Ночной визитёр

Володя Моденов
«Кажется, мне нужно поменьше думать об этом, когда я ложусь спать».
Вова, 07.01.2015 г.


Январь выдался на редкость холодным; едва ступив на скрипучий снег этим морозным вечером, я вспомнил о том, что впереди ещё как минимум половина зимы. Не лучшая половина. Градусник показывал минус четырнадцать, и я с горечью понимал, что это цветочки. Крещенские морозы - вот где будут все минус двадцать пять. Как в прошлом году, когда я замёрз на остановке в ожидании автобуса до города. Меньше секунды мне хватило, чтобы послать всё и всех и отправиться досыпать в тёплую кроватку, а на работу поехать следующим рейсом, который будет только через полтора часа. Ничего - начальство поймёт. Всегда ведь понимало.
Странно, что я вспомнил эту забавную историю только сейчас.
А вокруг было так тихо, что скрип снега разлетелся эхом по всему двору, который, наверное, уже давно спал: почти во всех окнах домов моего двора уже погас свет. Один я выхожу гулять со своей собакой так поздно. На ум сразу же пришла любимая сцена из «Ночи перед Рождеством» Николая Гоголя. Всегда хотел перенестись в такую вот тёмную морозную ночь. Особенно в детстве, когда я любил зиму как самое таинственное и волшебное время года. Сейчас это уже давно не так. Приоритеты поменялись.
Моя собака, как всегда, затерялась где-то в темноте кустов, едва мы вышли на неосвещённую дорогу, туда, где она без труда может сделать все свои дела. Но я знал, что она всегда рядом, поэтому сильно не волновался. В прогулках я любил вглядываться в окна домов первого этажа, обитатели которых ещё не улеглись спать, и свет домашнего очага падал на только что выпавший снег. Странное чувство в груди. Мы уже почти дошли до последнего дома села, и нужно поворачивать обратно, потому что дальше совершенно не видно дороги. Я окликаю собаку, и мы идём домой. Обратно в тепло.
У меня в привычку вошло никогда не выключать свет в своей комнате, когда я ненадолго ухожу гулять. Либо горит ночник, либо ярко сияет в темноту экран монитора. За неплотными шторами это особенно хорошо заметно, и я люблю смотреть в окно своей комнаты, когда приближаюсь к дому. Иногда я специально к этому времени включаю гирлянды, подвешенные к шторам, выхожу на улицу и любуюсь новогодней иллюминацией. Странно, что в этот раз я забыл это сделать. Сейчас в окне только тускло отражается оставленный включённым ночник.
«В другой раз не забуду» - уверенно заметил я про себя.
Но тут мой взгляд снова скользнул по стене вверх мимо чужих окон и замер на моём окне. Сначала я не поверил глазам, но потом, когда они застыли в единой точке на несколько секунд, на смену сомнениям пришёл ледяной ужас.
Там, за шторами, в совершенно пустой квартире, которую я несколько минут назад самолично запер на ключ, передвигалась фигура человека. Свет от лампы падал прямо на шторы, поэтому объект, находившийся между ними, так хорошо был виден с улицы. Это была плотная высокая фигура взрослого человека, который передвигался в центре комнаты и довольно активно хозяйничал. Кажется, он что-то искал на моих полках, находившихся сразу справа от окна, стоя как раз в правой части комнаты прямо около подоконника.
Следующие секунды прошли словно в каком-то вязком сером тумане. Я рванул в подъезд и, не думая, позвонил в дверь соседа с первого этажа. Никто не открыл. Поднимаясь вверх, я прозванивал в каждую дверь, холодные пальцы соскальзывали с кнопок, скрытых в кромешной тьме неосвещённого подъезда, и мне на секунду показалось, что в доме отключено электричество, хотя это было не так. Я не слышал звуков квартирных звонков.
Вот, наконец, мой этаж. Дверь грязно-медного цвета. Очень странный цвет, кстати: сколько ни отмывай поверхность, она всё равно будет казаться грязной.
Дернув ручку, я вздрогнул: закрыто. Неужели таинственный посетитель моей квартиры закрылся изнутри? Наверное, если когда-нибудь и приходится жалеть о дурной привычке забывать свой телефон дома, то сейчас как раз тот самый случай. Я совсем один, и кто-то за закрытой дверью в моей квартире. Но, кажется, в ужастиках всё происходит совсем наоборот.
Поздний холодный вечер, полный странностей. Я могу развернуться и уйди за помощью куда угодно прямо сейчас - за моей спиной целый мир, но мне хочется попасть внутрь. А еще, в моих карманах нет ключа. Наверное, я потерял его, когда гулял со своей собакой.
Кстати, а где моя собака?
В подъезд следом за мной она не забегала. Бедняжка, скорее всего, она просто не успела проскользнуть в закрывающуюся подъездную дверь, и теперь мёрзнет под крыльцом на улице. А там уже во всю валит рождественский снег... Нужно забрать ее!
Под крыльцом собаки нет. Я остался один в этом чертовом дворе, в этом чертовом доме... Но ведь это мой дом! Я должен попасть в свою квартиру и узнать, кто в ней находится. Непременно должен. Страх мигом куда-то улетучился; остались надежда и тёплое ощущение родного дома. А вот и он - снова мой этаж. Дверь грязно-медного цвета. Очень странный цвет, знаете ли: сколько ни отмывай поверхность, она всё равно будет казаться грязной. Я уже рассказывал об этом?
