Наследство, часть первая

Леонид Гришин
Фёдор позвонил мне во вторник и спросил где я. Я ответил, что нахожусь на даче и пробуду здесь ещё дней десять. Он предложил поехать порыбачить на Нарву в субботу. Я согласился.
   - Тогда бронируй домик и лодку с мотором. Я к тебе приеду в пятницу вечером, а в субботу утром уже двинем, - сказал он, выслушал моё согласие и положил трубку.
   Это было в конце сентября – начало осеннего жора – время, когда ловится практически любая рыба. Самое время для рыбалки. Правда, с погодой трудно угадать, но поехать тем не менее решили. На другой день я занялся снастями, проверил катушки, заменил у одной шнур, также проверил спиннинг и удочки. Поводочков подвязал, крючочки подточил, выбрал воблеры и твисторы для судака. В общем, подготовил всё, что необходимо, включая экипировку и прикормку.
   В пятницу утром решил подготовить продукты, что-то у меня есть, а чего-то нужно будет ещё прикупить. Фёдор большой любитель кабачков, и кабачки он ест в любом виде: и в жареном, и в пареном, и в солёном – в любом. Может, и сырые ест, но я не знаю, ни разу не предлагал. К его приезду я решил приготовить кабачки в разном виде, заодно и с собой возьмём.
   Мы с ним уже несколько лет снимаем домик на одной и той же турбазе. Вполне приличной по современным меркам. Домики рубленные, все удобства: горячая и холодная вода, маленькая кухонька с электроплитой и кухонной утварью, есть душевая кабина. Телевизор со спутниковым телевидением. На турбазе можно арендовать лодку с навесным мотором, можно и катер, но это подороже и к тому же не очень удобно, если хочешь в камышах половить щук-травянок. А на пластиковой лодке с мотором очень удобно. Можно на глубине встать и половить, как любит говорить мой зять, травоядных – лещей, плотву, сырть и ельца. И также хищников в любом месте. Я, уже предвкушая будущую рыбалку, стал готовить кабачки.
   Кабачков у меня в этом году на даче было очень много. Пришлось предлагать соседям, которые брали только из уважения, как мне казалось. Очевидно, у них и свои были.
   Иногда я режу круглый молодой кабачок кольцами, немного подсаливаю и даю им постоять. Через какое-то время обволакиваю их муке и на разогретом подсолнечном масле поджариваю кабачки так, что получается корочка. Поджарив, смазываю кусочки давленым чесноком и подаю со сметаной.
   Второе блюдо из кабачков делаю таким образом: режу кабачки на кусочки, кладу их в заранее приготовленное тесто. В муку разбиваю яйцо, кладу соль, специи и добавляю немного молока, чтобы тесто по консистенции походило на сметану. В получившуюся массу я окунаю кусочки кабачков и обжариваю на оливковом масле.
   Третий вариант такой: на крупной тёрке натираю молодые кабачки, немножко присаливаю, даю постоять им, затем сливаю сок и перемешиваю с мукой, в которую разбиваю яйца и кладу специи. Получаются такие оладьи или драники, как их иногда называет Фёдор, несмотря на то, что драники – это блюдо из картофеля. На подсолнечном масле обжариваю. Можно добавить и немного чеснока или же мелко порезанный укроп. Правда, вкус уже на любителя. Но Фёдор такой, что ему всё вкусно, что с кабачками.
   В ожидании Фёдора я включил баню. Кто-то назвал бы её сауной, наверное, потому что нагревается не дровами, а с помощью электричества. Но я всё равно считаю свою баню баней. Сделана она из бруса, внутри есть парилка, душевая кабина и предбанник. В парилке стоят три тенна по киловатту, обложенные камнями. Как и в традиционной русской бане, на камни плещешь воду – и парься.
   Я, надо признаться, не большой любитель париться, но тем не менее посещаю регулярно. Когда парюсь с Фёдором, то я никогда не лезу на верхнюю полку, там слишком жарко. Как это выдерживает Фёдор – не представляю. Веники у меня есть и берёзовые, и дубовые. Фёдор любит ещё и ароматизаторы, например, пихтовое масло.
