С гончими на медведя

Сергей Демченко
 
 Охота с гончими...Для многих людей это простой звук, простое словосочетание, обозначающее охоту с собаками, но для многих , в том числе и для меня, это праздник души, музыка спетая твоими любимыми воспитанниками, приводящая тебя и твоих друзей в  необыкновенное состояния единения  с работающими собаками и делающее тебя таким же гончим ,кровожадным, неутомимым в преследовании и жаждущим заполучить желанный трофей! Я никогда не охотился с гончими на медведя, но один из моих канадских друзей, охотящийся много лет только с луком, нашел аутфиттера ,специализирующегося именно на этом виде охоты. Предлагаю вашему вниманию его рассказ, записанный мной .
     “Было раннее утро, когда мы нашли медвежий след , хорошо видимый, парной ,громадный след, на заснеженной обочине лесной дороги. Мое сердце сжалось от сладостного предчувствия  предстоящей охоты. След был оставлен правой задней лапой зверя, был значительно шире моей ладони и был ,наверное ,самым крупным из виденных мною раньше. Мой  гид , тщательно рассматривал след , стоя над ним на одном колене.
''Хороший зверь ''- сказал он ,оторвавшись от изучения следа -  ''Давай попробуем взять его!''
    Бакки опрокинул заднюю дверцу пикапа, открывая доступ себе к клеткам с собаками. Они запищали ,нервно тыкаясь мокрыми носами в  мелкую металлическую сетку на дверцах клетки. Бакки приоткрыл обе дверки клеток и перекрыл выход наружу рукой. Собаки сгрудились возле дверцы , но не выходили. Бакки ждал выхода Тогги, своего любимого, мощного с крепким костяком и безобразно изорванными ушами гончего, который скользнув из-под руки хозяина и оказавшись на снегу, хватнул медвежьего запаха и разорвал тишину леса своим мощним басом. Оставшиеся собаки тут же отозвались нервным повизгиванием, обещая нам и Тогги посильную поддержку.
   За четыре дня совместной охоты я стал не только уважать Бакки ,но и восхищаться его охотничьими способностями. Он был одним из очень известных и уважаемых в охотничьем мире гидов в данном регионе, специализирующийся в охоте на медведя с собаками, имеющий 100% положительных отзывов от охотников о своей аутфиттерской деятельности и руководствующийся принципом : Не добыл – Не платишь! 
   Это значило ,что хотя бы одного медведя он в любом случае выставлял под охотника и  охотник мог не добыть зверя только отказавшись от выстрела по каким –нибудь причинам : не устраивал окрас, размер или еще что -либо. Но это уже другая история, т.к . медведь был найден!
     Для меня ,эти несколько дней охоты были полны впечатлений и эмоций. Каждый день , я видел хотя бы одного зверя, осаженного собаками, но моя проблема была в том, что я хотел добыть именно крупного медведя и только из лука. Я был далеко не новичок в охоте с луком и ,к этому времени, я уже добыл не одного медведя и с подхода, и на приваде , но сейчас , из под гончих, я хотел добыть огромного, с позне -осенним пышным мехом, зверя, который стал моей навязчивой идеей в последние пару лет. Я знал , что именно здесь , в этом регионе обитают одни из самых крупных особей на северо- американском континенте и мне оставалось только одно – найти его , самого крупного!
      Именно поэтому я и обратился к Бакки!
    Размер отпечатка следа зверя не всегда индикатор размера самого зверя, но всегда может многое рассказать о звере. Очень малое количество не крупных медведей будет иметь большие лапы, это так же как малое количество  не крупных людей будут способны носить  сапоги 47 размера. Обычно же крупный след говорит о габаритах его хозяина, о размерах его головы и тела.
   Как только Бакки открыл обе дверцы собачьих клеток и поток гончих  хлынул наружу, я скрестил пальцы, надеясь в конце гона увидеть медведя с приличной шкурой и достойным расстоянием между ушам на громадной башке.
