С Рождеством Христовым!

Галина Николаевна Николаева
        Дорогие читатели, поздравляю вас с РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
        «ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!» - несется над Вселенной, -
        «ХРИСТОС С НЕБЕС, ВСТРЕЧАЙТЕ!» - весь мир воспевает славу ТВОРЦА.
        Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют ТОГО, ЧЬЯ ЛЮБОВЬ НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ.
        Пусть всегда пребывают с вами главные ценности нашей жизни: ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ВЕРА.

        В эту священную ночь радуются небо и земля. Радуемся сегодня и мы, христиане, совершая  Великий и священный праздник пришествия в мир Сына Божия. Ликуем и радуемся, что в эту Рождественскую и спасительную ночь для всего мира и для человека пришло искупление. Ибо для нас и нашего ради спасения на эту плачевную земную юдоль приходит Спаситель мира. Приходит для того, чтобы разрушить преграду между тварью и Творцом, положенную грехопадением, и даровать обновленному человечеству Вечную жизнь и радость Богообщения. Сын Божий стал Человеком, чтобы человек мог стать сыном Божиим. В Своем воплощении Бог отдает миру Самого Себя безраздельно и без остатка. В этом проявляется акт высочайшей Любви, которая не ищет своего, но ради другого жертвует собою.

        «Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися».

         Так мы поём в одном из песнопений рождественских. И сегодня сердце наше переполняется этими песнопениями, потому что мы вспоминаем молитвенно и переживаем в глубинах нашего существа ту ночь, когда родился Христос, ту ночь в Вифлееме, когда Мария взяла на руки Богомладенца и когда пришли поклониться Ему сначала пастухи, а потом премудрые маги, с Востока волхвы.
         Это событие, Рождество Христово, оно прошло для мира, где царствовал в это время император Август, абсолютно незамеченным. Ни один хронист, ни один историк не отметил это событие в своих книгах в те времена. Но никакое другое событие так не перевернуло ход истории, как Рождество Христово.
      
         Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

         В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк.2).

         Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».
         Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф.2,11).(см.http://www.proza.ru/2013/01/02/1481)

         Вот таким «тихим и незаметным стало пришествие в мир Спасителя. В пещере для скота, в яслях для корма животных лежит Христос, повитый пеленами.
         Где величие? Где торжественная встреча Того, Кто является «чаянием языков», т.е. упованием, надеждой народов, всего человечества?
         "Величие тайны воплощения Бога, - отвечает священник Максим Шиткин, - не нуждается во внешней грандиозности. Сегодня высочайшая слава Божия явлена в Его великом смирении, Его умалении до человека, до пеленок, до слабости младенца.   
         «Христос раждается – славите!» Слава Божия не нуждается в поклонниках, от наших славословий она не возрастает. Наш слабый ум не в силах вместить, осознать величие происходящего в полноте, но мы сами нуждаемся в том, чтобы хоть отчасти понять, что сделал для нас Бог, для чего Он воплотился, как нужен нам этот Младенец, лежащий в яслях.

         Святитель Феофан Затворник говорит, что наша радость или отсутствие ее в праздник Рождества Христова – пробный камень нашего отношения к Богу. Радоваться о Рождении Христа мы должны так, как радуются погибающие о своем неожиданном спасении. Вывод из слов святителя такой: если нас сегодня не наполняет радость, значит, мы еще не поняли, что значит для нас Христос, от чего Он пришел нас спасти. Значит, мы еще не восприняли родившегося Христа в своем сердце, оно не чувствует Божией милости, как не чувствует и своей погибели.
         Это состояние иначе называется смертью души: когда человек не чувствует, болен он или здоров? – только когда он мертв. Если же ты понимаешь, не умом только, но в самой глубине души чувствуешь, что ты грешник, и грехи твои тяжкие – радуйся, грешник, веселись о воплощении Бога-Слова, потому что сегодня родился твой единственный Врач, чтобы исцелить тебя от греховных язв, воскресить погибающую душу твою!

