Ёлку на сдачу

Августо
За­пах ман­да­рин и хвои — пред­вес­тни­ки ско­рого Но­вого Го­да, ко­торые от­ло­жились в мо­ём дет­ском соз­на­нии. Пред­празднич­ная воз­ня, прип­равлен­ная яр­кой ми­шурой и счас­тли­выми ли­цами. Хо­чешь, не хо­чешь, а втя­гива­ешь­ся в этот ма­рафон. Всё вок­руг буд­то за­мер­ло в пред­вку­шении чу­да. А ка­кое же чу­до без по­дар­ков?

      Под­хо­жу к ма­лой, го­ворю:

      — Ка­кой по­дарок хо­чешь на Но­вый год? Я тут со­бира­юсь ид­ти к Де­ду Мо­розу, де­лать за­каз, боль­шой, сра­зу на всех.

      Свет­лые гла­зён­ки дев­чушки тут же за­гора­ют­ся ра­дос­тным блес­ком:

      — Кук­лу хо­чу!

      "Кук­лу так кук­лу", — ду­маю про се­бя.

      — А ка­кую кук­лу? — спра­шиваю. — Ты объ­яс­ни, что­бы я мог всё де­таль­но Де­ду Мо­розу опи­сать.

      При­нима­ет серь­ёз­ный вид, за­дума­лась, а по­том го­ворит:

      — Хо­чу та­кую, что­бы раз­го­вари­вала, пла­кала, а ещё что­бы пи­салась и ку­шала.

      "Вот, зна­чит, до че­го тех­ни­ка дош­ла", — удив­ля­юсь про се­бя, а вслух го­ворю:

      — А раз­ве та­кие бы­ва­ют?

      Ав­то­ритет­но так ма­лая ки­ва­ет го­ловой.

      — Слу­шай, а за­чем те­бе кук­ла? Ты же план­шет хо­тела, — вспо­минаю я. — А кук­лу, та­кую, что пи­са­ет­ся и пла­чет по но­чам са­ма се­бе ор­га­низу­ешь че­рез не­кото­рое вре­мя, за­муж вый­дешь, и бу­дет у те­бя та­кая кук­ла, — ехид­но под­ми­гиваю ей.

      Сдви­нула бро­ви, гу­бу на­дула, нож­кой топ­ну­ла:

      — Дя­дя, ты та­кой глу­пый, то ж ког­да ещё бу­дет, а кук­ла мне сей­час нуж­на. У Маш­ки та­кая есть, и я хо­чу. А план­шет я уже пе­реду­мала.

      Улы­ба­юсь про се­бя жен­ско­му свой­ству тво­рить семь пят­ниц на не­деле, и не важ­но сколь­ко лет да­ме: де­сять или шесть­де­сят.

      — Хо­рошо, я пе­редам Де­ду Мо­розу всё в точ­ности.

      Ма­лая лы­бит­ся в пред­вку­шении. Те­перь же и у нее бу­дет кук­ла как у Маш­ки, ес­ли, ко­неч­но, Дед Мо­роз по­дарит, а он не по­дарить не мо­жет, ибо вол­шебник же.


***



      По­шёл я в ма­газин иг­ру­шек. Как раз пен­сию по­лучил. За­хожу в это царс­тво дет­ских грёз и прос­то гла­за раз­бе­га­ют­ся от все­го это­го пёс­тро­го ве­лико­лепия.

      Тут же ко мне под­хо­дит де­вуш­ка — про­давец-кон­суль­тант. Её зап­росто мож­но при­нять за ма­некен: ху­день­кая, с не­яв­но вы­ражен­ны­ми ок­руглос­тя­ми, за­пако­ван­ная в уни­фор­му, на гру­ди ви­сит бей­джик с име­нем "Ок­са­на". Сра­зу соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние буд­то эта Ок­са­на ещё од­на кук­ла, нас­толь­ко плас­ти­ково выг­ля­дит. И тут же та­ким же го­лосом, боль­ше на­поми­на­ющим маг­ни­тофон­ную за­пись, пе­ред тем улыб­нувшись мне во все трид­цать два сво­ей бе­лой гол­ли­вуд­ской улыб­кой, го­ворит:

      — Доб­рый день! Мо­гу Вам чем-ни­будь по­мочь?

