О знаках, молитве, добрых делах и молитве во грех

Николай Павлович Кормаков
ВОПРОС. Представляете, иногда в церкви я чувствую "запах смерти" от кого либо из прихожан. Вроде приличный человек стоит и не может так от него пахнуть, однако...
Я услышала по телевидению, что молитва может быть "во грех".
Расскажите, пожалуйста, как это бывает.

ОТВЕТ. Что касается "знаков", которые может получать человек, то следует помнить, что никакое знание (слово), подаваемое Богом, не возвращается к Нему без прибытка. А это значит, что мы должны проявить старание, усердие и разумность в использовании этого знания для служения Господу.

Какой смысл находится в том, что вы вдруг почуяли "запах смерти" от какого-то конкретного человека?
Если это от Духа Святого, то это должно вызвать у вас либо воспоминание о своих собственных грехах, своей немощи и сокрушение о них, либо жаль и сочувствие к этому человеку и желание помолиться о нем, что и реализовать вы должны через конкретное действие (например, просить Господа о прощении своих грехов и решимость впредь так не поступать, или, например, сжалившись над этим человеком, от всего сердца просить Господа о благодати покаяния для этого человека, т.е. - совершить определенный молитвенный труд).
Если же этот "знак" не от Бога (т.е. от вас самих или от дьявола), то вызвать это может у вас чувство особенности, а еще хуже - чувство превозношения над другими, либо чувство неприязни к этому человеку. И то и другое отталкивает благодать Духа Святого.

Святые советуют любой повод (от Бога или нет) использовать, как повод для милосердия (доброго дела), покаяния, молитвы и тому подобных благочестивых дел для прославления Господа. Если повод был от Бога, то действия человека прославят Бога, если повод был от беса, то он тотчас отбежит, не терпя того, что его искус послужил сотворению доброго дела.

Наверное, там, где вы слышали о такой "молитве во грех", объясняли также, что это такое.
Мой светлой памяти духовник, прот.Георгий, всегда, когда я просил его о благословении какого-либо своего начинания (молитвы, поста и т.д.), в первую очередь задавал мне вопрос: "А какая в этом необходимость?". И если я достойно мотивировал это, то давал мне благословение.

Молитва наша должна быть опосредствована необходимостью. Что является для нас необходимостью? Думаю, то, что ведет к жизни и поддерживает ее. А т.к. жизнь, т.е. все, поддерживающее жизнь, подается Господом, то молитва т.о. есть исполнение воли Святого Духа. Это подтверждает и св.Серафим Саровский, говоря, что "лишь по воле Божьей доброе дело человека угодно Богу".

Итак, молитва есть духовно-душевно-телесное усилие человека, содействуемое благодатью Божьей, при общении человека с Богом.

Вам хочется творить добрые дела. Хорошо.
Каким образом человек может творить добрые дела?
1) В первую очередь это делом.
2) Если невозможно делом, то словом.
3) А если невозможно и словом, то молитвой.
Вот такова иерархия добрых дел человека.

А что нам необходимо для жизни? - Исполнение воли Божьей.
Воля Божья открывается нам:
1) через Его законы (телесные, душевные, духовные);
2) через Его Заповеди (Декалог и, например, гл.5 - гл.7 Ев. от Матфея);
3) через Его волю, открывающуюся по обстоятельствам и сердечному чувству, всегда согласному слову Божию.

Есть и общий признак согласия твоего доброго дела воле Святого Духа. Это дело, следующее искреннему сердечному импульсу любви к Иисусу Христу, выражаемое часто через чувства сострадания, сочувствия, сопереживания другому человеку (вспомните слова Спасителя: "что сотворили нуждающимся - Мне сотворили").

Ну а если угодить Богу возможно лишь исполняя волю Божью, то грехом таким образом является то, что воле Божьей противится. И действительно: "грех есть беззаконие (противозаконие)", - утверждает Дух Святой устами ап.Иоанна, а т.к. закон утвержден Богом, то грех есть противление воле Божьей. Поэтому грех это не только ошибка (или как дословно переводят с греческого: "промах по цели"). Грех и ошибка это не одно и то же: грех это всегда ошибка, но не всякая ошибка есть грех (пример: поиски Иисуса Божьей Матерью и св.Иосифом вне храма, когда Он там остался после Пасхи в 12-летнем возрасте, не является грехом, но лишь безгрешной ошибкой).
Также и относительно вреда человеку: грех всегда приносит вред человеку, но не всякий вред является грехом (например, яд вреден для человека, но иногда он спасает его от земной смерти), более того: безвредное неоказание добра человеку является грехом, как и выразил то Дух Святой устами ап.Иакова: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак.4:17).
Грехом можно назвать лишь вред, приносимый человеку в вечности, а это как раз совпадает для человека с нарушением им воли Божьей.

Итак, грех есть противление воле Божьей.

Отначала же грех исходит от дьявола, потому грех т.о. есть следование воли дьявола, воле Божьей противящейся. А значит "молитва во грех" есть молитва, исполняемая с дьяволом. И действительно: "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех" (Пс.108:6-7), - восклицает пророк Давид Духом Святым.
Т.е. молитва человека будет ему во грех, если при этом им управляет бес ("стоит над ним нечестивый"), а он думает, что дело его правое, когда на деле "правость" эта исходит от дьявола (это и значит в библейской символике: "дьявол стоит справа (одесную) его").
Бывает такое, например, когда человек клюет на уловку дьявола, молясь под впечатлением гнева, или разжигаемый похотью, или из чувства тщеславия, или из чувства самонадеянности, т.е. находясь под действием страсти.

Приведу пример. Один человек, увидев фотографию близкой ему родственницы, в окружении трех мужчин, напоказ позирующих, вознегодовал духом: "Сколько можно издеваться над собой и близкими тебе людьми, позоря и себя и родных, напоказ появляясь в компроментирующем виде, да еще и помещая эти фотографии для общего обозрения! Нет это уж слишком!". И он тотчас решил обратиться с молитвой к Господу: "Или дай ей покаяние, или убей ее!", - затем, поймав себя на том, что просить Бога "убить" это неприлично, поправился: "Или даруй ей покаяние, или даруй ей смерть!". Разве можно Самое Любовь просить для кого-то смерти, да еще и без покаяния?! Придя в себя спустя день, он понял, что согрешил, да еще как (!), - в молитве! Слава Богу, что Господь просветил его ум, и не дал ему погрязнуть в гневе! 
"Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Иоан.4:40).
 
Итак, "молитва во грех" есть молитва под наваждением дьявола.

Жаль только, что тут разные действия человека, называются одним и тем же словом: "молитва", т.к. молитвой по-существу (т.е. согласно библейской символике) можно назвать лишь искреннее и непосредственное общение с Богом, в чем да поможет Он нам Сам Своею благодатью.

С любовью ко Господу Иисусу Христу.