Томас Хукер. Дела веры, или подражание Аврааму

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕЛА ВЕРЫ, ИЛИ ПОДРАЖАНИЕ АВРААМУ
Томас Хукер

Предварительная версия

The Worlds Great Sermons. V.2. N.Y.,1909. P.3-17

И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании
Рим.4.12

Перейдем теперь к тому, чтобы показать, кто может в самом деле получить ту же пользу, что и Авраам. Текст говорит: ходящие по следам веры отца нашего Авраама, то есть люди, не только наслаждающиеся привилегиями Церкви, но наученные послушанию веры согласно явному Слову Божию, и ходящие в послушании; только такие люди могут быть благословлены вместе с верным Авраамом. Здесь могут быть названы два момента, но я вряд ли с ними справлюсь, и потому позволю себе только прикоснуться к тому, что более или менее ясно сформулировано в тексте.
Эта вера плодотворна в сердцах и жизнях тех, у кого она есть. Отметьте то, что я говорю: верный человек есть плодотворный человек; вера делает человека способным творить дела. Спросите: какой силой Авраам получил возможность послушания Господу? Нам не сказано: по следам Авраама, но: по следам веры Авраама. По-человечески можно было бы подумать так, что верующие идут по стопам Авраама. Это тоже отчасти правда, но у апостола была другая цель, и потому он говорит: ходящие по следам веры Авраама,  подразумевая, что это благодать веры, что Бог даровал Аврааму, оживотворила его и позволила ему исполнять все его обязанности, которые Бог требовал от него, и сделала его плодоносным. Так что спросим еще раз: что сделало Авраама столь плодотворным верующим, и позволило ему столько сделать и перенести? Конечно, его вера была такова, что она принесла такие плоды, что помогли ему совершить все его дела. Очевидно, что речь идет о вере, приносящей плоды.
Поэтому почти во всех действиях, которые совершает христианин, его вера так же работает и теперь. Если человек молится, как он должен молиться, это молитва веры. Если человек подчиняется, как он должен, это послушание веры. Если человек подвизается в Церкви, это подвиг веры. Если человек живет как христианин и святой человек, он жив по вере. Более того, скажу: если он умирает, как должно, он умирает по вере. "Все сии умерли в вере". Что это значит? Сила веры, что дана им и явлена на момент их смерти, снабдила их основаниями и принципами, обеспечившими у них любовь к Богу и сделавшими их терпеливыми и стойкими до смерти. Я не могу сказать здесь большего, чем вместе с апостолом: "Испытывайте себя, в вере ли вы". Почему апостол не сказал: выясните, есть ли вера в вас, но: в вере ли вы? Смысл в том, что как человек может быть в любви или в каких-то переживаниях, то есть под властью любви или страсти, так весь человек, как вы увидите далее, должен находиться под властью веры. Если он молится, вера должна вдохновлять его молитву; если он может повиноваться, вера должна работать в нем; если он живет, это вера должна оживотворить его, и если он умирает, то вера должна сопровождать его в смерти. И какова бы ни была его вера, она будет творить чудеса в душе этого человека; она не будет сидеть сложа руки, но она будет работать во всем человеке, и двигать его ноги, и руки, и глаза, и все части тела. Заметьте также, что говорит апостол: "Имея дух веры, по Писанию, мы поэтому говорим". Вера апостола, которая была в его сердце, вдохновила и его язык. Если у человека есть вера, она будет говорить через его уста. Это будет достаточно для доказательства того, с чего я начал, ибо если я буду говорить здесь дальше, мне не хватит времени.