      — Ага, — ки­ваю в от­вет. — Мне бы это, кук­лу вол­шебную, ко­торая и пи­са­ет­ся, и пла­чет. Всё по пол­ной прог­рамме.

      Де­вуш­ка так же с эмо­ци­ями за­ведён­но­го ро­бота от­ве­ча­ет:

      — Пой­дём­те, я по­кажу Вам, что у нас есть. На ка­кую сум­му рас­счи­тыва­ете?

      — Сум­ма зна­чения не име­ет. Глав­ное, что­бы ка­чес­твен­ное бы­ло и са­мое луч­шее. Де­тей на­до ба­ловать, толь­ко тог­да из них вы­рас­та­ют нас­то­ящие раз­бой­ни­ки! — под­ми­гиваю Ок­са­не, что­бы хоть как-то вы­вес­ти её из сос­то­яния плас­ти­ково­го сту­пора.

      Де­вуш­ка улыб­ну­лась угол­ка­ми губ и под­ве­ла ме­ня к ог­ромной стой­ке с раз­но­об­разны­ми пуп­са­ми всех раз­ме­ров и мас­тей.

      — Вот, это са­мое луч­шее, что есть на дан­ный мо­мент. Пол­ностью ин­те­рак­тивная кук­ла с на­бором ак­сессу­аров.

      Ок­са­на по­казы­ва­ет мне ро­зовую ко­робоч­ку. Там под проз­рачной плён­кой ле­жит иг­рушка — точь в точь жи­вой мла­денец.

      "Ни­чего се­бе ку­да тех­ни­ка дош­ла", — по­ража­юсь про се­бя в ко­торый раз.

      — Мож­но бли­же гля­нуть? — спра­шиваю.

      — Да, ко­неч­но, — де­вуш­ка про­тяги­ва­ет мне ко­роб­ку.

      Ну точ­но жи­вой ре­бёнок — убеж­да­юсь, под­но­ся упа­ков­ку бли­же. Тут же на бо­ку за­мечаю цен­ник. И гла­зам сво­им не ве­рю, ибо це­на не то, что ку­са­ет­ся, а но­ровит пор­вать. Эдак сен­сорник ма­лого, ко­торый он про­сил на но­вый год де­шев­ле бу­дет. Ко­неч­но не шес­той ай­фон, но впол­не се­бе ра­зум­ный и фун­кци­ональ­ный бюд­жет.

      "Да, зря я не взял с со­бой свою "без­ли­мит­ную" кар­ту, по­наде­яв­шись, что пен­сии мне хва­тит", — под­стё­бываю сам се­бя.

      Но раз обе­щал, зна­чит нуж­но вы­пол­нять обе­щания. Хоть и нак­ладно нын­че быть Де­дом Мо­розом. Но за та­кую це­ну ро­дите­ли уж точ­но не ку­пят ма­лой эту кук­лу. А дя­дя на то и дя­дя, что­бы вся­кие бе­зоб­разнос­ти по­купать.

      — Хо­рошо, бе­ру, — ки­ваю Ок­са­не.

      Та сра­зу по­весе­лела, хоть и пы­та­ет­ся даль­ше иг­рать свою роль ма­неке­на, но в гла­зах по­яви­лись счас­тли­вые ис­корки.

      — Хо­чу ещё пред­ло­жить на­бор ак­сессу­аров. Пос­леднее пос­тупле­ние, — ки­да­ет­ся она в бой, уви­дев во мне ло­хова­того кли­ен­та.

      — Ну, по­казы­вай­те, что там у вас за ак­сессу­ары, — ки­ваю го­ловой, а про се­бя ду­маю: "Гу­лять так гу­лять!"

      Ок­са­на про­тяги­ва­ет мне дру­гую ро­зовую ко­робоч­ку: че­рез проз­рачную плён­ку вид­ны кро­ват­ка, ещё ка­кие-то при­чан­да­лы, ви­димо, очень не­об­хо­димые "жи­вой" кук­ле. Ис­ко­са пог­ля­дываю на цен­ник: поч­ти по­лови­на сто­имос­ти са­мого пуп­са.

      — Да­вай­те ва­ши ак­сессу­ары, — ки­ваю де­вуш­ке.

