Фактор времени

Александр Дубровский 2
Стоит только попристальнее
вглядеться в настоящее,
будущее вдруг выступит само собой.
(Гоголь Н. В.)

          Время – единственный фатально невозобновляемый ресурс во Вселенной. Фактор времени часто играет злую шутку с человеком, особенно если он возомнил себя вершителем судеб мира.
         Когда то люди верили, что их судьбой рулят исключительно Боги, затем Боги стали умирать, так как в них переставали верить. Людей стало неизмеримо больше, а Богов стало несопоставимо меньше. В результате Богов на всех стало не хватать, особенно если учесть утверждение теологов, что на самом деле существует только один «Единый Бог». И всё бы ничего, в конце концов каждый волен решать сам – верить или не верить. Главное, чтобы верили те, кому положено и своей верой заряжали своих граждан.
Если «вершитель судеб мира» перестаёт верить в Бога, для него предметом веры становится Время: он перестаёт работать ради будущего (своей страны, народа, человечества), а начинает суетиться «здесь и сейчас», создавая иллюзию творения настоящего. Между тем, давно известно, что есть только прошлое и будущее, настоящее же – лишь мгновенный переход одного в другое и оставляет след в истории только в образе прошлого. Следовательно, остаётся только один фундаментальный принцип: работать ради будущего, ибо прошлое уже не изменить.
В этом смысле всё, что происходит вокруг Украины и внутри неё, есть свидетельство абсолютизации фактора времени при одновременном отступлении от веры в Бога. Торопливость, с которой страна погрузилась в братоубийственную войну, свидетельствует о том, что потенциал безверия накапливался не одно десятилетие и спонтанно вышел за разумные границы, приобретая по ходу черты разрушительного хаоса. Между тем, если абстрагироваться от морально-этических оценок,   создаётся стойкое ощущение, что хаос наступает исключительно вследствие погружения мира в поголовное безверие. Вдруг оказалось, что самая главная человеческая ценность – право жить «здесь и сейчас», а завтра «хоть трава не расти».
Я считаю, что происходящие в мире глобальные процессы всегда необходимо рассматривать через призму веры / безверия, акцентируя своё внимание на то, какие ценности проповедуют и продвигают руководители государств, и в первую очередь, крупных мировых держав: если руководитель считает, что его главной заботой является благополучие граждан, как своих, так и чужих, то ему нечего делать у руля своей страны. Даже если при этом он демонстративно декларирует свою безусловную веру в Бога.
Со времён сотворения мира люди создавали государства и терпели своих правителей только потому, что:
1.           Правители в первую очередь решали сложные геополитические проблемы во благо своей страны,
2.           Заботились о своих гражданах, что всегда было важно, но вторично.
Только такая последовательность всегда обеспечивала работу на будущее, сплачивая граждан для достижения больших целей. Все остальные конструкции – это квазиобразования, они нежизнеспособны и подлежат со временем либо неизбежному краху, либо своевременному демонтажу. Можно ухитриться и поставить телегу впереди лошади, но это, как минимум, не удобно и чревато крушением, так как сильно уменьшает зону обзора.
Когда-то Земля была большая, поэтому все, кого не устраивала такая парадигма, всегда вольны были покинуть пределы своей страны, королевства, княжества, царства. Остававшиеся составляли костяк страны, способной противостоять любым внешним врагам. Так формировались русские княжества, где князья выбирались только единогласно, а все, кто был против, легко перемещались за его пределы – либо в соседние княжества, либо вообще в дальнюю заграницу. В этом смысле, когда началась княжеская междоусобица, а в самих княжествах перестали чтить законы Вече, на их место неизбежно пришло царство. Царь – идеальная форма правления от Бога. Такая конструкция власти, имея свои недостатки, тем не менее, максимально нацелена на решение геополитических задач государства под триединым знаменем «За Веру, Царя и Отечество». Победить извне эту конструкцию невозможно. Изнутри – отдельный разговор.
Сегодня миру навязывается американская формула власти, декларирующая примат прав личности и которая на поверку чрезвычайно сложна, запутана и неустойчива. Пресловутый баланс ветвей власти – исключительно искусственная конструкция, когда власть сидит одновременно на трёх стульях, а как давно известно - даже на двух стульях усидеть долго не удавалось никому. Относительная продолжительность жизни Америки объясняется просто: за триста лет на это квазиобразование всерьёз никто не покушался. Находясь в относительной безопасности, Америка продавала свой образ жизни в качестве эталона, зарабатывала на этом, и при этом даже не подозревала, что рухнувшие башни-близнецы, атакованные внешней силой, начнут обратный отсчёт в ускоренном темпе. Барак Обама отчаянно пытается остановить падение, но ему это не подвластно, слишком неустойчива и сложна конструкция, слишком силён эффект «домино», слишком инертны ветви власти, каждая из которых самостоятельна и решает свои узкие задачи здесь и сейчас. Аналогичные процессы происходят и в Европе, когда ни одно предвыборное обещание современный западный политик, являющийся по сути временщиком, выполнить принципиально не в силах. Кроме, пожалуй, таких:
- ликвидировать свободу слова,
- установить полицейскую диктатуру,
- лишить народ всех льгот, пособий и прочих материальных благ. И т.д.
Впрочем, именно этим они и занимаются, не имея никаких других возможностей противостоять неизбежному краху своих квазисистем. Совершенно очевидно: Запад торопится найти внешние ресурсы для продления своей жизни, так как уже не в силах демонтировать свою парадигму, основанную на преимуществе прав личности над государством и обществом. Украина, не имея долгой истории, оказалась лишь инструментом, призванным стать тараном, способным проломить и распылить русский мир на атомы. Фактор времени становится решающим и уже не важно, что настоящий источник террора сконцентрировался во властных структурах большой страны: ради достижения сиюминутной цели можно закрыть глаза даже на угрозу геноцида, что всегда считалось самым тяжким преступлением, не имеющим срока давности. Бога ведь всё равно нет, есть лишь конечное Время, за которым – неизбежный крах и отодвинуть который может помочь тот же терроризм. Главное грамотно развесить нужные таблички: ливийские и сирийские террористы – это борцы за демократию и только до тех пор, пока они не перешли, например, границу Ирака, даже если это одни и те же люди.
В России же, обладающей долгой исторической памятью, угроза терроризма закономерно привела к укреплению власти с согласия народа, делегировавшему право демонтажа уродливой конструкции, навязанной извне. Рано или поздно, на смену придёт политическая система, соответствующая исторической ментальности русского народа, способного к максимальной мобилизации лишь под триединым знаменем: «За Веру, Царя и Отечество». Так же, как наши отцы и деды, в большинстве своём, кстати, крещёные, побеждали под модифицированным знаменем «За Родину, за Сталина, за Коммунизм». Меняются времена и идеологии, на смену одним людям приходят другие, но только вера в Бога – или она есть, или её нет. И только от наличия или отсутствия Бога в душе зависит – работает человек на будущее или на себя.
Такова, на мой взгляд, геополитическая мозаика современного мира, обусловленная человеческими слабостями, страстями и стремлением жить здесь и сейчас, что входит в прямое противоречие с божественными заповедями.