После парилки я не люблю сразу под холодный душ, я ополаскиваюсь тёплой водой. Фёдор говорит, что я ничего в банях не понимаю, но по-другому я не могу. Зимой он и вовсе после парилки ныряет в сугроб.
   Я проверил, что баня греется. К приезду Фёдора будут готовы не только кабачки, но и баня.
   Пользуясь свободным временем, я нарезал колбасы, сыра, уложил это в боксы и отнёс на веранду бани. Там у меня стоит большой самовар. К сожалению, электрический. Я принёс к нему чашки и заварной чайник. В него я засыпал собственные сборы: листья земляники, облепихи, смородины и мяты. Сушу я на электросушилке, которую мне подарила старшая дочь. Температуру выставляю не больше сорока градусов, поэтому все эфирные масла не улетучиваются. Драники с жареными кабачками я тоже уложил в боксы и вынес к бане. Решил, что если Фёдор не справится, то их можно будет уложить обратно и взять с собой. Хотя, конечно, верил я в это слабо. Во второй половине дня я услышал, что Фёдор подъехал.
   - Ну как, всё? Готов на рыбалку? – весело спросил он меня.
   - Да, готов, как пионер - ответил я и шуточно дал салют по-пионерски.
   - Вот и отлично, - похвалил меня он. - А баньку не забыл включить?
   - Ой! Ты представляешь, забыл! – я изобразил на лице искреннюю досаду.
   Его лицо вмиг потускнело.
   - Ну что же ты, я не предупредил, а ты и не догадался. Пойду сейчас хоть включу! – он недовольно пошёл включать баню. – Я со вчерашнего дня мечтаю, что вот приеду сейчас и прямо в парную! А ты весь кайф мне испортил…
   - Ну, сходи, сходи. Сам тогда включи. Может, ещё успеешь покайфовать, - сказал я, идя за ним следом. Он только рукой махнул в мою сторону.
   Фёдор открыл дверь в баню и в лицо ему пахнуло теплом. Он понял, что я его разыграл, обернулся и посмотрел на меня взглядом полным благодарности.
   - Ну ладно-ладно, разыграл, удалось тебе!
   - Кушать хочешь?
   - Кто перед баней кушает? Конечно нет!
   Мы с ним начали париться. Я немного попарился, ополоснулся тёплой водой и в халате вышел на веранду – включил самовар и заварил чай. Дождался, пока он заварится, налил себе чашку и, отбросившись на спинку лавки, расслабился. К чаю у меня сахар и мёд. Я больше люблю с мёдом. Отец у меня пил чай с сахаром вприкуску, а я с мёдом «вприкуску». Никакое пиво или другой алкоголь не заменит наслаждения, которое получаешь, сидя после бани с чашкой ароматного травяного сбора. Сразу ощущаешь себя легко и чувствуешь, как каждая клеточка дышит, сосуды очищаются, и сердце стучит равномерно.
   Я вернулся к Фёдору, посидев немного на веранде. Он по-прежнему находился на верхней полке. Я принял порцию пара, а Фёдор пытался меня сразу двумя вениками пропарить, приглашая на верхнюю полку, но я согласился только на нижнюю. Хотя и там воздух почти обжигающий.
   Избив друг друга вениками, мы вышли в моечную. Он встал под холодную воду, а я ждал, чтобы после него постоять под тёплой. Далее мы в халатах выходим к самовару и наслаждаемся ароматным чаем уже вдвоём. В тот день нам повезло: была тихая и тёплая погода, но вскоре слетелись комары, и мы зажгли спиральки. Спиралек они не выносят, поэтому быстро разлетелись и больше нам не мешали. Мы сидели вдвоём, попивали чай и разговаривали. Я спросил Фёдора, где он был всё это время.