         Незаметно пришел Христос на землю: Он открылся только ищущим Его. Незаметен Он и сегодня, потому что кто ищет Его? Кто увидел свою духовную болезнь? Кто отдаст себя в руки Небесного Врача? Спала земля в Рождественскую ночь – спит и сегодня смертным сном, и только страшные потрясения пробуждают некоторых, чтобы они огляделись и ужаснулись своей погибели.
         Что мешает нам жить спокойно и радостно, предаваясь всем земным утехам? Когда мертва душа, беспокоит только одно – тело. Оно болеет, оно стареет, оно может умереть. Что-то можно исправить лекарствами, но только на время.
         Что делать, когда уже и сами органы тела не в силах выполнять своего назначения, когда не помогает лечение и они выходят из строя? Нужен донор. Если заражена кровь – нужен донор с чистой кровью, останавливается сердце – нужно новое сердце. Где взять? Хотелось бы все заменить, все обновить – люди с надеждой смотрят в будущее, ждут клонированных доноров, искусственных людей. Но кто клонирует нам новую душу, чтобы заменить эту – безнадежно больную?

         Что увидим мы, если внутрь себя заглянем? От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, не очищенные и не обвязанные и не смягченные елеем (Ис.1,6), – таково состояние наше, изображенное пророком Исаией. Кто заменит наше сердце? Об этом просил царь Давид, говоря: "Сердце чисто созижди (т.е. создай заново) во мне, Боже". Он же просил: "Приклони небеса Твои и сойди" (Пс.143,5), и Господь исполняет это: наклоняет небо и сходит на землю, становится Человеком. Не переставая быть Богом, становится во всем, как я человеком, кроме греха. Стал единственным здоровым Человеком, новым Адамом, чтобы всего меня обновить Собой.

         Старое уже не исправить – необходимо все новое. Если я воспринимаю Христа как своего Спасителя – в сердце своем, и с верою прошу исцелить – Он становится моим духовным донором. Он всего Себя дал мне, чтобы всего меня – от головы до ног – исцелить Собою, сделать меня новым человеком.
         "Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис.9,6) – Сын Божий дан нам! Дан нам в полноте. Мы без страха сгореть подходим к Богу, потому что Он скрыл Свой огонь Божества под естеством человеческим. В крещении Он одевает нас в Себя: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3,27). Он дает нам Свое Тело и Кровь в Причастии, и наше сердце оживляется живительными токами благодати – подобно тому, как донор дает свою кровь больному, только в духовном смысле. Мы легко очищаемся в покаянии, потому что в соединении с Ним, чистым, не уживаются наши грехи.

         Как Он врачует! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда рану лечит обычный врач, часто на теле остаются следы от раны – рубцы, а когда Господь исцеляет душу, то никаких рубцов и следов не остается – человек получает полное, совершенное исцеление. Вот зачем пришел Христос – всего Себя дать нам, обновить Собою человека, совершенно исцелить нас от наших греховных язв. Для этого Он лежит сегодня в яслях скотских, терпит младенчество, холод, нужду в чьей-то помощи. Он умалился до Человека – ради нас.
         Дай нам, Господи, почувствовать милость Твою к нам, дай нам осознать, какую полноту спасения, исцеления Ты даруешь нам, хоть мы недостойные и грешные – и мы будем славить Тебя во веки веков!»
 
         «Когда родился Господь, - говорит в  Рождественскую  ночь протоиерей Сергий Правдолюбов, - никто не знал, Кто это, — только лишь несколько человек знали: Пречистая Дева Мария, Иосиф и несколько пастухов, которые воспели песнь вместе с Ангелами.
         А другие пребывали в совершенно полном спокойствии. Никакой массовости, стадионности, никто никому громко не объявлял, а Господь этого никак и не хотел, «Тайно родился еси в вертепе, — поется в песнопении, — но небо Тя всем проповеда якоже уста, звезду предлагая», то есть с л о в а м и небо проповедало (Тропарь пророчества, гл. 6, Навечерия Праздника).
         Кто родился? Не просто добрый и светлый человек, не пророк и не другой из вождей или основателей новых религий — БОГ пришел на землю. ТВОРЕЦ мира пришел, воплотился на земле от Пречистой Девы. И Он был в самом простом рабьем виде, то есть как раб. И, когда Он жил на земле, никто не думал и не знал, что это Сын Божий, Господь Иисус Христос, единосущный Отцу.
         