Применение этого, говоря одним словом, заключается в следующем: если это так, то это тяжелое обвинительное заключение в отношении многих, которые живут в лоне Церкви. Прочтите этот текст и вникните в него серьезно, и рассмотрите свои пути, чтобы убедиться в главном: всякий, кто есть сын Авраама, имеет веру, а кто имеет веру, имеет и плоды, по которым можно увидеть, что это за вера. Если этого нет, говорю я, то пусть тяжкое обличение ляжет на многие души тех,  которые живут в лоне Церкви, и которые уверены в себе, и заставит их задать себе вопрос: есть ли они несомненно истинные верующие, и не должны ли они усомниться в том, что они в вере? Посмотрите: где бы ни была вера, она плодотворна. Если вы бесплодны, то говорите что хотите, но у вас нет веры вообще. Увы, таких людей очень много; Церковь переполнена бесплодными христианами, которые постоянно слушают ее голос и все же остаются непотребными, тогда как если бы было больше веры в мире, мы должны были бы иметь больше дел, сделанных в вере, и она направляла бы наши руки, ноги, глаза и многое другое. Люди могут считаться исповедующими, но увы, это всего лишь образ, за которым не стоит ничего; где вы их нашли в начале года, там вы найдете их в конце его, они остаются такими же нечистыми, мирскими, свободными в речах и формальными в исполнении своих обязанностей, как всегда. И это вера? Нет, вера работает иначе, и вдохновляет другие души, а не эти.
Но вы спросите: можно ли иметь веру и не иметь плодов? Не может ли человек иметь доброе сердце пред Богом, но не находить в себе способностей, которые делают его плодоносным? Братья мои, вы введены в заблуждение; такое мнение есть порождение сатаны, ибо где есть вера, там она приносит в душу Христа. Во всяком верующем Христос пребывает в его сердце по вере. "А если Христос в вас ", говорит апостол,то "тело мертво для греха, дух же жив для праведности". Если Христос в вас, то есть во всяком, верующем в Господа Иисуса, то Христос обитает в таком человеке по вере, и если Христос пребывает в душе, то тело не может быть живо для греха, но человек жив, скор и активен в святых обязанностях, и имеет готовность, желание и радость в исполнении чего бы то ни было, что требует Бог. Христос, наш дорогой Спаситель, не мертв: Второй Адам есть Дух животворящий. А там, где Дух Господень, Он производит плоды, подобающие Ему. Дух Божий есть Дух чистоты и рвения, и где Он есть, Он делает человека чистым и ревностным. Когда человек говорит, что он имеет веру, а между тем может сидеть сложа руки и не иметь ни успеха, ни плода в деле Господнем, и тем самым он является  мертвым христианином, пусть он знает, что его положение очень страшно: ведь если бы в нем была вера, то он не смог бы сохранить свое доброе сердце при себе, ибо где есть огонь, будет свет, и там, где есть вера, она не может быть тайной. Если сердце будет открыто, душа оживет и состоится изменение всей жизни и дел там, где когда-либо вера начала действовать в человеке.  Теперь я изложу это положительным образом.
Вы спросите: какие это плоды? Или же как человек может узнать, что в нем есть истинный плод веры, и в силу чего он может разглядеть свое состояние? Я отвечаю, что текст говорит вам о ходящих по следам веры Авраама. Ходить по следам значит исполнять дела и святые усилия Авраама, и эти шаги и есть вера Авраама. Объяснить это является самым важным здесь замыслом апостола.
Каждый верный человек может и станет подражать делам веры Авраама. Первое, что я скажу здесь - это то, что для этого должно быть сыном Авраама, но не рожденным от него естественным образом. Евреи могут быть детьми  Авраама, но отец наш есть Авраам, потому что он есть образец дел нашей веры. Если, говорит Писание, "твой отец Аморрей", то это значит, что ты исполняешь дела и поступки аморреев. Так Авраама называют "отцом верующих", потому что он тот, кому должны последовать исполняющие те дела, которых требует Бог. Здесь ясна мысль, что каждый верный человек будет, может и должен подражать делам веры Авраама. Это призыв Самого Христа, и Он провозглашает его как неоспоримую истину перед книжниками и фарисеями, которые хвастались и были очень высокого мнения о своих привилегиях и прерогативах, и говорили: "отец наш есть Авраам".  Нет, говорит Христос, если бы вы были дети Авраама, вы делали бы дела Авраама! Подражание внутреннему устроению Авраама, а не кровь - вот то, что делает человека сыном Авраама, и это значит быть похожим на него в святости любви, сердца и жизни. Апостол подобным же образом воодушевляет евреев последовать примеру святых, говоря: "Взирая на их кончину, подражайте вере их" (KJV). Также Павел приводит Сару в пример всем добрым женщинам: "Которой вы и дочери", говорит он, "когда доброе делаете".
