Чем живёт душа?

Нелли Мельникова
Сокращённый вариант финала книги «Годы» для конкурса («Душа-странница»)

ДИАЛОГ с ЧИТАТЕЛЕМ
За годы (с 1999 года, когда стала Лауреатом третьей премии конкурса-викторины «Ай да Пушкин!» в Москве) я провела множество бесед и творческих вечеров для самой разной аудитории: школы, сузы, вузы, библиотеки, музеи, центры здоровья, ТV… Темой бесед первого постконкурсного года был в основном рассказ о самой викторине, её организации, людях, в ней участвовавших, о тематике и значении таких крупных  мероприятий.
Творческие вечера, коих было ШЕСТЬ, последовавшие после этого – тематики достаточно широкой:
 1.Болдинская осень.
2. Лики и сУдьбы (Чайковский – Апухтин).
3.Интересные встречи на журналистских тропах.
4.Все уйдем – не все погасят свет.
5. «Как многое вместили годы!» (презентация книги, 2002 год).
6. «Время, пером сохранённое» (презентация книги, 2008 год).
Вечера проходили в Музее искусств, Центральной городской библиотеке, малом зале Спецмузшколы. Аудитория – интеллигенция, студенчество, читающая публика города и весей.
Почти всякий раз вторая половина вечера превращалась в  «Вечер вопросов и ответов», в своеобразный диалог со слушателем.
Вопросов бывало много, среди которых весьма интересные и серьёзные. Ответить на все не получалось – не хватало времени. Они лежали, копились, и вот появилась возможность и желание ответить хотя бы на часть из них.
К сожалению, авторы многих остались анонимными, а иные ушли в мир иной.
Но проблемы, затронутые в этих вопросах, кажутся мне важными и знаАчимыми. Поэтому хотя бы на часть из них в обобщённом виде попытаюсь ответить и высказать свою точку зрения на те, или иные проблемы бытия, более ДУХОВНОГО, нежели физического.

1.Что Вам интересно в людях и что Вы в них не приемлете?
 Поскольку я человек немного пишущий, мне интересно в людях всё, даже их недостатки и пороки. Интересно, откуда и как они возникли, как влияют на жизнь человека.
 Интересен человек  в целом

. Но это, так сказать, в творческом плане. А в жизни, в быту, в общении мне интересны люди, прежде всего, порядочные (а в этот термин я вкладываю очень много: умение держать слово, обязательность, совестливость, преданность, неспособность в корыстных или личных целях пойти на обман, ложь, предательство и.т.д.), умные, но не с озлобленным холодным умом нигилиста; чуткие, деликатные, с чувством такта; ироничные без сарказма, с тонким чувством юмора; рукастые и головастые – генераторы идей; добрые, но не добренькие…
СкаАжете, таких не бывает!
Что верно, то верно. Такое сочетание, такой набор качеств – явление редкостное.
Пусть будет хотя бы часть из них – уже хорошо. И пусть будет всегдашнее желание учиться, познавать, совершенствоваться.
Мой друг должен быть человеком, на которого можно положиться, которому можно доверять, от которого можно чему-нибудь научиться, или который хочет научиться от тебя. Человек с двойной моралью никогда не будет пользоваться моей симпатией. И ещё… Есть такое свойство – биологическая или психологическая несовместимость. Хоть и очень редко, но я встречалась с таким явлением. От таких людей интуитивно в любой момент ждешь подлости, подвоха. От подобных экземпляров у меня поднимается давление, вероятно потому, что всё время приходится быть начеку.
Игорь Губерман, хоть и с долей иронии и патетики, сказал о людях разного замеса очень точно:
На людях часто отпечатаны
Истоки, давшие им вырасти.
Есть люди, пламенем зачатые,
А есть – рожденные от сырости.

 2.Были ли в Вашей жизни моменты, за которые Вам сегодня стыдно или, скажем так, неудобно?
 - Безусловно.
    «Бросьте камень в неё (грешницу), сказал Христос, кто безгрешен!»
Камнепада не случилось.
Из детства помню некоторые шалости. Читать и писать начала в четыре года, а вот рисование не давалось; хоть пиши под рисунком: «это слон, а не собака». А у одного мальчика (мы с ним рисовали и лепили за одним столиком) всё это здорово получалось. Так я подменила тетрадки, поменяв суперобложки. Поступок был, естественно, обнаружен, озвучен, но о наказании я ничего не помню. Видимо воспитательница сочла это достаточным уроком на всю оставшуюся жизнь. И не ошиблась.
 Только то; моё, что сотворено собственным мозгом и горбом – так было, так есть, так будет до конца дней.
Во взрослой жизни я особо глобально-грешных поступков не совершала. Бог миловал.
 3. Что беспокоит (если беспокоит) Вас в тенденциях современной культуры?