   - Ты же отказался тогда со мной ехать, - напомнил он. – Я поехать один, договорившись через знакомых о квартире в Дагомысе. В Дагомыс можно попасть, свернув от Павловской на Краснодар, через Джубгу и Туапсе, или же через Кропоткин, Армавир, Майкоп, Апшеронский перевал и Туапсе. Второй маршрут подходил мне больше. Когда проезжал мимо города Ростова, возникло желание заехать на Малую Родину – Казанскую станицу, где я и родился…
   …Красивое, живописное место. Рядом город Кропоткин, Тбилисская станица – те тоже стоят на Кубани. А Кубань, хоть и течёт по равнине, извивается, словно змея: то на север течёт, то резко на юг, а то к западу протекает. Оттого она часто, меняя русло, оставляет старицы. Там я и жил, пока не окончил школу. Школы в то время были – десятилетки. И учили там, на мой взгляд, хорошо. А потом в 1958-ом начались реформы школьного образования. Отменили льготы медалистам – они теперь поступали на общих основаниях, хотя позднее им нужно было сдавать только один экзамен. В институт набирали только 20% из выпускников школ этого года, а остальные 80% могли поступить уже после армии или отработав два года на производстве. В школах также вводилось трудовое воспитание: школьников отправляли практиковаться на заводы, на фермы. Затем увеличили обучение в школах до 11-ти лет, учитывая трудовые «уроки» учащихся. А в институте, как например, в Политехнике, обучение увеличили до шести лет. Те, кто поступал после армии или отработав два года на производстве, первый семестр не учились, а работали на заводах. Учились только со второго семестра. Те 20% поступивших после школы, работали утром, а учились вечером в течение первого года обучения.
   Я окончил школу с медалью. Но поступал на общих основаниях, экзамены сдавал все. Даже в сельской местности учителя добросовестно относились к обучению детей. Никакого платного репетиторства тогда не было, а с отстающими учителя занимались на добровольных началах. Вообще в то время в школах были очень дружные коллективы. В нашем классе, например, были очень сплочённые компании. С возрастом дружба завязывалась между ребятами и девчатами. У некоторых даже любовь зарождалась, которая потом у части перерастала в семейную жизнь.
   В девятом классе мне нравилась одна девочка, её звали Леной. Сестрёнка у неё была – Татьяна, на полтора года младше Лены. Училась она на класс младше. На неё я тоже засматривался. Не удивительно! Она была прямо модель, картинка, как мы тогда её называли, словом, красавицей была… Хотя и сейчас она такая же красивая.
   А Лена, с которой я начал дружить, она хоть и красивая, но ревнивая! Когда мы только начали, всё вроде бы нормально шло, а когда мы уже стали встречаться, она как-то изменилась. Приходил к ним в гости, а Татьяна там рядом – красивая, стройная, щёчки с румянцем… Только я на неё взгляд брошу, как Лена сразу в бок меня толкала: «Ко мне ты пришёл, или на сестру мою глазеть?» - сердилась она.
   Родители её были очень гостеприимны. По тем временем у них был хороший и большой дом. Двухэтажные в то время было запрещено строить законом, однако у них был дом, в котором второй этаж считался мансардой, что было разрешено. Поэтому жилище их выделялось в станице среди других. Крыша заканчивалась на уровне первого этажа, и второй этаж считался мансардой, хотя на «мансарде» было три просторных комнаты. Отец её Иван Арсеньевич, мощный казак с усами и казацким чубом, работал механиком в совхозе. Мать её была бухгалтером. Вместе с детьми они жили в этом доме. При этом на участке росли только фруктовые деревья и цветы. Помню, я очень стеснялся есть при них персики, которыми они меня угощали. Персики у них были такие, что в ладонь не помещались, а если начинать его кусать, то сок сочился по персику, по рукам, по губам – настолько они были сочные… Я опасался соком испачкать рубашку и брюки. Да и к тому же, не хотелось мне выглядеть перед родителями и девчонками небрежно, неаккуратно. Поэтому я всегда отказывался от персика. Сейчас я ем персики уже по-другому: ножом отрезаю дольку над блюдцем. Брюки с рубашкой остаются чистыми, как и скатерть. Но тогда я до этого ещё не дошёл. Отказывался, хотя мне персики очень нравились...