Чтобы вы более четко поняли, что значит идти по следам веры Авраама, вы должны ответить на вопрос: достойный этого: куда он шел? А потому, оставив в стороне другие подтверждения того, о чем уже сказано достаточно, и перейду к тому, что вы можете знать о том, как управить ваши сердца.
Я отвечаю поэтому: идти по следам веры Авраама, что должен делать каждый верный человек, значит творить дела его веры, и я имею в виду обычные дела, ибо будь это   какие-либо чрезвычайные вещи, никто не был бы обязан подражать ему в этом, но те дела веры, о которых я говорю, есть самые обычные дела, доступные в вере для всех людей; каждый человек должен подражать Аврааму в этих делах, чтобы открыть вслед за другими дверь к счастью, то есть к небесам. И это шесть его шагов.
Вот первый шаг, который Авраам сделал на пути благодати и счастья, и который должны сделать и вы, чтобы последовать Божьему призыву. Отметьте что Бог сказал Аврааму: "пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Авраам отправился", говорит текст "как Господь говорил". Даже когда он был идолопоклонником, он удовлетворился на том, что просто подчинился Божьему повелению и власти; ни родня, ни друзья, ни боги не удержили его, ибо он откликнулся на призыв Бога. Так,  братья мои, происходит с каждым верным человеком. Это его первый шаг: он довольствуется тем, что быть под властью и силой Божьей заповеди. Давайте же призывать Господа поистине, не требуя каких-либо услуг от Него, и тогда наша душа будет научена и удовольствуется тем, что она откликнулась на Божий призыв и вернулась с послушным ответом,  удовольствуется тем, что она уходит от своих грехов и получает печать Духа.  Это то, что Бог требует, и не только от Авраама, но и от всех верующих: "Кто хочет быть Моим учеником", говорит Христос, "должен оставить отца и мать, и детей, и дома, и земли", и он должен сделать и другое: "отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною". Это первый шаг в христианстве - сложить наши собственные почести, растоптать свои прежние отношения к жизни, подставить наши шеи игу Божьих заповедей и быть довольными тем, что Бог благоволил так поступить с нами.
Авраам, как должна и каждая верная душа, простирался вперед, и таким образом он показал, что всякий раз, когда вера приходит мощно в сердце, душа не довольствуется тем, чтобы лишь уступить повелению Божию, но жаждет Его милосердия, жаждет Его благодати, печется о Христе и спасении прежде всего, что есть в мире, может насытиться и удовольствоваться ни чем иным, как Господом Иисусом Христом, и хотя она участвует во многих земных вещах, и может даже наслаждаться изобилием внешнего комфорта, но он не успокоится, пока не отбросит все, что мешает сделать шаг к Господу, и не найдет и не почувствует доказательства и уверенность в Его любви, которую Он обещал к и дарует тем, кто любит Его. Все, что есть у него на земле, для него становится незначительным, а значит, и невысокого достоинства. Мы видим, что так обстояло дело и с Авраамом. "Не бойся, Авраам (говорит Бог), Я твой щит, и награда твоя весьма велика". Чего большего может желать человек? Можно сделать вывод, что Господь уже здесь обещает человеку нечто достаточно великое: быть его щитом и принести ему великую награду. Но мы видим: разве Авраам удовольствовался этим? Господь, говорит он,  что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным. Его взор был устремлен на обетование, что Бог даст ему сына, через которого должен будет прийти Спаситель мира. "Господи, что Ты дашь мне?" Как если бы он сказал: чего ты хочешь сделать для меня? Увы, ничто иное не принесет моей душе пользы, если у меня не будет сына, в котором Спаситель! Что будет со мной, пока я остаюсь бездетным и, если так, лишенным Спасителя? Вы видите, чего просили уста Авраама, как он не мог наслаждаться ничем, кроме этого обетования, о котором он, не будь оно дано ему, мог разве что мечтать? Таким образом это должно быть с каждым верным человеком. У души никогда не было и не будет ничего, кроме Христа, что действительно должно быть для нее ценнее всего в мире.
