Нагима Абдувалиева, мать Чингиза Айтматова

Гениальные Матери Планеты
Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904–1971),
мать писателя Чингиза Айтматова

«Наша мама, Нагима Айтматова, в девичестве Абдувалиева, родилась 7 декабря 1904 года в городе Каракол на Иссык-Куле. Её отец Хамза Абдувалиев в свое время был одним из самых авторитетных, богатых и известных людей Иссык-Куля... Вполне возможно, что Хамза сначала учился в медресе, а затем в русской школе, потому что по тем временам он был высокообразованным, всесторонне развитым человеком: Хамза читал и писал по-татарски, знал арабскую письменность, хорошо владел русским языком и кириллицей и знал толк в купеческом деле». Так писала в своих воспоминаниях Розетта Айтматова («Белые страницы истории»).

Родиной предков Нагимы была деревня Мачкара в Татарстане. На сельских кладбищах до сих пор сохранились могильные плиты праотцов, начиная с XVII в. Мать Нагимы — Газиза тоже была татаркой, причём из знатной сибирской семьи. В браке с Хамзой Абдувалиевым родились восемь детей, четыре мальчика и четыре девочки. Нагима была младшей из дочерей. Дети росли дружными, в глубоком почтении к родителям. Старшие заботились о младших, друг к другу обращались на «вы».

Накануне революции Абдувалиевы жили в городе Каракол (в Киргизии). Они купили грузовую баржу, построили  торговые ряды, похожие на петербургский Гостиный двор. Нагима вспоминала, что в семье всегда отмечали Уразу, Курбан-байрам и Навруз. По мусульманским традициям половину двухэтажного купеческого особняка считали женской. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, который в народе называли «Садом Абдувалиева».

Воспитанию и образованию детей в семье Абдувалиевых придавалось особое значение. Все дети: и мальчики, и девочки, сначала учились в медресе (мусульманской школе), а затем — в русской школе. Старший брат Нагимы Сабир получил образование в Европе, увлёкся там литературой и театром. Вернувшись на родину, он вместе с друзьями организовал самодеятельный театр. Нагима принимала участие в постановках брата, играла главные женские роли.

После Революции в особняке Хамзы Абдувалиева устроили школу, и семье пришлось переехать в домик на две комнаты возле сада. Во время коллективизации, когда в Киргизии развернулась борьба с «байскими элементами», родителям Нагимы пришлось уехать в Ташкент, где они вскоре и умерли.

В 1925 году Нагима Абдувалиева окончила школу-гимназию. Девушка мечтала стать врачом, но из-за «байского происхождения» её документы не приняли даже в медучилище. Однако Нагима не опустила руки. Прекрасное образование, которое дали ей родители, было востребовано в молодой Советской Киргизской Республике. По рассказу Розы Айтматовой, «мама была женщиной образованной для тех времён: она закончила медресе на татарском языке, женскую гимназию на русском языке… владела арабской вязью и латиницей».

Нагима пошла на курсы стенографисток и вступила в комсомол. После окончания курсов способную девушку взяли на работу заведующей отделом Каракольского комитета комсомола. Красивая образованная комсомолка стала идейным борцом против униженного положения женщин Востока. Своими пламенными речами и статьями она обратила на себя внимание партийного руководства Республики.

В 1926 году Нагиму Абдувалиеву отправили на комсомольские курсы в Пишпек (ныне Бишкек). Там, на курсах она встретила своего будущего мужа Торекула Айтматова, руководителя отдела пропаганды и агитации обкома ВКП (б). Это была любовь с первого взгляда. 3 сентября 1926 года Нагима и Торекул зарегистрировали свой брак.

В начале 1927 года молодожёнов отправили в Джалал-Абад. Торекул был назначен ответственным секретарем обкома ВКП (б), а Нагима — секретарём горкома комсомола. В 1928 году родился их первенец, будущий великий писатель Чингиз Айтматов. Всего в семье Айтматовых родилось пятеро детей: в 1931 — второй сын Ильгиз, в 1934 — двойня, названная в честь Революции: сын Рева (вскоре умер) и дочь Люция, в 1937 — дочь Розетта. Первоначальным образованием детей занималась мать. В шесть лет все они умели читать.

Нагима Абдувалиева была выдающейся женщиной и  талантливым организатором. В конце 1920-х годов она возглавила движение по раскрепощению женщин-мусульманок. Смело выступала против калыма, многожёнства, ранних браков, продажи детей, девушек и женщин, против преследования женщин, снявших паранджу. В то же время Торекул Айтматов занимал важные партийные посты в Киргизии.

