Озеро Таир

Валерий Таиров
*** из цикла «Рассказ в стихах или в прозе о своей картине».

Недавно получил отзыв на своё стихотворение, где у меня поинтересовался один из авторов сайта – бывал ли я когда-нибудь на озере Таир? А я даже и не знал о таком озере с названием, созвучным моей фамилии. Про Таиров переулок (по фамилии владельца дома в Петербурге Луки Гавриловича Таирова) возле Сенной площади - знал. Про Таирово – район в Одессе - знал. О российском актёре и режиссёре Александре Яковлевиче Таирове, о советском авиаконструкторе Всеволоде Константиновиче Таирове, погибшем в 1941 году, и многих других людях с фамилией Таиров мне было известно. А об озере Таир и не слышал до этого.
Оказалось, что к югу в 42 километрах от Йошкар-Олы находится красивейшее озеро Таир. Название озера, как уверяют многие справочники и публикации, произошло от марийского Ото ер ("ото" - роща, "ер" - озеро). В середине озера - небольшой островок, на котором растет роща - "ото".
  Есть и другая версия пермско-марийское название: "Та" (озеро) + "ер" (озеро); "озеро+озеро".
И третья версия от тюркского слова - имени Таир. Возникла даже легенда, по-своему объясняющая происхождение этого названия: "Старец с мальчиком после долгого пути остановились на берегу озера отдохнуть, умыться и напиться. Отдохнув, поблагодарили озеро: "Тау, ер!" ("Спасибо, озеро!"). Отсюда и название озера Таир".
Что ж, спасибо и от меня, - также владельца фамилии Таиров, - озеру Таир за замечательное словообразование! Теперь я мечтаю поехать в отпуск к этому озеру Таир и посмотреть на его красоты, которые удалось увидеть на фотографиях людей, там побывавших. По фотографиям написал в технике «холст, масло» пейзаж «Озеро Таир». А вот и рассказ в стихах об этой своей картине (картина на рис. над стихотворением):

Таир - озеро

Хотелось повидать мне целый Мир!
Технически, жаль, это – невозможно.
Начну с простого: озеро Таир
Я посещу, а на душе тревожно –

Красивый остров есть там, говорят,
В названии знакомое мне что-то...
Я обойду деревья все подряд,
Всё озеро вокруг пройти охота!

Нет, это озеро, конечно, не моё
(Фамилия с названьем очень близко),
Там вольно птица певчая поёт,
Там ловят рыбу без большого риска.

Василий - прадед, дед мой – Тимофей, -
Быть может, там они когда-то жили?
Я ж в Питере страдаю от идей,
Задач, которые уже давно решили...

...Там жил простой, влюблённый в лес народ,
Монахи – в позабытую - ту по`ру,
На озере зимою шли на лёд,
Бросая землю за провинность в прорубь...
 
Вот так в легенде остров и возник,
На нём деревья выросли - всех манят.
Хочу увидеть остров, хоть на миг!
(Таиров едет на Таир: есть в плане...)

Такое путешествие как мёд –
Осточертела в городе квартира!
Таиров вокруг озера пройдёт,
И озеро поймёт: прошёл...Таиров!

...Возьму с собой этюдник на ремне
И нарисую озеро и остров -
Поеду в осень, летом, по весне,
Ведь с фото рисовать Таир не просто!

                Валерий Владимирович Таиров 


* хочется приехать и увидеть, не изменилось ли Таир-озеро по сравнению с фотографиями.
** - картина «Озеро Таир» - своя, написана с фото (холст, масло)

*** - может быть, кто-то из прочитавших добавит несколько строк про картину?