Лукьянова гора

Лариса Еланская
ЛУКЬЯНОВА ГОРА

На Лукьяновой горе
Всей Еланской детворе
Зимой жарко! Мчатся сани,
В них Валюши, Вити, Тани.
Снег в лицо летит и тает.
На ресницах застывает.
Смех и визг здесь не смолкает
До весны, как снег растает!
 
Это потом, когда мы выросли, стало понятно, что никакая она вовсе не гора, а так небольшой холм возле дома Лукьяновых.
Но тогда это была самая настоящая гора!
И как только начинали падать первые снежинки на подмерзшую землю, тащили деревянные самодельные санки, чтобы быть первыми. Никаким  уговорам старших не поддавались.
Зимою укатывали горку до ледяной корки.
Горка заканчивалась перед насыпью железной дороги. Саночки неслись вниз, а потом подскакивали вверх к железнодорожной насыпи. Бывало, едет поезд, тревожно гудит паровоз, машинист и кондуктор кулаком грозят. Нам, девчонкам, страшно, а  для наших мальчишек - это как награда! Кто поближе к насыпи, тот вовсе герой!
Санки никогда не доставали до рельсов, никто ни разу не пострадал, но все равно, каждую зиму гудел паровоз,  и ругалась поездная бригада.
Еланская детвора, начиная с тех, кто еще не ходил в школу, и тех, кто учился в четвертом, последнем классе  нашей маленькой школы, днями пропадала на этой горе. До самой темноты.
Скатывались на санках по одному, по двое, иногда целой кучей. И составляли поезд, цепляясь один за другим. Пробовали кататься задом наперед и вообще,  что только не взбредало в голову в минуты веселья...
  Не один раз пробовали съезжать на больших санях, в которые запрягают лошадь. Взять у лошади во временное пользование,  ее имущество не позволялось, это делали, в отсутствие родителей. Тащить в гору было тяжело. Но как говорится: «Любишь кататься – люби и саночки возить!» Вот где выручала бескорыстная дружба. Кто даже в мыслях не видел себя в этих санях, тоже помогал  тянуть их на гору.
В такие сани умещалось много детей. И выпрыгнуть  было невозможно. Особенно, если на санях были установлены  плетеные коробы. Так что, садились   в них только самые отчаянные.
И вот большие сани на горе, в исходной позиции! 
Ну,  теперь все  врассыпную, потому что их нельзя было остановить. Они летели с бешеной скоростью, подпрыгивая на ухабах, аж, слезу вышибало! Ох, и  визгу было!!! Зато, когда осмелишься на такое, ты победитель и у тебя крылья за спиной. Наверное, с каждым тогда был рядом тот, кто с крыльями за спиной – Ангел хранитель, потому что и здесь никто не пострадал. Сейчас вспоминаю, и пот прошибает, а тогда никто даже не задумывался об опасности.
 К вечеру наша одежка намокала от снега, замерзала и становилась как железные рыцарские доспехи. Домой шли уже без сил, еле волоча за собой санки.
В избах в печке гудит огонь,  тепло,  отогреться можно быстро. Возле печки  приставляли  колом торчащие штаны,  потому что не гнулись.  Вязанные из овечьей шерсти варежки были как загипсованные, их клали в печурку – небольшое углубление в стене печки.
 «Куфайки», так называли ватную стеганую одежду (фуфайку),  хорошо держали тепло и не промокали, их  на печку, и валенки туда же.
Ноги никогда не замерзали на нашей горке -  валенки, это не нынешние сапожки.
А вот пальцев рук почти не чувствуешь, потому что варежки не один раз слетали с рук…
Отогреваются и горят огнем!
Скорее ужинать, горячее молоко или чаек с малиной, костяникой и в койку!
Чтобы  завтра, после школы, опять встретиться на этой горе, не смотря, ни на какую погоду. Потому что,  ПОГОДЫ В ДЕТСТВЕ НЕ БЫЛО! БЫЛИ ПРОСТО ВРЕМЕНА ГОДА….
Лукьянова гора для меня -  это зимняя сказка!
Как-то она там сейчас без нас? И где вы все, далекие подружки и друзья,  с которыми когда-то весело и бесшабашно катались с нашей Лукьяновой горы?!

8 января 2015 год.

Открытка Вл. Табурина.  Благодарю автора!