День и ночь

Кристина Заяц
          Уже три недели я живу в чужом, невзрачном городе. Время моей командировки затянулось, и я не знаю, сколько это ещё продлится. У меня здесь нет никого, с кем бы я мог поговорить по душам, а мне так этого не хватает. Внутри меня накопилось столько не высказанного, не переосмысленного и рвущегося на волю… Неожиданно я поймал себя на мысли о том, что мне крайне необходим разговор с незнакомым человеком. Я расскажу ему всё и больше никогда его не увижу. Но где найти такого человека? Случай представился сам.

         Я большой любитель посидеть в кафе за чашкой кофе и подумать о жизни. Даже в этом затерянном городе мне полюбилось одно небольшое кафе, куда я приходил ежедневно и подолгу просиживал за столиком у окна. Я с интересом наблюдал за людьми на улице и за посетителями. Иногда это были влюблённые пары, иногда друзья или приятели, случались и деловые встречи. Реже приходили люди без компании, как я. Кто-то довольно быстро покидал заведение, кто-то недолго засиживался, и изредка люди проводили много времени в кафе. Среди посетителей была девушка, которая приходила одна почти каждый день.  Незнакомка садилась за столик у окна, заказывала кофе с десертом, доставала книгу и начинала читать. Глядя на неё становилось понятно, что она получает большое удовольствие. Довольно часто она отрывала глаза от книги, задумчиво смотрела в окно, делала глоток кофе и продолжала читать. Должен признать, что незнакомка была красива, хоть и немного не в моём вкусе. Высокая, стройная со светлыми, пышными вьющимися волосами, выразительными карими глазами. Бросалось в глаза, что девушка ухоженная. Лёгкий макияж, аккуратный маникюр и пьянящие духи. Ещё не без удовольствия я отметил, что у неё пышный бюст и тонкая талия. На ней обычно были джинсы и свитер. Возможно, если б я был в другом настроении, я подумал бы приударить за ней, но только не сейчас. Мне захотелось поговорить именно с ней. Незнакомка не обращала на меня никакого внимания. Недолго думая, я решил поступить банально. Я подозвал официанта, попросил помочь выбрать лучшее вино и преподнести угощение девушке, сказав, что я пожелал остаться не известным. Когда ей принесли вино, она посмотрела на меня и с лёгкой улыбкой кивнула. Я покраснел. Как она угадала, было не понятно, но, пожалуй, мне это было на руку. К моему сожалению, незнакомка сделала пару глотков вина, оставила бокал на столе и начала собираться. Выходя из кафе, она ни разу не взглянула в мою сторону. Возможно, ей не понравилось вино, а быть может я? 

           На следующий день, я с нетерпением ждал конца рабочего времени, чтобы снова  увидеть загадочную незнакомку. Войдя в заведение, я быстро окинул его взглядом, её не было. Я сел за свой любимый столик, заказал кофе и начал ждать. Время тянулось медленно, я начал волноваться, вдруг она не придёт. В помещении было довольно тепло, а за окном – крепкий мороз. Прохожие шли торопливо. Я вспомнил о том, что скоро Новый Год и с грустью подумал о том, что, придётся провести его в этой глуши. Неожиданно я увидел свою незнакомку. Она прошла мимо окна, открыла дверь и вошла в кафе. У неё были румяные от мороза щёки. Войдя, девушка сняла шубу, повесила её и подошла к столику. На ней было серое шерстяное платье, и выглядела она элегантно. Я набрался смелости, встал и подошел к её столику.
- Вы позволите?
Она строго посмотрела на меня, но возражать не стала.
- Пожалуйста.
- Дима, - представился я.
- Диана.
- Очень приятно. Давайте выпьем вина?
- Я бы предпочла кофе.

