Поиски свободы

Аркадий Костерин
Это старая статья, которую я решил здесь опубликовать, потому что сайт, где она была размещена перестал существовать. Тема, по-моему, неплохая.


   Введение в тему.

   Исходным пунктом и конечной целью моей работы является поиск свободы. Первоначально в окружающем нас материальном мире я её не находил. Мне казалось, что для всякого события можно, в принципе, найти все движущие силы и причины, его породившие. Это означает, что всякое событие является вынужденным. Свободу я ощущал в себе, вернее стремление к ней. Причём понимание внутренней свободы у меня изменялось. Естественно, что в молодости свобода воспринималась как произвол – что хочу, то и делаю. Потом, с возрастом я стал считать, что Маркс прав, и свобода – это «осознанная необходимость». В соответствии с этим, она реализуется как творческий подход к навязываемым мне жизнью задачам. Тогда моим жизненным правилом стала сентенция: «Если ты не можешь делать то, что нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». Поэтому я пытался выразить свободную волю в том, чтобы из нескольких вариантов вынужденных действий выбирать наиболее самостоятельные, творческие и нравственные.
   Если я не знал всех факторов в какой-то ситуации, то выбирал произвольно, наугад, но со временем понял, что руководствуюсь интуицией. Это выявилось  впоследствии, когда стала просматриваться единая целенаправленная линия моей жизни. Тогда я стал видеть оправдание и цель моего существования в том, чтобы по мере возможности понять, что происходит вокруг, уяснить для себя основные принципы мироустройства. Других интересов в деятельной сфере я к тому времени (после 40) уже не имел, а относительность и заведомая неполнота знания меня не отпугивала. Я думал: попытаюсь понять, что успею.
   Тогда я стал уже целенаправленно читать философские книги, ища ответов на свои вопросы. Сперва обратился к буддистской литературе, потом к трудам русских и зарубежных философов. Оказалось, что многие элементы моего миропонимания совпадают с утверждениями видных философов, и это меня  воодушевило. Я стал стремиться к тому, чтобы мои взгляды имели систематический и наиболее общий характер и были бы непротиворечивы. Я понял, что если мне не удаётся согласовать какие-то противоречивые аспекты действительности, то нужно взглянуть на них с более общих позиций, включить их в более обширную систему. Этот метод оказался плодотворным, и мне удалось многое для себя уяснить.
   К этому времени (мне исполнилось 50) изменилось и моё представление о человеческой свободе. Я стал понимать под ней сознательный выбор пути развития. Этот тип свободы кажется мне характерным для сформировавшегося  сознания. Я даже считаю его отличительным признаком такого сознания. Все прочие виды свободы, прочувствованные мной, я не отвергаю, а считаю их пройденными этапами эволюции. Они отчасти принадлежат к животному царству, а отчасти – к этапу линейного механистического мышления.
   В связи с таким эволюционным подходом расширилось мое понимание свободы вообще. Пытаясь найти простейшую ступень в иерархии материальных форм, с которой начинаются проявления свободы, я понял, что не могу это сделать. Там, где нет осознанного выбора, присутствует произвольный. Если нет оснований говорить о произволе, по причине отсутствия признаков сознания у действующих объектов, то можно усмотреть проявление свободы в случайности. Действительно, если во всех реальных процессах присутствует некоторый фактор нестабильности, который делает результат всего лишь вероятным, а не обязательным, то так и хочется приписать этому фактору роль всеобщей закономерности. Этой закономерностью является свобода, проявляющаяся всегда и везде. То есть, я стал трактовать свободу расширительно – как всякую тенденцию, противостоящую жёсткой обусловленности, регулярности и однозначности. Свобода представляется мне также, в виде внутреннего фактора неустойчивости, заставляющего любую систему развиваться для поддержания динамического равновесия. Свобода – это тот фактор, который делает все события в мире неповторимыми и необратимыми.
   Именно так я воспринимаю сейчас окружающую меня действительность. Каждое явление жизни, независимо от его масштаба, уникально и неповторимо. Когда наука говорит об идентичности и повторяемости каких-то явлений, то это результат априорного сужения рамок рассмотрения, оправданного, разумеется, целями систематизации и формализации. То есть, для меня за научным описанием каких-либо явлений всегда просвечивает неявная, уникальная их сторона.
   Надо отдать науке должное. Она попыталась включить компоненту уникальности (т.е. для научного описания – неопределённости) в свой аналитический инструментарий. В этом смысле, прорывом было введение принципов неопределённости и дополнительности в квантовую физику. Впоследствии эти принципы стали применяться во многих других разделах науки, что привело, в конечном счёте к смене самой парадигмы научной работы. В частности, одной из главных её задач стало определение наиболее вероятного хода событий среди других возможных вариантов. Я трактую эти потрясения в научном мире, как подтверждение того, что свобода является сквозным принципом всего сущего.

