Паприка Тинто Брасса. Размышления по поводу

Вадим Элефантов
Под конец девяностых по НТВ частенько гоняли фильмы Тинто Брасса. Постепенно я стал узнавать  творческую манеру этого итальянского режиссера, пристрастился к его фильмам. И как-то вышло, что когда мой друган Вавилон уходил в запой, он начинал продавать видеокассеты из своей обширнейшей коллекции (где-то в 1996 году у него уже было их свыше тысячи). Довольно-таки дешево он мне пытался сбывать панк-роковые видео. Я не хотел брать видеокассеты вообще, но уж очень упрашивал друг-алкоголик, соблазняя дешевизной. К тому же  мне совершенно неинтересно, смотреть как с кассеты на кассету словно на пружинках однообразно  скачет на маленькой сцене простенького клуба Уатти из «Эксплойтед» или какой-нибудь другой представитель панк-андеграунда.   Пытался Вавилон мне продавать видеокассеты с порно. Но я не особый поклонник такого «кино», а самое главное – все эти кассеты куда-то «уходили». Позже я с удивлением узнал, что это не только у меня друзья такие развратные. На самом деле порноиндустрия имеет огромные, многомиллиардные  прибыли, а  порно-ролики -  самый популярный контент в интернете! Как,  оказывается, я плохо знал людей… В итоге мы нашли с Вавилон компромисс – он мне стал продавать во время своих запоев кассеты с фильмами Тинто Брасса.

    Поначалу я помню больше всего у него любил «Калигулу»(1979), который считается самым лучшим его фильмом. И это был первый фильм Брасса, увидел я его в гостях у подруги несколько лет назад. Обратил внимание, запомнил название, но не режиссера этого замечательный фильм о жестоком, коварном и порочном  римском императоре Калигуле.  Вещь действительно страшная и мрачная, не то что банальные голливудские «фильмы «ужасов»». В «Калигуле» нет ни капли мистики и фантастики, но именно этим он и страшен – предельным  натурализмом. Но, как ни странно на первый взгляд,  именно примером  этого крайне откровенного фильма можно  опровергнуть обвинения Брасса в порнографизме. Здесь особенно заметно, что секс - не самоцель, а часть художественного метода; вызывающая  натуралистичность - как проявление четкого реализма.  Хочется провести параллель с великим,  и несомненно, еще более жутком фильмом  его соотечественника П. Пазолини "Сало, или 120 дней Содома". Да и вспомним самого автора романа, по которому снят фильм Пазолини маркиза де Сада. Мир книг де Сада - это мир в первую очередь насилия, а вовсе не секса.
По поводу этого фильма я всегда вспоминаю одну вещь: мы, русские, всегда были большими сторонниками шатаний из крайности  в крайность. Этому тьма доказательств в нашей истории. Экстремизм у нас в крови, недаром, когда у нас заводят разговор  об экстремистах, почти всегда экстремистами оказываются русские националисты, а не представители иных революционных и радикальных идеологий, таких, как  скажем, коммунистическая или анархистская. В частности, за просмотр "Калигулы" в советские времена можно было попасть на Колыму – фильм был запрещен и  признан порнографическим. Однако в новогодние торжества 2000 года произошло то, что невозможно представить даже и в нынешней чопорной путинской России: государственный канал РТР продемонстрировал без купюр самый  скандальный фильм Брасса.

