Дорога из школы

Иринга Тулуханова
                "Сестра-простушка учит прясть,
                Сестра-воровка учит красть,
                Сестра-монашка пусть научит
                молиться, чтобы не пропасть.

                Как не похожи на брата брат,
                Но как увидеть брата рад.
                И то, чем эти братья схожи,
                Дороже во сто крат".
                (из песни Вероники Долиной, может, слова слегка переставлены, но мне так больше нравится)
 
 




 В восьмидесятых я жила в маленькой сибирской деревеньке. Начальная школа (три класса), красивый деревянный дом, была и сейчас там же стоит и продолжает  прививать детям знания.

  Средняя школа находилась и находится в более крупном населенном пункте, именуемом селом. Там мы учились с четвертого по десятый класс включительно (тогда школы насчитывали десять классов).

  Утром, к восьми, нас возили на бортовом грузовике со скамейками, потом выделили автобус. Кстати, автобус был только у нас, кирзаводских. А ученики других деревень приезжали на крытой машине типа военной.

   Если водитель ПАЗа (тогда говорили "шофер") напивался, то домой мы шли пешком или добирались на попутках. Сначала надо было дойти до Московского тракта, километра два, мы срезали путь, шли через поле, а перед этим скидывались по нескольку копеек, покупали копченую рыбу и булку хлеба, устраивали обед и играли в прятки в стогу сена.

   Потом шли по тракту  и "голосовали" (поднимали правую руку) подъезжающим машинам, в основном, это были грузовики. Мы останавливали все машины подряд, но, если дяденьки казались нам подозрительными, то не садились к ним, а шли дальше пешком, бывало, что и бежали, а поскольку движение на Московском тракте было более-менее оживленным, никто за нами не гнался. Это не было экстримом, обычное дело, надо было просто добраться до дома. Пацаны, с которыми мы обычно дрались, в такие моменты становились защитниками, и мы с ними ничего не боялись.

   Когда однажды мы задержались в школе и бежали к автобусу, водитель разозлился, это мы учились в четвертом классе, специально не подождал нас и уехал, одна девочка сказала: "А давайте материться". ( А до этого мы завязали с нецензурной лексикой в детском садике, когда воспитатели объяснили, что отдельные слова употреблять нельзя, хотя, по ходу, их употребляли все. Когда директору детсада, мирно сидящей с воспитателями на скамейке, это было уже после нас, один ребенок зарядил нечаянно ракеткой от тенниса прямо в лоб, директор автоматически громко и отчетливо выдала распространенный оборот из нескольких запрещенных слов)

   Мы сняли стресс, перечислив в адрес водителя все знакомые лексемы и фразеологические обороты, пополнили такого рода багаж, а потом пошли пешком.

   Почему-то чаще всего шли пешком осенью. Именно, когда золотая осень.  Может, водитель трудно перестраивался после лета и поэтому часто за нами не приезжал. Мы благополучно добирались до дома разными способами, это были целые приключения. Дома радовались нашему возвращению и хвалили, что все нормально. Может, отсюда пошла тяга к путешествиям. Кстати, наши родители в свое время учились в другой школе на железнодорожной станции и приезжали домой на поездах, поскольку остановки у нас тогда не было, они прыгали в снег, а чтоб не страшно было, прыгали спиной вперед. Это они нам рассказывали, но запрещали повторять эти трюки. Но мы правда и не прыгали. Было, что мы пролазили под поездами, но это так страшно, особенно, когда поезд вздрагивает и начинает идти. мне одноклассница такое рассказала, и я лучше опоздаю хоть на что, но под поездом больше не полезу. Есть анекдот про Анну Каренину, которая выиграла минуту, а потеряла жизнь. Кстати, у нас в деревне некоторые потеряли жизнь на железной дороге.

   Ругали водителя, но то, что "он напился" считалось уважительной причиной, и мы радовались, что он не запойный, а значит завтра повезет в школу.