Можно попробовать просто постучать. Если там кто-то есть, он откроет. Мама...
Мама пришла домой, наверное, это она?
Стук получился очень уж глухим и едва слышным. Что ж поделать, если твои руки растут из не совсем правильного места, и ты до сих пор не повесил в прихожей нормальный человеческий звонок. На стук долго никто не открывал. Я почему-то обиделся, но уходить и не планировал. Рано или поздно кто-то или что-то должно выйти оттуда. Нужно подождать и изредка продолжать стучать. Стучать как можно сильнее.
Но в следующую секунду я вдруг закричал. Даже для себя самого это стало большой неожиданностью. Какие-то ответные звуки почти сразу раздались за моей дверью: наверняка, таинственный незнакомец приблизился к ней с другой стороны.
Да. Приблизился. Я заметил, как замерло чьё-то дыхание совсем близко, как погас едва уловимый в дверном глазке свет, доносившийся из моей комнаты. Он смотрел на меня прямо сейчас, осторожно прислонившись по ту стороны звери. Какое хорошее изобретение - дверной глазок, не находите? Ты видишь, а тебя - нет.
«Открой», - произнес я почти вслух, но так, чтобы не разбудить спящих соседей.
Открой. Открой. Открой.
В следующую секунду свет в глазке появился снова, но я услышал, как что-то тяжелое упало на пол в прихожей. Раздался какой-то глухой стук, а затем протяжный плач; это плакала женщина. Я ничего не понимал, но мне стало очень стыдно за то, что я заставил кого-то плакать. Я просто хотел попасть домой, я никому не желал зла. Просто впустите меня в мой дом, ведь я там живу, у меня нет ключей, а на улице жутко холодно.
Зима же.
Через пару минут плач стал тише, а спустя ещё какое-то время он стих вовсе. Хотя, кажется, женщина просто ушла в другую комнату, так как я всё ещё слышал её то и дело срывающийся в истерику голос. Что происходит?
«Он здесь, мне кажется, я его чувствую» - произнесла женщина сквозь слёзы, и я прислушался к голосу сильнее, навалившись на дверь всем телом. Других голосов в комнате я не слышал, из чего сделал вывод, что женщина разговаривала с кем-то по телефону.
Конечно я здесь, о Боже ж ты мой... Я здесь, открой мне дверь! Я хочу домой!
Но меня не слышали больше. Не слышали или не хотели слышать моих криков и стуков. За дверью продолжался какой-то непонятный для меня разговор.
«Да я знаю ... продолжаться не может, да» - отрывистый женский голос вновь донёсся до моих ушей. Он был ровнее, никакой истерики уже не чувствовалось. «Продавать квартиру».
Продавать квартиру? Постойте, как это продавать квартиру? Я её хозяин, я! Живу здесь!
Я здесь живу...
Вдруг что-то на долю секунды сверкнуло прямо за моей спиной, и я увидел на лестнице между вторым и третьим этажом какую-то женщину. Она была явно преклонного возраста, но на лице её застыла какая-то блаженная улыбка. Увидев женщину, я привстал, отряхнулся и повернулся всем корпусом в её сторону. Минуту мы просто молча смотрели друг на друга, а потом я, наконец, спросил:
"Кто вы? Я не помню вас".
Старушка улыбнулась ещё шире, и в её добрых глазах сверкнул небольшой яркий огонек. Улыбка стала чуть заметнее. Она произнесла:
"Тебе не нужно сюда приходить, мальчик. Она тебя отпустила".
В этот бред я не готов был поверить серьёзно. Кто ещё и кого отпустил? Наверное, я сплю! Только во снах людям снится такая ахинея.
"Да о чём вы вообще? Вы в своём уме, женщина, я живу здесь!". Мой голос сорвался со спокойного до повышенного нервного.
"Ты здесь жил. Давно. А теперь только твоя мама. Тебе действительно приятно довозить её до слёз своими визитами?".
Кажется, этот январский мороз просто ничто по сравнению с тем холодом, что обрушили на меня слова этой странной до потери пульса женщины. Мне кажется, она не говорила мне что-то, она откровенно бредила. Вслух.
"Не приходи сюда больше. У тебя уже давно началась новая жизнь".
"Какая жизнь, уважаемая? Вы вот, например, кто такая? Вы меня даже не знаете!".
"Я тоже здесь жила когда-то. И тоже, наивная, приходила сюда, доставляя своим родственникам кучу проблем. А когда вы с твоей мамой купили эту квартиру, я пришла сюда в последний раз, чтобы попрощаться".
Я стоял как вкопанный, но ноги у меня точно становились ватными. От каждого её произнесённого слова мне хотелось провалиться куда-нибудь, исчезнуть, только бы прекратить выслушивать этот бред.
«Что?..»
«Ты меня не видел и не ощущал моего присутствия, потому что мы не были родственниками и близкими знакомыми» - несмотря ни на что этот проклятый голос продолжал звучать здесь и сейчас, прямо в этом подъезде, в котором почему-то перегорели все лампочки, и сводил меня с ума всё сильнее и сильнее.
«Нет, это...».
«Мальчик, я умерла раньше тебя».

