Водка и метафизика. О книге А. Никишина

Фёдор Киприянович Чернов
               
  Приятный сюрприз – увидеть в библиотеке книгу одного из авторов сайта Проза.ру, да к тому же зачисленного мною в рубрику «Избранные».
«Тайны русской водки. Эпоха Иосифа Сталина», – так назвал своё произведение Александр Никишин. Издана она в Москве в 2013 году.

Читая эту книгу, получаешь истинное удовольствие от обилия информации, разнообразных эмоций,  умения автора подать интереснейшие, часто неизвестные широкому кругу исторические факты. Первая глава сразу привлекает названием: «Добро водка или зло?» Казалось бы, второй вывод очевиден. Однако автор показывает, что всё не так однозначно.

 «Питие есть веселие» - слишком уж укоренилось в национальном сознании это отношение к зелёному змию. И не только веселие, но и средство расслабиться, забыться, хоть на время уйти от суровых реалий. И также – часто – способ улаживания дел. Приятель-англичанин А.Никишина Джеффри уговорил его взяться за историю водки в России. Этот Джеффри научился хлестать водку по-русски, по словам автора: «После чего, по его словам, деловые разговоры превращались в дружеские и по сей день напоминают ему райские кущи, где щебечут птицы и журчат ручьи».
Александр Никишин пишет о Петре I как выдающемся бражнике и о Сталине, пытавшемся повторить достижения императора. И тот, и другой, по словам автора, «вершили политику за обеденным столом».

Водка и пьянство в целом процветали и в Красной армии, и в Белой. Более того, во время 1 Мировой войны пьянство наблюдалось и в действующей армии. Никишин пишет о пьяных традициях военных в 19 веке.

Велика роль водки и в период Отечественной войны. Об этом автору говорили ветераны. Ему посчастливилось встречаться со многими известными людьми, брать интервью у них. Как, например, у знаменитого философа и писателя Александра Зиновьева, который во время войны был боевым лётчиком. Зиновьев признался, что при встрече с приятелем, которого не видел с 1942 года, в голову приходили «только пьяные истории, наши с ним застолья!» Александр Никишин цитирует собеседнику его же строки: «Мы ж небо зрили через дно гранёного стакана. Трубой архангела гремела нам бутылка. И просветляла нас от пяток до затылка».

Так что водка и питие – не просто дань традиции, для России это уже понятия метафизические. В книге приводится афоризм, придуманный упомянутым выше приятелем-англичанином: «Когда я думаю о России, я думаю о водке. Когда я думаю о водке, я думаю о России…»

Многим, пожалуй, в нашей стране сей афоризм (афонаризм) не понравится. Можно найти наставления и увещевания святых, обличающих пьянство. Привести в пример старообрядцев, в среде которых строго-настрого запрещались употребление спиртных напитков, курение, сквернословие и прочее непотребство. Вспомнить учение Льва Толстого и его последователей – толстовцев. Однако в любом случае история нашей страны будет неполной, если не принимать в расчёт роль крепких спиртных напитков и отношение к ним высшего сословия и широких народных масс. Александр Никишин восполнил этот пробел и сделал это глубоко и ярко.