         Никто никогда не говорил таких слов, какие Он сказал. Ученики поверили в это, и много раз убеждались, что это совершенно не обычный человек, и не просто человек, а Богочеловек. А Он не превозносился над людьми: пришел в самое обычное житие, в самой простой семье Иосифа, в которой было много своих детей, и в самых трудных условиях жил до тридцати лет. 
         Потом Он вышел на проповедь и такие слова говорил, которые никто из простых людей до сих пор сказать не может. «Я и Отец одно есть, — сказал Господь Иисус Христос» (Ин.10,30). «Видеший Меня — видел Отца Моего» (Ин 14, 9). Он — Бог, Сын Божий, Богочеловек на земле. И мы верим в это совсем не потому, что мы до этого своим умом дошли, у нас есть Евангелие, то есть книги, записанные ближайшими учениками, Священное Писание, написанное евангелистами по вдохновению Духом Святым. Мы открываем его и со страхом читаем, ужасаемся, трепещем. И Слово Божие действует на нас, Оно оживляет нас, говорит истину о Боге и о всех людях.

         Господь никогда не превозносился и никого не заставлял в Себя верить насильно. Он сказал ученикам: «Не хотите ли вы отойти? — Нет, — сказал апостол Петр, — Ты имеешь глаголы Вечной Жизни» (Ин.6,68).
         «Как нам молиться?» — спросили ученики Господа, и Он сказал страшные слова, к которым мы привыкли и не обращаем на них внимания. Он не сказал: «Отец Мой, который Меня послал», — Он сказал: «Отец наш». Он Себя не выделил из всех людей, Он уравнял Себя со всеми людьми, взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф.8,17).
         Он назвал Апостолов друзьями Своими, открыто и четко сказал: «Вы — друзья Мои» (Ин. 15,15). Почему? Потому что всё, что слышал Я от Отца Моего, я сказал вам. Ничего не утаил, всё сказано в Евангелии. Вы будете читать, вдохновляться, радоваться и дышать благодатью Божией, которая к вам идет. «Отец наш», и «вы — Мои друзья»… Он больше того сказал: "Кто слушает слово Мое и исполняет его, тот Мне брат и сестра и даже матерь" (Мф.12,50). Как поразительно, как страшно!

         И все Его слова получили подтверждение, когда распяли Его на кресте, Он умер и был погребен в пещере, и на третий день воскрес. Всё было сделано для того, чтобы показать и доказать людям, что это было совершенно необычное явление: пещеру затворили большим камнем, наложили печать и стражу поставили. Не как в мавзолее, уж там-то никто не воскреснет. 
         А здесь воины стояли, сторожили, чтобы никто не нарушил печати, и никто не украл тела. И Господь воскрес, пройдя сквозь Свои пелены, пройдя сквозь каменную пещеру. Воскрес и сказал: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,19). И люди, потрясенные, ужасающиеся, воспевали и воспевают из века в век, из каждого поколения в каждое поколение Его страшное Воскресение.

         Вы стоите здесь и скучаете, а я ощущаю всей своей душой, как вам тяжело, как вам трудно. И думаю — если бы вы знали хоть немножко: вот поют на клиросе песнопение такого гениального поэта и музыканта — Иоанна-монаха или Германа, или Андрея Критского, — эти песнопения они как мозаикой сложили, каждый в свое поколение, в свое время, ярчайшее свидетельство о вере — любовь и творческий могущественный взлет, какие мало у кого бывают на земле из поэтов и музыкантов. А почему же это так трудно и тяжело слушать? Да потому, что это никак нельзя перевести на наш бытовой язык! Не получается никак: пробовали, пробовали — не получается! Мы слушаем и думаем — «Как прекрасно!» — а вам тяжело, и очень тяжело.
       Но уверяю вас — то, что вы пришли ночью, нарушили свой комфорт, покинули свои мягкие постели и всякие другие удобные условия, стоите здесь и даже мучаетесь — это всё даром не проходит, ибо Господь и Бог наш Иисус Христос родился на земле, и Он приветствует каждого из нас. Он относится к вам гораздо лучше, чем вы сами к себе относитесь. Он любит вас и никогда ни перед кем не превозносится.