         Мы заказали по чашке американо и два яблочных штруделя на десерт. После неловкой паузы я произнёс:
- Мы с Вами завсегдатаи этого заведения.
- Да, люблю здесь бывать.
- Я здесь в командировке и мне одиноко. Мне отчаянно хочется с кем-нибудь поговорить. Более того, - с незнакомым человеком, которому я смог бы открыть душу, ничего не тая. Я выбрал Вас. Не знаю почему я решил, что Вы позволите мне это сделать, но я осмелюсь просить Вас поговорить со мною.
- С Вами что-то случилось?
- Да, случилось.
- Можете рассказать, если хотите.

          Я довольно долго молчал, не зная с чего начать, и неожиданно произнёс:
- Вы знаете, жизнь прекрасна и уродлива одновременно. Я говорю Вам это как художник, вернее бывший художник.
- Что Вы подразумеваете?
- Что жизнь многолика, она бывает до того разной, что порою трудно поверить, что и та и другая называется одним словом, и тем не менее это она. И рай, и ад – часть этого мира, этой жизни. Вы понимаете, о чём я говорю?
- Думаю, да. Продолжайте.
- Познав рай, трудно смириться с жизнью в аду. День сменяет ночь, и наоборот. На смену любви порой приходит разочарование, дружбу иногда убивает предательство, здоровье часто забирает болезнь. И всё же я не нахожу слов, чтобы передать силу разницы, которую познал. Простите, я хочу вина. Вы не против, если я закажу себе бокал?
- Нет.
- Не составите мне компанию?
- Нет, я бы выпила ещё чашечку кофе.

         Когда официант принёс напитки, я продолжил.
- Скажите, Вы любите живопись?
- Очень.
- Я расскажу Вам про две картины, возможно, тогда Вам легче будет меня понять. Одна из них – это «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
- Я знаю эту прекрасную картину. Люблю импрессионистов.
- Как хорошо! Художник изобразил восход солнца над морем. Ему удалось передать всю суть и мощь утра, начала дня. Яркое солнце светит, отражаясь в море, дарит надежду и веру. Нежные, сочные краски передают вдохновенное настроение. На эту картину можно смотреть и смотреть, не отрываясь.
- А какая вторая картина?
- «Эффект луны» Эжена Будена. Полная луна взошла над рекой. Раскрыта вся тайна ночи с её законами и правилами. Лунный свет струится и завораживает. От картины трудно оторвать взгляд.
- К сожалению, я не помню её.
- У меня с собой компьютер, я сейчас Вам покажу.