Опрощение культуры. Из-за того, что культура в загоне, упал вкус к подлинной культуре. А так как все учреждения культуры вынуждены продавать то, что пользуется спросом, то предложение должно соответствовать вкусам, хотя бы в бОльшей своей части. Потому сегодня живем на экологической свалке культуры, когда рождаются такие анекдоты:
 - Слушай, кто такие  Моцарт, Шопен, Чайковский?
 - А… это те парни, которые пишут музыку для наших мобильников.
Где-то прочла: Рим погиб из-за того, что певцы стали только развлекать, а должны воспитывать, обогащать душу и облагораживать нравы.
Фраза, конечно, метафорична, но в сущности своей верна.
Даже в среде тех, кому по должности полагалось бы совершенствовать культуру (и это очень печально), считают, например, низкопробную попсу вполне приемлемой. Мол, народ понимает. Да, понимает и, к сожалению, большинство понимает именно и ТОЛЬКО это. Помните великолепный и очень поучительный фильм Данелии «Кин-дза-дза»? Как там объяснялись? «Ку»? «Ку-ку»!
Может и нам с ними по пути?
Общество движется к упрощенчеству в области культуры, морали, духовности. Это ущербно и, в конце концов, пагубно влияет и на иные, более материальные стороны жизни
Что сегодня осложняет нашу жизнь?    С чем воюем?
С коррупцией, терроризмом, убийствами, воровством, разбоем, пьянством, наркоманией…  Если обобщить – с низкой нравственностью и культурой.
Понятия: порядочность, честность, совестливость, справедливость, уважение к старшим и вообще  - к личности – забыты, всё отдано взамен на деньги.
Справедливости ради, скажем: есть понимание духовной убогости общества, есть попытки исправления, но… выросло поколение, и не одно, духовно убогих, и это в разы усложняет задачу: ПЕРЕвоспитывать всегда труднее, чем начинать с чистого листа.

4.Что для Вас есть искусство?

 - Во-первых: возможность общения без шлагбаумов.
Во-вторых: ИСКУССТВО ПИТАЕТ ДУШУ, без него она медленно, но верно чахнет и, в конце концов, умирает.
В-третьих: искусство помогает поддерживать в обществе нужные нравственные нормы.
Есть, ещё,  в-четвёртых,  в-пятых, и так до бесконечности.
И, наконец, ЧЕЛОВЕК, ЗНАЮЩИЙ ДОРОГУ К РОДНИКУ, НЕ БУДЕТ ПИТЬ ИЗ ЛУЖИ.
 Умение понимать и общаться с искусством – это огромная радость, наслаждение и удовольствие. Без общения с искусством происходит распад личности.
 
5.Если бы Вам предложили надолго покинуть планету, что бы Вы взяли с собой?
 - Поэзию Пушкина, музыку Чайковского, мудрость и юмор Омара Хайяма, фотографии близких, обрамлённую лесом ленту Убы и запахи Земной природы.


6.Как Вы относитесь к понятию «Жизнь»?

Иногда мне кажется, а порою я просто уверенна, что прожила не свою жизнь.
Моя, она совсем иная, на другом уровне, в другом окружении, с нормальной, не «выщербленной» лестницей вверх. Возможно, также не лишённая проблем, но иных, не таких приземлённых и лобовых, как «выжить», «выстоять»,  «состояться». Однако, случившийся в «программе» сбой перевёл моё движение на другую орбиту, полную физических и нравственных страданий, незаслуженных обид и унижений.
На этой «другой» орбите абсолютно всё: развитие физическое и духовное, образование, нормальные человеческие отношения, любовь и дружба и даже сама жизнь доставались только с боем. Любое проявление  не то что таланта, даже намёка на способности душились и замалчивались, не получая возможностей для нормального развития.
Всё, всё приходило с опозданием (кроме вынужденного раннего взросления): образование, семья, нормальные материальные и бытовые условия…
И всё же я не ропщу. На той светлой, без порогов, орбите выстоять и состояться не составило бы особого труда. Я же должна была идти сквозь тернии, преодолевая сопротивление без конца и края. Я вынуждена была  научиться терпеть,  постоянно искать выхода из тупиков и лабиринтов, глотать обиды или вовсе их не замечать. Всю жизнь я упорно училась (и продолжаю это делать) и в помыслах, и в делах быть чистоплотной, внимательно слушать и говорить с каждым на его уровне. Удавалось ли?
Знает Бог.
 Льщу себя надеждой: возможно, что-то сделать удалось, однако и не обольщаюсь чувством собственной знАчимости.
 Жизнь заставила овладеть великим даром прощения, руководствуясь мудростью: «ПОДАРИ СЕБЕ РАДОСТЬ ПРОЩЕНИЕМ ОБИД».
 Я поняла, что отдавать - великое счастье, удовольствие и удовлетворение, ибо, «всё, что не отдано – потеряно» и глубоко прочувствовала, что любовь и дружба – это великий и постоянный труд души. Я научилась мыслить нестандартно и, слава Богу, умею передать эти мысли словом, умею пренебречь невниманием, неискренностью, забвением, замалчиванием, предательством (хотя тут есть нюанс: я не подставлю вторую щеку).
К полной зрелости духовной и профессиональной пришла довольно поздно, опять же из-за виражей моей жизненной орбиты, то и дело уводивших меня  с главного пути на «дозаправку», но зрелость – замечательный период, когда твердо знаешь ЧТО надо сделать и КАК, и сил для свершения ещё достаточно. Это дарило неповторимые минуты счастья и ощущения состоявшейся судьбы. Состоявшейся  вопреки  серьёзно  сдвинувшейся  жизненной орбите.


Жизнь – это подарок судьбы, Всевышнего. Принять его следует с радостью. Все перипетии переносить стойко, не озлобляясь, используя все шансы, даруемые судьбой. Делать как можно больше Добра. А ещё правильнее сказать – не делать зла и уйти в назначенный час, не хлопая дверью. Жизненные силы должны поддерживаться ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и ЛЮБОВЬЮ.
Не верь, что жизнь исчерпана сполна,
Пока хоть капля малая на донце.
Ведь капля малая – она
Легко вмещает и луну и солнце.
                (9.871)