***

Вы никогда не ловили себя на мысли, ложась спать поздней ночью, особенно, когда не очень-то и спится, о том, что нас может ждать после собственной смерти, и как мы на неё отреагируем? Что произойдёт, если наше сердце перестанет биться прямо этой ночью? Предадимся ли мы слепому и бесконечному забвению, получим ли билет в новую жизнь или шанс всё начать сначала? Никто не знает ответа на этот вопрос, но каждому суждено когда-нибудь узнать, и вся соль - как и с чем мы подойдём к этой финальной черте. Всё, что мы когда-либо делали или сделаем в дальнейшем, подведётся к одному-единственному исходу, перешагнёт вместе с нами, но останется жить после нас.
Или не останется? Всё зависит от нас самих.

***

«Нет, это...».
«Мальчик, я умерла раньше тебя...».
...

Я вскочил с постели и осмотрелся. Моя комната, привычно работающий компьютер с выключенным монитором (ну, нормальное дело - торрент же  ночью качал новый сериал), разбросанные на стуле и полу вещи... Всё как обычно.
Моя собака! Она встречает меня, виляя хвостиком, и явно зовёт меня на улицу. А где моя мама?
Я чувствую какие-то приятные звуки, вперемешку с любимым запахом, доносившиеся из кухни: мама хлопочет с самого утра. Да, я не ошибся: это жарятся блинчики.
Я встаю с постели, подбегаю к маме, крепко её обнимаю и целую в щёку:
«Мама, я очень люблю тебя».


07 января 2015 года