С 1935 года семья проживала в Москве, где Торекул учился в Институте красной профессуры. В 1937 году мужа исключили из партии и ему грозил арест. Торекул и Нагима поняли, что нужно спасать детей. Отец быстро собрал жену и четверых детей и отвёз их на вокзал. Через семь суток поездом Москва-Фрунзе семья ночью прибыла на станцию Маймак в киргизской степи. Из этой станции на телеге её привезли в село Шекер, к родственникам мужа.

Вскоре самого Торекула и некоторых его родственников арестовали. Почти все мужчины в семействе Айтматовых в годы репрессий были расстреляны. 34-летняя Нагима оказалась в отчаянном положении, так как на её руках осталось четверо детей: старшему сыну Чингизу было девять лет, младшей дочери — пять с половиной месяцев. Как жену «врага народа» её не брали на работу. Один начальник советовал ей отдать детей в детский дом и устраивать свою личную жизнь.

«Чтобы я бросила своих детей!? Пока я жива — этому не бывать!», — воскликнула, Нагима и выскочила из кабинета начальника. Внутри у неё все клокотало, голова кружилась, к горлу подкатил комок… Чтобы не упасть, она обхватила дерево, росшее перед районным административным зданием и горько плакала», — рассказывала о своей матери Розетта Айтматова.

Любовь к детям помогла Нагиме стойко перенести все испытания и беды. По воспоминаниям её внука Санджара, даже «в критических ситуациях она сохраняла человеческое достоинство, не падала духом, была принципиальной, честной, не перешагивала через человеческие нормы».

Устроиться на работу Нагиме помог Отто Зюдельман, по национальности немец. Благодаря ему она получила не только работу учётчицы, но и две комнаты в бараке.

Во время Великой Отечественной войны Нагиме было особенно тяжело. На свою мизерную зарплату она могла купить только одну буханку хлеба. «Чтобы спасти детей от голода, Нагима Хамзиевна, во время уборки урожая, работала на току в больших кирзовых сапогах. Придя домой, она высыпала из сапог зерно и, собрав каждое зёрнышко, молола на ручной мельнице (жаргылчак) и пекла детям хлеб», — описывается в книге «Дочери земли кыргызской».

Благодаря отзывчивости и дружелюбию Нагимы Айтматовой в самые тяжелые годы войны учителя и соседи в сёлах Жийде, Покровка, Кировка не остались безразличны к судьбе одинокой матери с детьми, помогали чем могли, согревали своим теплом. Киргизы, русские, карачаевцы, немцы, украинцы, греки, татары, казахи, порой совершенно незнакомые люди протягивали руку помощи.

Все дети Торекула и Нагимы были очень дружны между собой, с глубоким почтением относились к матери, называли её на «вы», помогали ей во всём. Портреты детей Айтматовых висели в школе на доске почета. Чистота и одухотворённость Нагимы передались её детям. «Не смотря на очень бедные условия наша мама воспитывала нас и сохраняла идеи, чтобы мы думали об интересах народа», — сказал в интервью Ильгиз Айтматов.

Во время войны юный Чингиз стал работать секретарём сельсовета, ему выделили 30 соток земли. Овощи, выращенные на этой земле, помогали семье прокормиться в тяжелые годы. Брат Ильгиз, совсем ещё мальчик, работал почтальоном. В любую погоду он разносил односельчанам письма с фронта. В пятнадцать дет он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Нагима Айтматова боялась только одного: чтобы кто-нибудь из сыновей не стал заниматься политикой и не повторил судьбу отца. Она мечтала, чтобы у каждого из её детей была интересная профессия.

Борясь за жизнь детей, преодолевая трудности, мать беспрестанно думала об их будущем. Её целью было дать детям высшее образование. Ради этого в 1947 году она переехала в село Покровка, где была русская средняя школа.

Нагима была в отчаянии, когда её дочери Люции, окончившей с отличием школу и сдавшей на пятерки экзамены в Московский энергетический институт, отказали в приёме. Отказ объяснили тем, что девушка – дочь «врага народа». От горя Люция хотела броситься под поезд и только мысль о маме остановила её от ужасного поступка. К счастью, приехал старший брат Чингиз и объяснил сестре, что не обязательно учиться в Москве, чтобы получить профессию инженера. Люция успешно поступила в Политехнический институт города Фрунзе (Бишкека).

Все сыновья и дочери Нагимы Хамзиевны получили высшее образование и стали высочайшими профессионалами. Вот как начинается глава из книги «Дочери земли кыргызской», посвященной матери великого писателя: «Нагима Айтматова — Мать, великая женщина Кыргызстана, подарившая миру замечательных детей».