    Но этот фильм резко выделяется на фоне остального творчества Мастера. Брасс – спец по эротической комедии,  это его любимый жанр. Но надо отметить, что и в жанре эротики Брасс снял фильм «Салон Китти» (1976), рассказывающий про бордель времен нацистской Германии, используемый гестаповцами в целях слежки.
В центре эротических комедий Брасса, как правило, героиня – жизнерадостная и чрезвычайно любвеобильная дамочка лет так двадцати пяти или постарше. Согласно опросам, именно в 28 лет  женщины бывают  наиболее довольны своей жизнью. Я бы так сказал: эротические комедии Брасса – великодушное восхищение женщиной и воспевание Эроса, страстной любви. Ну, и конечно, юмор, порождающий атмосферу  непринужденности и игривости в его фильмах. Маньеризм  появился на родине Брасса, в Италии – и режиссер продолжает его традиции. Все не так уж серьезно, не нужно быть слишком серьезными в этом мире. Игра, игра… Хотя, я читал, что кое-кто из критиков считает произведения Брасса  «интеллектуальным» кино(?).  К такому выводу можно прийти ну разве что после просмотра имбецильных творений Голливуда…   
Но со временем некогда любимый «Калигула»  приелся  и моим любимым фильмом Тинто Брасса стала лента «Паприка» (1991) - по сути дела фильм про стремительную  карьеру обычной симпатичной девчонки из «случайной» проститутки в шикарную великосветскую даму. Но этот фильм не только воспевает древнейшую женскую профессию,   показаны и неприглядные  стороны бизнеса в сфере секс-услуг;  жизнь путан показаны без прикрас. Но и без сгущения красок.  Реализм всегда был  неотъемлемой частью творческого метода Брасса. В конце фильма героиня становится графиней, и все благодаря своей Pussy. (Вспоминается книга «Счастливая проститутка» Ксавьеры Холландер). Кульминация фильма – шикарная   молодая  графиня приезжает в свой первый бордель и устраивает праздник любви для всех  посетителей: «Сегодня бесплатно даю всем!»

    Для Маэстро Брасса женщины не просто объект вожделения, а источник смелых новаций и идей: «Женщины обладают необузданно сильным желанием ухода в мир фантазий и поиска новых эмоций... Женщины чувственны и постоянно ощущают призыв желания".

    У многих может сложиться мнение, что Брасс - завзятый феминист. Но не все так просто. Это высказывание режиссера может вызвать бешенство  не только самых упоротых феминисток: "Ум женщин, интеллект, духовную наполненность – всё это можно найти на попке, если её окинуть внимательным профессиональным взглядом».
 
      Одно из моих любимых мест в «Паприке». Сцена лесбийского соблазнение 18-летней Паприки другой проституткой.
Совсем недавно Паприка по совету своего любовника пришла на работу в дом терпимости и показала чудесные результаты. Мужики в восторге от новенькой, на красавицу отличный спрос, мадам подсчитывает барыши, и сама начинающая проститутка тоже не обижена финансами. В конце трудовой смены еще непривыкшей к подобной работе  Паприке  стало плохо. Хорошенькая рыжая шлюшка  помогает девушке лечь, прогоняет всех остальных и меряет ей температуру, вставив градусник во влагалище.  Вынимает из влагалища градусник, и говорит, что  ничего страшного.

      Начинает делать Паприке массаж. Та млеет.
- Это так расслабляет… И мне это нравится.
– Ложись и  усни, пусть тебе приснится прекрасный сон.
Потихоньку начинает не просто делать массаж, а ласкать тело Паприки. Та откровенничает:
- Я закрываю глаза, и у меня перед глазами члены летают.
- Именно поэтому девушки   занимаются любовью друг с другом. Это дает освобождение.
- Да, но мне это не нравится.
- От этого забываешь все гадости, что случались за день!
Ласки становятся все более откровенными. 
- Что ты делаешь? Я не лесбиянка!
Рыжая бестия решительно скидывает одежду с Паприки:
- Зато я лесбиянка!
Говорит зачарованно: 
- …Боже, какая у тебя красивая пипка!
Раздвигает ей ноги и начинает работать языком.
- Нет, Джина, подожди! – не смотря на недомогание, Паприка отчаянно пытается сопротивляться, но куда там!
…Оргазм…
Уставшие девушки лежат вместе.
- Джина, я больше не вижу летающих членов, я вижу плывущие облака. Я вижу летящие облака. Дождь смыл с меня всю грязь, я обновилась... я лечу! Боже, как хорошо!

      В дальнейшем эта девушка становится верной подругой Паприки – и отнюдь не в интимном смысле. Восхождение Паприки к социальным вершинам связано с мужчинами. Есть и любовь, которая проходит через весь фильм – опять-таки неподражаемый провокационный юмор Мастера! – к первому партнеру из первого борделя. 

       В этом   весь Тинто Брасс. Его философия. Чувственное наслаждение превыше всего, в том числе и морали, и сексуальных табу, и навязанных обществом норм.  Оно – сама жизнь, ее торжество и смысл. Ему нет альтернативы. Клин клином вышибается, так и здесь. Если его мало, оно приелось или  доставляет не  радость, а страдания  – всего-навсего расширь свою сексуальность, открой в себе что-то новое. Все, что мы не делали, должно увеличивать количество любви в этом мире.