   Свободные деятели.

   Придя к таким выводам, я стал искать конкретные проявления свободы на разных этапах развивающейся материи. Подчеркну, в этой связи, что эволюция, наряду со свободой, также является основополагающей для меня идеей. По-моему, наличие в мире систем различного рода сложности и наблюдение постоянного развития этих систем не даёт возможности сомневаться в эволюции. Пессимистические выводы из второго закона термодинамики, утверждающие структурную и энергетическую деградацию Вселенной, основаны на представлении о мире, как замкнутой системе. По-моему, Вселенная не является замкнутой системой и выводы эти неверны.(10) Когда же, опровергая эволюцию, говорят о Сотворении мира, как единичном акте, то при этом, по-моему, приписывают Богу человеческие характеристики. Человек, действительно, ползёт по времени от одного мгновения к следующему, как от одного барьера незнания к другому. У Бога, по определению, барьеров незнания нет. Он разом прозревает всю реальность. Для Него Сотворение мира может представлять цельный акт, а мы воспринимаем его как длительное развитие. Однако, не буду отвлекаться от главной темы доказательством существования эволюции – это необъятный вопрос, которым надо заниматься отдельно.
      Дальше – больше. Раз есть свобода, всегда должен присутствовать субъект, её реализующий. Я не имею в виду обязательно личность, на нижних ступенях материальной иерархии субъект предстаёт просто как некий инициирующий действие постоянный фактор. Это проявление духовного аспекта, присущего любому объекту, носит для простых деятелей психоидный характер, т.е. психоподобный.
   Нельзя не сказать в этой связи об одном очень важном условии, позволяющем рассматривать, как целостную систему, всю реальность мироздания – от элементарных частиц, до мегамира и любых проявлений сознания. Этим условием является устранение дуализма, т.е. противопоставления духа и материи, или психического и физического начал. Такое разграничение послужило целям развития науки, но оно имеет границу применения. Невозможно в реальности вычленить и изолировать психические явления от материальных, разве лишь в научных абстракциях Везде и всегда дух с материей выступают слитно и проявляются как информационный и деятельный аспекты всех явлений. Любому духовному и психическому проявлению соответствует физическое событие, потому что никакая информация не может существовать без носителя информации. И наоборот, симметрично, во всяком материальном явлении можно и нужно, по необходимости, видеть духовный, или, по меньшей мере, информационный аспект. (Информация не идентична духовности, но может в бесконечном приближении выражать актуальные стороны духовности.) – Вот какие глобальные выводы заставляет последовательно делать простой факт признания свободы в мире. Но уж, как говорится: взялся за гуж, так не говори, что не дюж!
   Логично связывать развитие психической сферы деятелей с развитием и усложнением их материальной структуры, т.к. обилию и сложности обрабатываемой информации должны соответствовать достаточно сложные и ёмкие носители её. То есть, информационное богатство требует для своего воплощения сложной и совершенной материальной формы. Материальная форма деятелей – это овеществлённый опыт их развития. Причём, здесь под материальным аспектом деятелей я подразумеваю не только вещественные, но также и присущие им полевые структуры.
   Раз уж я начал говорить о деятелях, то надо определить, какие материальные объекты могут соответствовать этому понятию. Это объекты, составленные по иерархическому принципу. Примерами деятелей могут служить элементарные частицы, атомы, а также биологические системы. Признаком иерархического построения является структурированность некоторой группы деятелей, причём в структуре можно выделить центр и периферию Части иерархической системы всегда имеют, если не специфическое назначение, то хотя бы специфическое качество. Если разбить такую систему на части, то они окажутся намного проще по структуре и свойства их будут радикально отличаться от свойств системы. Такое строение системы позволяет рассматривать её как нечто целое, взаимодействующее с окружающим миром, как цельный объект. Возможно, тут читатель спросит: «Но ведь булыжник тоже взаимодействует как монолитный объект. –  Значит он является деятелем?» - Нет, потому что, если булыжник разбить на части, то осколки не обретут каких-то совершенно новых качеств. Булыжник – это не иерархическая система, а в большой степени однородная и регулярная. Это просто механическое сцепление молекул. А вот планету или звезду можно рассматривать как иерархические системы.
   Довольно сложно определить статус молекулы. С одной стороны – это мельчайшая частица, сохраняющая все свойства вещества (наименьший возможный осколок булыжника). И она не похожа на иерархическую систему. С другой стороны – её части действительно имеют специфическое качество. Поэтому я трактую молекулы как равноправные союзы деятелей. Все члены такого союза в равной мере запечатлевают информацию обо всей системе.
   Таким образом, макротела неживой природы не являются деятелями. Они образованы равноправным сцеплением молекул и не имеют иерархической структуры. Они являются, как бы, сквозными носителями информации, но могут быть использованы в вертикальных структурах. Свойства макротел обусловлены свойствами объединённых в них атомов и молекул и суммирующими эти свойства функциями. Взаимодействие этих тел определяется различным положением их в пространстве и различием свойств составляющих их молекул. Эти взаимодействия удовлетворительно описываются классической наукой без привлечения представлений о свободе воли. Но обязательно нужно иметь в виду, что описание это неполное, заключённое в априорно-практические рамки, а для полноты описания взаимодействий обязательно нужно использовать такие атрибуты свободы воли, как вероятность и неопределённость. Это следствие той свободы, которой обладают составляющие макротела деятели.
   Более высокими этапами существования деятелей являются одноклеточные растения и микроорганизмы. Затем следуют растения, представляющие собой добровольные и механические объединения одноклеточных растений. За ними следуют биологические существа (от простейших, до обладающих развитой психикой). И наконец, появляются сознательные существа – люди.