   В автобус самые ловкие и сильные мальчишки врывались первыми, подобно тому, как захватывают крепость самые смелые,  и занимали места для понравившихся девочек и друзей. Поэтому впереди и в середине сидели самые уважаемые люди.

   Если мальчик занял место девочке, считалось, что она ему нравится. Поэтому было, что девочка отказывалась и садилась на самые последние места или стояла.

   Если в автобусе было холодно, кто-нибудь из мальчишек кричал: "Дышите больше, грейте воздух". Могли всю дорогу петь песни. Отсюда, наверно, у меня тяга к пению русских (а позднее, и украинских) народных песен, потому что в основном, у нас были русские и украинцы, хотя и других национальностей хватало, например, были мордвины, латыши, евреи, буряты, немцы. А вот татар не было, они жили большими группами в соседних селах. Когда мы ругались, в ход шло не только "длинный, короткий, жирный, худой, лысый, рыжий, лохматый, прилизанный, узкоглазый, лупоглазый, дурак, сильно умный, тихоня, наглый, болтливый (это я еще литературно и кратко выражаюсь (там могли так обосновать ничтожность отдельно взятого индивидуума, причем маты оставались уже на потом, в перерыве между просто руганью и дракой). Поэтому языки наши были остры, реакция мгновенной, там, если варежку раскроешь, не заметишь, как тебя уже пинают по земле, как футбольный мяч.

    А что делать? Таковы суровые законы сибирской деревни. Либо за словом в карман не лезь, либо будь сильным физически, как наш одноклассник эстонец двухметрового роста, которого обзывали: "Ходит аист по дороге, ах, какой он длинноногий". А поскольку менталитет у Иварса был чисто прибалтийский, до него долго доходило, мальчишки его доставали, потом начинали руками тюкать. Когда ему надоедало, что его, как Гулливера, беспокоят лилипуты, он вставал и одним взмахом руки откидывал мальчишек. Каждого по отдельности он не бил и сразу садился и погружался в одному ему известные думы. На этом мальчишки успокаивались надолго.
 
   (После окончания школы он уехал в город, там-то эсты всегда были в моде, женился на девушке с высшим образованием , а характер у него суперспокойный и миролюбивый (генетически полностью передался менталитет национальный), родилась девочка, чистая копия его, но потянуло в нашу родную деревню. Бросил трехкомнатную (!) квартиру, теперь работает пастухом, весь день на свежем воздухе.

   Молодые новенькие учительницы, входя в класс и видя голубоглазого блондина, косая сажень в плечах, ростом выше всех учителей и даже выше трудовика, а уж физрука - тем более. Физруки были маленького или среднего роста и любили его. Какой там баскетбол! Он подходил к корзине, наклонялся и клал мяч в сетку. На скорость стеснялся бегать, старался не прибежать первым, потому что начиналось: " У него один шаг, как моих десять". Почему-то помню, что он любил игру в регби, там надо мячик отобрать, как у нас там пальцы не поотлетали, пока он мячик выхватывал, с ним в регби лучше не играть, лучше - волейбол, менее травматично и можно отскочить, если что.

      Своего роста Иварс стеснялся. В четвертом или пятом классе я заловила его с его лучшим другом, маленьким и самым хулиганистым мальчиком класса, с Рыжим, (вместе их звали Торопунька и Штепсель)как они курили за углом школы, как всегда, начала их стыдить, на что Рыжий, он же Золотой, сказал: " Иварс рост восстанавливает"( в смысле, чтобы не сильно расти). Он старался сгибаться, на уроках стеснялся вставать, потому что сразу начиналось: "Ого, такого роста вымахал, а уроки не сделал".

   Короче, жизнь у каждого отдельно взятого ученика была не сахар, но по-разному. Как у Льва Толстого, там семьи несчастливы по-своему. Нет, мы-то счастливы были, но иногда было, как "Один день Ивана Денисовича" Солженицына, "Per aspera ad astra" ( лат. через тернии к звездам).