          Я достал ноутбук, нашел картину и показал её Диане. Она долго смотрела, после чего произнесла:
- Мне кажется, я поняла, что Вы хотели сказать про разницу. Эти художники показали, как отличаются друг от друга день и ночь. Один сменяет другого, но между ними пропасть.
- Вы дополнили мои мысли, помогли мне понять самого себя. Интересно, что Эжен Буден был первым учителем Клода Моне.
- Загадочная история. Значит, есть тайная связь между этими полотнами. А теперь расскажите, что с Вами случилось.
- Я родился в семье инженеров. Мы не были богаты, но не были и бедны. С раннего детства я любил рисовать. Родители считали это хорошим увлечением и отдали меня в художественную школу, где я делал большие успехи. Учителя хвалили меня, и маме это льстило. Но когда, в пятнадцать лет я заявил, что хочу, чтобы живопись стала моей профессией, родителей это шокировало. Они были категорически против. Отец утверждал, что это не профессия для мужчины, мама была согласна с ним, они мечтали, чтобы я продолжил их дело. Но я стоял на своём. Долго продолжалась наша борьба. Когда папа понял, что я не отступлюсь, он заявил, что лишит меня материальной поддержки, и я буду содержать себя сам. Наверное, он надеялся, что это заставит меня передумать, но отец ошибся. Я поступил в художественную академию. Поселился я в студенческом общежитии без средств к существованию. Пришлось искать случайные заработки параллельно с учёбой. Я подрабатывал то грузчиком, то официантом, но я рисовал и был счастлив. У меня была мечта, была цель, и я верил в себя. Это были хорошие времена, похожие на картину «Впечатление. Восход солнца».
- Верю Вам. Вы горели творчеством.
- О, да. Я пылал. Вдохновение наполняло меня с избытком. Я делал успехи, но денег мне это не приносило. Я смирился со своей бедностью, живя на случайные заработки. Среди студентов у меня появились друзья. Антон и Никита. Они так же как и я горели творчеством и были бедны. Я чувствовал себя в своей тарелке. Мы часто выезжали на природу и рисовали. Это было так интересно! Каждый из нас старался написать лучше других. Это было хорошим стимулом и давало заметные результаты. Изредка мы посещали вечеринки, которые часто устраивали наши однокурсники. Многие начинающие художники, считали, что это и есть творческая жизнь. Там много пили, курили марихуанну и веселились. Если честно, мне не нравились эти мероприятия, и мы с друзьями почти всегда искали повод, чтобы отказаться от приглашения. Это негативно отражалось на нашей репутации в студенческой среде. Но, ничего не поделаешь, мы хотели чего-то добиться и много работали. Преподаватели  часто выделяли нас и одногруппники считали, что мы зазнаёмся. В моей жизни царила полная гармония, пока я не встретил её.
- Вы влюбились?
- Да. Впервые я увидел Лизу на вечеринке. Это был день рождения Никиты, и она случайно оказалась там.
- Эта девушка тоже художница?
- К сожалению, нет. Она училась в медицинском институте и жила в довольно обеспеченной семье. Вы понимаете, что между нами была пропасть. Но на вечеринке мы об этом не думали. Это была взаимная симпатия. На ней было длинное бархатное платье цвета тёмной вишни. Красивые, длинные волосы волнами спадали на обнаженные плечи и спину. У неё был умопомрачительный взгляд. И когда я впервые встретился с ней глазами, я понял, что пропал. Мне казалось, что она излучает тепло и свет. Я пригласил Лизу на медленный танец и, впервые познал что такое физическое влечение к женщине. Мои руки лежали на её талии, а казалось, что я ещё никогда не был так близок ни с кем. У неё было сладкое дыхание. Слегка приоткрытые губы манили меня, и я едва сдерживался, чтобы не поцеловать их. В тот вечер я немало выпил для храбрости и не отходил от Лизы. В ней было что-то царственное. Осанка, посадка головы и глаза выдавали это качество. От неё исходили волшебные флюиды, и я был готов идти за ней на край света. Когда я предложил проводить её, Лиза не отказалась. Была глубокая ночь, и мы поймали такси. Там, на заднем сидении мы впервые поцеловались. Мне казалось, что я падаю в пропасть блаженства.
- У Вас начался роман?
- Да. Она оставила мне свой телефон, и на следующий день я позвонил. У неё был красивый голос, нежный с лёгкой хрипотцой. Довольно долго я не мог решиться пригласить её на свидание и месяц мы общались только по телефону. Тогда не было мобильных телефонов, я звонил по вечерам и мы говорили часами. Она оказалась великолепной собеседницей.
- Когда же вы встретились?
- Я пригласил её на вечеринку. Там играли на гитаре, и пили дешевое вино. Потом мы пошли гулять. Дело было зимой, стоял мороз, но я был влюблён и пьян, мне было жарко. Мы поехали на Андреевский спуск, поднялись на гору и целовались. Мы начали часто встречаться. В те дни, когда нам не удавалось увидеться, мы разговаривали по телефону. Мне не терпелось пригласить Лизу в гости, но я стеснялся своего облезлого общежития. Однажды, я это сделал. Это было четырнадцатого февраля на День всех влюблённых. Я сказал, что хочу её нарисовать. Лиза согласилась. Моих соседей по комнате не было, мы остались одни. Я предложил гостье вина, включил музыку. Но я не успел достать краски, мы оказались в постели. Я впервые был близок с женщиной. Бездна страсти поглотила нас. Это был целый мир из прикосновений и ярких ощущений. Неожиданно Лиза напомнила мне о том, что я хотел написать её. Я встал с постели и начал рисовать полуобнаженную и счастливую возлюбленную. Она смотрела на меня с теплотой, и явно получала удовольствие. Я был взволнован, и вкладывал все свои эмоции в движения кисти по бумаге. Почти все, кому я показывал свои картины, утверждали, что это моя лучшая работа. Я назвал её «Первая любовь».
- Было бы интересно увидеть её. А что было дальше?
- Рай. Это был настоящий восход солнца. Оно было до того ярким, что слепило глаза. Я был окрылён и с радостью погружался во все тайны взаимной любви. Беззаботное счастье длилось год.
- А что случилось потом?
- Я сделал Лизе предложение. И солнце спряталось за тучи. Между нами состоялся серьёзный разговор. Она объяснила мне, что не хочет жить в бедности, а ничего другого предложить я ей не могу. Давайте я перескажу Вам те слова, которые мы сказали друг другу.
«- Но тебе же нравились мои картины, ты говорила, что я талантлив! – возразил я.
- Да, но это не приносит денег. А они нужны для семейной жизни.
- Дай мне время. Я буду зарабатывать.»