   Реализация свободы.

   Сейчас я расскажу, как представляю себе статистическое выполнение законов природы.  – Значит ли оно необязательность выполнения? Какой смысл тогда имеют законы природы? – Под законом я понимаю некое устойчивое, повторяющееся отношение между деятелями. Статистическое выполнение законов я трактую так, что это отношение проявляется то в большей, то в меньшей степени. Из-за чего так получается? – Из-за того, что деятели изменяются. Причем, изменение это можно отнести к влиянию каких-то внешних факторов, а можно считать и проявлением внутренней жизни деятелей. Последнее замечание соответствует наблюдаемому у деятелей свойству свободы.
   Как уже ранее отмечалось, всякое внутреннее (психическое или психоидное) изменение соответствует материальному процессу. Какому же материальному процессу соответствует внутреннее свободное изменение деятелей? – Обобщённо оценивая, можно заключить: это изменение качественное. То есть, в разные моменты времени деятель обладает разными качествами, или одними и теми же, но разной интенсивности. Такой подход позволяет совместить принцип безусловного соблюдения законов со свободой деятелей.
   Но как оценить качественную изменчивость объектов? Изменчивость пространственной формы оценивается в пространственных измерениях (длине, ширине и высоте). Изменчивость, связанная с продолжительностью существования оценивается с помощью временной шкалы. Аналогично, качественную изменчивость, как характеристику внутреннего развития и внешних воздействий, можно оценивать по шкале качества или в качественном измерении. Тут следует заметить, что все измерения связаны с качественным, потому что длина, ширина, высота и продолжительность – это также качественные характеристики. Поэтому качественное измерение имеет особый, обобщающий характер, и я отвожу ему в описании эволюции мироздания ключевую роль. Это информационное измерение. Но проявление перемещений по оси качества совершенно реально и материально.
   Однако, следует всё же объяснить, почему я отказываюсь рассматривать изменчивость объектов исключительно, как следствие влияния неучтённых внешних факторов, и считаю её собственным их свойством. Объяснить всё скрытыми факторами очень заманчиво – тогда не пришлось бы плодить «лишних сущностей». Однако, по сути, это означало бы отказ от свободы, т.е. от основного постулата моего исследования. – Действительно, если изменяемость это результат воздействия скрытых факторов, то свобода означает всего лишь произвольный выбор в ситуации незнания. А на самом деле властвует детерминизм, жёсткая обусловленность всего и вся. И свобода – это всего лишь утешительная выдумка немощного сознания.
   С другой стороны, я отчётливо понимаю, что абсолютно достоверного доказательства внутренней изменяемости объектов у меня нет, да и вряд ли оно может существовать. В частном аспекте, для квантовой механики, были проведены эксперименты, доказывающие отсутствие скрытых параметров и подтверждающие принцип неопределённости. Опыты эти были успешными, но, по оценке специалистов, не исчерпывающими проблему.(17)
   Должен признать, что для меня свобода деятелей очевидна, вследствие интуиции, или веры – как угодно. Доказать, что свободы нет, невозможно с абсолютной достоверностью, так же, как и обратное. Это задачи одного порядка с доказательством существования Бога.
   Заодно, отвечу и на другой возможный вопрос. Как определить положение макротел на оси качества, если они не являются деятелями? – Полагаю, что это положение определяется качественными показателями составляющих деятелей. То есть макротела существуют, как бы, в диапазоне на оси качества, по которому могут перемещаться составляющие деятели. Макротела не совершают качественных скачков, они просто занимают интервал на качественной оси. Но границы этого интервала, разумеется, статистические, поскольку определяются свободными проявлениями деятелей.
   С другой стороны, положение макротел на качественной оси зависит от контекста их существования или использования. Имеется в виду, что они могут обладать «наведёнными» качествами при участии их в процессах, управляемых деятелями высшего порядка, т.е. биологическими и сознательными. Попросту говоря, высшие деятели активно влияют на материальную среду и используемые ими предметы. Последние, как бы, запечатлевают в себе полевую картину руководящих ими деятелей. Эта тема затрагивалась в моих предыдущих статьях(12,13,14,15). Также на этом вопросе я ещё остановлюсь при рассмотрении полевых аспектов деятелей.