    С точки зрения дилетанта , охота на медведя с гончими , достаточно проста. Охотники ездят на машине по дорогам  ,пока не найдут заветный след на заснеженной обочине. Бывалый охотник на медведя ,способен рассмотреть отпечаток следа на снегу на скорости ,примерно в 45 км/ч. Хорошие гончие будут уверенно разбирать и вести след ,примерно  8- часовой давности и вам , для полной уверенности ,остается только проверить качество следа ,поставив на него одну из ваших хороших гончих. Если она отдала голос на следе, то смело пускайте стаю и ждите..
   Есть еще правда некоторые нюансы..В частности : нужно  нужно убедиться , что гончие идут в нужном направлении, не в пяту .Для этого ,пройдя по буреломам, где обычно старается идти медведь, пересечь след и определить  направление хода медведя.
   Собаки могут сойти со слуха и ,ввиду отсутствия дорог, вам нужно скакать по заснеженным и обледеневшим камням и стволам деревьев,  пытаясь найти гон. После того как собаки посадят зверя, вы должны поторапливаться, т.к.  в отличии от бурого собрата , черные медведи прекрасно лазят по деревьям и , с какой скоростью он может забраться, примерно с такой же может и спуститься. Собаки в этом ему не помеха , он смело атакует их и пускается наутек.
    Канадские леса изобилуют ветровальниками ,болотами и просто не проходимым крепями , по которым медведь старается уходить от преследования . В этом случае ему легче оторваться, запутать , подкараулить , атаковать и ,наконец ,убить собак.
     После того как Бакки спустил своих собак по следу, блаженство и умиротворенность растеклись по его лицу. Собаки захлебывались от азарта и нам  были хорошо слышны их голоса. В тихий ,безветренный день, пустив своих собак охотник может стоять на одном месте, безошибочно определяя какая из собак работает и где, работают ли они по зверю или просто  поддерживают сотоварищей, где затаился ,где попытался атаковать и где взобрался на дерево ,а потом спрыгнул. Обычный охотник в это время слышит только многоголосый хор собак. Собачник же слышит музыку, различая каждую взятую ноту в ней.
    Гончие Бакки шли по следу на полных ногах, отдавая голоса. Их чутье захлестывал горячий след медведя и они плакали, стонали и причитали по ушедшему, извещая нас о том , что зверь где то не далеко. Очень хорошо! Вполне возможно, что собаки посадят зверя очень быстро и не далеко от нас!
      Музыка гона разлилась по долине, отражаясь от скалистых вершин и темно-зеленых стен леса, множась. Долина утопала в музыке гона. Стройным хором, указывающим ход зверя ,пели гончие, не смолкая ни на минуту, без перемолчек и сбоев.
     Я понимал ,что под таким напором, медведь будет идти со скоростью скорого поезда, не разбирая дороги, круша сушняк на своем пути и останавливаясь иногда для передышки, дать бой особо оторвавшимся собакам. Он может быть на земле, вспрыгнуть на дерево или использовать какой-нибудь заслон на земле, в виде выворотня или скалы. Но вместе с тем, опытный ,крупный зверь, не будет долго задерживаться на одном месте, зная ,что за собаками обычно следует охотник.
         Обычно крупный медведь не очень охотно взбирается на дерево, предпочитая уходить низом, а взобравшись не очень долго там сидит, стараясь спрыгнуть , дать бой собакам и уйти дальше от назойливых голосов.Найдя и преследуя такого зверя, охотник должен держаться ,как можно ближе к гону, стараясь как можно быстрее подойти к остановленному и взвершившемуся.
    Гончие сделали круг вокруг нас и сейчас уходили по прямой, в скалы. Пронзительный ветерок запел в сосновых иголках, мешаясь с голосам гончих и обдавая нас колючим снегом.