Следующим шагом веры Авраама было то, что он отвергся себя и души своей ради самодостаточной силы и милости Божией для достижения того, чего он желал, отвергся себя в пользу самодостаточности Бога. Вы найдете это в Рим.4.18, где апостол говорит об Аврааме, который "поверил с надеждою". То есть, когда не было никакой надежды в мире, он верил в Бога, даже больше чем с надеждой, и питал ту надежду, которая может быть только на Бога, ибо ему не на что было надеяться со стороны человека. Писание говорит, что "его тело омертвело, как и утроба Сары", но тем не менее он был тверд в вере, и положился всецело на драгоценные обетования милости Божией. Но он сделал еще один шаг в истинной оправдывающей вере. Он показал нам, верующим, трогательное превосходство Господа Иисуса, и ту полноту, которая пребывает в Нем; то, что мы нигде не можем найти сладости, кроме Его милости, и что мы не можем и не смеем сами претендовать на нее, ибо, не находя ничего в себе, он по-прежнему решил опираться на Господа, и полагаться на Него в своем спасении, и ждать Его милости, пока Он не найдет его и не помилует его бедную душу. Прекрасным примером тому же является женщина -хананейка. Когда Христос вооружился против нее, и не благоволил открыть ей Свою милость, сказав: Я послан  к погибшим овцам дома Израилева, и нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам - она ответила: "Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола хозяина"; и когда все превосходство, сила и действие ее веры явились в том, что она прибегла ко Христу, прося о милости, исповедуя свою низость, но при этом не унывая и по-прежнему полагаясь на благость и милость Христа -  Он простил ее и помиловал, и это решило ее участь. По сути, она сказала: истинно, Господи, я признаю, как я плоха, и не рассчитываю ни на какое утешение, но если бы я могла питаться с Твоего стола крохами, как собака! Тем не менее она трудилась найти милость и  расположение Христа, чтобы Он одарил ее жизнью. Так должно быть и с каждым верным христианином; он должен отдать себя и положиться себя на власть, и верность, и правду Божию, и ждать Его милости; я пока не сказал, что он должен знать, что зависит только от Бога, но он должен ждать от Святого Израилева.