   Свойства свободных деятелей.

   Теперь стоит остановиться на двух фундаментальных свойствах деятелей, которые вытекают из характера окружающей нас реальности. Вещественный мир образован материальными телами, т.е. объектами, существующими в ограниченном объёме, отделёнными друг от друга и окружающей среды. Среда, например, воздух и вода, также состоит из отдельных частиц (молекул), занимающих, хоть и в малых масштабах, но также отдельные области пространства. В то же время, все взаимодействия между материальными объектами сводятся к взаимодействию полей – также материальных, но неограниченных в пространстве. По отношению к информации сущность этих форм материи также различна. Можно сказать, что ограниченные корпускулярные объекты хранят информацию, а поля её переносят. В соответствии с описанными проявлениями, я трактую фундаментальные свойства деятелей. Первое свойство – это стремление к обособлению, к контролю над некоторой областью пространства. Это стремление создаёт все конкретные вещественные формы нашего мира. Второе свойство – стремление к взаимодействию, к объединению. Оно проявляется в полевой ипостаси деятелей. Надо сказать, что две указанные ипостаси неравноценно проявляются на протяжении эволюции деятелей. С совершенствованием деятеля всё меньше проявляется стремление к обособлению и всё больше – к взаимодействию. Поэтому возрастает важность для его воплощения полевой ипостаси и уменьшается относительное значение его вещественного тела.
   Следует не забыть и об общем побудительном мотиве деятелей, который проявляется во всей их деятельности. Я имею в виду стремление к увеличению полноты бытия, подразумевая под этим накопление деятелями информации и расширяющийся обмен ею с другими.
   Если трактовать все процессы, как проявления свободной воли деятелей, то получает приемлемое объяснение свойство самоорганизации материи, которое привлекает в последнее время пристальное внимание учёных. – Это свойство выражает присущее деятелям стремление к взаимодействию и объединению. Во  всяком хаотическом состоянии частиц, всегда имеются флуктуации. Вследствие флуктуаций, хаос в некоторые моменты становится структуроподобным, т.е. приближается к тому или иному аттрактору систематизации. Тогда становится возможным объединение разрозненных деятелей в систему. Вероятно, критерий объединения энергетический: хаос начинает переходить в систему тогда, когда затраты энергии на системообразование* для будущих членов системы становятся меньше некоторой критической величины. То есть аттракторы объединения и развития должны соответствовать некоторым потенциальным лункам или канавкам при наличии морфологического (творящего мир) поля. Так проявляется общая закономерность, состоящая в том, что не все объединения деятелей устойчивы и возможны, есть наиболее предпочтительные.
  Всё сказанное выше состоит в очевидном противоречии с выводами из второго начала термодинамики, в соответствии с которыми все объекты во Вселенной рассеивают энергию и деградируют структурно и информационно. Наблюдение и изучение доступного нам участка мироздания, как будто, подтверждает эти выводы. Однако, мы не можем пока оценить сложность образующихся в процессе эволюции полевых структур и их устойчивость. Я предполагаю, что деятели, эволюционируя, переходят на более эффективный и информационно насыщенный полевой уровень существования, а корпускулярные формы теряют своё значение, распадаются и исчезают, т.е. превращаются в излучение.