    Мы быстро ретировались с нашего наблюдательного поста и заняли места в пикапе, опасаясь ,что гончие сойдут со слуха и мы их потеряем. А это будет большая проблема!(Три дня назад мы гоняли небольшого медведя, который ушел от нас по прямой, уводя за собой гончих, не останавливаясь и не снижая скорости. Мы нашли собак только на следующий день, потеряв , практически ,два охотничьих дня.)
      Машина нырнула в какой то узкий лесовозный тоннель, отдаленно напоминающий дорогу и мы медленно взбирались на хребет. Выскочили из машины , пытаясь отслушать собак, но только усилившийся ветер свистел в наших ушах. Собаки могли быть внизу , в каньоне, но ветер не давал возможности слышать где именно.
      Потратив около часа  мы объехали коньон, где исчезли собаки ,по кругу. Ни следа медведя ,ни следа собак , пересекающих этот огромный круг мы не нашли, соответственно медведь был под собаками и все они были здесь , в обрезанном нами пространстве!
  Бакки решил пробовать пересечь след ,время от времени останавливаясь и уходя в чащу от дороги и ,неожиданно быстро, при второй остановке, в глубокой промоине уходящей вверх ,в скалы увидел след стаи  и огромный след медведя ,не затоптанный собачьими лапами.
    Приняв след мы начали подъем. Неожиданно ветер прекратился и мы отчетливо услышали далекие голоса гончих, доносящиеся из-за хребта.
  Сколько гончие держали зверя на месте ,был ли он на дереве или в скалах? Как долго он будет сидеть под собаками? Это была проблема, которую можно было решить только на месте. Мы заторопились ,готовя нв ходу собачьи поводки и ошейники.  Между тем ,ветер начал подувать опять , чем ближе к верху ,тем сильнее.
     Я нервно сжимал свой ,готовый к действию ,лук. Он был отрегулирован на силу натяжения в 70 либров, для охоты на медведя  я использовал только аллюмниевые стрелы. Всё это вместе было способно пронзить медведя навылет, нанеся смертельную рану. Был ли это мой медведь?
   Нужно немного успокоиться..
   Последние метры в скалах. Мы переваливаемся по камням, стараясь идти быстро .Собаки голосят по зрячему, рядом за хребтом..
    Минутой позже мы уже рассматриваем зверя...Громадный, темно-бурый, почти черный с крупной головой  и поэтому кажущимися маленькими ушами на ней ,  такой о котором я мечтал. Он сидел на нижних сучьях  зрелой, высокой и толстой, янтарно-желтой  сосны, безучастный к исходившим злобой собакам.
     Бакки начал ловит ь и привязывать собак , повыше ,ближе к хребту. Мы оба понимали , что медведь ,спустившийся после выстрела ,может быть не в самом лучшем настроении и может легко из жертвы превратиться в охотника.
       Бакки взял на ошейник последнюю собаку и рыкнул мне ,задыхаясь от азарта :''Стреляй! Если он свалится подранком , я смогу помочь тебе , выстрелив из карабина!''
  Я вставил стрелу...Медведь не сводил с меня глазв то время , как я натягивал тетиву, прицеливался ..! Я слышал звук пронзенной плоти, видел как стрела вошла в области легких в тело и вышла с другой стороны. Медведь , как белка слетел со своего сука, ударился о нижний и полетел огромным шаром к земле. Упав , он пытается вставать ,гребет лапами..
  Все захолодело у меня внутри , когда я увидел, как Бакки поднимает свой древний Винчестер. Это всё! Пуля в медведе сведет на ноль мой шанс попасть в книгу рекордов охотников с луком на медведя! Я лихорадочно пытался вставить вторую стрелу, но предатель-адреналин был заодно с медведем. Я никак не мог попасть в прорезь стрелы тетивой .
  Секундами позже ,лапы медведя расползлись, он вздрогнул всем телом и затих.”