   Всё огородное хозяйство и домашняя живность находились на участке старого дома, где жили родители Ивана Арсеньевича, дед с бабкой моей Елены. У них утки были, куры, гуси, даже индюки. Дом этот стоял с краю станицы, и участок выходил к старице. Мимо этого дома я проезжал каждый раз, отправляясь на велосипеде порыбачить. Но на старицах я не любил ловить, больше любил ловить в Кубани. Потому что в старицах можно поймать, конечно, и сазана и карася, но мне больше нравилось ловить на течении сома, голавля и усача.
   А Лена со временем становилась всё ревнивее и ревнивее… Если на школьном вечере посмотрю на какую-нибудь девчонку или же, что хуже, приглашу её на танец, то после выслушаю длинную тираду о том, какие у той недостатки. Канапушки не только на носу, но и на ушах и на спине, а обувь она носит 39-го размера…
   Десятый класс – мы уже год как встречались. Друзья мои постепенно отстранялись от меня, в них она тоже находила тысячи недостатков. То не достаточно умные, то повадки хулиганские, то ест чавкая. Не говоря уже о девушках: у этой ноги кривые, у другой ногти грязные… Словом, стоило мне с кем-нибудь пообщаться при ней, так она потом целый вечер бухтела на меня и на того, с кем я поговорил.
   В конечном итоге мне это начало надоедать. Я был ещё совсем молодым человеком и представить себе, что я могу жениться на Лене… Так у меня совсем не останется ни друзей, ни приятелей. Я судил по своим родителям: никогда я не слышал, чтобы мать отцу или отец матери делал замечание. Всегда в нашей семье чувствовалось взаимопонимание и согласие. На протяжении нашего с Леной общения я постепенно становился всё более напряжённым, боясь сказать лишнее слово или с кем-то пообщаться, более дёрганным из-за её высказываний… Кончилось тем, что на выпускном вечере я не выдержал. Естественно, все были возбуждёнными после сданных экзаменов на пороге новой взрослой жизни; кто-то в первый раз, кто-то, может, не в первый, попробовал шампанское. Мы, пацаны, иногда уходили в соседний класс, где было заранее припрятано вино. Пили за дружбу, за взрослое будущее… После очередного раза я подошёл к своей Лене, и она по обыкновению начала высказывать мне, какой я жестокий, что бросил её одну: «Все танцуют, а я тут стою одна покинутая!»
   То ли от выпитого вина, то ли нервы просто сдали, но мы так с ней рассорились, что я даже не пошёл её провожать. А потом, когда нам выдали аттестаты, гостившая у нас сестра отца пригласила меня поехать с ней в Ленинград, где она жила. В Ленинграде я до этого ни разу не бывал, поэтому согласился с удовольствием. Родители не возражали, и я, не сказав ничего Лене, через два дня уехал в Ленинград…
   Для провинциального пацана 17-ти лет, каким я тогда был, попасть в Питер было чем-то невообразимым. Трудно описать, какие чувства были тогда во мне, когда я первый раз увидел этот город, поездил по пригородам. Конечно у меня сразу появилось желание остаться. Ни о каком Ростове я уже не думал. Я здесь же подал документы в Политех, а там сам знаешь: Лесной 65, общежитие, студенческая жизнь... Так и забылась моя подружка и её сестрёнка. А на родину я больше не ездил, потому что в тот же год как я сюда уехал, родители продали дом и переехали к старшему сыну, к брату моему, у него как раз родился ребёнок. Они поселились в Краснодаре, эта станица осталась в стороне. У меня там не было закадычного друга, к которому можно было бы приезжать, а подружка уехала не в Ростов, а в Москву, там поступила в институт, как мне сообщили родители. А позднее я однажды случайно столкнулся с её сестрой Татьяной. Я удивился, не ожидал встретить её в Ленинграде. Она рассказала, что тоже в Ленинград приехала поступать - и поступила в Холодильный институт, в Холодилку. На втором курсе вышла замуж, как она сказала, по любви. Он был преподаватель в их институте, кандидат наук... А сестра её, бывшая моя подружка, в Москве так и живёт, там вышла замуж, и всё у неё вроде бы хорошо. С Татьяной мы обменялись телефонами и изредка перезванивались, а иногда даже  семьями встречались на праздниках или днях рождения друг друга...