   Хочу продолжить тему устойчивости полевых воплощений деятелей. Что тут имеется в виду? – Надо уяснить, что ограниченность существования во времени вещественных воплощений деятелей обусловлена их ограниченностью в пространстве. – Действительно, нельзя уничтожить то, что не имеет границ. Полевая ипостась деятелей проявляется так или иначе в окружающем мире и после исчезновения вещественной ипостаси. И это естественно. Информация принципиально неуничтожима, она запечатлевается в информационной картине Вселенной. Другое дело, может ли эта ипостась играть активную роль? – В какой-то мере, она всегда активна. Например, частица, исчезая, почти всегда не только оставляет информацию о себе в полевой картине мира, но и испускает квант излучения. А вообще, степень сложности и независимости полевых структур деятеля определяется уровнем его развития.
   Независимость, т.е. автономность полевых структур, я понимаю как энергетическую независимость от существования вещественного тела деятеля. Она определяется многоступенчатым, иерархическим строением полей высокоорганизованных деятелей. В основании этой пирамиды располагается вещественное тело деятеля, выполняющего роль энергетической базы. Можно выделить следующие крупные ступени в иерархии полей: а) поля физического уровня; б) биополя; в) поля сознательного уровня. Каждая ступень иерархии распоряжается энергией предшествующих ступеней. Поэтому каждая последующая ступень относительно независимее предыдущих.
   Имея в виду активные возможности полевых воплощений деятелей, можно говорить об их долговечности, и для этого нужно рассмотреть критерий изменяемости. Сперва применим его к вещественным телам. Очевидно, что вещественные формы деятелей относительно слабо изменяемы, статичны, по сравнению с полевыми. Особенно это относится к деятелям, располагающим макротелами, таким как животные или люди. Вещественные их тела способны сохранять свою форму и объём лишь на малом отрезке качественной оси, соответствующем диапазону изменяемости простейших составляющих деятелей. Это естественно, поскольку именно эти корпускулярные деятели являются основой вещественной формы всех одушевлённых и неодушевлённых макротел. Такие простые деятели имеют ограниченный набор взаимодействий и изменений. Поэтому их объединения в наибольшей мере подвержены структурной и информационной деградации с течением времени.
   Полевые ипостаси деятелей намного динамичней, гибче, и вследствие этого обладают большей информационной ёмкостью. Они имеют иерархическое строение, что даёт возможность редукции воздействий от психического и биологического уровней к физическим полям.  Вследствие этого они могут взаимодействовать и с физическими объектами и запоминаться в их полевой структуре (об этом упоминалось в предыдущей главе). Поэтому ресурс их деятельности и изменений намного больше. Они способны гораздо дольше адекватно взаимодействовать с окружающими деятелями. В результате они надолго переживают материальное тело и имеют возможность на протяжении своего существования организовывать для себя много материальных воплощений. Наконец, они могут достичь такой степени автономности, что вообще прекратят цепь телесных перевоплощений и перейдут на сугубо полевой, автотрофный способ существования. Такое предположение о продолжении эволюции высказывал ещё В.И. Вернадский.(4)

   Измерения свободы.

