Интеллигенция и топор

Пюрвя Мендяев
Одна из тем, о которых мне хотелось написать это тема о писателях и о персонажах их книг. Дело в том, что как считают многие авторитетные литературные критики – одна из основных задач настоящего большого писателя это поиск новых людей. То есть тех персонажей, чья жизнь и история либо не были описаны ранее другими авторами, либо они и их судьбы являются продуктом или проявлением каких-то серьезных изменений в жизни мира, государств и общества.  Считается, что большие писатели показывают  человечеству через выявление новых людей то, какое будущее его ожидает.

В этом смысле очень интересен Достоевский и Горький. «Преступление и наказание» и «Жизнь Клима Самгина».  Это, на мой взгляд, первые в российской литературе романы об интеллигенции. Я не знаю достаточно хорошо мировую литературу, чтобы говорить о том, что об этом сословии кто-то написал нечто особенное. Но ничего в голову не приходит. Может разве только Ницше. Но он не совсем писатель, хотя я очень люблю его книги, но они, и даже «Заратустра» не совсем художественная литература. хотя идеи они во многом схожи. Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться.  В определенном смысле Ницше это последователь Достоевского. Но в любом случае именно эти люди первооткрыватели темы интеллигенции.  И наверно это неудивительно. На мой взгляд объясняется этот феномен просто.  Раньше писатель и интеллигент это были слова почти синонимы. А заниматься само описанием дело предельно сложное. Нужен был взгляд со стороны. Но взяться ему было неоткуда.

    Не хочу сказать, что автор «Преступления и наказания» не был интеллигентом, но он весьма сильно отличался от прочих писателей своего времени. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Ницше был во многом чужд отечественной просвещенной публике.  Горький же был и вовсе из простого народа.

Но обратимся к книгам.

 Начнем с того, что интеллигент, Раскольников неожиданно приходит к выводу, что для получения ощущения себя неким подлинным человеком он должен переступить через запреты и совершить убийство. Оказаться по ту сторону добра и зла. Насколько я понимаю это коренной перелом в самоощущении интеллигента и интеллигенции вообще. Ницше – это в очень большой степени это и есть этот самый Раскольников. Освободиться от строгой общественной морали и ценностей – вот путь к полному освобождению. Очевидно, что и ранее интеллигент мог взять в руки топор и пойти, к примеру, на войну. Или стать бандитом. Но при этом он переставал быть интеллигентом.


Но интеллигент, требующий для себя права на абсолютную не привязанность к общественным ценностям и ставящий во главу угла догмат своей собственной воли, воли к власти – это явление совершенно новое. Достоевский видимо ощутил нечто растворенное в воздухе и сумел это изобразить на страницах своей книги. На тему же убийства его натолкнуло дело Пьера-Франсуа Ласенера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество. Интеллигент как адепт полной свободы воли. Адепт, готовый пожертвовать для этого даже своей свободой. Это человек способный ради своеволия пойти на службу хоть к черту.  Что было полным противопоставлением представлению, что внутреннее ощущения себя глубоко грешным и преодоление в себе этой греховности и есть суть  интеллигентности. Грех более не являлся грехом, ибо грех это приоритет общества. А у человека, вставшего над обществом и его законами, грехов быть не может априори.  Разве что чревоугодие и неопрятность, но опять же. А судья то кто здесь?

Если мы посмотрим на Раскольникова, то сам подход к теме практически полностью повторяется вслед за ним Ницше. Крайний индивидуализм и приоритет частного над общим.


Если мы посмотрим на книгу Горького, то увидим, что она основана на неких ранее не вскрытых представлениях об интеллигенции царивших в народном сознании. Интеллигент, чаще всего некий громотей, составляющий какие-то страшные бумаги, или  или врач-немец, все эти люди воспринимались как нечто весьма близкое к силам зла. Как некие опасные и злобные бесы, владеющие знанием, но продавшие за это свою душу Сатане. В очень большой степени жизнеописание Клима Самгина Горького, близкого к народной стихии человека, это жизнеописание молодого беса. И так удивительно получается, что этот бес, в коем человеческого особо ничего нет, вдруг и в действительности становится похожим на беса. Человеком вставшим по ту сторону добра и зла...

Продолжение следует….возможно…