Год рождения-1947-й

Нина Радостная
     Январские,  свободные от серьёзных хлопот, вечера. И не диво, что именно в тихий спокойный вечер возникает желание поделиться воспоминаниями. Посмотрите одно из них, что записала я только что.
 
  Часть1.
    "2015 год. Могли ли мы предположить в прошлом веке,как войдём в такой далёкий от нас год. Вспомнила годы горького, тяжёлого, послевоенного  детства. Родилась я в семье второй. Старшим был брат.  Мой год рождения - голодный, тяжёлый 1947-й. Жили мы в городе, в областном центре. Через три года  у нас появится ещё сестрёнка. Старшие нянчились с младшими, родители постоянно были на работе. Мы, дети, изучали городские  парки, речки, завалы вместе с компанией в 7-8 человек. Возраст всех  был примерно одинаковый. В детсад не ходили, в школу ещё тоже.
    Помню, как хотелось есть. Единственное, что мы могли себе позволить, сделать тюрю. Так называлось кушанье из кусочков  хлеба, которые заливали водой и немного солили. Огорода около дома не было, поэтому что-либо вырастить из овощей мы не могли.
     Иногда кто-то из ребятишек попадал в непредвиденные ситуации.Удивительно, но оставались живы.
   Наш папа работал на стройке. В тот день они ремонтировали крышу  железнодорожного вокзала. А мы, именно в это время, решили внимательно рассмотреть, какой он, поезд  и что такое железная дорога. Недалеко стоял паровоз. Интересно, а что за ним? И мы  не задумываясь стали переползать под вагонами на другую сторону, подальше от вокзала. В это время паровоз загудел и рабочие, что были на крыше ужаснулись. Они увидели перелезающих через пути детей и дым над паровозом. Через минуту он может тронуться в путь. Кто-то из них узнал своих ребятишек. Что делать? Все мужчины подняли громкий крик. Люди, что находились на привокзальной территории, успели предупредить машиниста.
    Всё обошлось. Не помню, как после этого вёл себя папа. Не было жёсткого наказания. Но пока мы жили в городе, на железной дороге не были  больше ни разу. Паровоза не видели и не слышали. До сих пор волнует меня вопрос, как мог отец влиять на наше поведение, не наказывая. В углу мы не стояли, вицей нас не хлестали. Но запомнили крепко мы слово "Нельзя" и уже больше не позволили ослушаться.

 Когда  уезжали из города совсем, отец спросил:
 -На чём поедем? Выбирай.
Мне очень хотелось посмотреть, уже повзрослевшей, на железную дорогу, на паровоз. Я ответила:
-Только поездом, папа! Мне очень хочется!
Папа разрешил и дорога в наш дом, где мы потом стали жить, была радостной".

часть2.

    Помню серую промозглую осень 1955 года. Папа вынужден был уехать на родину. Мы остались с мамой в городе. И надо же такому произойти, её положили в больницу. Предстояла срочная операция. В один из дней, я, как старшая сестра, уже первоклассница,  решила сходить в больницу, проведать маму. Дома, с трёхмесячной сестричкой остались старший десятилетний брат и младшая пятилетняя сестрёнка.
  Страха не было. Мне казалось, что город я хорошо знаю. Но темнота наступила за окном довольно быстро.
 - Что ж, дочка, надо идти домой. Не близко ведь. Только как вот одна - то попадать будешь?
Рядом в коридоре разговаривали мужчина с женщиной. Муж  пришёл проведать супругу. Мама догадалась, попросила его проводить  меня  до  остановки. Мужчина спросил название моей  конечной остановки,  сказал:
- Ну, чего, мамы лечИтесь, поправляйтесь. Мы поедем по домам.
     До первого автобуса добрались быстро. На следующей остановке мужчина пересадил меня на  другой автобус, наказал пассажиру - попутчику  проследить за мной и пересадить ещё раз. Я выходила из автобуса теперь уже, мне казалось, близко от дома. Пассажир вышел вместе со мной, предложил  проводить.  Я отказалась. Моя улица меня не пугала. Хоть до дома нужно было идти ещё три квартала. Добежала. Уже скоро я встречалась с братом и сестрой, передавала им привет от мамы.
  Теперь думаю, насколько мы доверяли взрослым в то время. Страха перед улицей  родители в нас не воспитывали. Правы ли были они?
  Как часто проявляли заботу о нас, детях, случайные люди. Нам они казались очень взрослыми. Но ведь после войны прошло только десять  лет. Заботящимся попутчикам, чаще всего фронтовикам, было лет сорок.
  Невольно напрашивается сравнение. Сегодня в школу и из школы детей постоянно провожают взрослые. Не позволяют детям быть самостоятельными, потому что есть опасность.
 Мы с радостью вспоминаем своё детство. Да, трудно было. Но доброта человеческая помогала нам жить.
 СПАСИБО ВАМ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ! МЫ ПОМНИМ ВАС!!!