   Ну, а что же свобода, с поиска которой я начал эту работу? Как изменяется она в процессе эволюции деятелей? Есть ли какие-то объективные показатели, характеризующие свободу деятелей? – Постараюсь ниже дать ответ на эти вопросы.
   Ранее я лишь вскользь упомянул о качественной оси, по которой отмечается качественное развитие деятелей. Сейчас нужно развернуть это понятие. – Говоря о качестве, которое откладывается вдоль оси, мы, очевидно, имеем в виду некий обобщённый, абстрактный показатель. Ясно, что этому показателю в реальности соответствует бесконечное количество вариантов соотношений разных качеств. Каждое отдельное качество для конкретного деятеля имеет свой диапазон изменения. Составить какой-то обобщённый показатель для всех качеств данного деятеля и определить его относительно других показателей на качественной оси – непостижимая для ума задача. Можно сказать, что она принадлежит компетенции Господа Бога. Значит ли это, что качественная ось не может послужить нам для определения характеристик деятелей?
   Полагаю, что изучая характер взаимодействий окружающих нас деятелей, мы во многих случаях сможем определить их взаимное относительное качественное положение. Во всяком случае, понятие качественной оси сослужит нам хорошую службу для описания окружающего нас макромира, а также для построения космогонии.
   Для целей систематизации можно ввести понятие о смысловых измерениях деятелей. В общем случае – это контексты взаимодействия деятелей. Для деятелей, находящихся на ступенях вещественного воплощения до биологического этапа, смысловые измерения соответствуют трём пространственным измерениям. Это ступени элементарных частиц, атомов, молекул. Для них время ещё не является контекстом взаимодействия, а выступает в качестве чисто внешней характеристики, отмеряющей продолжительность их существования. Эти деятели неизменяемы от начала до конца своего вещественного воплощения.
   На начальной ступени биологической жизни в вещественном теле, принадлежащем деятелю (например, инфузории) происходит функциональное разделение групп молекул. От координации этих функций зависит эффективность реакций и приспособляемость организма в целом. Координация осуществляется главным системообразующим деятелем этого организма. С целью выживания организм изменяется с ходом времени, т.е. возникает понятие поведения. Поэтому первым вновь приобретённым измерением на биологической ступени является время.
   Дальнейшему развитию биологических деятелей соответствует наращивание их смысловых измерений. Однако, это наращивание происходит уже только для полевой ипостаси деятелей. Вещественная же часть биологических деятелей инерционна и относительно стабильна. Поэтому мерность деятелей в целом, обобщённо, изменяется лишь незначительно. Однако, изменение это, в принципе, может наблюдаться и фиксироваться, что отмечал ещё В.И. Вернадский.(3,4) Он утверждал, что живым объектам соответствует искривлённое пространство-время.
   Я считаю, что наращивание смысловых измерений начиная с биологической ступени происходит в соответствии с увеличением уровней подчинённости во внутренней системе деятеля. Каждому уровню соответствует свой контекст восприятия информации, т.е. взаимодействий. Естественно, что формирование сознания у биологических деятелей также соответствует появлению новых смысловых измерений. Сперва формируется эмоциональная сфера, затем оценочная, т.е. область чувств и, наконец, сфера абстрактного мышления. Таким образом, для людей характеристиками их сознательных измерений являются чувства, образы и мысли. Человек, имея в виду его сознание – многомерное существо. Его свобода, т.е. мерность, намного превосходит 4 измерения, отведённые его телу. Ну а в целом, в реальной жизни человека, уровень  сознательных измерений проявляется как мощный духовный фактор. Он является причиной того, что при одинаковых объективных условиях, совершая одинаковые физические действия, люди получают различные результаты. Этот фактор трудно учитываем, но явно заметен. И в связи с  развитием человека, наращивание новых смысловых измерений у него продолжается. Важнейшим новым достижением человеческого сознания я считаю овладение нравственным смысловым измерением. Это придаёт человеку принципиально новые качества и делает его незаменимым участником сотворения мира.
   Наконец, при очень высоком духовном уровне человека, результаты его действий могут достигаться с кажущимся нарушением причинно-следственных связей, что воспринимается окружающими как чудо. Однако, никакой мистики тут нет, если принимать во внимание сопутствующее развитию духовных измерений искривление пространства-времени, т.е. изменение общей физической мерности деятеля. На самом деле нарушения причинно-следственных связей не происходит, просто некоторые звенья этих связей нами не воспринимаются (и физическими приборами тоже, поскольку они трёхмерны).   
   В заключение этой темы необходимо ещё сказать о массовом эффекте изменения мерности пространства деятелями. Поскольку деятели при взаимодействии формируют общую мерность пространства, то это не может не проявляться в общей картине Вселенной. Я имею в виду, что если очень много деятелей изменили свой обобщённый показатель мерности, то это может привести к расщеплению единого пространства-времени на две Вселенные с разными средними показателями мерности. Естественно, этим разным показателям мерности будут соответствовать различные наборы физических постоянных и несколько другая физика всех процессов. Таким образом, намечается картина общей эволюции Вселенной, для которой характерно последовательное повышение мерности для локальных качественных слоёв бытия.
   В соответствии с вышесказанным предлагаю такую геометрическую интерпретацию качественной оси: качественная ось – это геометрическое место точек, в каждую из которых упакованы все смысловые континуумы деятелей, имеющих данный обобщённый показатель качества.

   Качественные слои и квантовые переходы.