Но еще один шаг веры Авраама проявился в том, что он не считал ничто слишком трудным для Господа; он был доволен тем, чтобы прорваться через все препятствия, чтобы пройти через все трудности, ибо рассчитывал обрести от Господа все, что у него было. Это был следующий шаг, которым прошел Авраам, и это вы найдете, когда Бог привел его на суд. Текст говорит, что "Бог искушал Авраама", пробовал, что он будет делать для Него, и Он повелел ему: "Иди, возьми сына твоего, единственного твоего сына, Исаака, которого ты любишь, и убей его"; и Авраам пошел и возложил своего сына на алтарь,  и взял нож, чтобы перерезать горло ему, так что Авраам не пощадил своего сына Исаака, он не жалел никакой цены, чтобы повиноваться Богу как бы то ни было, и если бы Бог потребовал его собственную жизнь, он с радостью отдал бы ее, но   Исаак был для него дороже собственной жизни и это было не его дело только, но дело всего верного народа Божия. И таким же образом поступал апостол Павел, говоривший: "Я не знаю то, что постигнет меня, кроме того, что Святой Дух удостоверяет в каждом городе, что узы и скорби предстоят мне", но ни одна из этих вещей не пугает меня, и моя жизнь не дорога мне, лишь бы я мог с радостью закончить свое поприще и служение, "которое я принял от Господа Иисуса, чтобы свидетельствовать Евангелие благодати Божией". О благословен Дух! вот дело веры. Увы, когда мы подходим к делу Божию, как редко так бывает с нами, тем более так, чтобы нам была не дорога наша жизнь! Вот, говорю я, дело веры, действительно, когда человек довольствуется тем, что может сделать что-нибудь для Бога, и знает, что лишение свободы, потеря имущества, свободы, жизни - ничто из этого не помешает ему пройти и закончить свое поприще в утешении! Именно потому первые святые Божии с радостью принимали, когда они теряли все свое добро и жизнь. Мне кажется, я вижу святых, идущих ко Христу во всеоружии веры, и когда что-нибудь лежало у них на пути, они были довольны, когда должны были потерять все, расстаться со всем, чтобы иметь Христа. Посему говорит апостол Павел: "Я готов не быть связанным только, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса". Заметьте, что он готов был потерять свою жизнь, только бы не потерять своего Спасителя Христа, он решил так, и    он потерял свою жизнь ради Него. О, дай мне Спасителя моего, и возьми мою жизнь!
Последний шаг здесь заключается в следующем: когда душа, таким образом, решила не уклоняться от Бога, но расстаться со всем остальным ради Него, то за этим следует готовность и решение сердца исполнять все, чего требует Бог;  я говорю, что это последний шаг, когда, не посоветовавшись с плотью и кровью, без доверия к ним, так сказать, без неловкости сердца, мы обретаем готовность повиноваться Богу во всем, к чему Он призывает нас. Когда Авраам ыл призван, он ответил: вот я. И также сказал Самуил, "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой», и Анания: "Вот, я здесь, Господи". Верные души не уклоняются в сторону, как злой слуга, когда хозяин хочет использовать его для чего-то, но как слуга верный, ждут своего Господина, и они всегда готовы угодить Ему. Таким образом, вы увидите, как это было с Авраамом, когда Господь повелел ему выйти из своей страны, он повиновался, и вышел, не зная, куда идет, и он пошел радостно и легко, хотя он не знал, куда; и если мне скажут, что Господь к чему-то призывает, я не буду спрашивать, зачем, я просто исполню это повеление, хотя бы небо и земля сговорились перечить и доказывать мне, что со мной говорит человек или дьявол. Посмотрите, как Бог испытывает мужество и послушание веры в случае с Павлом. Все его прежние друзья не только оставили его, но и попытались воспрепятствовать делу его служения. Они пришли к нему, и они думали, они должны видеть лицо его, и просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Тогда Павел ответил: "Для чего вы плачете и разбиваете мне сердце", то есть зачем изливаете горе и досаду на мою душу, зачем возлагаете на меня бремя, чтобы я не был готов к исполнению того, что Бог требует от меня? Каково было христианское мужество Лютера, когда друзья отговаривали его ехать в Вормс! "Если бы там собрались все черти в мире, я все равно должен был бы туда идти во имя Господа моего Иисуса Христа". Вот последний шаг.
Теперь соедините воедино то, что я сказал. Тот, кто решил откликнуться на призыв Бога, будет полагаться на Его обетования и жить ими, чтобы отдохнуть в Господе, и ждать Его времени для даров Его милости,  чтобы прорваться через все препятствия и трудности, и, не считая ничего слишком трудным для Бога, исполняя свое послушание Ему с готовностью и радостью, он пройдет свое поприще к небесам до конца, с Его благословения; и как бы ему ни было тяжко, он так же уверен в спасении, как ангелы, и как жив Господь, так он будет спасен с верным Авраамом, потому что он ходит по стопам Авраама, и поэтому он обязательно будет там, где он. Посему ясно и  очевидно, что каждый верный человек может и должен подражать верному Аврааму.