   И сейчас перед отъездом я заехал в магазин набрать продуктов в дорогу и там снова случайно встретился с Татьяной. На этот раз она была с сыном. Сын её - здоровый красивый парень, также окончил Политех, но по специальности программист-электронщик, а сейчас в какой-то престижной фирме работает. Я сказал, что еду в Дагомыс. Поинтересовался её жизнью.
   - Да вот сын институт окончил, а дочь ещё на последнем курсе учится.
   - А родители как? - спросил я.
   Она мне и раньше говорила, что мама умерла, а отец продал большой дом и сейчас живёт в старом в одиночестве.
   - Понимаешь, мы туда сейчас практически не ездим, ну что там - деревня, что туда ездить, когда сейчас свободно можно поехать и в Испанию, и в Италию, и на Канары, и в Болгарию. Это даже дешевле, чем в эту деревню ехать, а комфорта там никакого.
   Я решил всё-таки заехать в станицу, в которой не бывал очень давно. Проезжая по ней, вспоминал: вот школа, в которой учился, вот дом, где когда-то жил, теперь там живут совсем другие люди, проехал мимо дома, в котором жила когда-то моя подружка... Видимо, и в её доме сейчас кто-то жил, снаружи было развешано много белья, по старому двору ходили курочки.
   Я сделал остановку на берегу Кубани. Был почти полдень. Вышел из машины, и мне вспомнилось, как в детстве я ездил сюда на велосипеде с удочками. Тогда у нас были не такие удочки, как сейчас, а самодельные. Удилища были из орешника, леска была жилка, на ней крючок…
   В тени под белолисткой я поставил машину. Белолистка - что-то вроде тополя с раскидистыми ветвями и листьями, как у Мать-и-мачехи. Под этой белолисткой стояли столик и скамейка. А рядом, вот это меня уже удивило, стоял мангал и коптильня. Там же выкладка под костёр.
   Я открыл крышку коптильни - она была тяжёлая, металлическая, из нержавейки, и сама она плотно прилегала к коптильне. Внутри две решётки. Вот здорово, подумал я, может, подкопчу рыбы себе на ужин...
   Стал осматриваться и слева от поворота заметил машину. Никого поблизости я не увидел, поэтому я пошёл к своей машине, взял спиннинг и вернулся к старице. Я чувствовал, что там щучка гоняет.
   Между прочим, я совсем не помню, чтобы в детстве у нас в Кубани были щуки. Сом и окунь были, а вот щук не помню... Но сейчас я ясно видел признаки щуки в старице. Я поймал её с первого заброса. Небольшая, килограмма на полтора. Затем побросал ещё туда-сюда, и схватилась ещё одна на килограммчик. То что и надо бы для копчения. Больше щук ловить не хотелось, но уж больно заводь красивая была. Я забросил донки в надежде поймать сомика или усача.
   Кубань в этом месте меняла своё направление. Она вообще то туда протекает, то сюда, крутится, вертится, извивается... В детстве, когда у нас не было лодок, мы катались на «камерах». Конечно, не на новых, на старых с заплатками - и плавали таким образом то на север, то на юг - зигзагами. Оттого, что Кубань течёт такими зигзагами, у неё после разлива меняется русло...
   Я достал удочки, поставил электронные сигнализаторы и одну забросил. Только забросил, как сигнализатор запищал. Течение было большим, очевидно, листик зацепился за леску или ещё что-нибудь. Я начал настраиваться, но сигнализатор не давал мне покоя, поэтому я стал искать такое место, где он бы не пищал. Можно было бы, конечно, ловить в заводи, где течения нет, но мне хотелось поймать усача на течении. Я сдвинул донку на стыке двух течений, и сигнализатор перестал пищать. Теперь даже цепляющиеся листья не тревожили леску настолько, чтобы давать сигнал электронике.