   Итак, я утверждаю, что Вселенная создаётся свободными деятелями, реализующимися в рамках законов природы. Рамки эти различны для различных видов деятелей: есть законы физические, биологические, психические, социальные и т.д. То есть вся ткань бытия образована волевыми актами различных деятелей. Отсюда вытекает, что весь реализуемый мир квантован этими актами, состоит, как бы, из дискретных кусочков. Мы уже говорили, что волевой акт – это всегда перемещение в качественном измерении. А такому перемещению могут соответствовать всевозможные перемещения в пространстве, времени и других измерениях. То есть каждому качественному переходу должен соответствовать полный набор взаимосвязей всех наличных во Вселенной на данный момент деятелей. Следует учесть, что в каждой точке качественной оси могут, теоретически, находиться все деятели, имеющиеся в мире. Таким образом, каждой точке качественной оси соответствует Универсум, в котором фиксированы все возможные, взаимосвязи всех деятелей. Этот Универсум обладает нелокальностью и дальнодействием, он полностью описываем классическими законами.
   Другим точкам качественной оси будут соответствовать другие Универсумы. А переход между точками квантовый, для двух соседних точек он соответствует элементарному волевому импульсу элементарного деятеля.
   Таким образом, наш мир квантован дифференциальными переходами по качественной оси. Всякое материальное взаимодействие, движение и изменение квантовано крошечными (планковского масштаба) качественными переходами. Планковский масштаб времени составляет 10 в-42 сек. Но каждому качественному состоянию соответствует свой континуум – всё пространство Вселенной, всё её прошлое и будущее. Это прошлое и будущее немного отличаются в каждой точке качественной оси. Хорошую геометрическую модель описываемого мироустройства может дать введение четвёртого пространственного измерения. Действительно, если представить ось качества, как четвёртое пространственное измерение, то вдоль неё может быть отложено сколько угодно трёхмерных пространств Вселенной. А пояснить существование своего времени в каждой точке качественной оси можно, если представить, что временная ось перпендикулярна оси качества. Тогда, действительно, каждому квантовому переходу к другой точке качественной оси будет соответствовать новая временная координата, направленная от прошлого к будущему.
   Всё сказанное вовсе не означает, что все деятели обречены на черепашьи микропереходы по оси качества. Нет, величина их квантовых скачков зависит от их уровня развития, сложности и материальности, т.е. от измерений их свободы. Разумеется, моменты фиксации сознания человека расположены неизмеримо реже, чем дифференциальные переходы элементарных деятелей. Более того, деятель, воплотившийся в сознание может совершать гигантские квантовые скачки по оси качества.  Человеческое сознание способно отправляться в любое мыслимое им пространство и время. И это всё реальные перемещения сознающих деятелей в высших измерениях свободы.
   Теперь, несколько слов о качественных слоях бытия. Собственно, представление о различных качественных слоях бытия вытекает из описанного в предыдущей главе эффекта расщепления единого пространства Вселенной на слои с разной мерностью. Если мерность слоёв разная, то они имеют отличающиеся значения физических констант и другую физику всех процессов. Напомню, что физические постоянные, вообще, являются характеристиками данного пространства-времени. Другой важной особенностью слоёв бытия является то, что они занимают разные отрезки качественной оси. Это следствие того, что каждое пространство-время формируется деятелями с характерными, относительно близкими показателями качества.
   Итак, можно обобщить изложенное. Качественным слоем бытия я называю материальную Вселенную, существующую на некотором отрезке качественной оси. В пределах этого отрезка обеспечивается устойчивое существование материи и статистическое выполнение физических законов на основе стабильных  физических постоянных. Причиной образования новых качественных слоёв бытия является относительно низкая изменяемость вещественной компоненты мира. Материальные предметы имеют относительно узкий диапазон качественных изменений, в котором они адекватны самим себе. Для продолжения изменений, естественно, требуются другие физические законы, основанные на других физических константах.
   Сколько слоёв бытия может существовать – трудно сказать. Ясно только, что вещественная компонента деятелей перейти в другой слой не может. А полевая составляющая может, при определённых условиях, перейти между слоями и переходит, т.к. существует качественное единство Вселенной и сквозной процесс эволюции.
   Попробуем теперь представить, какая качественная картина складывается внутри качественного слоя, а конкретно – в человеческом сообществе. Здесь, как уже говорилось, деятели с близкими показателями качества организуют локальное пространство-время взаимодействия. Большое количество таких родственных деятелей способно образовать своеобразный патерн локальной мерности (и локального качества) в ткани бытия. Такой патерн существует относительно автономно, по своим собственным психическим и социальным законам. В каждом из качественных патернов принята своя логика действий, обусловленная индивидуальным соотношением и взаимосвязью духовного и материального аспектов событий. Различие выполнения биологических законов в разных патернах значительно меньше, хотя, может быть, и его можно проследить. Различия в физических законах, конечно, трудноуловимы, как неуловимо, пока, искривление пространства-времени в результате функционирования деятелей.
   Вся ткань бытия образована переплетением патернов с различными показателями качества. Вероятно, можно установить их соответствие понятию, введённому П. Сорокиным: «страты».(20) То есть, человеческий мир – это переплетение разнокачественных миров, объединённых в рамках действительной для данного слоя бытия физической реальности.
   Со своей стороны, каждый патерн однокачественной (родственной) реальности образован переплетением индивидуальных человеческих представлений и действий. Каждый человек обладает уникальным миропониманием и, соответственно, единственными реакциями.
   Ну, вот, пожалуй, вкратце и всё, что я хотел на сегодня рассказать о своих поисках свободы. Собираюсь, с Божьей помощью, продолжить начатое и не сомневаюсь, что многое из изложенного здесь приобретёт другой вид или будет пересмотрено. Приглашаю к дискуссии, всех, кто заинтересовался данным материалом.

