скребком, а тело омывали холодной водой (http://www.proza.ru/2015/01/05/1930). После омовения делали массаж, а также смазывали оливковым маслом тело и волосы.

В связи со сказанным выше не стоит удивляться, что обычными предметами при посещении палестры и гимнасия, помимо сумки (в которой носили диск) были губка и круглый сосуд для оливкового масла.

                3. Борьба и кулачный бой

Искусство борьбы заключалось  в умении ускользнуть или вырваться от противника, освободить руки, шею или тело от его захватов. Для этого нужны были сильные мускулы и крепкая шея. На тренировках каждого юношу обучали прежде всего простым броскам и приемам, учили быстро падать, стремительно вскакивать на ноги и подбрасывать противника в воздух. Иногда борцы во время тренировок посыпали натертое маслом тело песком, который хранился в корзинах в конистерионе. Тело после этого становилось жестким и шершавым, и тогда особенно трудно было вырваться из рук противника. Приемы борьбы и кулачного боя изучали под звуки флейты. 

Для предохранения рук при ударе их обматывали кожаным ремнем, длина которого составляла 3 – 3,5 м. Делали небольшую петлю, в которую пропускали все пальцы руки, кроме большого. Затем пальцы несколько раз обматывали ремнем, но не слишком туго, чтобы их можно было сжать в кулак. Ремень перекручивали на ладони и тыльной стороне кисти руки, туго закручивая  его вокруг кисти.

Тренерами становились знаменитые борцы и кулачные бойцы. Педотриб мог одновременно обучать несколько пар. Начинающего борца ставили вместе с более опытными, помогавшими ему (http://www.proza.ru/2015/01/08/358) (http://www.proza.ru/2015/01/08/457).

Для развития силы атлеты поднимали большие камни и переносили их с места на место. Для укрепления мускулов ног бегали по песку, что было особенно трудно.  Кулачные бойцы использовали для тренировки  кожаный мешок, набитый фиговыми косточками или песком. Его подвешивали на ветке дерева или на перекладине. Для  «набива» рук применяли специальные мешочки с песком или деревянные доски. Для тренировки равновесия использовалась большая корзина с камнями, которая постепенно опорожнялась (обучающийся ходил по ее краю). Во дворе на цепях висели бревна, используемые для отработки устойчивости позиции. Бревно отводилось в сторону, и испытуемый принимал его удар на грудь.

                4. Орхестрика. Игры с мячом

Одним из видов греческой гимнастики была орхестрика. Она носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. Здесь было несколько специфических направлений.

Кгбистесь - искусство кувыркания с разбегом и опорой на руки. Этому упражнению придавались даже женщины. Опасность увеличивалась кувырканием  среди кинжалов, воткнутых в землю рукоятями.

Крикомахия - игра с мешком. Мешок прикрепляли к потолку и спускали до уровня живота играющего. Упражнение  состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеими руками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых его наполняли фиговыми зернами или мукой, для более сильных – песком.

Однако самыми распространенными были упражнения и игры с мячом – сферистика (мячи в Древней Греции делали из разноцветной кожи и набивали шерстью, пухом или фиговым зерном; существовали также большие полые мячи). В одних случаях полагалось ловить мяч, отскакивающий от земли, в иных – жонглировать несколькими мячам. В комнатах палестры юноши с силой ударяли мячом о стену, а когда мяч отскакивал, наносили по нему удары прямыми ладонями. Того, кто первый ронял мяч, называли ослом, и он должен был выполнить приказ победителя в этом состязании.
 
Значение сферистики в некоторых полисах (например, в Спарте) было чрезвычайно велико. Их победителей прославляли как победителей в Олимпийских играх. Тимократ из Спарты написал известное руководство по игре в мяч.

Любимой спартанской игрой был епискирос. Игроки делились на две равные команды, разделенные линией из камешков. Таким же образом на определенном расстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имела права переступать ни та, ни другая команда. Один из игроков бросал мяч, положенный на среднюю линию, в сторону противников, которые должны были поймать его, не переступая проведенной за ними границы.

Другая популярная игра – эфетинда - была основана на обмане партнера. Тот, кто бросал мяч, целил им в одного из играющих, а на самом деле кидал другому, поэтому каждый участник должен был быть настороже, чтобы брошенный мяч не застал его врасплох.

Урания. Мяч подбрасывался высоко в небо, а другой участник игры обязан был, подпрыгнув, поймать его налету.

Тригон. Каждый из трех участников должен был одной рукой поймать летящий мяч и, быстро перебросив его в другую руку, отослать кому-нибудь из партнеров.

Гарпастон. Командная игра: две команды пытались отобрать друг у друга мяч, причем игроки сталкивали партнеров с мест, где те стояли. Эта игра требовала ловкости и силы, а также быстрой ориентации в обстановке.

Существовала также игра, напоминающая нынешний хоккей с мячом – партнеры перебрасывали друг другу мяч при помощи изогнутых палок.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273