1. Чингиз Айтматов — всемирно известный писатель. Его книги переведены более чем на сто языков, многие из них экранизированы.
2. Ильгиз Айтматов — ученый с мировым именем, академик.
3. Люция Айтматова — первая среди женщин-киргизок инженер-энергетик, общественный деятель.
4. Розетта Айтматова — кандидат физико-математических наук, лидер женского движения, перевела на кыргызский язык и издала Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Младший сын Нагимы Ильгиз написал ей в письме: «Мама, тебе, конечно, было очень трудно, гораздо труднее, чем кому-либо из нас. Но благодаря твоей устойчивости, большому мужеству мы вышли в люди. И ты можешь быть спокойна и горда, как человек, до конца выполнивший свой материнский и гражданский долг перед семьей и обществом. Я не могу, как и каждый из нас, без благодарности к тебе вспоминать прошедшие годы».

Внук Нагимы Санджар вспоминал о ней: «Моя бабушка — самая любимая, самая красивая, умная, добрая, мудрая. Она отличалась от всех — была сильная духом, хотя физически была очень слаба. Я никогда не слышал и не видел, чтобы она жаловалась».

Нагима Айтматова до конца своей жизни оставалась примером и нравственным авторитетом для своих детей и внуков.

Когда в 1962 году здоровье Нагимы резко ухудшилось, и она попала в больницу, Чингиз, тогда уже известный писатель, пригласил к ней самых лучших врачей и достал сильные препараты, которых в Киргизии тогда еще не было. Благодаря этому Нагима пошла на поправку и прожила еще десять лет. Чингиз посвятил ей свою повесть «Материнское поле», в которой он, по его словам «выразил всё, что хотел сказать о своей матери».

«Поклон Матери нашей! Каким мужеством, мудростью и преданностью своему родительскому долгу обладала она! Все лучшее в нашей жизни и судьбах наших, включая наше образование, было достигнуто благодаря её труду и мужеству». Так сказал о своей маме Чингиз Айтматов.

В статье «Снега на Манас-Ата» он писал: «…будь я скульптором или художником, жизнь посвятил бы тому, чтобы создать образ женщины военных лет, в котором попытался бы выразить в едином порыве все свои чувства благодарности, восхищения, гордости и сострадания к ней, к этой великой фигуре двадцатого века». «Мать — это начало Родины, Мать — это родной язык, Мать — это совесть, вкушенная вместе с материнским молоком».

Нагима умерла 10 августа 1971 года. В последний путь её провожали самые лучшие киргизские акыны, которые пели плач-причитание по усопшей. Проститься пришло очень много людей. Односельчане шли всей толпой.

После смерти Нагима Айтматова стала примером для подражания для миллионов молодых и будущих матерей.

4 февраля 1992 года решением исполкома городского Совета народных депутатов города Джалал-Абада центральной городской аллее также было присвоено имя Нагимы Айтматовой. Пусть эта аллея будет светлым памятником материнству, мужеству, благородству и мудрости женщин, чьё имя Мать. В 2004 году в Каракоруме, в честь 100-летия Нагимы Айтматовой, её именем была названа улица.

В 2007 году вышла книга «Дочери земли кыргызской», которую написала К. А. Бектурганова. Первая глава этой книги «Дарящая жизнь» начинается с рассказа о Гениальной Матери — Нагиме Айтматовой.

В январе 2015 года торжественно отмечалась 110-летняя годовщина со дня рождения Нагимы Айтматовой. Торжества, организованные татарско-башкирским культурным центром «Туган тел» и благотворительным фондом «Эне» («Мать»), прошли в столице Кыргызстана Бишкеке. На этом юбилее присутствовали дети, внуки и родственники Нагимы Хамзиевны, принимали участие гости из Татарстана и Азербайджана. Память матери Айтматовых чествовали много известных деятелей Киргизии. О ней говорили как об одной из самых ярких представительниц татарского народа.

В мае 2015 года в Казани при поддержке Всемирного конгресса татар увидела свет документальная книга, посвящённая Нагиме Айтматовой. Её автор Фаузия Байрамова назвала свою книгу «Ана», что значит «Мать». «Через образ Матери автор анализирует судьбу всего татарского народа, раскрывает роль женщины в сохранении рода и нации».

Для нас, авторов проекта «Гениальные Матери», все эти события чрезвычайно важны. Примеры киргизского и татарского народов вселяют надежду, что скоро и в России засверкают имена Гениальных Матерей рядом с именами своих великих детей. Их биографии будут изучать в школах.

_____________________________


Долгие годы Нагима Хамзиевна и её дети искали место погребения отца — расстрелянного в 1938 году Турекула Айтматова. И только в 1991 году вблизи Бишкека в урочище Чон-Таш было найдено место массового захоронения. Среди погребённых оказался и отец семейства Айтматовых. Его с почестями перезахоронили на мемориальном кладбище «Ата-Бейит» («Могила отцов»). В 2008 году рядом с могилой отца был похоронен писатель-классик Чингиз Айтматов. Такова была его воля в завещании.