      Це­ны кос­ми­чес­кие, ко­неч­но, но ра­дость ре­бён­ка до­роже. Ок­са­на про­тяги­ва­ет мне ко­роб­ки и спра­шива­ет:

      — Прой­дём­те на кас­су или же­ла­ете что-ни­будь ещё? — го­лос уже не та­кой плас­ти­ковый, но в нём всё рав­но ещё мно­го офи­ци­оза.

      — На кас­су, — ки­ваю.

      Идём на кас­су меж ря­дов, где жи­вут раз­ные ска­зоч­ные ге­рои. И тут мне в гла­за ки­да­ет­ся мо­нитор, на ко­тором идёт ро­лик, рас­ска­зыва­ющий об иг­ру­шеч­ном па­рово­зе. Это рек­ла­ма конс­трук­то­ра "Ле­го". Я, слов­но пя­тилет­ний па­цан, ос­та­нав­ли­ва­юсь с ра­зину­тым ртом и смот­рю. Ок­са­на веж­ли­во ос­та­нав­ли­ва­ет­ся вмес­те со мной, а за­метив, что я ид­ти даль­ше не со­бира­юсь, смот­рю рек­ла­му, ин­те­ресу­ет­ся:

      — Вам что-то под­ска­зать ещё?

      — Неа, — ма­хаю ру­кой.

      — Хо­рошо, ес­ли что, об­ра­щай­тесь, а я по­ка пой­ду от­не­су Ва­ши по­куп­ки на кас­су. Они бу­дут ждать Вас там.

      — Угу, — про­бур­чал я, не от­ры­ва­ясь от эк­ра­на.

      Ро­лик за­кон­чился быс­тро, но по­казан­ный там конс­трук­тор очень ме­ня за­ин­те­ресо­вал. Я тут же гля­нул на пол­ки, сто­ящие воз­ле мо­нито­ра. И гла­за мои раз­бе­жались в раз­ные сто­роны, нас­толь­ко об­ширным был ас­сорти­мент. Пог­ла­зев на всё это ве­лико­лепие, выб­рал се­бе на­бор, ко­торый как раз и рек­ла­миро­вали. Сто­ил он то­же де­нег не­малых, но по­дешев­ле кук­ли­ных ак­сессу­аров, по­это­му я счёл, что впол­не се­бе мо­гу поз­во­лить та­кую иг­рушку.

      Как по­рядоч­ный дви­нул­ся к кас­се. И тут мой взор прив­лёк дру­гой стенд. Там сто­яли сбор­ные мо­дели тан­ков.

      "Бо­же, я не со­бирал ни­чего по­доб­но­го ещё со школь­ных лет!" — по­дума­лось мне.

      Тут же на гла­за по­пал­ся "КВ-2". Са­мо со­бой вспом­ни­лось, что толь­ко не­дав­но в мо­ём ан­га­ре "Ворд оф танкс" по­явил­ся этот кра­савец. Так по­чему же не за­вес­ти се­бе та­кого на пол­ке? Я по­тянул­ся к за­вет­ной ко­роб­ке. Це­на её бы­ла не так уж, что­бы сов­сем пус­тя­ковой, но по­дешев­ле кук­лы. По­это­му и эту иг­рушку ре­шаю ку­пить. На­до же и се­бя по­бало­вать, хоть и раз­бой­ник из ме­ня уже не вый­дет.

      И вот я у кас­сы. Де­вуш­ка-кас­сир с за­ис­ки­ва­ющей улыб­кой про­бива­ет штрих-ко­ды, го­ворит мне ито­говую сум­му.

      "Мда... Пен­сия рас­та­яла на гла­зах", — ду­маю про се­бя, но вы­тяги­ваю из кар­ма­на под­мя­тые бу­маж­ки, от­даю. Ре­аль­но поч­ти вся пен­сия уш­ла.

      Кас­сирша счи­та­ет сум­му, тя­нет­ся про­бить чек и вдруг, улыб­нувшись, го­ворит:

      — А не же­ла­ете ли ёл­ку на сда­чу, а то у ме­ня мел­ких уже нет, од­ни круп­ные ку­пюры.

      "Ёл­ки-пал­ки, ёл­ку на сда­чу..."

      Взды­хаю, улы­ба­юсь, под­ми­гиваю ей:

      — Ну что ж, да­вай­те Ва­шу ёл­ку на сда­чу. Ка­кой же праз­дник без ёл­ки?