Как я учился музыке

Виталий Бердышев
Когда мне исполнилось семь лет, меня решили учить музыке. Точнее, решила одна бабушка. Дед был категорически против. Сам он обладал абсолютным слухом и, конечно, видел всю мою музыкальную бездарность, когда я орал во всё горло на одной ноте разученные в детском саду песни, мешая ему, к тому же, спокойно читать газету. Бабушка же была совершенно противоположного мнения о моих музыкальных способностях, отмечая, что я иногда тянулся к инструменту, периодически открывая крышку пианино и воспроизводя отдельные звуки. Правда, она несколько переоценивала мои музыкальные наклонности, так как тяга моя к инструменту была вызвана отнюдь не желанием играть, а совсем иными причинами.
Мне, в частности, очень нравилось слушать, как играет на пианино наш кот, носясь взад и вперёд по клавиатуре в погоне за верёвочной мышкой. Интересно было также узнать, сколько нот я могу нажать сразу двумя руками и как они зазвучат при этом. А когда друг нашей семьи дядя Петрович однажды показал мне интереснейший вариант музыкального сопровождения каравана в пустыне с заключительным финальным аккордом, воспроизводимым посредством усаживания уставших путников на клавиатуру, то это музыкальное произведение я потом отрабатывал в течение нескольких недель подряд, демонстрируя его каждому приходившему к нам знакомому.

Надо сказать, что это фортепьянное произведение было в те юные годы единственным, которое я мог исполнять без ошибок, нажимая любые, случайные ноты. Другой же музыкальный шедевр, который я выучил несколько ранее - общеизвестный «Собачий вальс», - я почему-то не мог играть без сбоев.
Во время игры мне также нравилось особенно громкое звучание, и я дубасил по клавиатуре чуть ли не кулаками, проверяя на прочность дряхлые струны древнего инструмента. Иногда после таких приёмов струны не выдерживали, оглашая квартиру звуками, подобными пистолетному выстрелу, а весь инструмент жалобно звенел, прося пощады у безжалостного исполнителя. Однако, рекорда выведения из строя фортепиано, достигнутого однажды на концерте гением фортепианного искусства Ференцем Листом (тогда в один присест было разбито сразу три рояля), я так и не смог побить.

А однажды, когда мне было лет пять, мы устроили соревнование в игре на пианино с моей маленькой подружкой Нелей Корольковой, которая иногда приходила ко мне в гости. Она нажимала пальчиком всего одну нотку и тоненько пищала под её аккомпанемент песенку про ёлочку. Я же сыграл совсем по-мужски, нажав чуть ли не пол-октавы сразу (конечно, двумя руками) и голосил что-то из русского фольклорного репертуара нашего семилетнего соседа Берочки, к великому удивлению и ужасу собравшихся на представление взрослых. После этого мою подружку срочно увели домой, а со мной началось длительное разбирательство с выяснением истинных корней, питающих меня столь уникальным поэтическим материалом. Когда же я по своей детской наивности выдал и другие известные мне шедевры того же лирического плана, демонстрируя богатые возможности своей юной памяти, последовал серьёзный разговор и с матерью моего старшего наставника, завершившийся строгим внушением и в мой адрес.

В детском саду, куда я ходил с шести лет, были регулярные уроки пения. Они мне нравились, так как мне казалось, что у меня всё здорово получается. И действительно, орать я мог довольно громко, и мой голос явно выделялся среди остального нашего нестройного певческого многоголосья. Вначале, на первых уроках, преподавательница даже предлагала мне продемонстрировать мои вокальные возможности в сольном исполнении, очевидно, надеясь сделать из меня голосистого солиста. Однако, кроме мощного звучания, ничего иного в моём исполнении не отмечалось, и она, затыкая уши, сразу усаживала меня на место.
Как-то учительница спросила нас, не умеет ли кто играть на рояле. Я, конечно, был в числе немногих умеющих. Продемонстрировал свои знания детской музыкальной классики в виде «Собачьего вальса», а затем и «Каравана в пустыне». Демонстрация прошла успешно, только вот с завершающим аккордом я немного не рассчитал из-за иной высоты клавиатуры и так грохнулся на клавиши задней частью, что чуть не разорвал басовые струны. Сам же по инерции свалился на пол к всеобщему восторгу моих юных слушателей, в полной мере оценивших мой исполнительский талант. Однако учительница почему-то не выразила восторга от моей игры и, более того, потребовала, чтобы я больше никогда не подходил к роялю ближе, чем на три метра (очевидно, полагая, что с такого расстояния я уже не смогу дотянуться до инструмента ни одной частью своего тела).
В общем, к семи годам к занятиям музыкой я был уже достаточно морально подготовлен. И когда бабушка решилась начать моё музыкальное образование, я был рад этому, полагая, что через несколько дней смогу уже по-настоящему удивлять нашу детсадовскую музыкальную аудиторию.

1996 год.