Август – октябрь 2002г. Нюрнберг


Рекомендуемая литература.

1. Акчурин И.А. Концептуальные основания новой топологической физики. Сборник: Философские проблемы физики элементарных частиц. Институт философии РАН. Москва 1994г. www.philosophy.ru
2. Ахундов М.Д. Баженов Л.Б. Эволюция Вселенной, причинность и нелинейность. Сборник: Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г. www.philosophy.ru
3. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. Москва 1975 Академиздат.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва 1988 Наука
5. Гейзенберг В. Физика и философия. Воспоминания. Москва 1989 Прогресс
6. Гроф С. Холотропное сознание. Москва 2002 Изд. К. Кравчука
7. Дубровский В.Н. Новая концепция пространства-времени на планковских масштабах расстояний. Сборник: Философские проблемы физики элементарных частиц. Институт философии РАН. Москва 1994г. www.philosophy.ru
8. Дубровский В.Н. Молчанов Ю.Б. Самоорганизация пространства-времени в процессе эволюции Вселенной. Сборник: Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г. www.philosophy.ru
9. Илларионов С.В. Манчур Е.А. Принципы симметрии в физике элементарных частиц.  Сборник: Философские проблемы физики элементарных частиц. Институт философии РАН. Москва 1994г. www.philosophy.ru
10. КазютинскийВ.В. Термодинамический парадокс в космогонии: новый взгляд. Сборник: Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г.
11. Кобзарёв И.Ю. Присутствуем ли мы при кризисе базисной программы парадигмы современной физики. Сборник: Философские проблемы физики элементарных частиц. Институт философии РАН. Москва 1994г. www.philosophy.ru
12. Костерин А.М. Вселенная как ЭПР система. www.kosterin.fromru.com
13. Костерин А.М. Измерения свободы. www.kosterin.fromru.com
14. Костерин А.М. О машинном сознании, метафизике и идолах. www.kosterin.fromru.com
15. Костерин А.М. Новый взгляд на мир. www.kosterin.fromru.com
16. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс
17. Молчанов Ю.Б. Современные аспекты проблематики ЭПР парадокса. Сборник: Философские проблемы физики элементарных частиц. Институт философии РАН. Москва 1994г www.philosophy.ru
18. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. Москва 1993 Прогресс
19. Налимов В.В. Осознающая себя Вселенная. Сборник: Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г.
20. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. Москва 1992 Политиздат.
21. Сачков Ю.В. Случайность в научной картине Вселенной. Сборник:  Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г. www.philosophy.ru
22. Серов И. Общий курс BIP. Т.1,2,3. AIRES. www.aires.spb.ru
23. Франк С.Л. Реальность и человек. Москва 1997 Прогресс
24. Цицин Ф.А. Астрономическая картина мира: новые аспекты. Сборник:  Астрономия и современная картина мира. Институт философии РАН. Москва 1996г. www.philosophy.ru

Сноски.

 *) Если уж речь зашла о затратах энергии на самоорганизацию деятелей, то самое время задаться вопросом: откуда, вообще, берётся эта энергия? Современные физические и космогонические теории, описывающие возникновение Вселенной, отвечают: из ничего. Общее количество энергии во Вселенной приблизительно равно 0. В частности, теория суперструн описывает творящее мир суперструнное поле, которое черпает свою энергию из суперструнного вакуума. В этом контексте деятели соответствуют суперструнам, которые являются возбуждениями (модами) суперструнного поля. В свою очередь, элементарные частицы соответствуют возбуждённым состояниям суперструн, т.е. деятелей. И все дальнейшие эволюции деятелей соответствуют  структурным преобразованиям изначального суперструнного поля. То есть, весь мир, вся материя и энергия возникают буквально из ничего.(7,8)