         Он пришел к Своим. Он нас к Себе присоединил и присоединяет. Он делает нас участниками, причастниками Своей Божественной природы. Мы уже не просто люди, ходящие вертикально, а мы причастники Его естества… (2Пет.1,4). Это страшно себе представить! Это то, что Он сделал, — неописуемо. Это надо пережить, поверить, почувствовать Его слова.
         Если бы люди продумали это, пусть без всякой сердечной чистоты, просто своей головой продумали, как некоторые астрономы и физики продумывают устройство вселенной, — то в храм невозможно было бы войти, всё было бы заполнено вокруг, все дома были бы пустые в эту ночь! Потому что это невозможно, такого никак не может быть, — а это произошло.
         Бог соединился с человеком! И мы получаем причастие Вечной Жизни здесь, в наших храмах русских, древних и новых. Мы приобщаемся к Божеству, мы становимся вечными, мы не умрем и не будем лежать всегда в земле. Земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3,10), — а мы не сгорим, воскреснем, как Он обещал!

         Я удивляюсь, всю жизнь думаю и не могу понять: почему люди маленький отрезок своей жизни считают законченным целым, почему они говорят: «Смерть оборвала его жизнь, и он покинул нас»? Какие-то странные слова, что «он ушел от нас». Куда он ушел? Люди не хотят думать о том, что будет после смерти, а Господь говорит: вот что будет.
         И если бы мы это поняли, хотя бы умом, если бы сердцем приняли, то мы не говорили бы о земном, не тосковали о трудностях жизни, — мы говорили бы только о вечности, ибо смерть — это последствие греха человеческого. Господь пришел и спас всех нас от вечной смерти. Да, придется полежать в земле, ничего не сделаешь, сами виноваты, мы так нагрешили. Но вечность Господь нам вернул, возвратил Своим Воскресением. И написано в богослужебном указании на праздник Рождества — «три дня Пасха», мы ощущаем эту связь Рождества и Воскресения, лежание во гробе и победное торжество Воскресения в этот момент, когда мы вспоминаем вертеп и лежащего там Богомладенца Господа Иисуса Христа.

         У меня нет возможности вам передать и выразить всю силу Божественного устроения всех-всех-всех нас. Надо только помнить, что Бог никого насильно к Себе не тащит. Не верите — не идите, не хотите — не надо. А те, кто верит, кто любит Бога — приобщайтесь к вечности, радуйтесь и благодарите: мы не просто люди, которые быстро свою жизнь прожили и быстро исчезли, а те, которые воскреснут и будут жить вечно.
         Читайте слова Господа в Евангелии, учитесь, размышляйте, ответственно размышляйте, не отвлекайтесь на земные мелочи, углубитесь внутрь, и вы поймете, как вокруг всё зыбко и временно. Никакая земная слава не сравнится с Божественной жизнью, дарованной нам по причастию Господом Иисусом Христом.

         Все, кто сейчас уйдут домой, — их много, и я все равно на вас благословение Божие призываю за то, что вы пришли в храм. А те, кто выстоит дальнейшую службу, — сейчас после шестопсалмия будем мы петь «Хвалите имя Господне» и стоять с зажженными свечами, пропоем величание, и дальше идут такие слова, такие молитвы, о которых я только что говорил, что это высочайшее достижение поэзии и музыки древнего мира во все две тысячи лет. И мы поучаствуем, кто сможет, и дальше, до самого конца службы, для того, чтобы на Литургии причаститься Святых Христовых Таин, присоединиться к Господу нашему, в этот день родившемуся на земле.
        Пожалуйста, будьте внимательнее к своей жизни, читайте, испытывайте, размышляйте, ответственно отнеситесь ко времени, которое нам Бог дал, чтобы в жизни получить ответ на постоянные жгучие вопросы, от которых люди отворачиваются и уходят, и не хотят продумывать до конца смысл своей жизни и общение с Богом.
        Всех вас приветствую с Рождеством Христовым и благодарю за то, что пришли в храм молиться вместе с нами.
        Храни вас всех, Господь, в эту Рождественскую ночь и в этот светоносный Рождественский день! Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием — всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь! »
         
         «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.2:14).

         Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом ангелов на земле при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское.
         Но где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским?
         Как будто сегодня, а не сто лет назад, святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей рождественской проповеди дает нам ответ:
         «В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» – то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира.
         Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, цель и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь.
         В последующие времена было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец – жену и детей, дети – родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство – всё было поругано и попрано. И в самом Иерусалиме была мерзость запустения.

         И в наши времена потрясаются общества и царства, продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития семейного, гражданского и религиозного.
         Злодейство простирает святотатственную руку на помазанников Божиих, которым Самим Богом вручены народы. Изверги хотят на священном прахе их водворить безверие, разрушить государство, семью и закон под видом равенства и братства.
         Где же мир на земле, возвещенный ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесенная ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? В мире его нет: мир весь во зле лежит, – сказал апостол (1Ин.5:19).
         
         Вот тайна, воспетая ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарен мир сначала в малом избранном стаде – в Церкви Его, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати или Церкви Его, распространившейся по всей земле.
         Да, братья, на земле основано Господом целое царство мира Божия, – царство вечное, всемирное, благоустроенное, с законами, уставами, таинствами, с порядком служения, правилами жизни, отношениями взаимными. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца.
         Правда, Церковь Божия на земле всегда была под крестом, всегда гонима, озлобляема, но тем не менее она всегда обладала внутренним, благодатным миром, даже среди величайших гонений, потому что в ней всегда был и будет Бог, избавляющий ее от всех бедствий, по слову Своему, что врата адова не одолеют ей (Мф.16:18).
         И потому всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира сего нарушить не могут, если он сам своей волей не вступит снова на путь беззакония и греха.

         Поэтому если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, Господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с царством Господа, или с Церковью Его святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. А в случае их нарушения – немедленно исправляться, после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий.
         Члены государства, исповедующие христианскую веру, должны быть добрыми, честными и искренне преданными членами Церкви. Нарушение этого союза между Церковью и государством или его гражданами, пренебрежение верою, заповедями и Евангелием порождают безверие и всякие беспорядки в обществе, всякие пороки, повергают общества в нравственное или политическое бессилие, лишают его благословения небесного.

         Наше Отечество, великая Россия, всегда была в тесном союзе с Церковью, и только в этом союзе она возросла, окрепла и взошла на высокую степень могущества и славы. Дай Бог, чтобы этот союз государства с Церковью – с этим царством мира – и впредь продолжался непрерывно! Тогда Россия всегда будет царством мира, и на ней будет почивать благословение Божие. Тогда никакая крамола в России не будет страшна, потому что не найдет нигде ни места, ни приюта.
         Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение! Аминь»
         «Да просветит Воплотившийся Христос Спаситель всех нас светом Божественного разума, да утвердит веру нашу. Пусть эта вера будет нашей силой во всяких жизненных испытаниях. Пусть она и впредь будет нашей звездой на пути к Богу - от земли, этой юдоли плачевной, до светлых сияющих вершин вечной радости и жизни с Богом в Царствии Небесном. Аминь»

         "Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе".
         
         Тропарь, глас 4-й
         Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.
Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!

         Кондак, глас 3-й
         Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
         Дева сегодня рождает Высшего сущности и земля приносит пещеру Неприступному; ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездою; ибо ради нас родился юный Отрок, Превечный Бог.

         Величание
         Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

         Задостойник, глас 1-й
         Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.
         Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

                СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ РОЖДЕСТВУ ТВОЕМУ!

       
         


         Составлено по материалам выступлений святого праведного Иоанна Кронштадтского, священников Сергия Правдолюбова, Максима Шиткина, Валерия Захарова.
http://www.pravoslavie.ru/put/2011.htm
http://www.zavet.ru/kalendar/rx-001pr.htm
http://palomnic.org/oh/prazdnik/grand
/rogdestvo/propoved/
http://kadilo.info/propovedi/134-propoved
-na-rozhdestvo-khristovo.html
http://www.pravoslavie.ru/put/2773.htm