          Она согласилась ждать, я старался изо всех сил. Я рисовал лучше и лучше, но денег это не приносило. Мы начали часто ссориться, наши отношения зашли в тупик. В один страшный день Лиза сказала, что уходит от меня. Я умолял её не делать этого, когда же я понял, что она приняла твёрдое решение, я сказал:
- Я готов на всё ради тебя. Если ты больше не веришь в моё творчество, я всё брошу, поменяю профессию и буду получать стабильный доход. Только скажи, что ты хочешь этого. И я откажусь от любимого дела, от мечты, ради тебя.
- Вот когда встанешь на ноги, тогда и поговорим.

         Лиза ушла. А я вспомнил папины слова, и впервые подумал, что возможно, он был прав. Я пошел к родителям, и рассказал им, что хочу поменять профессию. Они обрадовались, и пообещали помочь. Друзья отговаривали меня, говорили, что я делаю большую ошибку, но я думал только о Лизе. Я должен был её вернуть. Папа устроил меня на работу, помог поступить в строительный институт. Я стал инженером.
- Вы больше не рисовали?
- Нет. Я думал только о деньгах. Я потратил массу сил на то, чтобы сделать карьеру. Прошло довольно много времени, и я достиг своей цели. Купил квартиру, машину, получал хорошую зарплату. Всё это время я думал о Лизе, мечтал, как я приду к ней, расскажу о своих успехах и мы поженимся. Я так долго мечтал об этом. Но в реальности вышло всё иначе. Когда я нашел её, оказалось, что она замужем, у неё дети, и Лиза не собирается оставлять семью. У меня потемнело в глазах, наступила глубокая ночь. Солнечный свет остался в моей памяти. Я начал жить воспоминаниями. Было такое ощущение, что мне обрубили крылья. Я потерял всё. Любимое дело, любимого человека. Жизнь утратила всякий смысл. Я жил по инерции. Спасло творчество, я начал рисовать в свободное время, часто по ночам, так как я начал плохо спать. Живопись дала эффект луны. Вдохновение осветило мою жизнь лунным светом. Это не утро, не день, но и не полная темнота. Печаль сменила радость, глубокое разочарование прокралось в душу. Раньше я стремился рисовать красивое, а теперь – уродливое, мрачное. Вы помните, что я сказал в начале разговора?
- Да, что жизнь прекрасна и уродлива одновременно.
- Это правда. Поверьте мне, Диана.
- А Вы поверьте мне, что на смену ночи приходит день. Наслаждайтесь лунным светом, но помните, что утром взойдёт солнце, и озарит Вашу жизнь. Яркие, сочные краски вновь ворвутся в душу.
- Я буду ждать своего восхода солнца. Я бы хотел отблагодарить Вас, скажите, что я могу для Вас сделать?
- Нарисуйте мой портрет.
- С удовольствием, давно я не рисовал красивых женщин. Я напишу Вас за чашкой кофе, с книгой в руках, загадочную и задумчивую. Какой я увидел Вас впервые.

         Мне удалось передать всё то, что я хотел и портрет получился удачным. Диане он очень понравился, мы назвали его «Незнакомка» и расстались навсегда.