Может быть, кто-то скажет, что мы здесь призываем людей к слишком высокому шагу, и конечно, те, кто имеет чувство Слова и разумение Святого Духа, подумают: что же будет с множеством тех, кто живет в лоне Церкви? Но понимаете ли вы, о чем идет речь? Основание этой доктрины стоит так: каждый верный человек имеет ту же веру, по ее природе и делам, что и у Авраама, и потому по своей природе и власти вера Авраама такова же, какой является вера каждого истинного христианина сегодня. Короче говоря, дело обстоит так: обетования Божии есть почва, на которой утверждается вся истинная вера, и Дух Божий созидает эту веру во всех истинно верующих; сила Духа такова, что Он являет Себя в сердце и жизни всех верующих, и если все они имеют одинаковые обетования по их вере, и один Дух работает в них, то Он производит и дела этой веры, ибо это не их собственные дела.
Каждый верующий, говорит Петр, равно имеет ту же драгоценную веру. Заметьте, что в мире есть много подделок веры, но все верующие имеют веру одинаково драгоценную. Имеет ли человек шесть пенсов серебром или золотую корону, они, будучи настоящими, так же хороши, как и любое количество того же металла; так же и с верой избранных Божиих. И посмотрите, как это происходит: сколько бы ветвей ни было привито к одному дереву, все они принимают участие в его жизни, и так обстоит дело и здесь. Господь Иисус Христос есть Тот, в Ком все верующие привиты духом Божиим и верою, поэтому, каковы бы ни были их плоды, все они от Него; они Его в любой степени, и хотя могут разниться в силе, но все они той же природы. Как все яблоки с одного дерева имеют одинаковый вкус, так каждый верный человек имеет ту же святость сердца и жизни, потому что он имеет тот же принцип святости. Плоды одного христианина могут быть меньше и беднее, чем у другого, но они те же по природе; в его жизни может быть не так много власти и полноты благодати, и все же это истинная благодать и практика, хотя они могут отличаться по степени.
Давайте теперь посмотрим, какую пользу мы можем принести себе, если докажем и подтвердим для себя все сказанное, ибо, конечно же, применение этой доктрины будет иметь большие последствия. Ибо если это правда - а в этом нельзя сомневаться, настолько сильны причина и очевидны аргументы - что каждый сын Авраама следует по пути   Авраама, то здесь вы можете ясно увидеть, кто имеет спасительную веру в самом деле, кто они, истинные святые и сыновья Авраама. В свете этой истины, по правилу этой доктрины вам следует исправить свои пути и дела, и если вы примените ее,  вы не можете не распознать, есть ли у вас вера или нет. Вера сама явит себя человеку и предъявит ему несколько условий того, чтобы последовать вере Авраама, так что человек, который последует ей, узнает, что значит верить, и каким образом можно считаться истинным верующим.
Я обращаюсь к вашим душам: разве не разумно последовать Господу и его слову, чтобы не проиграть? Разве молитва и Слово - не то, к чему следует прибегнуть для этого? Разве мы вправе ставить что-то в противоречие Божиим установлениям? Разве не очевидно, что мы под заповедями Слова? Если вы трепещете гнева и угроз смертного человека, как вы можете не смириться, когда слышите гром суда Господа в Его слове? Можете ли вы вменить ни во что, если Он требует поста, плача и скорби?  Авраам братья мои, был не таков, он не только совершил шаг веры, он далеко удалился от такого безразличия. Господь повелел ему: оставь свою страну, родство твое и дом отца твоего, и он оставил все, друзей и родных, и ничто не удержало его от послушания, но он охотно подчинился повелению Божию.