  Там, по ходу, обижали  всех и вся, причем обладателей неевропейской внешности - еще и за национальную принадлежность. Вот я выразилась зашифрованно, но вы меня поняли. Я почему подробно описала, как относились к высокому блондину, чтобы вы поняли, какие будни были у маленьких и неказистых.

   Отличники ругали двоечников, то есть били морально, а последние били первых и морально, и физически.

   Меня послушаешь, там прямо бойни происходили. Ведь у меня же очень светлые воспоминания о детстве. Почему про себя я вспоминаю детство, как что-то светлое, хотя... Совсем безоблачным небо детства не было. Но почему я говорю только об "облаках"?

   А какие у нас были игры! Банкет, выжигала, чиж, лунки, десяты-девяты, горы, лапта, петля, роза-мимоза (а мы говорили роза-береза, а недавно до меня дошло, что там про цветы: роза, мимоза, мак, василек, кашка, ромашка, аленький цветок)


    - Цепи-цепи кованы.
      Раскуйте нас.

    - Кем из нас?
    ( или про плен, или про каторжников.  Представляется, как идет вереница людей, скованных блестящими цепями). Ну, пацаны-то цепи разбивали, как у нас руки целыми остались)
      


    Краски.

   - Я монах
     В синих штанах
     Пришел по краску.
 
   - По какую? -

   - По зеленую.
 
   - Надень зеленые сапожки,
     Пойди по зеленой дорожке.
     Походи-походи и опять приходи.

      (Ну, тут уже религия затронута. Недавно встретила знакомую, она верующих называет так: "Лена божественная, Таня божественная. Получается красиво, с юмором, никто не в обиде и сразу понятно, о ком идет речь)

   Колечко-малечко, выйди на крылечко.

   На золотом крыльце сидели
   Царь, царевич,
   Король, королевич,
   сапожник, портной...
   Кем ты будешь,
   Говори поскорей,
   Не задерживай добрых
   И честных людей...


   - А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.
     Ой, ... (забыла) сеяли, сеяли, сеяли.

   - А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем.
     А мы его вытопчем, вытопчем, вытопчем.

   - А мы дадим золото, золото, золото...

  (наверно, со времен монголо-татарского ига или ранее,
  там про откуп,

   мы типа дадим невесту.

  - А какую?

  И мы самую красивую даем.

  Если там соглашаются, она бежит, а жених ловит. Если поймает, то забирает туда, и она на их сторону переходит, а сама нашим помогает, хотя не должна, если мимо нее бежать, она потихоньку отцепляет руку, и мы ее забираем обратно (этого в условиях нет, но редко кто переходил на сторону "врага") Если не поймает, возвращается ни с чем.

   История славянского народа.


   Кстати, лунки напоминают гольф, банкет - как боулинг (игра в кегли).

   Короче, потом как-нибудь продолжу. На сегодня воспоминаний хватит.

   Может, я вспоминаю детские обиды, потому что хотела бы сказать молодому поколению: "Не обижайте друг друга так часто" (а может, уже и нет таких проблем, какие были у нас).

    Когда приезжаешь к одноклассникам, ставят чай в самоваре (на самом деле, конечно, у всех современные чайники, стиральные машинки-автоматы, дорогие иномарки), но в моих глазах все расплывается, и я вижу, как мы сидим в деревянной телеге, а лошадь везет нас куда-то вперед по колдобинам через лес. Или - деревенская свадьба, катание в санях, а я сижу с невестой рядом и трогаю бусинки цвета жемчуга на белом длинном платье, для меня-то эти бусинки - драгоценные камни.

   Запах ели в деревенском клубе, танцы под гармошку местного самоучки Витьки, который нот не знал, даже в школе не учился, но имел абсолютный слух. Один раз прослушав на пластинке "Полонез" Огинского, уже вечером устраивал концерт в деревенском клубе. Моя подружка Светка поет: "У нее коса пшеничная, родниковые глаза, и поляны земляничные предстают во всей красе". А я, маленькая, думала, что она про себя так говорит.

    Может, я до сих пор иду пешком из школы или еду на автобусе и размышляю о жизни.

                29.12.2014