Есть те, кто не являются сынами Авраама, и в сердце своем лицемерят. Этот род имеет ныне более изысканный вид, чем когда-либо; он очень скрытен и обладает великой хитростью, однако истина быстро открывает, что это за люди. Многие лицемеры могут быть на словах готовы расстаться с чем угодно, и внешне пострадать за дело Божье, расстаться с множеством удовольствий и похотей, а также исполнять многие святые дела. Но вот разница между Авраамом и этими людьми: Авраам оставил все свое добро и все, что имел, но эти лицемеры всегда оставляют при себе тех или иных божков; они отдают дань своему богатству или беспечности,  или какой-либо тайной страсти, тому, что стало для них идолом, но пока они будут наслаждаться этим, они останутся ни с чем. Но вы должны знать, что если вы из детей Авраама, вы должны оставить всех своих богов, богов гордости, самолюбия, тщеславия, и оставить поклонение им, и следовать только одному Богу и Его истине. Это первое и главное, и я не могу останавливаться на этом дальше, ибо иначе времени не хватит уже ни на что.
Следующее, что здесь должно отметить - это то,  что если все святые Божии должны следовать тому же образу жизни и спасения, что Авраам, то именно это принесет им счастье. Посмотрите: как пошел Авраам, так должны идти и вы, у вас нет другого пути; тот путь, которым последовал он, должен быть вашим путем, и его принципы - правилом для всего вашего хождения и жизни. Нет никакого другого пути, которым можно прийти к жизни и счастью. Я говорю, что многие плотские люди думают, что Господь предоставил им что-то новое для жизни, и что они не должны идти обычным путем, но Бог сократил для них эти труды. Многие значимые и сильные люди думают, таким образом, что Бог все равно помилует их. Должны ли они постоянно смиряться и молиться? Это занятие для бедняков и нищих; их сословие не должно страдать, потому что Бог, безусловно, дал ему послабления. И бедняки думают, что это, должно быть, для людей, у которых больше свободного времени. Увы, они живут своим трудом, и они должны усердствовать ради того, что имеют, и поэтому они не могут делать то, что  от них требуется. Но пусть никто не будет введен в заблуждение тем, что Авраам делал, а я буду это опускать. Разве не ясно говорит Господь в Своем Слове, что мы должны предпринять те же шаги, что Авраам, если мы хотим когда-нибудь прийти туда, где Авраам?
Вы не должны рассуждать так, что Бог не требует от одного человека того, чего требует от другого. Если вы пришли к той же гавани, вы должны плыть через то же море. Вы должны ходить в той же благодати, если хотите прийти в то же Царство славы. Есть самомнение, что угнездилось в сердцах многих людей, более того, большинства людей, особенно богатых и мудрых, которые имеют лучшие владения и поместья в мире, чем обычные люди. Они думают: зачем это нужно? Разве человек не может быть спасен без этого? Конечно же, братья мои, вы должны научиться от нашего Спасителя и апостола Павла другому. Я уверен, что они никогда не знали ничего иного, а все, кто об этом заблуждении думают, предаются пустым мечтам. Не кто иной как дьявол убеждает вас в этой лжи, это всего лишь его иллюзия, чтобы держать вас в неверии и доводить до погибели в ложных, пустых мечтаниях. Истина в том, что есть только один путь, и только им  вы должны идти, если когда-нибудь вы придете к жизни и счастью. Только таким образом вы не будете введены в заблуждение и не пострадаете от того, что ваши глаза будут ослеплены; ибо зная, что делал Авраам, вы должны сделать то же самое, если не в действии, то в любви. Если Бог сказал оставить все, вы должны это сделать, по крайней мере в отношении привязанностей. Вы должны также по-прежнему уповать на Его силу и провидение, оказывая послушание Ему во всем, и быть довольными, отдавая себя в Его волю. Именно так вы должны ходить, если вы когда-нибудь придете к небесам.
Последнее применение должно быть утешением для всех святых и народа Божия, тех, чей ум может засвидетельствовать, что они потрудились, чтобы идти от чистого сердца по следам Авраама. У меня есть два или три слова для таковых.
Вы можете быть уверены по Слову Божию, что ваш путь благ, и пребывать в утешении, и Бог небесный будет с вами,  и будьте уверены в том, что если вы пойдете по следам Авраама, вы войдете в тот же покой, что и Авраам, и никогда не пожалеете о всех скорбях и болях, которые перенесли ради этого. Возможно, этот путь покажется болезненным и утомительным для вас, однако позвольте мне напомнить вам слова Авигеи Давиду: "И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою" (1 Цар.25.30-31). Братья мои, позвольте мне сказать вам: вы найдете неприятности и неудобства, и можете пострадать от рук нечестивых в этом мире. Многие Навалы и Каины восстанут против вас; переносите это с терпением. Знайте, что это путь нелегкий, но верный, тяжкий, и все же добрый, и конец его будет счастливым, так что вы никогда не раскаетесь в нем,  когда Господь совершит все то хорошее, что Он изрек о вас.
О, посмотрите на человека, на то, как легко и коротко его дыхание; после того как он провел многие часы и дни в молитве к Господу, он все еще борется со своим растлением, и похоти восстают в нем даже после того, как он долгим трудом навык послушанию Господу. Посмотрите же на человека, прошедшего этим путем; теперь его совесть открыта, святость и искреннее стремление к ней не тяготят его, и он не горюет о том, что перенес много ненужных скорбей, как мир смотрит на это; нет, для него это больше не вопрос. Он знает, что ему пришлось нелегко, но его кончина будет благословенна. Он подвизался за венец, и теперь он видит этот венец. Ничто свое для него уже не имеет значения. Все искушения и бесчинства злых людей теперь слишком коротки, чтобы тяготить его. Он настолько далек от того, чтобы о чем-то жалеть, что он радуется и торжествует среди всей боли и заботы, и труд любви, в которой он возлюбил Господа Иисуса, открывает его сердце Ему.
Посмотрите теперь на другого человека, проведшего жизнь здесь в роскоши и веселье, среди обилия почестей и удовольствий, но с небрежением относившегося к Богу и Его Слову, грубого в словах и беспечного в делах, и спросите его на смертном одре, что с ним происходит. О, какое горе для него время, которое он провел зря! Душа его ненавидит каждого человека, содействовавшего ему во грехе. Ему не остается ничего, кроме желчи и полыни. Сладость прелюбодейной похоти ушла, и остается лишь жало совести. Любостяжатель должен расстаться со своим добром; только желчь аспидов остается с ним. Душа закрыта изнутри,  и сердце переполнено скорбью. Возьмите этих двух людей, говорю я, и посмотрите их конец, и убедитесь в том, что вы никогда не раскаетесь в том, что сделали хорошо, если вы  шли по следам веры Авраама.
Братья мои, у вас было много страданий, но Господь явил много милости для вас. Бог поступает со своими слугами, как отец со своим сыном, после того как он послал его в путешествие, чтобы совершить некое дело, зная, что оно опасно, и многие бури и большие трудности ему предстоит пережить. Но как отец милует своего сына! Как он возрадуется, когда сын вернется домой! Как будет готовиться к тому, чтобы встретить его, приветствовать и одарить всем добром! Братья мои, умоляю вас, подумайте об этом ради святых и народа Божия. Вы должны найти на вашем пути много бед и горестей, но это еще не конец. Где больше страданий, больше милосердия. Бог и Отец видит рабов Своих, и если они страдают и переносят скорби с чистой совестью, то как Его глаза видят их, так  душа Его милует их. Его сердце обливается кровью в Сыне за тех, к кому Он имеет самое нежное сострадание, и Он говорит в Себе: воздам им, когда они вступят в Царсво Мое, за все их терпение и заботу, и ревностное хождение по пути Моему, и они получат двойную награду Мою, венец вечной славы. Думайте об этих вещах, которые невидимы, но вечны. Видимое временно, и оно всегда обманет нас. Пусть же наши сердца сосредоточатся на невидимом, и мы получим отдых и покой навсегда!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn